logo search
ЕДИНЫЙ ЗРАЗОК УНИВЕРСАЛЬНОГО УЧЕБНИКА БЖД

Человек как элемент системы “человек - жизненная среда”

Блок 2.1. Занятие 5. Человек как биологический и социальный субъект

План

1. Человек, его биологические и социальные признаки.

2. Деятельность человека.

3. Среда жизнедеятельности человека.

3.1.Природная среда.

3.2.Техносфера.

3.3.Ноосфера.

3.4.Социально-политическая среда.

1.Человек, его биологические и социальные признаки.

Курс «Безопасность жизнедеятельности» предназначен не только для изучения разных видов опасностей, определения степени риска, следствий влияния опасных и вредных факторов на здоровье человека, приобретения умений грамотно действовать в сложных условиях, чрезвычайных ситуациях, но прежде всего для обучения пониманию смысла жизни самого человека, его природы и назначения, объяснения основных закономерностей жизненных процессов. Это необходимо для обеспечения условий стойкого комфортного существования человечества.

Значение слова «человек» многогранное, о чем свидетельствует понятийный аппарат наук, которые изучают человека.

Философию интересует человек с точки зрения его положения в мире, прежде всего как субъекта познания и творчества.

Психология анализирует человека как единство психологических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых свойств и т. п. То есть психология ищет стабильные характеристики психики, которые обеспечивают неизменность человеческой природы.

Если экономическая наука допускает, что человек способен на рациональный выбор, то психология исходит из того, что мотивы человеческого поведения большей частью иррациональны и непостижимы.

Историки, наоборот, проявляют интерес к тому, как под влиянием культурно-исторических факторов изменяется человеческое существо.

Социология исследует человека, прежде всего как личность, как элемент социальной жизни, раскрывает механизмы его становления под влиянием социальных факторов, а также пути и каналы обратного влияния личности на социальное положение.