3. Аксиома о потенциальной опасности.
Главная цель безопасности жизнедеятельности состоит в том, чтобы сформировать у человека сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности тех, кто его окружает; научить человека распознавать и оценивать потенциальные опасности, определять пути надежной защиты от них, уметь оказывать помощь в случае потребности себе и другим, а также оперативно ликвидировать последствия проявления опасностей в разнообразных сферах человеческой деятельности.
Человек постоянно взаимодействует с окружающей средой, преобразовывает эту среду, а она, в свою очередь, влияет на жизнедеятельность самого человека. Т.е. взаимодействие человека с окружающей средой происходит при наличии прямых и обратных связей.
Результат взаимодействия человека с окружающей средой может изменяться в широких пределах: от положительного до катастрофического, сопровождающегося гибелью людей и разрушением компонентов среды. Отрицательные влияния, которые возникают внезапно, периодически или постоянно действуют в системе “человек - жизненная среда” и определяются как действие опасностей.
Опасность – это центральное понятие безопасности жизнедеятельности и представляет собой явления, процессы, объекты, свойства, которые способны при определенных условиях нанести ущерб здоровью или жизни человека как прямо, так и со временем. Жизненный опыт человека показывает, что вред человеку может нанести любая деятельность: работа на производстве (трудовая деятельность), разные виды отдыха, развлечения и даже деятельность, связанная с обучением.
Опасность - это явление или влияние на человека неблагоприятных или даже несовместимых с жизнью факторов.
Опасность сохраняют все системы, которые имеют энергию, химические или биологичес-кие активные компоненты, а также характеристики, не отвечающие условиям жизнедеятель-ности человека.
Всякая деятельность человека является потенциально опасной. Потенциальная опасность – это опасность, имеющая неявный характер и проявляющаяся в условиях, которые тяжело предусмотреть. Потенциальная опасность может реализоваться в форме болезней или травм. Но наличие потенциальной опасности не всегда сопровождается ее отрицательным влиянием на человека. Для реализации отрицательного влияния опасности необходимо выполнение трех условий: опасность реально существует и действует; человек находится в зоне действия опасности; человек не имеет достаточно эффективных средств защиты.
Условия, из-за которых опасность может реализоваться в событие, называются опасной ситуацией.
Ситуацию, при которой проявляется широкая возможность возникновения несчастного случая, принято называть опасной или аварийной, а когда погибли люди – катастрофической.
Катастрофа (греч.) –внезапное, быстротекущее событие вызванное силами природы или деятельностью человека, которое повлекло численные человеческие потери, нанесло вред или угрозу здоровью значительному количеству людей, вызвало разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также причинило ущерб окружающей среде.
Авария – выход из строя, разрушение сооружений, зданий, оборудования, транспортных средств и нарушение производственного или транспортного процесса вследствие чего на объекте или определенной территории создается угроза для жизни и здоровья людей.
Чрезвычайная ситуация(ЧС) – нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на отдельной территории или объекте, вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием или другим опасным событием, в том числе эпидемией, эпизоотией, пожаром, которое привело или может привести к невозможности проживания населения на территории или объекте, ведения там хозяйственной деятельности, гибели людей и значительным мате-риальным потерям.
В положении о расследовании и учете несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на предприятиях, в учреждениях и организациях проводится разделение аварий на две категории.
К 1-й категории принадлежат аварии, вследствие которых погибло пять и больше человек или появилась угроза для жизни и здоровья рабочих предприятия или населения, находящегося вблизи объекта, или возникла остановка, или выход из строя предприятия на сутки или более.
Ко 2-й категории принадлежат аварии, вследствие которых погибло до пяти человек или возникла угроза для жизни и здоровья рабочих цеха, участка, или возникла остановка, или выход из строя предприятия, участка на сутки и более.
Кроме опасных ситуаций, существуют и экстремальные.
В процессе деятельности экстремальной называют ситуацию, когда у человека психофизиологическая нагрузка достигает такого предела, при котором он может потерять способность к рациональным поступкам и действию согласно возникшим обстоятельствам.
В экстремальных ситуациях человек может оказаться в разносторонних сферах деятельности: на производстве, улице, в быту или на отдыхе.
Итак, можно сделать вывод, что безопасность жизнедеятельности – это состояние окружающей человека среды, при котором исключается возможность нарушений в организме в процессе разнообразной предметной деятельности.
Перечень названий, терминов возможных опасностей, т.е. номенклатура опасностей, насчитывает свыше 150 наименований и при этом не считается полной. В отдельных случаях составляется номенклатура опасностей для отдельных объектов (предприятий, цехов, профессий, мест работы и прочее).
Источниками (носителями опасностей) являются природные процессы и явления, техногенная среда и человеческие действия. Опасности существуют в пространстве и времени и реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации. При идентификации опасности, т.е. при установлении типа опасности и ее характеристик, необходимо выходить из принципа “все влияет на все”, т.е. источником опасности может быть все живое и неживое и подвергаться опасности также может все живое и неживое. Идентификация необходима для разработки мероприятий по предотвращению опасностей или уже ликвидации их последствий.
- Днепропетровская государственная медицинская академия
- 6. Учебно-материальное обеспечение.
- 7. План проведения занятия Занятие № 1
- 8. Методика проведения занятия.
- 9. Перечень теоретических вопросов. Лекционный материал вступление.
- 1. Предмет «Безопасность жизнедеятельности».
- 2. Основные задачи предмета.
- 3. Аксиома о потенциальной опасности.
- 4. Классификация опасностей.
- 5. Концепция риска. Риск как оценка опасности. Общая оценка и характеристика опасностей.
- 6. Управление риском.
- 7. Принципы определения допустимого уровня отрицательных факторов относительно здоровья человека.
- 8. Принципы и методы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека. Основы управления безопасностью жизнедеятельности. Системный анализ бжд.
- Система «человек - жизненная среда» и ее компоненты
- Равные системы « человек-жизненная среда»
- 9. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.
- 10. Вопрос для контроля знаний студентов:
- 11. Задача для самостоятельной работы:
- 12. Вопрос для самоконтроля знаний студентов: