3.4. Социально-политическая среда.
В социально-политической среде выделяются такие сферы общественной жизни:
материальная - охватывает процессы материального производства, распределения, обмена, потребления;
социально-политическая — включает социальные и политические отношения людей в обществе — классовые, национальные, групповые, межгосударственные и т.п. Именно эта сфера охватывает такие явления и процессы, как революция, реформа, эволюция, война, классовая борьба. В этой сфере функционируют такие социальные институты, как партия, государство, общественные организации;
духовная — это широкий комплекс идей, взглядов, представлений, то есть это весь спектр производства сознания, трансформации его от одной инстанции к другой (средства массовой информации), преобразование в индивидуальный духовный мир человека;
культурно-бытовая — это такие явления, как производство культурных ценностей, жизнь семьи, бытовые проблемы (организация отдыха и свободного времяпрепровождения), образование, воспитание и т.п.
Социальные отношения это нормы жизни общества (экономические, политические, правовые, моральные), общественные правила жизни и поведения людей.
Все сферы общественной жизни взаимосвязаны. Важную роль в обществе играют социальные отношения. Они возникают между людьми в процессе их деятельности и общения, характеризуют жизнедеятельность человека и подразделяются на экономические, социально-политические, идеологические, культурные, бытовые, семейные и прочие.
В основе общественного отношения лежат индивидуально-общественные интересы и потребности людей. В обществе постоянно возникают и решаются разнообразные разногласия, столкновение интересов, общественных ценностей, отношений. Завершающим этапом механизма решения разногласий в системе общественных отношений является конфликт.
Все историческое общество возникает перед нами как конфликтное. В связи с этим конфликт есть не отклонение от нормы, а норма сосуществования людей в социуме, форма установления приоритетов в системе интересов, потребностей, общественного отношения вообще. Люди конфликтуют по разным причинам — экономическим, политическим, социальным, экологическим, моральным, религиозным, идеологическим и т.п. Конфликты бывают разными: между странами и народами, социальными слоями и нациями, предприятиями и учреждениями, рабочими и администрацией, предпринимателями и экологами, студентами и преподавателями, мужчинами и женщинами, молодым и старшим поколениями.
Игнорирование конфликтов может привести к социальному напряжению в обществе, вызвать появление острых разногласий, чрезвычайных ситуаций социально-политического характера, чрезвычайных событий, которые будут угрожать безопасности общества.
Человеческое общество на протяжении своей истории существует, создавая разного рода коллективы – сообщества. Это обусловлено биологической взаимозависимостью людей, преимуществами сотрудничества и разделения труда, а также исключительной способностью устанавливать взаимоотношения путем символических коммуникаций. Общая деятельность людей порождает сложную систему социальных связей, которая объединяет индивидуумов в единое социальное целое - социальное сообщество и в социальную систему.
В современном обществе каждый человек принадлежит к множеству разных социальных институтов, т.е. форм закрепления и способов осуществления специализированной деятельности, которая обеспечивает стабильное функционирование общественных отношений. Человек является членом семьи, учится в школе, работает на производстве, пользуется общественным транспортом и т.п. Каждый раз он является членом отдельного социального сообщества.
Социальное сообщество — форма социального взаимодействия, реально существующая совокупность людей, объединенных относительно стойкими социальными связями, отношениями, которая имеет общие признаки, условия и образ жизни, черты сознания, культуры, которые придают ей неповторимую своеобразность и целостность. Они бывают: групповые (классы, слои, профессиональные группы); массовые (любительские объединения, аудитория зрителей, современники общественных движений); социально-родовые (семья, род, племя); этнические (народности, нации, национальные меньшинства); социально-территориальные (жители дома, села, района, города, области).
Издавна такие социальные сообщества, как род, семья, племя и т.п., обеспечивали людям средства к существованию, репродукцию человека, общую защиту от сил природы, других племен. Все это помогло человечеству не только уцелеть, а и заложить основы дальнейшего прогресса, развития цивилизации.
Какая-либо социальная группа может рассматриваться как субъект системы «человек — жизненная среда».
Блок 2.2. Занятие 6. Физиологические особенности организма человека
План
1. Строение и свойства анализаторов.
2. Характеристика основных анализаторов безопасности жизнедеятельности.
3. Общие представления об обмене веществ и энергии.
1.Строение и свойства анализаторов.
Несмотря на наличие разнообразных гипотез о возникновении жизни, все считают, что высшей стадией развития всего живого на Земле есть человек.
Ученые установили, что за всю историю эволюции человек в анатомо-физиологическом отношении мало изменился. Организм человека представляет собой совокупность телесных (соматических) и физиологических систем: нервной, сердечно-сосудистой, кровообращения, пищеварения, дыхания, сенсорной, опорно-двигательной и др. Одной из важнейших систем человека есть нервная система, которая связывает между собой все системы и части тела в единое целое. Центральная нервная система принимает участие в приеме, обработке и анализе любой информации, которая поступает из внешней и внутренней сред. При возникновении перегрузок на организм человека нервная система определяет степень их влияния и формирует защитно-адаптационные реакции. Антропологи и физиологи отмечают чрезвычайно важную физиологическую особенность человеческого организма; его большие потенциальные и часто незадействованные жизненные возможности.
Человек получает разнообразную информацию об окружающем мире, воспринимает все его разнообразные стороны с помощью сенсорной системы или органов чувств.
Современный этап развития физиологии органов чувств связан с именами таких ученых, как И. М. Сеченов (1829-1905гг.) и И. П. Павлов (1849-1936гг.). И. П. Павлов развил работу И. М. Сеченова о рефлексах головного мозга, создал учение об анализаторах как совокупности нервно-рецепторных структур, которые обеспечивают восприятие внешних раздражителей, трансформацию их энергии в процесс нервного возбуждения и проведение его в центральную нервную систему. По утверждению И. П. Павлова, любой анализатор состоит из трех частей: периферической (или рецепторной), проводниковой и центральной, где завершаются аналитически-синтетические процессы оценки биологической значимости раздражителя.
Анализаторы — это совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, которые осуществляют восприятие и анализ информации о явлениях, которые происходят как в окружающей среде, так и внутри самого организма. Структура анализатора – рецептор (воспринимающее образование), чувствительные нейроны, участок коры головного мозга.
В современной физиологии различают восемь анализаторов – двигательный, зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, кожный, вестибулярный и висцеральный. Тем не менее, в системе взаимодействия человека с объектами окружающей среды главными при выявлении опасности выступают зрительный, слуховой и кожный анализаторы. Другие выполняют вспомогательную, или дополняющую функцию. Вместе с тем необходимо учитывать также то обстоятельство, что сегодня есть целый ряд опасных факторов (ионизирующее излучение, электромагнитные поля, ультразвук, инфракрасное излучение), которые чрезвычайно негативно физически воздействуют на человеческий организм, но для их восприятия нет соответствующих естественных анализаторов.
Все анализаторы в структурном отношении однотипны. Они имеют на своей периферии аппараты, которые воспринимают раздражители — рецепторы, в которых и происходит преобразование энергии раздражения в процесс возбуждения. От рецепторов по сенсорным (чувствительным) нейронам и синапсам (контактам между нервными клетками) импульсы поступают в центральную нервную систему.
Различают такие основные виды рецепторов: механорецепторы, которые воспринимают механическую энергию, к ним относятся: рецепторы слуховой, вестибулярной, двигательной, частично висцеральной чувствительности; хеморецепторы — обонятельный, вкусовой; терморецепторы - рецепторы кожного анализатора; фоторецепторы — зрительный анализатор и другие виды. Каждый рецептор выделяет из множества раздражителей внешней и внутренней среды свой адекватный раздражитель. Этим объясняется высокая чувствительность рецепторов.
Все анализаторы благодаря своему однотипному строению имеют общие психофизиологические свойства - чрезвычайно высокая чувствительность к адекватным раздражителям, наличие абсолютной дифференциальной и оперативной границы чувствительности к раздражителю, способность к адаптации, тренировке, способность определенное время сохранять ощущение после прекращения действия раздражителя, пребывать в следующем взаимодействии один за другим.
Абсолютная граница чувствительности имеет верхний и нижний уровни. Нижняя абсолютная граница чувствительности — это минимальная величина раздражителя, который вызывает чувствительность. Верхняя абсолютная граница — максимально допустимая величина раздражителя, который не вызывает у человека боль. Дифференциальная чувствительность определяется наименьшей величиной раздражителя, которая дает возможность ощутить его изменение. Это положение было впервые введено немецким физиологом А. Вебером и количественно описано немецким физиком Г. Фехнером.
Основной психофизический закон физиологии Вебера – Фехнера звучит таким образом: интенсивность ощущений пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя.
В математической форме закон Вебера-Фехнера выражается так:
S= C • lgІ ,
где S — интенсивность (или сила) ощущения;
І — размер действующего раздражителя;
С — коэффициент пропорциональности.
Способность к адаптации — это возможность приспосабливать уровень своей чувствительности к раздражителям.
- Совет директоров вуЗов I-II уровня акредитации одесской области
- 2.Усилия Правительства Украины по преодолению глобальной социоэкологической ситуации.
- 3.Место „безопасности жизнедеятельности” среди наук.
- Основные понятия и определения в безопасности жизнедеятельности.
- Классификация источников опасностей, опасных и вредных факторов.
- Жизнедеятельности
- 2.Система "Человек - жизненная среда" и ее компоненты
- 3.Уровни системы "Человек - жизненная среда"
- 2. Оценка риска опасности
- 3. Концепция приемлемого (допустимого) риска
- 4. Управление риском
- 5. Качественный анализ опасностей
- Человек как элемент системы “человек - жизненная среда”
- 2.Деятельность человека.
- 3. Среда жизнедеятельности человека.
- 3.1. Природная среда.
- 3.2. Техносфера.
- 3.3. Ноосфера
- 3.4. Социально-политическая среда.
- 2.Характеристика основных анализаторов безопасности жизнедеятельности
- 3.Общие представления об обмене веществ и энергии
- 2.Психика человека и безопасность жизнедеятельности.
- 3. Психические процессы
- 4. Психические состояния
- 5. Психические свойства
- 6. Роль биоритмов в обеспечении жизнедеятельности человека
- 7. Основные положения эргономики
- 8. Медико-биологические и социальные проблемы здоровья
- 2. Литосферные стихийные бедствия
- 3. Гидросферные стихийные бедствия
- Причинами снеговых лавин могут быть: перенапряжение снегового покрова; резкий порыв ветра; звуковая волна; резкое изменение метеорологических условий.
- 4. Атмосферные стихийные бедствия
- Блок 3.2. Занятие 9. Опасности техногенного характера
- 2. Антропогенное влияние на окружающую среду
- 3. Аварии с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду
- 4. Аварии с вытеканием сильнодействующих ядовитых веществ
- 5. Аварии на транспорте
- 6. Пожары и взрывы
- Блок 3.3. Занятие 10. Социально-политические опасности.
- 2. Войны
- 3. Терроризм
- 4. Экстремальные ситуации криминогенного характера и способы их предупреждения
- 5. Социальные опасности: алкоголизм, курение
- Курение.
- 2. Природно-техногенные опасности.
- 3. Природно-социальные опасности.
- 3)Бактериальные — сифилис, гонорея, а также разнообразные уретриты, бактериальный вагиноз;
- Классификация наркотиков и типы зависимости
- 2. Загрязнение атмосферы городов.
- 3. Загрязнение воздуха городских помещений.
- 4. Загрязнение питьевой воды в городах.
- 5. Шумовое, вибрационное и электромагнитное загрязнение городов
- 1.Причины возникновения и классификация чрезвычайных ситуаций.
- 2.Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций.
- 1.Причины возникновения и классификация чрезвычайных ситуаций.
- 2. Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций.
- 1) В режиме повседневной деятельности:
- 3) В режиме деятельности в чрезвычайной ситуации:
- 2.Организация жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.
- 3. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
- Блок 3.8. Занятие 15. Правовые основы безопасности жизнедеятельности План.
- 1. Основы бжд в Конституции Украины.
- Конституция Украины провозглашает:
- 2.Законодательство Украины об охране здоровья
- 3.Охрана труда в законодательстве Украины.
- 2.Гражданская защита и защита населения Украины от влияния ионизирующих излучений.
- 3.Законодательство Украины о защите окружающей среды.
- 1.Государственные органы управления в области бжд.
- 2.Управление и контроль вопросов охраны труда, здравоохранения.
- 1.Государственные органы управления в области бжд.
- 2.Управление и контроль вопросов охраны труда, здравоохранения
- Кабинет Министров Украины:
- 2.Структура надзорных органов гражданской защиты и защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
- 3.Госконтроль за охраной окружающей природной среды.
- Список литературы
- Учебное издание