logo
Дипломное проектирование ОТ и БЖД 2013

Введение

Подготовка высококвалифицированных специалистов невозможна без знания вопросов охраны труда, безопасности и защиты населения в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера, экологической безопасности. Это обусловлено наличием в Республике Беларусь значительного количества потенциально опасных промышленных объектов, имеющих тенденцию к нарастанию возникновения техногенных аварий и катастроф.

В Республике Беларусь ежегодно травмируется несколько тысяч человек, из них погибают около 200 человек, более 800 человек получают тяжелые травмы. Почти четверть несчастных случаев со смертельным исходом связаны с невыполнением руководителями и специалистами обязанностей по охране труда. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, вследствие травматизма на производстве теряется более 100 тыс. человеко-дней в год.

Ежегодно на территории Республики Беларусь происходит около 40 тыс. чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного и природного характера, а также пожаров, в т.ч. около 90 выбросов аварийно химически опасных веществ (АХОВ) или сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ).

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Трудовым кодексом работодатель обязан обеспечить здоровые и безопасные условия труда работников. Умение предвидеть возможность возникновения и ход развития аварий, психологическая готовность к адекватным действиям в ЧС обеспечиваются подготовкой специалистов, владеющих основами промышленной безопасности.

Дипломное проектирование является важнейшим и завершающим этапом образования, в т. ч. и по вопросам охраны труда и безопасности жизнедеятельности.

Студенты выполняют раздел «Мероприятия по охране труда и безопасности жизнедеятельности» в соответствии с требованиями стандарта предприятия СТП 001-2010 «Проекты (работы) дипломные. Требования и порядок подготовки, представления к защите и защиты» [1] и настоящего учебно-методического пособия.

В пособии приведены рекомендации по сбору материалов на преддипломной практике, структура и содержание раздела, методика его выполнения.