1. Предмет «Безопасность жизнедеятельности».
Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» начнем с названия, которое составляют два слова «безопасность» и «жизнедеятельность».
Сначала рассмотрим термин «жизнедеятельность».
Хотя понятие жизнедеятельности существовало с начала существования человечества, сам термин«жизнедеятельность» сравнительно новый. Это понятие появилось с появлением пило-тированной космонавтики, но сейчас он все шире используется во всех сферах: мы говорим о жизнедеятельности села, города, района, даже о жизнедеятельности микроорганизмов, хотя это, как будет видно из дальнейшего текста, не совсем правильно.
«Жизнедеятельность» состоит из двух слов - «жизнь» и «деятельность», поэтому выясним сначала содержание каждого из них.
"Жизнь - это одна из форм существования материи, которую отличает от других способность к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего строения и функций, разным формам движения, возможность приспособления к среде и наличие обмена веществ и реакции на раздражение.
Жизнь является высшей формой существования материи по сравнению с другими физической, химической, энергетической и т.п.. Неотъемлемым свойством всего живого является активность. «Все живые существа должны действовать или же погибнуть. Мышь должна находиться в состоянии движения, птица летать, рыба плавать и даже растение должно рости» (Селье Г. От мечты к открытию. М., 1987. - С. 32). Итак, активность является свойством всего живого, т.е. термин «жизнь» уже в определенной степени предусматривает активную деятельность.
Деятельность является специфически человеческой формой активности, необходимым условием существования человеческого общества, содержание которой состоит в целесообразном изменении и превращении в интересах человека окружающей среды.
Человеческая активность имеет особенность, которая отличает ее от активности остальных живых организмов и существ. Эта особенность заключается в том, что человек не только приспосабливается к окружающей среде, а и трансформирует ее для удовлетворения собственных нужд, активно взаимодействует с ней, благодаря чему и достигает сознательно поставленную цель, возникшую вследствие проявления у него определенной потребности.
Как элемент природы и звено в глобальной экологической системе человек ощущает на себе влияние законов природного мира. Вместе с тем благодаря своей деятельности, которая объединяет ее биологическую, социальную и духовно-культурную сущности, человек сам влияет на природу, изменяя и приспосабливая ее согласно законам общественного развития для удовлетворения своих материальных и духовных нужд.
Итак, под жизнедеятельностью понимается свойство человека не просто действовать в жизненной среде, которая его окружает, а процесс сбалансированного существования и самореализации индивида, группы людей, общества и человечества вообще в единстве их жизненных нужд и возможностей.
Перейдем к определению термина «безопасность».
Очень часто можно встретить определение безопасности как «такое состояние любого объекта, в котором ему не угрожает опасность». Но подобное определение не может нас удовлетворить полностью, поскольку такое понимание безопасности лишь указывает на отсутствие источника опасности, т.е. оно может характеризовать какую-либо идеальную ситуацию, в которой безопасность выступает как желательная, но недосягаемая цель.
Безопасность лучше определить как состояние деятельности, в котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или же отсутствуюет чрезвычайная опасность. И это определение, как и предыдущее, содержит термин «опасность», который сам нуждается в определении. В специальной литературе можно встретить такие определения:
опасность - отрицательное свойство живой и неживой материи, которое способно служить причиной вреда самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям;
опасность - это условие или ситуация, существующая в окружающей среде и способная привести к нежелательному освобождению энергии, которая может послужить причиной физического вреда, ранения и /или повреждения.
ГСТУ 2293-99 определяет термин «безопасность» как состояние защищенности особы и общества от риска нанесения вреда.
В этом определении понятия «безопасность» присутствуюет термин «риск». Риск возник-новения аварий, повреждений или выхода из строя простых технических устройств определить не очень сложно. Для сложных же технических систем, а тем более для человека или общества риск - это категория, которая имеет большое количество индивидуальных признаков и характе-ристик, и математически точно определить его чрезвычайно сложно, а иногда невозможно. В таких случаях риск может быть оценен лишь благодаря экспертной оценке. Поэтому приведем еще одно определение безопасности, которое мы и будем использовать в дальнейшем.
Безопасность - это сбалансированное, по экспертной оценке, состояние человека, социума, государства, природных, антропогенных систем и т.п.
Безопасность человека - это понятие, которое отображает саму суть человеческой жизни, ее ментальные, социальные и духовные достояния. Безопасность человека неотъемлемая составная характеристика стратегического направления человечества, которое определено ООН как «постоянное человеческое развитие», такое развитие, которое ведет не только к экономи-ческому, а и к социальному, культурному, духовному росту, которое оказывает содействие гуманизации менталитета граждан и обогащению положительного общечеловеческого опыта.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - это область знаний и научно-практическая деятельность, направленная на изучение общих закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий их влияния на организм человека, основ защиты здоровья и жизни человека и среды его проживания от опасностей, а также на разработку и реализацию соответствующих средств и мероприятий по созданию и поддержке здоровых и безопасных условий жизни и деятельности человека как в повседневных условиях быта и производства, так и в условиях чрезвычайных ситуаций.
- Днепропетровская государственная медицинская академия
- 6. Учебно-материальное обеспечение.
- 7. План проведения занятия Занятие № 1
- 8. Методика проведения занятия.
- 9. Перечень теоретических вопросов. Лекционный материал вступление.
- 1. Предмет «Безопасность жизнедеятельности».
- 2. Основные задачи предмета.
- 3. Аксиома о потенциальной опасности.
- 4. Классификация опасностей.
- 5. Концепция риска. Риск как оценка опасности. Общая оценка и характеристика опасностей.
- 6. Управление риском.
- 7. Принципы определения допустимого уровня отрицательных факторов относительно здоровья человека.
- 8. Принципы и методы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека. Основы управления безопасностью жизнедеятельности. Системный анализ бжд.
- Система «человек - жизненная среда» и ее компоненты
- Равные системы « человек-жизненная среда»
- 9. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.
- 10. Вопрос для контроля знаний студентов:
- 11. Задача для самостоятельной работы:
- 12. Вопрос для самоконтроля знаний студентов: