5. Качественный анализ опасностей
Анализ опасностей начинают из предварительного исследования, которое позволяет в основном идентифицировать источники опасностей. Методы этих анализов и приемы, которые используются при их выполнении, известны под разными названиями. Ниже приведены основные из них:
Типы анализа:
• предыдущий анализ опасностей (ПАО);
• системный анализ опасностей (САО);
• подсистемный анализ опасностей (ПСАО);
• анализ опасности работ и обслуживания (АОРО).
Методы и приемы, которые используются при анализах:
• анализ повреждений и вызванного ими эффекта (АПВЭ);
• анализ древа ошибок (АДО);
• анализ риска ошибок (АРО);
• расчеты менеджмента и древо риска (РМДР);
• анализ потоков и препятствий энергии (АППЭ);
• анализ поэтапного приближения (АПП);
• программный анализ опасностей (ПАО);
• анализ общих причин поломки (АОПП);
• причинно-следственный анализ (ПСА);
• анализ древа событий (АДС).
Ознакомимся с основами двух приведенных выше методик, а именно с предварительным анализом опасностей (ПАО) и анализом древа ошибок (АДО).
Предварительный анализ опасностей — это анализ общих групп опасностей, присутствующих в системе, их развития и рекомендации в отношении контроля. Это первая попытка в процессе безопасности систем определить и классифицировать опасности, которые имеют место в системе. Выполняется он в таком порядке:
-изучают технические характеристики объекта, системы или процесса, а также источников энергии, которые используются, рабочей среды, материалов;
-устанавливают их опасные и вредные свойства;
-определяют законы, стандарты, правила, действие которых распространяется на данный объект, систему или процесс;
-проверяют техническую документацию на ее соответствие законам, правилам, принципам и нормам безопасности;
-составляют перечень опасностей, в котором отмечают идентифицированные источники опасностей (системы, подсистемы, компоненты), факторы, которые наносят вред, потенциально опасные ситуации, выявленные недостатки.
После того, как установлены главные системы объекта, которые являются источниками опасности, их можно рассматривать отдельно и исследовать более детально с помощью других методов анализа.
Базовые вопросы, которые должны быть решены:
Какой процесс/система анализируются?
Привлечены ли к этой системе люди?
Что система должна обычно делать?
Чего система не должна делать никогда?
Существуют ли стандарты, правила, нормы, которые имеют отношение к системе?
Использовалась ли система ранее?
Что система вырабатывает?
Какие элементы включены в систему?
Какие элементы изъяты из системы?
Что может послужить причиной появления опасности?
Как оценивается это появление?
Что и где есть источниками и препятствиями энергии?
Существует ли критическое время для безопасности операций?
Какие общие опасности присущи системе?
Как может быть улучшен контроль?
Воспримет ли руководство этот контроль?
Анализ древа ошибок (АДО) — применяется при оценке чрезвычайно сложных или детализированных систем. Использует дедуктивный логический метод (т. е. постепенно двигается от общего к частному), он очень полезен при исследовании возможных условий, которые могут привести к нежелательным последствиям или каким-нибудь образом повлиять на эти последствия. Как известно большинству профессиональных инженеров по охране труда, которые имеют опыт расследований несчастных случаев, нежелательные события редко происходят под влиянием только одного фактора. Вследствие этого во время анализа древа ошибок в процессе системной безопасности нежелательное событие относят к конечному событию. Располагая каждый фактор в соответствующем месте древа, исследователь может точно определить, где состоялись какие-либо повреждения в системе, какая связь существует между событиями, и какое взаимодействие состоялось.
При построении основного древа ошибок используют специальные символы, которые обеспечивают аналитика иллюстрированным изображением события и того, как оно взаимодействует с другими событиями на древе. Специальная форма символов дает наглядность и облегчает построение древа ошибок.
Выполнение анализа древа ошибок возможно лишь после детального изучения рабочих функций всех компонентов системы, которая рассматривается. При этом следует учитывать, что на работу системы влияет человеческий фактор, поэтому все возможные «отказы оператора» тоже необходимо вводить в состав древа. Поскольку древо ошибок показывает статический характер событий, развитие событий во времени можно рассмотреть, построив несколько деревьев ошибок.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2.
- Совет директоров вуЗов I-II уровня акредитации одесской области
- 2.Усилия Правительства Украины по преодолению глобальной социоэкологической ситуации.
- 3.Место „безопасности жизнедеятельности” среди наук.
- Основные понятия и определения в безопасности жизнедеятельности.
- Классификация источников опасностей, опасных и вредных факторов.
- Жизнедеятельности
- 2.Система "Человек - жизненная среда" и ее компоненты
- 3.Уровни системы "Человек - жизненная среда"
- 2. Оценка риска опасности
- 3. Концепция приемлемого (допустимого) риска
- 4. Управление риском
- 5. Качественный анализ опасностей
- Человек как элемент системы “человек - жизненная среда”
- 2.Деятельность человека.
- 3. Среда жизнедеятельности человека.
- 3.1. Природная среда.
- 3.2. Техносфера.
- 3.3. Ноосфера
- 3.4. Социально-политическая среда.
- 2.Характеристика основных анализаторов безопасности жизнедеятельности
- 3.Общие представления об обмене веществ и энергии
- 2.Психика человека и безопасность жизнедеятельности.
- 3. Психические процессы
- 4. Психические состояния
- 5. Психические свойства
- 6. Роль биоритмов в обеспечении жизнедеятельности человека
- 7. Основные положения эргономики
- 8. Медико-биологические и социальные проблемы здоровья
- 2. Литосферные стихийные бедствия
- 3. Гидросферные стихийные бедствия
- Причинами снеговых лавин могут быть: перенапряжение снегового покрова; резкий порыв ветра; звуковая волна; резкое изменение метеорологических условий.
- 4. Атмосферные стихийные бедствия
- Блок 3.2. Занятие 9. Опасности техногенного характера
- 2. Антропогенное влияние на окружающую среду
- 3. Аварии с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду
- 4. Аварии с вытеканием сильнодействующих ядовитых веществ
- 5. Аварии на транспорте
- 6. Пожары и взрывы
- Блок 3.3. Занятие 10. Социально-политические опасности.
- 2. Войны
- 3. Терроризм
- 4. Экстремальные ситуации криминогенного характера и способы их предупреждения
- 5. Социальные опасности: алкоголизм, курение
- Курение.
- 2. Природно-техногенные опасности.
- 3. Природно-социальные опасности.
- 3)Бактериальные — сифилис, гонорея, а также разнообразные уретриты, бактериальный вагиноз;
- Классификация наркотиков и типы зависимости
- 2. Загрязнение атмосферы городов.
- 3. Загрязнение воздуха городских помещений.
- 4. Загрязнение питьевой воды в городах.
- 5. Шумовое, вибрационное и электромагнитное загрязнение городов
- 1.Причины возникновения и классификация чрезвычайных ситуаций.
- 2.Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций.
- 1.Причины возникновения и классификация чрезвычайных ситуаций.
- 2. Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций.
- 1) В режиме повседневной деятельности:
- 3) В режиме деятельности в чрезвычайной ситуации:
- 2.Организация жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.
- 3. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
- Блок 3.8. Занятие 15. Правовые основы безопасности жизнедеятельности План.
- 1. Основы бжд в Конституции Украины.
- Конституция Украины провозглашает:
- 2.Законодательство Украины об охране здоровья
- 3.Охрана труда в законодательстве Украины.
- 2.Гражданская защита и защита населения Украины от влияния ионизирующих излучений.
- 3.Законодательство Украины о защите окружающей среды.
- 1.Государственные органы управления в области бжд.
- 2.Управление и контроль вопросов охраны труда, здравоохранения.
- 1.Государственные органы управления в области бжд.
- 2.Управление и контроль вопросов охраны труда, здравоохранения
- Кабинет Министров Украины:
- 2.Структура надзорных органов гражданской защиты и защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
- 3.Госконтроль за охраной окружающей природной среды.
- Список литературы
- Учебное издание