logo search
Записка (Диплом)12

7.1. Критерии плавности хода автомобиля

Плавность хода самолета оценивается параметрами вертикальных и угловых колебаний фюзеляжа.

Воздействие колебательных движений самолета на человеческий организм оценивается субъективно и характеризует плавность хода только с качественной стороны. В настоящее время еще не предложен единый параметр оценки плавности хода, устанавливающий количественную связь между физиологическими воздействиями колебаний на человеческий организм, характером этих колебаний и конструктивными особенностями самолета. Поэтому плавность хода оценивается с помощью нескольких измерителей.

Период колебаний Т (сек) - время, в течение которого фюзеляж совершает полное колебательное движение. Часто в расчетах вместо периода колебаний используют угловую (циклическую) частоту колебаний ω (1/сек) или техническую частоту п, т. е. число колебаний в минуту (кол/мин).

Амплитуда колебаний Zmax (см) - наибольшее отклонение (перемещение) фюзеляжа от положения равновесия.

Скорость колебаний VК (см/сек) - производная перемещения по времени.

Ускорение колебаний j (см/сек2) - вторая производная перемещения по времени, т.е. производная скорости колебаний по времени.

Экспериментально установлено, что колебания самолета можно разделить на две группы: высокочастотные (300—500 кол/мин) и низкочастотные (50—120 кол/мин). С высокой частотой преимущественно колеблются неподрессоренные массы, а с низкой - подрессоренные массы (фюзеляж).

Высокая частота колебаний, происходящих даже с малыми амплитудами (тряска, вибрация), вызывает неприятные ощущения, однако очень малая частота также неприятна, так как может вызвать явление, сходное с морской болезнью. Человек не ощущает колебаний при ходьбе, так как еще с детства привык к этой частоте колебаний, составляющей 70—100 кол/мин. Следует отметить, что у большинства воздушных судов частота колебаний фюзеляжа находится в пределах 60—80 кол/мин.

Изменение частоты колебаний влияет на организм человека в большей степени, чем изменение амплитуды. Поэтому при оценке сильно ощутимых колебаний частота их берется с большим степенным показателем. Так, например, совместное влияние амплитуды Zmax и частоты колебаний п характеризуется параметром k. Величина показателя k в зависимости от интенсивности колебания находится в пределах 1,5—2,7. При k=2,7 и Zmax=0.65 см допустимая величина а получается при n = 180 кол/мин. С увеличением скорости колебаний плавность хода самолета ухудшается (табл. 1).

Таблица 32

Характеристика колебаний

Скорость колебаний, м/сек

Неощутимые

0.035

Едва ощутимые

0.035-0.1

Вполне ощутимые

0.1-0.2

Сильно ощутимые

0.2-0.3

Неприятные и очень неприятные

0.3-0.4

Влияние знакопеременных ускорений в большой мере связано также с частотой колебаний. С ростом числа колебаний в минуту даже небольшие ускорения колебаний могут вызывать неприятные или болезненные ощущения (табл. 2).

Таблица 33

Число колебаний в минуту

Ускорения (м/сек²), вызывающие ощущения:

неприятные

болезненные

60

2.3

2.7

90

2.1

2.5

120

1.9

2.3

150

1.7

2.0

При частотах, свойственных колебаниям фюзеляжа самолета, наибольшее влияние на плавность хода оказывает скорость изменения ускорений. В литературе приняты следующие данные о влиянии скорости изменения ускорений на человека: беспокоящие ощущения - при 25 м/сек2, неприятные ощущения - при 40 м/сек2. Таким образом, скорость нарастания ускорений не должна превышать 25 м/сек3.

Ни один из рассмотренных кинематических измерителей не характеризует полностью плавность хода самолета. Поэтому рядом исследователей предложены другие измерители. Так, например на основании экспериментальных данных на дорогах с различным покрытием предложена пятибалльная шкала (табл. 3), устанавливающая связь между числом толчков, вызывающих разные ускорения на 1 км пройденного пути, и ощущениями пассажиров.

Таблица 34

Плавность хода

Ускорение при числе толчков, м/сек² на 1 км

1

2-3

3-5

5-7

7-10

Свыше 10

Отличная

15-20

2-5

0

0

0

0

Хорошая

25-30

12-15

1-2

0

0

0

Посредственная

-

30-40

12-15

0-1

0

0

Не удовлетворительная

-

-

-

10

1

0

Очень плохая

-

-

-

11

2-5

1

Из данных табл. 3, например, следует, что плавность хода надо считать неудовлетворительной в том случае, когда на 1 км пути ускорение в пределах 5—7 м/сек2 возникает более 10 раз или хотя бы одно ускорение в пределах 7—10 м/сек2. Если на том же пути ускорения появились не более 12—15 раз и не превышали 2—3 м/сек2, то плавность хода можно считать хорошей. Существует также энергетический измеритель плавности хода Е - энергия колебания воздушного судна, отнесенная к единице массы и к периоду колебания, 2/сек3, E0 - аналогичная энергия колебания воздушного судна, которая соответствует началу ощущения колебания человеком, равная 0,5 см2/сек3.

Величина измеряется в палях. Колебания и связанные с ними ощущения характеризуются следующей шкалой:

Таблица 35

Колебания

Уровень (пали)

Неприятные колебания

33-40

Тягостные колебания

Более 40

Колебания, вызывающие явление морской болезни

55-70