logo search
БЖД_МЧС / БЖД рус / Тема_1Л_стом-рус

Система «человек - жизненная среда» и ее компоненты

Жизнедеятельность изучают, используя системный подход, путем анализа прямых и обратных связей в системе «человек — жизненная среда». Невозможно изучать особенности человека, колективуючи общества, не учитывая их места в окружающей среде и состояния этой среды. Поэтому БЖД изучает человека и его окружающая среда именно в системе «человек — жизненная среда». Вне границ этой системы человек является объектом изучения антропологии, медицины, психологии, социологии и многих других наук. Среда, которой окружает человека вне границ этой системы, изучают астрономия, география, геология, биология, экология и т.п..

Система «человек — жизненная среда» является сложной системой в том понимании, которое у нее, как правило, входит большое количество переменных, между которыми существует большое количество связей. Известно, что чем больше переменных и связей между ними имеет система, тем тяжелее эти связи подвергаются математической обработке и выводу универсальных законов. Сложность изучения систем «человек — жизненная среда» предопределяется также и тем, что эти системы являются многоуровневыми, содержат в себе положительные, отрицательные и гомеостатические обратные связи и имеют много эмерджентных свойств.

■Человек есть одним из элементов указанной системы, в которой под сроком «человек» понимается не только одно существо, индивид, а и группа людей, коллектив, жителе населенного пункта, региона, страны, общество, человечество вообще.

Хотя основным объектом изучения безопасности жизнедеятельности есть связи в системе «человек — жизненная среда», в центре внимания находится человек как самоцель развития общества.

В зависимости от того, что мы понимаем под сроком «человек» в системе «человек — жизненная среда», определяется уровень этой системы, которая детально будет проанализировано дальше.

Жизненная среда — второй элемент системы «человек — жизненная среда». Жизненная среда является частью Вселенной, где находится или может находиться в данное время человек и функционируют системы ее жизнеобеспечения.

В этом понимании оно не имеет постоянных во времени и пространстве границ, его границы определяются прежде всего уровнем системы, т.е. тем, что в данном разе понимается под сроком «человек».

Жизненная среда человека состоит из трех компонентов - естественного, социального, или социально-политического, и техногенного сред.

Жизненная среда человека

♦ естественная среда (земная почва, воздух, водохранилища, растения, животных, солнце, месяц, планеты и т.п.)

♦ социальная, социально-политическая среда (формы общей деятельности людей, единство образа жизни)

♦ техногенная среда (жилье, транспорт, орудие работы, промышленные и энергетические объекты, оружие, домашнее и свойское животные, сельскохозяйственные растения и т.п.

С одного стороны человека окружают земная почва, воздух, водохранилища, растения, звере, птицы, рыбы, микроорганизмы, т.е. объекты естественного происхождения и созданы ими экологические системы. Естественные объекты образовывают поля, леса, горы, реки, озера, моря, океаны, континенты. Это окружение носит название естественной средой. В нем преимущественно действуют законы естественного развития - физические, химические, геологические, биологические. В нем происходят дожди, бурые, землетрясения, извержения вулканов, тектонические дислокации и т.п.. Естественными объектами также есть космические объекты - солнце, месяц, планеты, звезды, кометы, астероиды. Солнце и месяц вызывают приплыви и отплыви воды, а также соответствующее движение земной коры. Солнце питает энергией все биологические объекты, а также спричиняє перемещение воздушных масс, вследствие чего на Земле изменяется рельеф, происходит кругооборот воды и биологических веществ. Фактически вся энергия, которую использовала и использует человек, за исключением ядерной, есть трансформированной и накопленной на Земле за миллиарды лет солнечной энергией. Метеориты, которые падают на Землю, создают не только локальные, а и глобальные катаклизмы.

Со второй стороны человека окружают другие люди. Формы общей деятельности людей, которые исторически сложились и характеризуются определенным типом взаимоотношений, образовывают человеческое сообщество, или социум (от лат. Socium— общее, общее).

Социум — это специфическая система, своего рода организм, который развивается по своим особым законам, которые характеризуются чрезвычайной сложностью. В социуме взаимодействует огромное количество людей. Все это образовывает социальное, или социально-политическое, среда.

Процессы, которые происходят в обществе вообще и в отдельных общественных группах, изучают обществоведение и социология. Закономерности поведения и деятельности отдельных людей, обусловленные принадлежностью их к определенным социальным группам, и психологические характеристики этих групп исследует социальная психология. Влияние социальных факторов на состояние здоровья общества изучает социальная гигиена.

Третьим компонентом жизненной среды есть жилье, транспорт, орудие работы, промышленные и энергетические объекты, оружие, домашнее и свойское животные, сельскохозяйственные растения, т.е. материальная культура, созданная человечеством за время его существования. Это окружение формируется человеком фактически в одностороннем порядке без участия природы, а преимущественно за ее счет и является совокупностью достижений общества в результате материального и духовного развития. Слово, которым можно охарактеризовать такое окружение, есть культура в широкому его значении.

Современные словари дают такие значения слова «культура»:

Итак, такая среда точнее была бы назвать «культурным», или «материально-культурным», но ни в одной из известных нам работ из безопасности жизнедеятельности такое определение не используют. Вместе с тем такая среда называется техногенным, искусственным, бытово-производственным или же антропогенным. В дальнейшем мы будем использовать срок техногенная среда, или техносфера, именно для определения материальнокультурной среды.

Главной причиной создания и развития техногенной среды было и есть стремления людей удовлетворять свои нужды, которые все время возрастают. Однако очень часто по незнанию или небрежение законами природы человеческая деятельность приводит к нежелательным, а иногда даже к трагическим следствиям.

Например, через человеческую деятельность состоялось вымирание многих видов растений и животных, загрязнение и деградация естественных экологических систем на значительных территориях, повреждение и исчерпание природных ресурсов, даже уменьшения в атмосфере озонового слоя, который защищает биологические объекты на Земле от разрушительного влияния ультрафиолетового излучения. Особо опасными перечисленные явления стали во второй половине XX ст., после второй мировой войны, которая стимулировала резкий прыжок в развитии науки и техники, начала новую научно-техническую революцию, результаты которой во многих случаях были непредусмотренными и угрожают нарушить динамическую равновесомую глобальной социоэкосистеме.

Техногенная среда сложилась в процессе трудовой деятельности человека. Оно многоплановое. Сущность его находится там, где заканчивается природа и начинается человек, причем не как биологическое существо, а как существо, которое мыслит, имеет мораль и эстетичное ощущение. К объектам материальной культуры принадлежит любая материальная субстанция, которая создана не Бог или природой, а человеческим гением, его трудовой деятельностью. Даже запах духов в этом плане принципиально отличается от запаха цветов, поскольку духи созданы человеком, а цветы - природой.

Техногенная среда, как правило, разделяют на бытовое и производственное.

■Бытовая среда — это среду проживания человека, который содержит совокупность жилых зданий, сооружений спортивного и культурного назначения, а также комунально- бытовых организаций и учреждений. Параметрами этой среды есть размер жилой площади на человека, степень электрификации, газификации жилья, наличие центрального отопления, холодной и горячей воды, уровень развития общественного транспорта и др.

Бытовая среда — это среду, в котором человек осуществляет свою трудовую деятельность. Оно содержит комплекс предприятий, организаций, учреждений, средств транспорта, коммуникаций и т.п.. Производственная среда характеризуется прежде всего параметрами, которые специфические для каждого производства и определяются его назначением. Это: * вид продукции, которая производится на нем, * объемы производства, * количество работников, * производительность работы, * энергоемкость, * сырьевая база, * отходы производства и т.п.. Кроме этих параметров, есть такие, что определяют условия работы и ее безопасность: ♦ загазованность, ♦ пыльность, ♦ освещенность рабочих мест, ♦ уровень акустических колебаний, вибрации, ионизирующей радиации, электромагнитного излучения, ♦ пожарно- та взрывоопасность, ♦ наличие опасного оборудования, средств защиты работников, ♦ степень напряженности работы, ♦ психологический климат и много других.

Но с точки зрения безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины нецелесообразно рассматривать отдельно системы «человек - жизненная среда», что содержат сугубо бытовая или сугубо производственная среда по нескольким причинам.

Во-первых, для этого существуют специальные науки и учебные дисциплины, такие как коммунальная гигиена, гигиена работы, охрана работы, инженерная психология, эргономика.

Во-вторых, выше было указано, что в центре внимания безопасности жизнедеятельности есть человек, а любой человек в продолжение дня, а иногда даже нескольких часов или минут находится в разных элементах этой среды. Так, проки нувшись утром, человек находится в условиях своего помещения, ее окружают бытовые приборы и системы: газовая плита, радиоприемник, электробритва, фен, водопровод, канализация. На улице, в транспорте, по дороге на работу ее окружают уже совсем другие элементы и условия бытовой среды. Перейдя порога проходной, она уже попадается у условия производственной среды. В магазине или кинотеатре, на футбольной площадке или в плавательном бассейне, даже в городском парке или в гостях у друзей нас окружают разные элементы, которые характеризуются разными параметрами.

В-третьих, очень часто мы даже не можем определить, к какой категории нужно отнести то или другая среда, так как есть очень много видов деятельности, когда работа выполняется в домашних условиях. И если раньше к такой категории работников относилось сравнительно ограниченное количество людей, прежде всего творческих профессий или кустари-надомники, то сейчас такая разновидность работы значительно возросла благодаря возможностям компьютерних информационных технологий.

В-четвертых, можно привести множество примеров, когда две человека, находясь рядом, т.е. в абсолютно одинаковых условиях среды, считаются такими, что принадлежат к разным его видам, один - в бытовому, второй - в производственном. Например, покупатель и продавец магазина, пассажир и кондуктор троллейбуса, работник, который выполняет ремонтные работы на улице, и прохожий, который проходил или остановился рядом.

В обычных условиях проживания параметры бытовой среды регламентируются соответствующими санитарно-гигиеническими нормативными документами, которые устанавливаются государственными или местными органами власти и здравоохранения. Эти параметры поддерживаются специальными коммунальными службами и самыми людьми, которые проживают в регионе. Параметры производственной среды регламентируются государственными нормативными актами по охране работы и нормативными актами по охране работы отдельных предприятий и ответственность за их соблюдение полагается на владельцев предприятий или уполномоченных ими лиц.

Но под влиянием тех или других факторов, прежде всего естественного или военного характера, параметры жизненной среды могут выйти за пределы установленных норм и тогда может возникнуть угроза не только здоровью, а и жизни людей.

Как правило, мы не можем назвать примеров отдельного существования каждого из названных выше компонентов жизненной среды - естественного, социального или же техногенного. Каждый из компонентов