9. Перечень теоретических вопросов. Лекционный материал вступление.
Исходя из современных представлений, безопасность жизнедеятельности является многогранным объектом понимания и восприятия действительности, который нуждается в интеграции разных стратегий, сфер, аспектов, форм и уровней познания. Составляющими этой области являются разнообразные науки о безопасности.
Во всем мире большое внимание отводится изучению дисциплин, связанных с вопросами безопасности. Согласно Европейской программе обучения в сфере наук по рискам «РОКМ-08Э» науки о безопасности имеют мировоззренчески-профессиональный характер. К ним принадлежат:
гуманитарные (философия, теология, лингвистика);
естественные (математика, физика, химия, биология);
инженерные науки (сопротивление материалов, инженерное дело, электроника);
науки о человеке (медицина, психология, эргономика, педагогика);
науки об обществе (социология, экономика, право).
Науки о безопасности имеют общую и отдельные части.
Гуманитарные, естественные, инженерные науки, науки о человеке и об обществе яв-ляются составляющими области знаний, которая называется безопасностью жизнедеятельности, своего рода корнями гениалогического дерева знаний в сфере безопасности жизнедеятельности. Из этих корней «проросли» экологическая культура, социальная экология и другие науки.
Кроной этого дерева служат охрана труда, гигиена труда, пожарная безопасность, инженерная психология, гражданская оборона, основы медицинских знаний, охрана окружающей природной среды, промышленная экология, социальная и коммунальная гигиена и много других дисциплин.
В некоторых учебниках, справочниках и даже нормативной литературе дается определение безопасности жизнедеятельности как науки, в частности, науки о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой, в которой он находится.
Наука - это сфера человеческой деятельности, функциями которой являются обработка и теоретическое систематизирование объективных знаний о мире, а целью - описание, объяснение и предусмотрение процессов и явлений действительности, которые представляют предмет ее изучения, на основе законов, которые она открывает. Каждая наука имеет собственный методологический аппарат, структуру исследований, язык. Наука отличается от повседневного сознания тем, что она теоретически обосновывает действительность.
Исходя из изложенного выше, безопасность жизнедеятельности пока что не может считаться наукой, поскольку в ней отсутствуют некоторые признаки, обязательно присущие каждой науке, такие как особые методы и структура исследований и т.п. Вместе с тем есть основания считать, что именно сейчас она формируется как наука, и потому авторы относятся к ней как к науке, а также, насколько это им под силу, стремятся сделать свой вклад в становление безопасности жизнедеятельности как науки.
- Днепропетровская государственная медицинская академия
- 6. Учебно-материальное обеспечение.
- 7. План проведения занятия Занятие № 1
- 8. Методика проведения занятия.
- 9. Перечень теоретических вопросов. Лекционный материал вступление.
- 1. Предмет «Безопасность жизнедеятельности».
- 2. Основные задачи предмета.
- 3. Аксиома о потенциальной опасности.
- 4. Классификация опасностей.
- 5. Концепция риска. Риск как оценка опасности. Общая оценка и характеристика опасностей.
- 6. Управление риском.
- 7. Принципы определения допустимого уровня отрицательных факторов относительно здоровья человека.
- 8. Принципы и методы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека. Основы управления безопасностью жизнедеятельности. Системный анализ бжд.
- Система «человек - жизненная среда» и ее компоненты
- Равные системы « человек-жизненная среда»
- 9. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.
- 10. Вопрос для контроля знаний студентов:
- 11. Задача для самостоятельной работы:
- 12. Вопрос для самоконтроля знаний студентов: