8. Принципы и методы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека. Основы управления безопасностью жизнедеятельности. Системный анализ бжд.
Безопасность жизнедеятельности, как сравнительно новая область науки, которая создается в наше время на стыке естественных, гуманитарных и технических наук, использует методы этих наук, вместе с тем разрабатывая свои собственные методы. Получив развитие на основе достижений наук о человеке, обществе, природе, БЖД начала создавать свои методы, используя накопленный опыт. С другой стороны, комплексный характер БЖД требует использования комплекса методов других наук.
В природе и обществе частные явления не существуют оторвано одно от одного, они взаимосвязанные и взаимообусловленные. В своей деятельности мы должны учитывать эту объективную действительность с ее связями и взаимоотношениями. И если нам необходимо объяснить любое явление, то прежде всего нужно раскрыть причины, которые порождают его.
Главным методологическим принципом БЖД есть системно-структурный подход, а методом, который используется в ней, — системный анализ.
■Системный анализ — это совокупность методологических средств, которые используются для подготовки и обоснования решений относительно сложных вопросов.
■Под системой понимается совокупность взаимосвязанных компонентов, которые взаимодействуют между собой таким образом, который достигается определенный результат (цель).
Под компонентами (элементами, составными частями) системы понимают не только материальные объекты, а и отношения и связи между этими объектами. Любое устройство является примером технической системы, а растение, животные или человек — примером биологической системы. Система, одним из элементов которой есть человек, носит название эрготичной. Примерами эрготичных систем являются системы * «человек — естественная среда», * «человек — машина», * «человек — машина — окружающая среда» и т.п..
Вообще любой предмет может рассматриваться как системное образование. Системы имеют свои свойства, которых нет и даже не может быть у элементов, которые составляют ее. Это важнейшее свойство систем, которая носит название эмерджентность, лежит в основе системного анализа.
Принцип системности рассматривает явления в их взаимной связи, как целостный набор или комплекс. Цель или результат, которого достигает система, носит название системотворным элементом.
Любая система является составной частью другой системы или же входит в другую систему как ее элемент. С другой стороны, отдельные элементы любой системы могут рассматриваться как отдельные самостоятельные системы.
В сфере наук о безопасности системой является совокупность взаимосвязанных людей, процессов, зданий, оборудование, оборудование природних объектов и т.п., которые функционируют в определенной среде для обеспечения безопасности.
■Системою, которая изучается в безопасности жизнедеятельности, есть система «человек — жизненная среда».
■Системный анализ в безопасности жизнедеятельности — это методологические средства, которые используются для определения опасностей, которые возникают в системе «человек — жизненная среда» или на равные ее компонентных составляющих, и их влияние на самочувствие, здоровья и жизнь человека.
Самая сущность дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» требует использования системно-структурного подхода. Это означает, что при исследовании проблем безопасности жизни одного человека или любой групы людей их необходимо изучать без отрыва от * экологических, * экономических, * технологических, * социальных, * организационных и других компонентов системы, к которой они входят. Каждый из этих элементов влияет на другого, и все они находятся в сложной взаимозависимости. Они влияют на уровень жизни, здоровье, благосостояния людей, социальные взаимоотношения. В свою очередь от уровня жизни, здоровье, благосостояния людей, социальных взаимоотношений и т.п. зависят состояние духовной и материальной культуры, характер и темпы развития последней. А материальная культура есть уже тем элементом жизненной среды, который оказывает непосредственное влияние как на окружающую природную среду, так и на самый человека. Исходя из этого, системно-структурный подход к явлениям, элементам и взаимосвязям в системе «человек — жизненная среда» есть не только основным требованием к развитию теоретических основ БЖД, но прежде всего важным средством в руках руководителей и специалистов из усовершенствования деятельности, направленной на обеспечение здоровых и безопасных условий существования людей.
Системно-структурный подход необходимый не только для исследования уровня безопасности той или другой системы (производственной, бытовой, транспортной, социальной, военной и т.п.), но и для того, чтобы определить влияния отдельных факторов на состояние безопасности.
Системный анализ безопасности как исследовательский прием сформировался в конце 50-х лет XX ст., когда возникшая новая научная дисциплина, которая носит название «Безопасность систем».
■Безопасная систем — это наука, которая применяет инженерные и управленческие принципы для обеспечения необходимой безопасности, своевременного выявления риска опасностей, применение средств по предотвращению и контроля этих опасностей на протяжении жизненного цикла системы и с учетом эффективности операций, времени и стоимости.
Идея или концепция безопасности систем впервые была использована в ракетостроении в конце 40-х лет ХХ ст. В дальнейшему она отделилась в отдельную дисциплину и использовалась преимущественно в ракетостроительных, авиастроительных и аэрокосмических объединениях. К 40-х года коннструкторы и инженеры при разработке безопасных конструкций ориентировались исключительно на метод попыток и ошибок. Такой подход оправдывал себя во времена, когда системы и конструкции были относительно простыми. Однако со временем системы становились все более сложными, а скорость и маневренность самолетов возрастали, увеличилась вероятность значительных следствий аварии системы или одной из многих ее составных. Такие факторы привели к возникновению системного инженерингу, из которого потом в конце концов возникшая концепция безопасности систем.
Джеффри Винколи, один из ведущих специалистов в области безопасности, которые работают на космодроме им. Джона Кеннеди (США), пишет: «Первые года нашей национальной программы космических полетов были преисполнены катастроф и драматических примеров аварий. В то время часто констатировалось, что «наши ракеты не летают, а взрываются». Много успехов, которых достигла космонавтика, в значительной мере зависят от успешного внедрения и выполнение общей программы безопасности систем. Однако следует отметить, что катастрофа «Челенджера» в январе 1986года остается постоянным напоминанием всем, что независимо от того, насколько точным и всесторонним есть проект или оперативная программа безопасности, точное и правильное управления этой системой есть одним из важнейших элементов успеха. Этот фундаментальный принцип справедливый для любой области промышленности».
В конце концов, то, что сказано об аварии « Челенджера», в полной мере можно отнести и к наибольшей техногенной катастрофе за всю историю развития цивилизации, которая случилась того же трагического 1986 г. в Украине, — аварии на Чернобыльской АЭС, а фундаментальный принцип, о котором говорит Дж. Винколи, есть справедливым для всех сфер, которых касается БЖД.
Программы, разработанные сначала военными и специалистами в области космонавтики, со временем были приспособлены к использования в промышленности в таких областях, как ядерная энергетика, нефтепереработка, перевозка грузов, химическая промышленность и позднее в компьютерном программировании.
Однако требования к контролю безопасности (письменные и физические) преимущественно вводились лишь после того, как произошла авария, или после того, как кто-то дальновидно предусмотрел ее возможность и предложил контроль, чтобы предотвратить такое событие. Несмотря на то, что первая по этим причинам часто была и главной при введении правил и нормативов из безопасности, вторая также имеет важное значение в принятии многих требований из безопасности, которые используются сегодня в промышленности. Обе эти причины являются основой, на которой базируется деятельность инженеров из охраны работы.
Первый метод — создание правил из безопасности после того, как несчастный случай или авария произошли, второй метод — предусмотрение возможной аварии и попытка ее предотвращения с помощью использования разных контрольных операций, регулирование и т.п., есть именно тем методом, который использует специалист из безопасности систем, когда анализирует какую-то конструкцию, условия работы или технологию. Однако там, где это возможно, концепция безопасности систем опережает на шаг возможные инциденты и на самом деле старается исключить риск этих событий из процесса вообще. С появлением безопасности систем как науки метод обеспечения безопасности и надежности систем превратился на метод гарантии безопасности систем, который названо «определение, анализ и исключения». Этот метод может успешно использоваться для исследования любых систем «человек — жизненная среда».
Успешным применением последнего метода можно назвать мероприятия, которые были приняты странами Европейского сообщества после большой аварии в Севезо (Италия). Согласно «Директивам по Севезо», все новые объекты должны иметь точное обоснования их безопасности.
- Днепропетровская государственная медицинская академия
- 6. Учебно-материальное обеспечение.
- 7. План проведения занятия Занятие № 1
- 8. Методика проведения занятия.
- 9. Перечень теоретических вопросов. Лекционный материал вступление.
- 1. Предмет «Безопасность жизнедеятельности».
- 2. Основные задачи предмета.
- 3. Аксиома о потенциальной опасности.
- 4. Классификация опасностей.
- 5. Концепция риска. Риск как оценка опасности. Общая оценка и характеристика опасностей.
- 6. Управление риском.
- 7. Принципы определения допустимого уровня отрицательных факторов относительно здоровья человека.
- 8. Принципы и методы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека. Основы управления безопасностью жизнедеятельности. Системный анализ бжд.
- Система «человек - жизненная среда» и ее компоненты
- Равные системы « человек-жизненная среда»
- 9. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.
- 10. Вопрос для контроля знаний студентов:
- 11. Задача для самостоятельной работы:
- 12. Вопрос для самоконтроля знаний студентов: