Равные системы « человек-жизненная среда»
Человеческое общество на протяжении всей своей истории существует, создавая разного рода коллективы — сообщества. Это обусловлено биологической взаимозависимостью людей, преимуществами сотрудничества и разделения труда, а также исключительной способностью устанавливать взаимоотношения через символические коммуникации. Общая деятельность людей порождает сложную систему социальных связей, которая сплачивает индивидов в единое социальное целое - социальное сообщество и через нее в социальную систему.
В современном обществе каждый человек принадлежит к множеству разных социальных институтов, т.е. форм закрепления и способов осуществления специализированной деятельности, которая обеспечивает стабильное функционирование общественного отношения. Человек является членом семьи, учится в школе, работает на производстве, пользуется общественным транспортом и т.п.. Каждого раза она является членом отдельного социального сообщества.
■Социальное сообщество — форма социального взаимодействия; реально существующая совокупность людей, объединенных относительно стойкими социальными связями, отношениями, которая имеет общие признаки, условия и образ жизни, черты сознания, культуры, которые предоставляют ей неповторимой своеобразности, цельности.
Издавна такие социальные сообщества, как род, семья, племя и т.п., обеспечивали людям средства к существованию, репродукцию человека, общее противодействия силам природы, другим племенам и т.п.. Все это помогло человечеству не только выжить, а и заложить основы дальнейшего прогресса, развития цивилизации.
Социальные сообщества отмечаются большим многообразием видов, форм. За количественным составом они изменяются от союза двух людей (диады) к таким, которые насчитывают десятки и сотни миллионов, а перед угрозой уничтожения жизни на Земле наибольшим социальным сообществом можно рассматривать все человечество, которое насчитывает свыше 6 млрд людей. Как правило, всегда можно говорить об определенной иерархии социальных сообществ. В одних случаях эта иерархия жестко определена и регламентирована, например, у разного рода производственных структурах и в армии. В других случаях она существует, несмотря на отсутствие такой регламентации.
Рассмотрим пример такой иерархической структуры человеческих сообществ, исходя из принципа местожительства человека.
Выше было указано, что минимальным сообществом может рассматриваться союз двух людей. Как правило, это семья. Но это также могут быть два студенты, которые проживают вместе в общежитии. Такое сообщество назовем микроколлективом, который принадлежит к большему коллективу — жителей дома (общежития). Условия проживания в отдельных домах в значительной мере определяются качеством коммунального обслуживания, которое осуществляет жилишно-квартирное управление или другая аналогичная структура того микрорайона, в котором находится дом. Таким образом, жителям микрорайона могут росматриваться как члены одного большого коллектива, который мы назовем макроколлектив. Микрорайон является составной частью города, а, итак, население города - это социальное сообщество высшего иерархического уровня по отношению к тем, что рассматривались раньше. Еще высшие иерархические сообщества - это население области, страны, континента и. в конце концов, человечество.
Так же мы можем рассмотреть примеры других иерархических структур, построенных по другому принципу - производственным, учебным и т.п.. Например, студенческая группа, коллектив факультета, университета, студенчество города, страны. Максимальное количество членов микроколлектива, как правило, 20-30 лиц, но может быть и большей.
Функционально социальные колективы направляют действия своих членов на достижение групповой цели. Эта цель может мыслиться довольно широко - от назначения, которое должны выполнять военный коллектив, к необходимости определенного количества людей проживать на общей территории (социально-территориальное сообщество). Социальные сообщества могут возникать спонтанно (непроизвольно) или институционализовано (организованно), быть формальными или неформальными.
Любая социальная группа может рассматриваться как субъект системы «человек — жизненная среда» и определять уровень этой системы. Итак, мы можем говорить об уровне системы «человек — жизненная среда» с одного лица, семьи, жителей жилого дома, микрорайона, населенного пункта и т.п..
Для отдельного человека, т.е. когда мы говорим о системе «человек — жизненная среда» с одним человеком, все другие люди и любые сообщества являются элементами жизненной среды, а именно социальной среды.
Для глобальной системы «человек — жизненная среда» все люди являются составляющими общечеловеческого сообщества, а жизненная среда состоит из естественного — Земли и космического пространства, которое окружает ее, и техногенной среды, созданной человечеством за всю историю его существования.
Для систем любого другого уровня всегда необходимо определить, какие люди и сообщества являются внутренними составляющими того сообщества, для которого рассматривается система «человек —- жизненная среда», а которые являются элементами социальной среды, которая окружает это сообщество.
Выше было указано, что в основе системного анализа лежит эмерджентность, т.е. способность систем иметь такие свойства, которых нет и даже не может быть у элементов, которые составляют ее. Эмерджентность присущая также и социальным сообществам. Социальное сообщество любого уровня имеет свойству, присущие лишь ей, и какие отсутствуют или присутствуют неполной мерой у сообществ другого уровня. Это необходимо четко сознавать, помнить и использовать при решении конкретных задач безопасности жизнедеятельности.
- Днепропетровская государственная медицинская академия
- 6. Учебно-материальное обеспечение.
- 7. План проведения занятия Занятие № 1
- 8. Методика проведения занятия.
- 9. Перечень теоретических вопросов. Лекционный материал вступление.
- 1. Предмет «Безопасность жизнедеятельности».
- 2. Основные задачи предмета.
- 3. Аксиома о потенциальной опасности.
- 4. Классификация опасностей.
- 5. Концепция риска. Риск как оценка опасности. Общая оценка и характеристика опасностей.
- 6. Управление риском.
- 7. Принципы определения допустимого уровня отрицательных факторов относительно здоровья человека.
- 8. Принципы и методы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека. Основы управления безопасностью жизнедеятельности. Системный анализ бжд.
- Система «человек - жизненная среда» и ее компоненты
- Равные системы « человек-жизненная среда»
- 9. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.
- 10. Вопрос для контроля знаний студентов:
- 11. Задача для самостоятельной работы:
- 12. Вопрос для самоконтроля знаний студентов: