4.2. Организация рабочего места
Хорошая организация рабочего пространства — это такая организация, при которой оператор может легко и быстро достать и увидеть все элементы оборудования, которые ему нужны для выполнения работы. Оптимальным считается рабочее пространство, ограниченное дугами, которые описывают руки рабочего при вращении в локтевом суставе (см. рис. 4.1.).
В зоне оптимального визуального контроля и оптимальной досягаемости располагают наиболее важные органы управления. Часто используемые органы управления размещают, как правило, в зоне легкой досягаемости.
Рис. 4.1. Зоны для выполнения ручных операций и размещения органов управления:
1 — зона оптимального визуального контроля и оптимальной досягаемости; 2 — зона легкой досягаемости; 3 — зона досягаемости моторного поля пульта.
Рабочее место оператора ЭВМ должно быть организовано в соответствии с СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 [15]. Рабочее место нужно проектировать так, чтобы трудовые действия выполнялись в наиболее рациональных рабочих позах. При этом следует учитывать физическую нагрузку и размеры рабочей зоны. Необходимо также учитывать особенности технологического процесса, в том числе требуемую точность действий; характер чередования во времени пассивного наблюдения и физических действий; необходимость ведения записей и т.д.
Рабочее место при выполнении работ в положении сидя должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.032-78, в положении стоя - ГОСТ 12.2.033-78. Общие требования безопасности к рабочим местам регламентируются ГОСТ 12.2.061-81.
Рабочее место и взаимное расположение всех его элементов должно соответствовать антропометрическим, физическим и психологическим требованиям. Большое значение имеет также характер работы. В частности, при организации рабочего места программиста соблюдаются следующие основные условия: оптимальное размещение оборудования, входящего в состав рабочего места и достаточное рабочее пространство, позволяющее осуществлять все необходимые движения и перемещения.
Эргономическими аспектами проектирования видеотерминальных рабочих мест, в частности, являются: высота рабочей поверхности, размеры пространства для ног, требования к расположению документов на рабочем месте (наличие и размеры подставки для документов, возможность различного размещения документов, расстояние от глаз пользователя до экрана, документа, клавиатуры и т.д.), характеристики рабочего кресла, требования к поверхности рабочего стола, регулируемость элементов рабочего места [15].
Главными элементами рабочего места оператора ЭВМ являются стол и кресло. Основным рабочим положением является положение сидя. Рабочая поза сидя вызывает минимальное утомление программиста.
Рациональная планировка рабочего места предусматривает четкий порядок и постоянство размещения предметов, средств труда и документации. То, что требуется для выполнения работ чаще, расположено в зоне легкой досягаемости рабочего пространства.
На рис. 4.2 показан пример размещения основных и периферийных составляющих ПК на рабочем столе программиста: 1 – сканер; 2 – монитор; 3 – принтер; 4 – поверхность рабочего стола; 5 – клавиатура; 6 – манипулятор типа «мышь».
Для комфортной работы стол должен удовлетворять следующим условиям:
высота стола должна быть выбрана с учетом возможности сидеть свободно, в удобной позе, при необходимости опираясь на подлокотники (высота рабочей поверхности стола рекомендуется в пределах 680-760мм, а высота поверхности, на которую устанавливается клавиатура, должна быть около 650мм);
нижняя часть стола должна быть сконструирована так, чтобы программист мог удобно сидеть, не был вынужден поджимать ноги;
поверхность стола должна обладать свойствами, исключающими появление бликов в поле зрения программиста;
конструкция стола должна предусматривать наличие выдвижных ящиков (не менее 3 для хранения документации, листингов, канцелярских принадлежностей).
Большое значение придается характеристикам рабочего кресла. Так, рекомендуемая высота сиденья над уровнем пола находится в пределах 420-550 мм. Поверхность сиденья мягкая, передний край закругленный, а угол наклона спинки - регулируемый.
Необходимо предусматривать при проектировании возможность различного размещения документов: сбоку от видеотерминала, между монитором и клавиатурой и т.п. Кроме того, в случаях, когда видеотерминал имеет низкое качество изображения, например заметны мелькания, расстояние от глаз до экрана делают больше (около 700мм), чем расстояние от глаза до документа (300-450мм). Вообще при высоком качестве изображения на видеотерминале расстояние от глаз пользователя до экрана, документа и клавиатуры может быть равным.
Положение экрана определяется следующими параметрами:
расстоянием считывания (0,6…0,7м);
углом считывания, направлением взгляда на 20 ниже горизонтали к центру экрана, причем экран перпендикулярен этому направлению.
Должна также предусматриваться возможность регулирования экрана:
по высоте +3 см;
по наклону от -10 до +20 относительно вертикали;
в левом и правом направлениях.
Большое значение также придается правильной рабочей позе пользователя. При неудобной рабочей позе могут появиться боли в мышцах, суставах и сухожилиях. Требования к рабочей позе пользователя видеотерминала следующие:
голова не должна быть наклонена более чем на 20,
плечи должны быть расслаблены,
локти - под углом 80…100,
предплечья и кисти рук - в горизонтальном положении.
Причина неправильной позы пользователей обусловлена следующими факторами: нет хорошей подставки для документов, клавиатура находится слишком высоко, а документы - низко, некуда положить руки и кисти, недостаточно пространство для ног.
В целях преодоления указанных недостатков даются общие рекомендации: лучше передвижная клавиатура; должны быть предусмотрены специальные приспособления для регулирования высоты стола, клавиатуры и экрана, а также подставка для рук. [15]
Рабочее место нужно проектировать так, чтобы трудовые действия выполнялись в наиболее рациональных рабочих позах. При этом следует учитывать физическую нагрузку и размеры рабочей зоны. Необходимо также учитывать особенности технологического процесса, в том числе требуемую точность действий; характер чередования во времени пассивного наблюдения и физических действий; необходимость ведения записей и т.д.
Рабочее место при выполнении работ в положении сидя должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.032-78. Общие требования к компоновке рабочего места оператора ПЭВМ регламентируются ГОСТ Р 50923-96 «Рабочее место оператора. Общие эргономические требования и требования к производственной среде. Методы измерения» и СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
Согласно ГОСТ Р 50923-96 дисплей на рабочем месте должен быть установлен ниже уровня глаз оператора. Угол наблюдения экрана оператором относительно горизонтальной линии взгляда не доложен превышать 60 град., как показано на рис. 4.3.
Существенное значение для производительной и качественной работы на компьютере имеют размеры знаков, плотность их размещения, контраст и соотношение яркостей символов и фона экрана. Если расстояние от глаз оператора до экрана дисплея составляет 60…80 см, то высота знака должна быть не менее 3мм, оптимальное соотношение ширины и высоты знака составляет 3:4, а расстояние между знаками – 15…20% их высоты. Соотношение яркости фона экрана и символов - от 1:2 до 1:15.
Рис. 4.3. Требования ГОСТ Р 50923-96
к установке дисплея
Для избегания неблагоприятных воздействий на суставы кистей рук целесообразно применять подставки для рук и клавиатуры, а также специальные виды клавиатур, например, «преломленную». Для расслабления мышц глаз возможно применение перфорационных очков.
Создание благоприятных условий труда и правильное эстетическое оформление рабочих мест на производстве имеет большое значение, как для облегчения труда, так и для повышения его привлекательности, положительно влияющей на производительность труда.
- Содержание
- Введение
- 1. Аналитическая часть
- 1.1. Анализ предприятия
- 1.1.1. Характеристика предприятия и его деятельности
- 1.1.2. Программная и техническая архитектура ис на предприятии, использование их функциональных возможностей.
- Обеспечение информационной безопасности
- 1.1.4. Структурно-функциональная диаграмма деятельности предприятия по обслуживанию клиентов
- 1) Обращения на право доступа к телефонной сети или к сети передачи данных и телематических служб, требующих проверки наличия технической возможности
- 1.1) Предоставление доступа к услугам связи при наличии технической возможности доступа к телефонной сети, к сети передачи данных и телематических служб
- 1.2) Отсутствие технической возможности предоставления доступа к услуге, подготовка и выдача технических условий
- 2) Обработка запросов, не требующих проверки наличия технической возможности (замена номера и т.П.)
- 3) Порядок взаимодействия при приостановлении доступа к услугам при наличии дебиторской задолженности
- 4) Организация работ по учету заявлений о неисправности телефонной связи и радиоточки, поступающих от абонентов
- 5) Работа с обращениями пользователей
- 6) Личный прием граждан
- 7) Порядок взаимодействия при работе с операторами связи. Рассмотрение поступающих обращений
- 7.1) Взаимодействие сторон в случае наличия технической возможности
- 7.2) Взаимодействие сторон в случае отсутствия технической возможности и необходимости подготовки технических условий
- 8) Порядок взаимодействия сторон при рассмотрении обращений пользователей о предоставлении услуг связи посредством волс
- 1.2. Характеристика комплекса задач, задачи и обоснование необходимости автоматизации
- 1.2.1. Выбор комплекса задач автоматизации
- 1.2.2. Сущность задачи и предметная технология её решения
- 1.3. Анализ существующего программного обеспечения
- 1.4. Обоснование проектных решений
- 1.4.1. Обоснование проектных решений по техническому обеспечению проекта
- 1.4.2. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
- 1.4.3. Обоснование проектных решений по программному обеспечению проекта
- 2. Проектная часть
- 2.1. Информационное обеспечение задачи
- 2.1.1. Информационная модель и её описание. Построение модели информационной системы
- 2.1.2. Организация доступа к данным
- 2.2. Программное обеспечение задачи
- 2.2.1. Создание базы данных
- 2.2.2. Проектирование пользовательского интерфейса
- 2.2.3. Разработка программных модулей
- 2.2.4. Структура программных модулей
- 3. Обоснование экономической эффективности проекта
- 3.1. Расчет трудоемкости разработки
- 3.2. Определение себестоимости разработки
- 3.3. Определение экономического эффекта от внедрения
- 3.4. Определение срока окупаемости разработки
- 4.1. Эргономический анализ рабочего места оператора эвм
- 4.2. Организация рабочего места
- 4.3. Обеспечение рационального освещения рабочего места
- 4.4. Электробезопасность
- 4.5. Обеспечение пожарной безопасности
- Заключение
- Список сокращений
- Список использованных источников