logo
курсач отпп

2.2 Анализ выполнения плана товарооборота и состояния товарных запасов

Под розничным товарооборотом понимают передачу това­ров конечным потребителям. На этом процесс обращения то­вара завершается – он поступает в сферу потребления.

Оптовый товарооборот — это продажа товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей реализации, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд. В результате оптового товарооборота товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в производственное потребление. Иными словами, при оптовом обороте товар реализуется для последующей переработки или перепродажи.

Розничный товарооборот как статистический показатель отражает объем продажи товаров населению через все каналы реализации: в официально учтенных предприятиях, на веще­вых, смешанных и продуктовых рынках.

Показатель розничного товарооборота (как и оптового) имеет количественную и качественную характеристики.

Количественная характеристика товарооборота – объем ре­ализации в денежном исчислении, качественная – структура товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) това­рооборота – это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации.

Данные о товарообороте были взяты из приложений и представлены в таблице 5 (Приложение Г, Д).

Таблица 5 – Данные о товарообороте

Показатели

Годы

Отклонение

Темп изменения,%

2009

2010

абсолютное

относительное

Розничный товарооборот, млн.руб.

Всего

22216,4

29560,9

7344,5

33,1

133,1

Продолжение таблицы 5

в т.ч. продовольственных товаров

20994,5

27794

6799,5

32,4

132,4

из них алкогольных напитков и пива

7278,9

9298,5

2019,6

27,7

127,7

непродовольственных товаров

1221,9

1766,5

544,6

44,6

144,6

запасы товаров

-

1700,3

-

-

-

Оптовый товарооборот, млн.руб.

Всего

70246,8

89551,6

19304,8

27,5

127,5

в т.ч. продовольственных товаров

57821,1

73155,5

15334,4

26,5

126,5

из них алкогольных напитков и пива

28910,5

42328,3

13417,8

46,4

146,4

непродовольственных товаров

12425,7

16396,1

3970,4

31,9

131,9

запасы товаров

1392,8

3222

1829,2

131,3

231,3

Из таблицы 5 видно, что розничный товарооборот увеличился на 33,1%, оптовый – на 27,5% Это связано с повышением цен.

Анализ товарооборота позволяет определить, в ка­кой степени выполнен план товарооборота, какие изменения произошли в товарообороте за от­четный период и чем они были вызваны, вскрыть новые явления, а также имеющиеся резервы в развитии товарооборота.

Анализ товарооборота базируется главным образом на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Проведём анализ товарных запасов за январь - декабрь 2009- 2010 года. Исходные данные представлены в таблице 6 (Приложение Г).

Таблица 6 – Анализ товарных запасов укрупненным методом

Период

2009

2010

I квартал

1392,8

3222

II квартал

1833,9

2324,8

III квартал

1896,7

2801,9

IV квартал

2381,5

2960,3

Рисунок 4 – Динамика товарных запасов по кварталам

Из графика можно сделать вывод, что уровень товарных запасов стабильно растет в 2009 году, однако в 2010 году стабильный рост наблюдается только в 3 и 4 кварталах.