Авиакатастрофы из-за птиц
Впервые подобное произошло в 1912 году в Калифорнии. Из-за столкновения самолета с птицей погиб авиатор. До 50-х годов нашего века такие катастрофы воспринимались как нечто из ряда вон выходящее. Участились они с ростом скорости самолетов, когда стали применяться турбореактивные и турбовинтовые двигатели. Во-первых, птицам стало труднее избегать столкновений, во-вторых - при этом возросла сила их удара. Например, если морская чайка врежется в самолет, летящий со скоростью 320 километров в час, то сила удара будет равна 320 килограммам, а при скорости 960 километров в час - уже 2800. Поэтому птицы разбивают даже пуленепробиваемое остекление кабины. Неоднократно встречались случаи засасывания птиц через воздухозаборники в турбовинтовые двигатели, что выводило последние из строя и приводило к катастрофам.
В основном столкновения с птицами происходят на малых высотах, на взлете или при посадке. Причем большей частью в пору весенних и осенних миграций пернатых и во время тренировочных полетов молодых птиц. Такие неприятности случаются обычно в районе взлетно-посадочной полосы. Главная причина появления здесь птиц -это наличие корма на летном поле или вблизи него. Да и тут куда безопаснее - место открытое, издалека виден любой хищник, а также охотник.
На аэродромах немало растительных кормов. Семена растущих на летном поле трав привлекают большие стаи голубей. Когда эти семена ветром приносит на взлетно-посадочную полосу, зерноядные птицы - тут как тут. На твердом покрытии им легче отыскать семена. Особенно крупные скопления птиц на аэродромах наблюдаются после покоса трав.
В некоторых местностях (скажем, районы Краснодара, Сочи, Симферополя и др.) в окрестностях аэродромов расположены вишневые сады, виноградники, посевы кукурузы или подсолнечника. Они привлекают стаи скворцов и грачей. А вороны на южных аэродромах используют бетонное покрытие для раскалывания грецких орехов.
В районе аэродрома птицы находят и корм животного происхождения, особенно когда вблизи него проводится пахота. Следуя за плугом, грачи или чайки выбирают всякую живность в земляных отвалах.
Надо сказать, что и сам бетон аэродрома нагревается больше, чем окружающая земля, что привлекает различных насекомых. Поэтому, например, козодои кормятся здесь ночью, а ласточки и стрижи - днем.
Средство от насекомоядных птиц очень простое: вблизи взлетно-посадочной полосы следует оставлять (не скашивать) высокую траву Как показывают наблюдения орнитологов, птицы ищут корм лишь там, где трава выкошена и изрежена.
В Австралии обратили внимание, что большое количество насекомых слетается на белый свет пограничных фонарей у летного поля. У одного фонаря скапливается до 182 граммов только погибших насекомых. По этой причине у аэродромов концентрировались летучие мыши и птицы. Когда белое освещение заменили на оранжевое, насекомых у фонарей стало собираться на 92 процента меньше.
Большую опасность столкновений птиц с самолетами создают свалки мусора, содержащего пищевые отходы. Они как источники корма привлекают стаи птиц. Стремительный взлет пернатых, напуганных низко летящим самолетом, очень опасен, особенно в сумерках или ночью, когда взлет птичьей стаи носит панический характер.
Какие виды птиц чаще всего сталкиваются с самолетами и вертолетами? В 1974 году в авиации девяти европейских стран 54 процента столкновений произошло с чайками, около 8 процентов - с чижами и деревенскими ласточками. Пик столкновений пришелся на сентябрь и октябрь.
Для борьбы с "птичьей опасностью" издавна применяются различные средства отпугивания пернатых. Вначале использовали пиротехнические, в которых сильный взрыв сочетается с вспышкой огня.
В Англии применяли ракетницы и ракетницы-хлопушки, в Канаде приспособили малокалиберную автоматическую пушку. В Швейцарии пользовались ракетами с радиусом действия 300-600 метров. Однако самой эффективной оказалась ружейная стрельба, хотя и она не всегда результативна -обычно птиц удается прогнать только вторым или третьим выстрелом. В целом пиротехнические средства дали положительный, но кратковременный результат.
Еще меньшим оказался эффект от применения акустических средств, основанных на произвольно выбранных шумах. Ведь птицы у аэродромов привыкли к реву реактивных двигателей, поэтому затруднительно их отпугивать силой какого-либо звука. Не оказались надежными ни карбидные пугачи, ни симфоническая музыка разной интенсивности, ни так называемый белый шум (смесь разных частот), ни автомобильные клаксоны, ни ультразвуковые генераторы.
Тогда провели опыты по использованию хищных птиц. В Великобритании такие попытки были еще в 1947 году Особенно эффективно птиц отпугивал сокол, и наиболее успешно - на военно-морском аэродроме Лосимут в Шотландии, где против морских чаек действовали соколы-сапсаны. В Голландии же на авиабазе Леуварден в этих целях применяли ястребов-тетеревятников. У тех и других птиц есть свои преимущества: сокол атакует добычу с большого расстояния, а ястреб совершает неожиданные короткие броски.
Кроме самих этих птиц использовали и их имитации - как неподвижные силуэты ястреба и сокола, так и чучела, муляжи с машущими крыльями. В Новой Зеландии была изготовлена даже радиоуправляемая летающая модель ястреба длиной более метра и с размахом крыльев 1 метр 75 сантиметров. Но если птицы в своей повседневной жизни не встречаются с настоящими ястребами и соколами, то их реакция на самые современные и совершенные модели быстро угаснет.
Изучали также возможности непосредственного влияния на птиц радиолокационных излучений и применения радаров. Однако, как выяснилось, отпугивающее воздействие радара на птицу проявляется только в непосредственной близости от источника излучения - всего в 5-7 метрах. Предлагали также использовать мощные источники света.
Безусловно, поиски технических решений продолжатся. Самыми же надежными, наверное, все-таки останутся биологические меры. Если их применять в комплексе, то они могут дать наибольший эффект. Рассмотрим их.
Прежде всего следует ликвидировать в районах аэропортов городские свалки и сточные водоемы.
Дальше, надо изыскивать такие виды растительности для травяного покрытия аэродромов, которые были бы наименее привлекательными для птиц. Нежелательно высевать там, скажем, кретовник, горец птичий или спорыш, марь и другие подобные сорняки.
В окрестностях аэродромов нецелесообразно сеять кукурузу пшеницу просо, гречиху, иные зерновые культуры, а также подсолнечник, ягодные кустарники, рябину вишню и грецкий орех.
Запрещаются требующие регулярной обработки земли сельскохозяйственные работы.
В некоторых местах выкорчевывают все деревья и кустарники на расстоянии до 180 метров от взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек.
После дождя на бетонное покрытие выползает множество привлекающих птиц дождевых червей. В Канаде с профилактической целью проводят мероприятия по уничтожению червей ядохимикатами со специальных машин. Но куда более эффективно вдоль взлетно-посадочной полосы делать металлические "канавки", через которые червям не переползти. Такие "канавки" были впервые опробованы в Новой Зеландии и оказались лучшим средством борьбы с червями. А близ аэродромов в Англии, Австралии и Канаде над водоемами и канавами с водой натягивают проволоку или капроновую леску Они пугают птиц, мешают им садиться на воду
Для наблюдения за птицами в полете применяются радиолокаторы системы противовоздушной обороны и аэродромные. Но наибольший эффект дает совмещение радарных и визуальных наблюдений. Для этого на оси антенны радиолокатора монтируют оптическую установку (бинокль, перископ, телескоп, нередко с фото- или киноприставкой). Высоколетящих птиц регистрирует радар, а низколетящих - визуальный наблюдатель. Оба вида наблюдений дополняют друг друга.
- Содержание
- I.Введение
- 1.1. Предмет, метод бжд, его структура и содержание
- 1.2. Основные положения теории риска
- 1. Охрана труда в рф. Законодательство по охране труда
- 2. Основные понятия об охране труда
- Техническая и социально-экономическая направленность охраны труда
- II. Организация охраны труда на предприятиях
- Предприятиях
- 2.2. Ответственность должностных лиц
- 3. Отдел охраны труда (от) и его задачи
- 4. Виды инструктажа
- 5. Планирование и финансирование мероприятий по от
- III. Анализ производственного травматизма и профзаболеваний
- 1. Классификация травм
- 3. Положение о расследовании и учете несчастных случаев. Составление актов о несчастных случаях
- 4. Методы изучения травматизма
- 5. Анализ влияния условий труда на травматизм и профзаболевания
- 6. Система управления безопасностью труда (субт) на предприятии
- IV. Защита от вредных химических веществ
- 1. Понятие о токсичности. Задачи промышленной токсикологии. Отравления острые и хронические
- 2. Связь между физико-химическими свойствами, строением химических веществ и их токсичностью
- 3. Пути проникновения ядов в организм. Классификация ядов по характеру воздействия на организм
- Классификация промышленных ядов по характеру воздействия на организм.
- 4.Химические ожоги и способы их предупреждения
- 5. Классификация производственной пыли
- 6. Предельно допустимые концентрации (пдк) вредных веществ
- 7. Методы определения концентрации газов, паров и пыли в воздухе
- Санитарные группы технологических процессов. Состав бытовых помещений на предприятии
- V. Освещение производственных помещений Классификация производственного освещения
- Основные светотехнические характеристики, используемые при нормировании искусственного освещения
- Нормирование искусственного освещения
- Нормирование естественного освещения
- Значения коэффициента естественной освещенности для производственных помещений
- VI. Метеорологические условия и их нормирование в производственных помещениях в соответствии с гост 12.1.005-88.
- VII. Классификация вентиляционных систем
- Заборный воздуховод; 2 – фильтр; 3 – соединительный воздуховод; 4 – калорифер;
- VIII. Защита от шума и вибрации Основные физические и физиологические характеристики шума и вибрации
- Действие шума на человека. Нормирование шума
- Воздействие вибраций на человека. Нормирование вибраций
- Гигиенические нормы вибрации, воздействующей на человека в производственных условиях
- IX. Безопасность систем, работающих под давлением Общая характеристика систем, работающих под давлением. Причины аварий
- Требования к материалам и конструкциям сосудов.
- Арматура
- Техническое освидетельствование сосудов
- Баллоны. Классификация и маркировка
- Цистерны, бочки, компрессоры, трубопроводы, насосы, газгольдеры
- Герметичность, как важное условие предупреждения аварий, отравлений и взрывов
- X. ЭлекТрОбезопасность
- Действие электрического тока на организм человека
- Электрическое сопротивление тела человека
- Основные факторы, влияющие на исход поражения током
- Классификация помещений по опасности поражения электрическим током
- Оказание помощи при поражении электрическим током
- Защитные мероприятия в электрических сетях:
- Защитное отключение
- Контроль состояния изоляции электроустановок
- Защитное заземление
- Явления, протекающие при стекании тока в землю. Напряжения прикосновения и шага
- XI. Защита от статического электричества Возникновение электрических зарядов в диэлектриках. Электризация твердых, дисперсных и жидких веществ. Факторы, определяющие электризацию различных веществ.
- Статическое электричество, как импульс воспламенения
- Способы предупреждения возникновения и накопления зарядов статического напряжения
- Воздействие статического электричества на человека
- XII. Пожаро- и взрывобезопасность технологических процессов и зданий Общие представления о пожаро- и взрывобезопасности
- Классификация помещений и наружных установок по степени опасности
- Классификация взрывоопасных смесей
- Электрооборудование взрыво- и пожароопасных помещений и установок, его маркировка и принципы выбора
- Пожарная профилактика при проектировании и строительстве промышленных предприятий
- Хiii. Защита зданий и сооружений спецпроизводств от молнии
- Потенциальные опасности воздействия молнии
- Классификация здания по уровню молниезащиты
- Расчет защиты молниеотводов от прямых ударов молнии
- Список литературы
- Хiv. Основы защиты населения и территорий при чс введение
- Тема 1. Правовые и организационные основы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
- Основы защиты населения и территорий от чс мирного и военного времени
- Силы рсчс
- Концепция гражданской обороны в Российской Федерации на современном уровне
- Хv. Пожары и взрывы
- Пожарная охрана
- Последствия пожаров и взрывов
- Профилактика пожаров и взрывов, меры по снижению ущерба от них
- Хvi. Действие сильнодействующих ядовитых веществ на население, защита от них при чс
- Характеристика вредных и сильнодействующих ядовитых веществ (сдяв)
- Аварии с выбросом сдяв
- Химически опасные объекты Красноярского края и используемые на них сдяв
- Последствия аварий на химически опасных объектах
- Профилактика возможных аварии на хоо и снижение ущерба от них
- Основные нормы поведения и действия населения при авариях с выбросом сдяв
- Хvii. Аварии с выбросом радиоактивных веществ Основные понятия
- Последствия радиационных аварий
- Профилактика возможных радиационных аварий и снижение ущерба от них
- Основные нормы поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности
- Литература
- Хviii. Чрезвычайные ситуации природного и экологического происхождения
- Тараканы
- Авиакатастрофы из-за птиц