8. Медико-биологические и социальные проблемы здоровья
Изучение разных аспектов здоровья как качественной ценности человека и общества, изучение сложных взаимосвязей между факторами окружающей среды и здоровьем людей является важной задачей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
В преамбуле устава Всемирной организации охраны здоровья (ВООЗ) записано: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». В системе «человек-здоровье-среда» определяется три взаимосвязанные уровня здоровья - общественный, групповой и индивидуальный.
Первый уровень — общественный — характеризует состояние здоровья населения страны вообще и представляет целостную систему материальных и духовных отношений, которые существуют в обществе.
Второй — групповое здоровье, обусловленное спецификой жизнедеятельности людей данного трудового или семейного коллектива и непосредственного окружения, в котором находятся его члены.
Третий — индивидуальный уровень здоровья, который сформирован как в условиях всего общества и группы, так и на основе физиологических и психологических особенностей индивидуума и неповторимого образа жизни, который ведет каждый человек.
Выделяют три уровня описания ценности «здоровье»:
биологический — начальное здоровье предусматривает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов как следствие максимума адаптации;
социальный — здоровье является мерой социальной активности, деятельности, отношения человеческого индивидуума к миру;
особый психологический — здоровье является не столько отсутствием болезни, но быстрее возражением ей, в значении преодоления (здоровье не только состояние организма, но и стратегия жизни человека).
Здоровье человека нельзя рассматривать как, что-то независимое, автономное. Оно является результатом влияния природных, антропогенных и социальных факторов. Гигантские темпы индустриализации и урбанизации, вместе с определенными социальными условиями могут привести к нарушению экологического равновесия и вызвать деградацию не только среды, а и здоровья человечества.
Что же может служить показателями здоровья населения? По мнению ученых, целиком допустимо использовать с целью оценки здоровья населения такие демографические показатели, как смертность, детская смертность и средняя ожидаемая продолжительность жизни.
Здоровье человека зависит от многих факторов: обеспечение продуктами питания и их энергоценности, социально-экономических условий, состояния медицины, климатических условий, состояния окружающей среды и т.д.
Доказано, что приблизительно на 50% здоровье человека определяет образ жизни. Отрицательными его факторами являются вредные привычки, несбалансированное, неправильное питание, неблагоприятные условия работы, моральная и психическая нагрузки, малоподвижный образ жизни, плохие материальные условия, отсутствие согласия в семье, одинокость, низкий образовательный и культурный уровень и т.п.
Отрицательно сказывается на формировании здоровья и неблагоприятная экологическая обстановка, в частности загрязнение воздуха, воды, грунта, а также сложные природно-климатические условия (доля этих факторов — около 20%).
Важное значение имеет состояние генетического фонда популяции, склонность к наследственным болезням. Это еще около 20%, которые определяют современный уровень здоровья населения.
Непосредственно на здравоохранение с его низким качеством медпомощи приходится всего 10% «вклада» в тот уровень здоровья населения, который мы сегодня имеем.
Причинами нарушения нормальной жизнедеятельности организма и возникновения патологического процесса могут быть абиотические (свойства неживой природы) факторы окружающей среды. Очевидна связь географического распределения ряда заболеваний с природно-климатическими зонами, высотой местности, интенсивностью излучений, воздушным переносом, атмосферным давлением, влажностью воздуха и т.п.
На здоровье человека влияет биотический (свойства живой природы) компонент окружающей среды, в виде продуктов метаболизма растений и микроорганизмов, патогенных микроорганизмов (вирусы, бактерии, грибы и т.п.), ядовитых веществ, насекомых и опасных для человека животных.
Существенно на состояние здоровья населения влияют факторы социальной среды: демографическая и медицинская ситуации, духовный и культурный уровень, материальное положение, социальные отношения, средства массовой информации, урбанизация, конфликты и т.п.
Ключ к решению вопросов здравоохранения следует искать в недрах экономики, политики, в образе жизни и взаимоотношений людей с их природным окружением. Здоровье населения, как зеркало, отражает лицо общества.
От самого человека, от его активности или пассивности, индивидуальных особенностей, темперамента, характера, привычек, отношения к другим людям зависит его здоровье.
Римский философ Сенека (4г. н.э. - 65г. н.э.) говорил: «Умение продлевать жизнь - в умении не сокращать её».
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 3. ОПАСНОСТИ, КОТОРЫЕ ПРИВОДЯТ К РЕАЛИЗАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО УМЕНЬШЕНИЮ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ.
Блок 3.1. Занятие 8. Природные опасности
План
1.Значение природных опасностей в жизни человечества.
2. Литосферные стихийные бедствия.
3.Гидросферные стихийные бедствия.
4.Атмосферные стихийные бедствия.
1.Значение природных опасностей в жизни человечества
В наше время человек способен полететь на Луну, мы много знаем о других планетах, но силы природы нашей собственной планеты нам все еще не подвластны. Человечество остается зависимым от природных явлений, которые часто имеют катастрофический характер. Извержение вулканов землетрясения, засухи, селевые потоки, снеговые лавины, наводнения являются причиной гибели многих тысяч людей, наносят огромный материальный ущерб.
Наиболее серьезные убытки из всех стихийных бедствий наносят:
наводнения - 40%, тропические циклоны - 20%, землетрясения и засухи - по 15%.
Стихийные бедствия — это природные явления, которые носят чрезвычайный характер и приводят к нарушению нормальной жизнедеятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению материальных ценностей.
По месту реализации стихийные бедствия подразделяют на:
• литосферные - тектонические (извержение вулканов, землетрясения, оползни, сели);
• гидросферные - топологические (наводнения, снежные лавины, штормы);
• атмосферные - метеорологические (ураганы, ливни, гололедицы, молнии).
- Совет директоров вуЗов I-II уровня акредитации одесской области
- 2.Усилия Правительства Украины по преодолению глобальной социоэкологической ситуации.
- 3.Место „безопасности жизнедеятельности” среди наук.
- Основные понятия и определения в безопасности жизнедеятельности.
- Классификация источников опасностей, опасных и вредных факторов.
- Жизнедеятельности
- 2.Система "Человек - жизненная среда" и ее компоненты
- 3.Уровни системы "Человек - жизненная среда"
- 2. Оценка риска опасности
- 3. Концепция приемлемого (допустимого) риска
- 4. Управление риском
- 5. Качественный анализ опасностей
- Человек как элемент системы “человек - жизненная среда”
- 2.Деятельность человека.
- 3. Среда жизнедеятельности человека.
- 3.1. Природная среда.
- 3.2. Техносфера.
- 3.3. Ноосфера
- 3.4. Социально-политическая среда.
- 2.Характеристика основных анализаторов безопасности жизнедеятельности
- 3.Общие представления об обмене веществ и энергии
- 2.Психика человека и безопасность жизнедеятельности.
- 3. Психические процессы
- 4. Психические состояния
- 5. Психические свойства
- 6. Роль биоритмов в обеспечении жизнедеятельности человека
- 7. Основные положения эргономики
- 8. Медико-биологические и социальные проблемы здоровья
- 2. Литосферные стихийные бедствия
- 3. Гидросферные стихийные бедствия
- Причинами снеговых лавин могут быть: перенапряжение снегового покрова; резкий порыв ветра; звуковая волна; резкое изменение метеорологических условий.
- 4. Атмосферные стихийные бедствия
- Блок 3.2. Занятие 9. Опасности техногенного характера
- 2. Антропогенное влияние на окружающую среду
- 3. Аварии с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду
- 4. Аварии с вытеканием сильнодействующих ядовитых веществ
- 5. Аварии на транспорте
- 6. Пожары и взрывы
- Блок 3.3. Занятие 10. Социально-политические опасности.
- 2. Войны
- 3. Терроризм
- 4. Экстремальные ситуации криминогенного характера и способы их предупреждения
- 5. Социальные опасности: алкоголизм, курение
- Курение.
- 2. Природно-техногенные опасности.
- 3. Природно-социальные опасности.
- 3)Бактериальные — сифилис, гонорея, а также разнообразные уретриты, бактериальный вагиноз;
- Классификация наркотиков и типы зависимости
- 2. Загрязнение атмосферы городов.
- 3. Загрязнение воздуха городских помещений.
- 4. Загрязнение питьевой воды в городах.
- 5. Шумовое, вибрационное и электромагнитное загрязнение городов
- 1.Причины возникновения и классификация чрезвычайных ситуаций.
- 2.Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций.
- 1.Причины возникновения и классификация чрезвычайных ситуаций.
- 2. Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций.
- 1) В режиме повседневной деятельности:
- 3) В режиме деятельности в чрезвычайной ситуации:
- 2.Организация жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.
- 3. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
- Блок 3.8. Занятие 15. Правовые основы безопасности жизнедеятельности План.
- 1. Основы бжд в Конституции Украины.
- Конституция Украины провозглашает:
- 2.Законодательство Украины об охране здоровья
- 3.Охрана труда в законодательстве Украины.
- 2.Гражданская защита и защита населения Украины от влияния ионизирующих излучений.
- 3.Законодательство Украины о защите окружающей среды.
- 1.Государственные органы управления в области бжд.
- 2.Управление и контроль вопросов охраны труда, здравоохранения.
- 1.Государственные органы управления в области бжд.
- 2.Управление и контроль вопросов охраны труда, здравоохранения
- Кабинет Министров Украины:
- 2.Структура надзорных органов гражданской защиты и защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
- 3.Госконтроль за охраной окружающей природной среды.
- Список литературы
- Учебное издание