2.Деятельность человека.
Человек как часть природы является биологическим субъектом. По своему телесному строению и физиологическим функциям человек принадлежит к животному миру. Характерно, что с точки зрения биологии принципиального различия между человеком и животным миром нет. Сходство человека и животных определяется:
-во-первых, составом вещества, строением и поведением организмов;
-во-вторых, у человека есть рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя и не нужны ему.
Но человек — высшая ступенька развития живой природы на нашей планете. Качественное отличие людей от животных заключается в присущих всем людям качествах и особенностях, которые находят свое проявление в понятии «Ноmо sаріеns» - «человек разумный».
Человек как биологический вид имеет:
характерные телесные признаки (вертикальное передвижение тела на двух конечностях, руки приспособлены к работе и т.п.);
высокоразвитый мозг, способный отображать мир в понятиях и преобразовывать его соответственно своим нуждам, интересам, идеалам;
сознание как способность к познанию сущности, как внешнего мира, так и своей личной природы;
мышление и язык, которые появились в результате трудовой общественной деятельности.
Наиболее характерным признаком человека является сознание. Сознание не только в плане осмысления жизненной ситуации и познания окружающей действительности — такой уровень сознания присущ даже животному миру, а с точки зрения способности размышлять о внешних обстоятельствах, о своих связях с ними и с другими людьми, способности самоуглубления, чтобы жить в согласии с самим собой, с целью осознания смысла собственного бытия в этом многоликом мире.
О человеческом характере жизнедеятельности можно говорить с того момента, когда человекоподобное существо изготовило первое орудие труда. Содержание и характер человеческой жизни определяются способом человеческой деятельности, главными составными которого являются средства производства и общение.
Если животные живут в природе, то человек — в социуме. Социум — это особый образ жизни особых существ — людей.
Таким образом, мы подходим к человеку с тремя разными измерениями его сути: биологическим, психологическим и социальным. Под психологическим мы понимаем внутренний духовный мир человека — его воля, переживания, память, характер, темперамент и т.п.
Социальное и биологическое существуют в неразрывном единстве. Биологическое, природное, можно упрощенно назвать системой, «которая живет», а социальное - «как живет». Но и «которая живет», и «как живет» слились в единое целое, в социальное существо по имени Человек. Природное функционирование его организма, социально обусловленное, зависит от тех объективных условий, в которых он живет и которые им же созданы путем преобразования окружающей среды.
Итак, человек представляет собой целостное единство биологического, психологического и социального уровня. При этом человеческий индивидуум — это интегральное единство, которое является основой к возникновению качественно нового уровня—личности.
Личность — это мера целостности человека, которая включает в себя все множество взаимосвязанных характеристик и элементов. Главным итоговым свойством личности является мировоззрение. Особым компонентом личности есть ее нравственность.
Главнейшее отличие между человеком и животным миром состоит в образе жизни. Животное существует, человек — ведет жизнедеятельность. Все, что есть в обществе, как и самое общество, — результат человеческой деятельности.
Деятельность — это специфический способ отношения человека к миру. Она объединяет биологическую, социальную и духовно-культурную сущность человека. Деятельность возникает как средство преобразования природы на предметы потребления, творение культуры и т.д.
Характерные признаки деятельности человека:
действует под влиянием тех или иных мотивов для удовлетворения определенных потребностей;
существует благодаря взаимодействию с окружающей средой (другие люди, предметы, природа и т.п.);
обменивается информацией с другими людьми, т.е. принимает участие в общении;
с самого начала жизни человек играется, учится, и только потом - работает;
именно благодаря действиям, взаимодействиям приобретает определенный опыт;
ощущает влияние условий жизни как на уровне окружения (микросреда), так и на уровне общества (макросреда);
деятельность имеет целеустремленный и целенаправленный характер.
Деятельность — это активное взаимодействие человека с окружающей средой, благодаря чему он достигает сознательно поставленной цели, которая возникла вследствие проявления у него определенных потребностей.
Потребность — это необходимость для человека того, что обеспечивает его жизнь, самореализацию и продолжение рода.
Потребности делятся на группы:
•физиологические и сексуальные (в пище, дыхании, движении, одежде, жилье, отдыхе, в воспроизведении людей, половой близости);
• экзистенциальные (это потребности в безопасности существования, уверенности в завтрашнем дне, стабильности общества, гарантии рабочего места);
•социальные (в принадлежности к коллективу, группе или сообществу, в общении, заботе о других и внимании к себе, в участии в общей трудовой деятельности);
• престижные (в уважении со стороны других, их признании и высокой оценке твоих способностей, в служебном росте и высоком статусе в обществе);
• личностные (в самовыражении, в самореализации (или самоактуализации), т.е. в деятельном проявлении себя как самостоятельной, оригинальной, творческой личности;
• духовные (потребности в новых знаниях об окружающем мире, в само- познании, привлечении к наукам, искусствам и т.п.).
Первые две группы потребностей являются первичными и врожденными, четыре другие— приобретенными.
Деятельность человека имеет предметный и духовный характер. Деятельность есть предметной, так как ее результатом являются материальные предметы. В этих предметах человек воплощает свое понимание мира, свой ум, свойства, интересы, потребности, чувства.
Но никакой вид деятельности не реализуется в чистом виде. Например, работа — это и познание, и оценка, и общение.
Каждый человек имеет свою иерархию видов и типов деятельности. Одной со специфических форм деятельности есть труд.
Труд — это целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он воздействует на природу и использует ее с целью производства материальных благ, необходимых для удовлетворения своих потребностей.
Человеческий труд коренным образом отличается от «труда» животных. Наиглавнейшим отличием является то, что человек использует орудия труда, которые и изготовлены орудиями труда. Животные этого делать не умеют.
Труд — это не только процесс, в котором люди вступают между собой в определенные производственные отношения. Он проявляется в конкретной исторической форме, имеет особый характер и свою организацию. С физиологической точки зрения труд — это затраты физической и умственной энергии человека, но он необходим и полезен для человека. Только во вредных условиях или при чрезмерном напряжении сил человеком, в той или иной форме могут проявляться отрицательные последствия труда, которые представляют угрозу его жизни и здоровью.
Цель жизни человека развивается в разнообразных видах деятельности — в работе, воспитании, семейной жизни, увлечении наукой, литературой и искусством, в активной общественной деятельности и активной жизненной позиции т.п. При этом труд - не самоцель, а реальная основа создания объективных условий для того, чтобы каждый человек мог проявить себя, показать свои способности, выявить таланты.
Когда мы говорим о жизни, то необходимо рассмотреть и противоположное ему понятие — смерть. Смерть — это конец биологического существования живого организма, прекращение жизнедеятельности человека. Она является существенным отображением жизни.
Понимание неотвратимости смерти, осознание, что человеческая жизнь является единственной в видимой оболочке и имеет конец, способствует осмыслению её морального смысла и ценности, дает возможность понять цель жизни и познать предназначение человека.
Настоящая цель человеческой жизни — это получение удовлетворения от любой деятельности. Но познание истины, по Аристотелю, является наиболее привлекательной из всех видов деятельности. Познавательная деятельность ума отличается значимостью и ценностью для самой себя. Она не стремится к любому внешнему проявлению и содержит в себе присущую только ей одной наслаждение, которое усиливает энергию. Именно к такой жизни и должен стремиться человек.
- Совет директоров вуЗов I-II уровня акредитации одесской области
- 2.Усилия Правительства Украины по преодолению глобальной социоэкологической ситуации.
- 3.Место „безопасности жизнедеятельности” среди наук.
- Основные понятия и определения в безопасности жизнедеятельности.
- Классификация источников опасностей, опасных и вредных факторов.
- Жизнедеятельности
- 2.Система "Человек - жизненная среда" и ее компоненты
- 3.Уровни системы "Человек - жизненная среда"
- 2. Оценка риска опасности
- 3. Концепция приемлемого (допустимого) риска
- 4. Управление риском
- 5. Качественный анализ опасностей
- Человек как элемент системы “человек - жизненная среда”
- 2.Деятельность человека.
- 3. Среда жизнедеятельности человека.
- 3.1. Природная среда.
- 3.2. Техносфера.
- 3.3. Ноосфера
- 3.4. Социально-политическая среда.
- 2.Характеристика основных анализаторов безопасности жизнедеятельности
- 3.Общие представления об обмене веществ и энергии
- 2.Психика человека и безопасность жизнедеятельности.
- 3. Психические процессы
- 4. Психические состояния
- 5. Психические свойства
- 6. Роль биоритмов в обеспечении жизнедеятельности человека
- 7. Основные положения эргономики
- 8. Медико-биологические и социальные проблемы здоровья
- 2. Литосферные стихийные бедствия
- 3. Гидросферные стихийные бедствия
- Причинами снеговых лавин могут быть: перенапряжение снегового покрова; резкий порыв ветра; звуковая волна; резкое изменение метеорологических условий.
- 4. Атмосферные стихийные бедствия
- Блок 3.2. Занятие 9. Опасности техногенного характера
- 2. Антропогенное влияние на окружающую среду
- 3. Аварии с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду
- 4. Аварии с вытеканием сильнодействующих ядовитых веществ
- 5. Аварии на транспорте
- 6. Пожары и взрывы
- Блок 3.3. Занятие 10. Социально-политические опасности.
- 2. Войны
- 3. Терроризм
- 4. Экстремальные ситуации криминогенного характера и способы их предупреждения
- 5. Социальные опасности: алкоголизм, курение
- Курение.
- 2. Природно-техногенные опасности.
- 3. Природно-социальные опасности.
- 3)Бактериальные — сифилис, гонорея, а также разнообразные уретриты, бактериальный вагиноз;
- Классификация наркотиков и типы зависимости
- 2. Загрязнение атмосферы городов.
- 3. Загрязнение воздуха городских помещений.
- 4. Загрязнение питьевой воды в городах.
- 5. Шумовое, вибрационное и электромагнитное загрязнение городов
- 1.Причины возникновения и классификация чрезвычайных ситуаций.
- 2.Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций.
- 1.Причины возникновения и классификация чрезвычайных ситуаций.
- 2. Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций.
- 1) В режиме повседневной деятельности:
- 3) В режиме деятельности в чрезвычайной ситуации:
- 2.Организация жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.
- 3. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
- Блок 3.8. Занятие 15. Правовые основы безопасности жизнедеятельности План.
- 1. Основы бжд в Конституции Украины.
- Конституция Украины провозглашает:
- 2.Законодательство Украины об охране здоровья
- 3.Охрана труда в законодательстве Украины.
- 2.Гражданская защита и защита населения Украины от влияния ионизирующих излучений.
- 3.Законодательство Украины о защите окружающей среды.
- 1.Государственные органы управления в области бжд.
- 2.Управление и контроль вопросов охраны труда, здравоохранения.
- 1.Государственные органы управления в области бжд.
- 2.Управление и контроль вопросов охраны труда, здравоохранения
- Кабинет Министров Украины:
- 2.Структура надзорных органов гражданской защиты и защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
- 3.Госконтроль за охраной окружающей природной среды.
- Список литературы
- Учебное издание