logo
БЖД Осетров 2011

Номенклатура и назначение коробок промышленных противогазов

Марка коробки

Опознавательная ок­раска фильтрующих коробок

Вредные вещества (раздельно и в смеси)

1

2

3

А, А8, Аф

Коричневая

Пары органических галоорганических соединений (бен­зин, керосин, ацетон, бензол, толуол, ксилол, сероуглерод, спирты)

В. 88, Вф

Желтая

Кислые газы и пары (сернистый газ, хлор, сероводород, синильная кислота, оксиды азота, хлороводород, фосген)

Г, Г8, Гф

Двухцветная: черная и желтая

Пары ртути, а также органических веществ и хлора, но с меньшим временем защитного действия, чем марки А и В

Е, Е8, Еф

Черная

Арсин, фосфин, а также кислые газы и пары органических веществ, но с меньшим сроком защитного действия, чем марки А и В

КД, КД8, КДф

Серая

Аммиак и сероводород, а также пары органических ве­ществ, но с меньшим временем защитного действия, чем марка А

СО

Белая

Окись углерода (СО)

м

Красная

Окись углерода (СО) и сопутствующие ему в небольших концентрациях пары органических веществ, кислые газы, аммиак, арсин, фосфин

БКФ

Защитная зеленая с вертикальной белой по­лосой

Кислые газы и органические пары .{с меньшим временем защитного действия, чем марки А и В), арсин, фосфин, си­нильная кислота в присутствии дыма, тумана

Примечание: Противогазовые коробки марок с индексом "8» имеют сопротивление при объемной скорости воздушного потока ЗОл/мин до 80 Па, без индекса «8» - 180 Па, с индексом «ф» -снабжены противоаэрозольными фильтрами и имеют дополнительно маркировку на короб­ке - «белую полосу».

Самоспасатель состоит из огнестойкого капюшона со смотровым окном, полумас­ки с капюшоном выдоха, фильтрующее-поглощающей коробки, герметичного пакета и сумки (130x130x130 мм). Обеспечивает эффективную защиту в течение 30 мин от токсичных продуктов горения: оксида углерода, цианистого и хлористого водорода, аммиака, оксидов азота, хлора, диоксида серы и др. Сохраняет защитные свойства при температуре окружающей среды 100°С - в течение двух минут, при температуре 200°С - в течение одной минуты.

Простейшие средства защиты органов дыхания - противопыльная тканевая маска (ПТМ-1) и ватно-марлевая повязка - изготавливаются силами на селения и предназначены для защиты органов дыхания человека при действиях на местности, загрязненной радиоактивными веществами, и во вторичном облаке бактериальных средств. Смоченные водой они могут быть использованы и как простейшие средства защиты от АХОВ при отсутствии более надежных средств

Изолирующие средства индивидуальной защиты органов дыхания обеспечи­вают полную обособленность органов дыхания от окружающей среды, по принципу действия они делятся на: регенеративные, кислородные, со сжатым воздухом и шлан­говые.

Они используются в случае, когда не известен химический состав опасных ве­ществ, когда фильтрующие противогазы не обеспечивают надежную защиту организ­ма и при недостатке кислорода в воздухе менее 18%. Изолирующие противогазы ИП-5 позволяют также работать под водой на глубине до 7 м.

Принцип защитного действия изолирующего противогаза основан на регенерации выдыхаемого под маску воздуха, который обогащается кислородом в регенеративном патроне, снаряженном специальными веществами (перекисью и надперекисью натрия), выполняющими также и функции поглотителя углекислого газа. Время пребывания в противогазе ИП-4 и ИП-5 в зависимости от физической нагрузки может составлять со­ответственно, 40-150 мин и 75-200 мин, при работе под водой - 90-120 мин.

Средства индивидуальной защиты кожи (СИЗК) по принципу действия делятся на изолирующие и фильтрующие и являются табельными средствами формирований сил РСЧС.

Изолирующие СИЗК герметично закрывают все тело человека, защищают кож­ные покровы от капель, аэрозолей и паров АХОВ (БХОВ), радиоактивной пыли и биологических средств и применяются при длительном пребывании людей на загряз­ненной (зараженной) местности, а также при выполнении дегазационных, дезинфек­ционных и дезактивационных работ. К ним относятся, легкий защитный костюм (Л-1) и общевойсковой защитный костюм (ОЗК). Все они изготовлены из прорезиненной ткани. Существенным недостатком изолирующих СИЗК является перегрев тела чело­века при работе в условиях высоких температур (выше + 25°).

Фильтрующие СИЗК представляют собой импрегнированную (пропитанную спе­циальным химическим составом) хлопчатобумажную одежду (комбинезон). Основное назначение фильтрующих средств - защита кожных покровов человека от воздейс­твия АХОВ (БХОВ), находящихся в аэрозольном и парообразном состоянии, а также от радиоактивной пыли. Используются они в комплекте с противогазом, резиновыми сапогами и перчатками. В отличие от изолирующих фильтрующие средства, задержи­вая ядовитые пары и аэрозоли, оставляют свободным доступ воздуха к телу челове­ка, предохраняя его от перегрева.

Промышленные средства защиты кожи. На промышленных предприятиях, свя­занных с производством АХОВ, используются различные виды специальных средств защиты кожи как изолирующих, так и фильтрующих, которые могут применяться и спасательными формированиями РСЧС.

Простейшие средства защиты кожи. Для защиты кожных покровов от радио­активной пыли и ядовитых паров населением могут быть использованы в комплекте со средствами защиты органов дыхания подручные средства: непромокаемые плащи и накидки, (пальто и кожаные куртки и т. п.). Для защиты ног может применяться ре­зиновая обувь, а в случае ее отсутствия - и обувь из других материалов, обернутая плотной бумагой и поверх нее тканью. Для защиты рук используются все виды ре­зиновых и кожаных перчаток. Трикотажные, хлопчатобумажные и шерстяные ткани обеспечивают защиту только от радиоактивной пыли, поэтому для усиления их за­щитных свойств (в том числе от ядовитых паров и аэрозолей) ткани можно пропитать мыльно-масляной эмульсией (2,5 л на комплект).

Медицинские средства индивидуальной защиты предназначены для оказания первой помощи и самопомощи в случае ЧС и для профилактики поражений и заболе­ваний. К ним относятся: радиозащитные средства, антидоты, противобактериальные препараты, средства частичной санитарной обработки. Важнейшие из них вложены в индивидуальную аптечку (АИ-2, АИ-4), выдаваемую населению в случае опаснос­ти ЧС. Она представляет собой пластмассовый футляр оранжевого цвета, в который

вложены пеналы с лекарственными средствами и шприц-тюбик с антидотом (проти­вошоковый препарат).

Индивидуальный противохимический пакет ИПП-8, ИПП-10 используется для са­нитарной обработки открытых участков кожи и прилегающих к ним участков одежды путем обезвреживания попавших на них капельножидких или туманообразных АХОВ и бактериальных аэрозолей. Для обеззараживания индивидуальных запасов воды применяются таблетки пантоцида, содержащие хлорамин. Одна таблетка рассчитана на обеззараживание 1л воды. Вода пригодна для питья через 45 мин после полного растворения таблетки. Пакет перевязочный индивидуальный предназначен для ока­зания помощи при ранении и ожогах. Он состоит из бинта, двух ватно-марлевых по­душечек, булавки и чехла.

Личный состав формирований, рабочие и служащие обеспечиваются СИЗ на сво­их объектах, остальное население - по месту жительства. Хранятся СИЗ на специ­альных складах и выдаются населению при оповещении об угрозе возникновения ЧС. Склады СИЗ на объектах должны быть максимально приближены к рабочим местам с тем, чтобы они могли быть выданы и использованы в короткий срок.

Организация подготовки и выдачи населению СИЗ требует значительного вре­мени, что затрудняет использование их в условиях радиационных и химических за­грязнений (заражений), возникающих в результате промышленных аварий, когда зоны загрязнения (заражения) образуются в крайне ограниченное время. Поэтому все население должно закупить СИЗ промышленного изготовления либо самостоя­тельно изготовить и хранить в доме в постоянной готовности простейшие СИЗ (ватно-марлевые повязки и противопыльные тканевые маски). В районах с повышенной опасностью химических заражений население может обеспечиваться противогазами централизованно.

4. Проведение экологического контроля окружающей среды. Под экологи­ческим контролем понимается деятельность государственных органов, предприятий и общественных организаций по определению тенденций воздействия на окружающую среду различных источников техногенного характера, возможности возникновения в результате этих изменений ЧС и необходимости принятия мер по защите населения и нормализации обстановки.

Контроль состояния окружающей среды заключается в проведении ее экологичес­кого мониторинга, т. е. наблюдения за ее фактическим состоянием, прогнозирования возможного развития обстановки и на основе сравнения этих данных с контрольны­ми цифрами (установленными нормативами) - определения необходимости принятия мер по защите населения и территорий и нормализации обстановки. Аналогичным образом проводится контроль потенциально опасных объектов (ПОО). Экологический контроль осуществляется постоянно на всей территории страны силами и средствами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Рос­гидромет), учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля ГО, а также подразделениями наблюдения и контроля РСЧС всех уровней и заинтересованных министерств и ведомств.

5, Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Основными задачами подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций

являются: обучение всех групп населения правилам поведения и основным спосо­бам защиты, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, прави­лам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты; обучение (переподготовка) руководителей всех уровней управления к действиям по защите населения от чрезвычайных ситуаций; выработка у руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков по подготовке и управлению силами и средствами, входящими в РСЧС; практическое усвоение работниками в составе сил РСЧС своих обязанностей при действиях в чрезвычайных ситуациях.

Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат: население, занятое в сферах производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных Учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; население, не занятое в сферах производства и обслуживания; руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществля­ется по следующим основным направлениям.

Первое направление. Подготовка руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в Академии гражданской защиты МЧС России, Институте развития МЧС России по учебным программам переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров РСЧС. Периодичность обучения составляет один раз в 5 лет.

Основной целью обучения является подготовка руководящего состава РСЧС к решению задач по защите населения, территорий и объектов экономики в чрезвы­чайных ситуациях и привитие навыков в организации мероприятий по ликвидации последствий катастроф.

Второе направление. Подготовка руководителей и специалистов органов местно­го самоуправления, командно-начальствующего состава формирований гражданской обороны объектов экономики осуществляется на региональном и территориальном уровнях в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям с отрывом от производства по специальным программам. При обучении руководителей и специалистов органов местного самоуправления особое внимание обращается на их подготовку к практическому выполнению своих функциональных обязанностей в условиях чрезвычайных ситуаций, умение анализировать и оцени­вать обстановку, принимать грамотные решения в объеме занимаемой должности в системе РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Основной целью подготовки командно-начальствующего состава гражданских ор­ганизаций гражданской обороны является выработка у них практических навыков по руководству действиями личного состава формирований при проведении аварийно-спасательных работ в районах чрезвычайных ситуаций.

Третье направление. Подготовка руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, осуществляется с отрывом от производства на курсах гражданской обороны городов и районов по спе­циальной программе подготовки один раз в три года. Основной целью подготовки этой категории руководителей и специалистов является выработка у них необходимых навыков, позволяющих квалифицированно планировать мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и умело руководить работами.

Четвертое направление. Подготовка работников предприятий, учреждений и ор­ганизаций, входящих в состав аварийно-спасательных формирований и специализированных формирований постоянной готовности, осуществляется в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров, учебно-тренировочных центрах, центрах подготовки министерств и ведомств с отрывом от производства по специаль­ным программам подготовки в соответствии с профилем работы обучаемых.

Пятое направление. Подготовка населения, занятого в сферах производства и обслуживания, осуществляется на предприятиях, учреждениях и в организациях, не­зависимо от форм собственности, по специальным учебным программам ежегодно. При подготовке этой категории обучаемых особое внимание обращается на умелые действия в очагах поражения, а также при ликвидации последствий стихийных бедс­твий, аварий и катастроф.

Шестое направление. Подготовка населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, осуществляется в учебно-консультационных пунктах жилищно-эксплуатационных органов по месту жительства путем проведения бесед, лекций, про­смотра учебных фильмов, а также самостоятельного изучения пособий и памяток, прослушивания радиопередач и телепрограмм. Внимание при обучении этой катего­рии населения обращается на его моральную и психологическую подготовку к уме­лым и решительным действиям в экстремальных ситуациях, умение прогнозировать возможные чрезвычайные ситуации, характерные для мест их проживания, оценивать возможные масштабы и последствия от них, а также воспитание ответственности за свою личную подготовку и подготовку семьи к защите от чрезвычайных ситуаций.

Следует отметить, что подготовка руководящего состава РСЧС на всех уровнях, кроме того, осуществляется путем участия в учебно-методических сборах, штабных и объектовых тренировках, командно-штабных и комплексных учениях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, в других оперативных мероприятиях, а также самостоятельной подготовки.

Основными формами этой подготовки являются командно-штабные, тактико-спе­циальные и комплексные учения и тренировки.

6. Наличие и поддержание в постоянной готовности системы общего опера­тивного и локального оповещения и информации о ЧС.

Одним из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности. Оповестить население означает: своевременно предупредить его о надвигающейся опасности, создавшейся обстановке а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях.

Процесс оповещения включает доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликви­дации чрезвычайной ситуации, а также населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установ­ленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно воз­никающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях.

Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения не­сут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала, при любом характере опасности, включение электрических сирен, прерывистый (завыва­ющий) звук которых означает единый сигнал опасности «Внимание всем!». Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации - радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации наиболее рационального способа своего поведения в создавшихся условиях. Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержа­тельной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.

Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС различают несколько уровней, на которых должны создаваться системы оповещения - федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Основными уровнями, связанны-7 ми непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый.

Система оповещения любого уровня РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС данного уровня, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой ин­формации в чрезвычайных ситуациях.

Управление системой оповещения каждого уровня организуется непосредственно соответствующими органами повседневного управления РСЧС данного уровня. Решение на задействование системы оповещения любого уровня принимает соответс­твующий глава администрации (начальник гражданской обороны).

Информация, доводимая до органов управления и должностных лиц, носит опе­ративный характер, а до населения доводится информация о характере и масштабах угрозы, а также о действиях в создавшихся условиях. СЦО территориального уровня должны обеспечивать как циркулярное, так и выборочное включение СЦО местных уровней. Передача сигналов и речевой информации в СЦО территориального уровня осуществляется по каналам связи на основе их перехвата на время передачи сигна­лов и речевой информации.

Особенностью организации оповещения населения при авариях на химически опасных объектах является чрезвычайно высокие требования по оперативности про­ведения защитных мероприятий, так как пребывание людей даже несколько минут в зараженном облаке может привести к тяжелым последствиям.

Зона ответственности (зона действия) в локальной системе оповещения для хи­мически опасного объекта составляет 2,5 км. Если такой объект построен за преде­лами населенного пункта, то, как правило, радиофикация приобъектового поселка осуществляется на основе использования радиоузла самого объекта, что упрощает решение задачи оповещения населения от дежурного диспетчера объекта.

Зона действия ЛСО на атомной электростанции определена в радиусе 5 км вокруг нее, с обязательным включением в нее поселка станции. В случае выхода последс­твий аварии за пределы зоны ответственности ЛСО, оперативный дежурный органа управления ГОЧС субъекта Российской Федерации осуществляет выборочное опове­щение городов и районов, попадающих в зону возможного радиоактивного загрязне­ния, по территориальной СЦО.

Для оповещения и информирования населения в чрезвычайных ситуациях ис­пользуются все виды вещания (проводное, радио- и телевещание) на основе пере­хвата программ вещания, подаваемых на узлы проводного вещания, радиовещатель­ные станции и передатчики звукового сопровождения телевещания. Этот перехват программ вещания осуществляется соответствующими органами управления ГОЧС с помощью специальной аппаратуры.

Сигналы и тексты оповещения записываются заранее на магнитные носители, которые хранятся в этих органах управления. В чрезвычайных, не терпящих отлага­тельства случаях, допускается «живая передача» из органа управления без предва­рительной записи.

Учитывая важность проблемы своевременного оповещения и информирования населения о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органы управления ГОЧС на всех уровнях должны принимать меры по созданию (мо­дернизации) систем оповещения с использованием различных современных техни­ческих средств, обеспечивающих, по возможности, наибольшую полноту оповещения населения, поддержанию этих систем в постоянной готовности к использованию.

7. Создание оперативных резервов и запасов материальных средств РСЧС осуществляется по линии соответствующих министерств и Госрезерва. Наличие ре­зервов продовольствия, медицинских, материально-технических ресурсов и средств первой необходимости непосредственно в регионах, где возможно возникновение ЧС, позволяет органам управления КЧС, не дожидаясь поставок из центра, обеспечить всем необходимым проведение АС и ДНР и оказание медицинской и материальной помощи пострадавшему населению.

3.1.3. Инженерно-технические мероприятия

1. Проектирование, размещение, строительство и эксплуатация объектов инфра­структуры, в том числе и потенциально опасных, осуществляется на основе проведе­ния Государственной экологической экспертизы и долгосрочного прогнозирования.

Основы безопасного функционирования объектов закладываются на стадиях их проектирования, размещения и строительства. Размещение строящихся объектов осу­ществляется на основе сейсмического районирования территории страны, а также оп­ределения районов, наиболее подверженных воздействию других стихийных бедствий.

В зонах возможных катастрофических ситуаций строительство потенциально опасных объектов исключается или ограничивается.

Обеспечение безопасной эксплуатации потенциально опасных объектов достигает­ся путем создания инженерных систем защиты технологических процессов как при нор­мальной (безаварийной) работе объекта, так и при возникновении аварии на объекте.

1. Инженерное обеспечение защиты населения осуществляется путем строи­тельства и поддержания в постоянной готовности к использованию защитных соору­жений (средств коллективной защиты).

В целях защиты населения в экстремальных условиях используются различные способы и средства. Среди них укрытию населения в защитных сооружениях всегда придавалось важное значение, а в связи с трудностью и даже в ряде случаев невоз­можностью при необходимости полной эвакуации населения из больших городов зна­чение этого мероприятия резко возросло.

В целях защиты населения от чрезвычайных ситуаций успешно используются за­щитные сооружения гражданской обороны, классификация которых представлена на рис.3.

Защитные сооружения (ЗС) предназначаются для обеспечения безопасности на­селения от воздействия поражающих факторов различных ЧС. По назначению и за­щитным свойствам они подразделяются на убежища и противорадиационные укры­тия (ПРУ). По месту расположения - на встроенные (расположенные под зданием) и отдельно расположенные. По времени постройки они могут быть построенными заблаговременно и быстровозводимыми (строящимися с возникновением угрозы из готовых строительных элементов). По вместимости - малые (до 150 чел.), средние (150 - 450 чел.) и большие (более 450 чел.). По обеспеченности фильтровентиля-ционным оборудованием - с промышленным оборудованием, с упрощенным обору­дованием, без фильтровентиляци.

Защитные сооружения гражданской обороны

П

Убежища

ротиворадиационные укрытия

Простейшие укрытия

Рис. 3. Классификация защитных сооружений гражданской обороны

Защитные сооружения должны располагаться на таком удалении от мест работы или проживания укрываемых, чтобы последние смогли добраться до защитного со­оружения не более чем за 15 мин. Во встроенных сооружениях должны оборудоваться аварийные выходы.

В качестве защитных сооружений могут использоваться также тоннели и станции метрополитена, горные выработки, подземные хранилища и т. п.

Защитные свойства сооружений определяются давлением воздушной ударной волны, которое могут выдержать его конструкции, степенью герметизации и коэффи­циентом защиты от радиации (Кз), показывающим, во сколько раз уровень радиации на открытой местности выше, чем внутри сооружения.

Убежища - это защитные сооружения, в которых в течение определенного време­ни обеспечиваются условия для укрытия людей от большинства поражающих факто­ров, возникающих в различных ЧС: от воздействия радиоактивных и большинства хи­мически опасных веществ, воздушной ударной волны и обломков разрушенных зданий при мощных взрывах, от высоких температур и вредных газов при пожаре и т. п.

Убежища, предназначенные для защиты населения, рабочих и служащих пред­приятий, должны выдерживать давление ударной волны не ниже 100 - 200 кПа и иметь коэффициент защиты от радиации не менее 1000 - 2000. Значительно большей защитой по всем параметрам обладают станции глубокого залегания метрополитена, используемые в качестве убежищ.

Помещения для укрываемых разделяются на герметичные отсеки, по 50 - 75 чело­век каждый и оборудуются 2-х и 3-х ярусными нарами. При этом нормативы для раз­мещения укрываемых должны минимально составлять: по высоте помещений - 2,2 м, а по площади - 0,4 - 0,45 мг/чел; по объему воздуха не менее 1,5м2/чел.

Основные санитарно-гигиенические нормы по проектированию и эксплуатации убежищ представлены в табл.9.

Таблица 9