5. Аварии на транспорте
Необходимость транспорта в наше время не вызывает сомнений. Транспортные средства имеют большое положительное влияние на экономику страны, создают удобства и комфорт для людей. Развитие транспорта, повышение его роли в жизни людей сопровождается не только положительным эффектом, а и отрицательными последствиями, в частности, высоким уровнем аварийности транспортных средств и дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Автомобильный транспорт. В мире ежегодно гибнет 250 тысяч людей вследствие ДТП и приблизительно в 30 раз большее количество получает травмы. Закон Украины «О дорожном движении» определяет правовые и социальные основы дорожного движения с целью защиты жизни и здоровья граждан, создания безопасных и комфортных условий для участников движения и охраны окружающей природной среды.
Большое значение при авариях имеет психологический фактор, в частности эмоциональный стресс. Для пассажиров, совсем не подготовленных и не осведомленных с обстоятельствами возможных аварий, этот фактор играет отрицательную роль. Люди, которые подготовлены, знают о возможных аварийных ситуациях, а также о том, что делать при их возникновении, совершают меньше ошибок во время аварийной ситуации, что помогает им спасти свою жизнь. Поэтому необходимо, чтобы каждый пассажир с целью повышения личной дорожно-транспортной безопасности знал аварийные ситуации, характерные для того или иного вида транспортных средств, услугами которого он воспользовался, был хорошо осведомлен со средствами индивидуальной и коллективной защиты, которые находятся на транспортном средстве, знал методы их использования.
Воздушный транспорт. С момента возникновения авиации возникла проблема обеспечения безопасности полетов. В отличие от других видов транспорта, отказ двигателей в полетах практически всегда приводит к неминуемым катастрофическим последствиям. В среднем ежегодно в мире происходит около 60 авиационных катастроф, в 35 из которых гибнут все пассажиры и экипаж. Около двух тысяч человеческих жизней ежегодно забирают авиационные катастрофы, а на дорогах мира ежегодно гибнет свыше 250 тысяч человек. Итак, риск попасть под колеса автомобиля в 10-15 раз выше от риска погибнуть в авиакатастрофе.
Анализ авиакатастроф в мировом масштабе показывает, что общий шанс на спасение в авиакатастрофах при полетах на больших реактивных авиалайнерах значительно выше, чем в небольших самолетах.
Последствиями при авиакатастрофах для пассажиров могут быть: от слабого невротического шока до тяжелых многочисленных травм.
Железнодорожный транспорт. Пассажиры железнодорожного транспорта также пребывают в зоне повышенной опасности. Зонами повышенной опасности на железнодорожном транспорте являются: железнодорожные пути, переезды, посадочные платформы и вагоны, в которых пассажиры осуществляют переезды. Постоянную опасность представляет система электроснабжения, возможность аварий, столкновений, получения травм во время посадки или высадки. Кроме того, железнодорожными путями перевозятся опасные грузы: от топлива и нефтепродуктов до радиоактивных отходов и взрывчатых веществ.
Наибольшую опасность для пассажиров представляют пожары в вагонах. Это обусловлено тем, что в вагонах (ограниченном пространстве) всегда находится большое количество людей. Температура в очаге пожара очень быстро повышается с образованием токсичных продуктов горения. Особенно опасными являются пожары в ночное время на больших перегонах, когда пассажиры спят.
Морской транспорт. Как и все другие виды транспортных средств, мореходство связано с возможностью аварий, катастроф и с риском для жизни человека. Возможный риск для жизни человека на морских транспортных средствах значительно выше, чем на авиационных и железнодорожных видах, но ниже, чем на автомобильных.
В мировом морском транспорте ежегодно происходит свыше 8000 аварий кораблей, из них гибнет свыше 200 единиц (3%). Непосредственной опасности для жизни во время аварии подвержено свыше 6000 людей, из которых около 2000 гибнут (33%).
Одна из самых страшных в истории мореходства катастрофа пассажирского судна «Дона Пас» в районе Филиппин забрала 3132 жизни. Ошибки экипажа привели к гибели технически исправных кораблей «Михаил Ломоносов» и «Адмирал Нахимов» при спокойном море и ясной погоде.
В процессе развития аварии при возникновении угрозы гибели корабля необходимо принять меры для быстрой эвакуации пассажиров. Операция по эвакуации уже сама по себе связана с риском для жизни людей, особенно в условиях штормовой погоды. Наибольшая опасность возникает тогда, когда выходят из строя приборы и устройства. Невозможность покинуть в таких случаях корабль приводит к тому, что пассажиры теряют шансы на спасение и попадают в чрезвычайно сложную ситуацию.
Риск для жизни пассажиров возникает при спуске на воду спасательных средств, а именно: при опрокидывании шлюпок, сильных ударах о борт корабля и пр. Потеря шансов на спасение может возникать вследствие неправильного использования спасательных жилетов или когда люди прыгают с высоты 6-15 м с борта корабля, который тонет.
Гипотермия представляет главную опасность для пассажиров, которые спасаются в шлюпках или на плотах. Чтобы замедлить переохлаждение организма и увеличить шансы на выживание необходимо голову держать по возможности выше над водой, так как свыше 50% всех теплопотерь организма приходится на голову. Удерживать себя на поверхности воды надо так, чтобы минимально затрачивать для этого физические усилия.
Находясь на спасательном плоту, шлюпке или в воде, человек должен стараться подавить в себе панику, растерянность, верить в то, что его спасут. Такое поведение в экстремальных ситуациях увеличивает шансы человека на выживание.
- Совет директоров вуЗов I-II уровня акредитации одесской области
- 2.Усилия Правительства Украины по преодолению глобальной социоэкологической ситуации.
- 3.Место „безопасности жизнедеятельности” среди наук.
- Основные понятия и определения в безопасности жизнедеятельности.
- Классификация источников опасностей, опасных и вредных факторов.
- Жизнедеятельности
- 2.Система "Человек - жизненная среда" и ее компоненты
- 3.Уровни системы "Человек - жизненная среда"
- 2. Оценка риска опасности
- 3. Концепция приемлемого (допустимого) риска
- 4. Управление риском
- 5. Качественный анализ опасностей
- Человек как элемент системы “человек - жизненная среда”
- 2.Деятельность человека.
- 3. Среда жизнедеятельности человека.
- 3.1. Природная среда.
- 3.2. Техносфера.
- 3.3. Ноосфера
- 3.4. Социально-политическая среда.
- 2.Характеристика основных анализаторов безопасности жизнедеятельности
- 3.Общие представления об обмене веществ и энергии
- 2.Психика человека и безопасность жизнедеятельности.
- 3. Психические процессы
- 4. Психические состояния
- 5. Психические свойства
- 6. Роль биоритмов в обеспечении жизнедеятельности человека
- 7. Основные положения эргономики
- 8. Медико-биологические и социальные проблемы здоровья
- 2. Литосферные стихийные бедствия
- 3. Гидросферные стихийные бедствия
- Причинами снеговых лавин могут быть: перенапряжение снегового покрова; резкий порыв ветра; звуковая волна; резкое изменение метеорологических условий.
- 4. Атмосферные стихийные бедствия
- Блок 3.2. Занятие 9. Опасности техногенного характера
- 2. Антропогенное влияние на окружающую среду
- 3. Аварии с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду
- 4. Аварии с вытеканием сильнодействующих ядовитых веществ
- 5. Аварии на транспорте
- 6. Пожары и взрывы
- Блок 3.3. Занятие 10. Социально-политические опасности.
- 2. Войны
- 3. Терроризм
- 4. Экстремальные ситуации криминогенного характера и способы их предупреждения
- 5. Социальные опасности: алкоголизм, курение
- Курение.
- 2. Природно-техногенные опасности.
- 3. Природно-социальные опасности.
- 3)Бактериальные — сифилис, гонорея, а также разнообразные уретриты, бактериальный вагиноз;
- Классификация наркотиков и типы зависимости
- 2. Загрязнение атмосферы городов.
- 3. Загрязнение воздуха городских помещений.
- 4. Загрязнение питьевой воды в городах.
- 5. Шумовое, вибрационное и электромагнитное загрязнение городов
- 1.Причины возникновения и классификация чрезвычайных ситуаций.
- 2.Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций.
- 1.Причины возникновения и классификация чрезвычайных ситуаций.
- 2. Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций.
- 1) В режиме повседневной деятельности:
- 3) В режиме деятельности в чрезвычайной ситуации:
- 2.Организация жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.
- 3. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
- Блок 3.8. Занятие 15. Правовые основы безопасности жизнедеятельности План.
- 1. Основы бжд в Конституции Украины.
- Конституция Украины провозглашает:
- 2.Законодательство Украины об охране здоровья
- 3.Охрана труда в законодательстве Украины.
- 2.Гражданская защита и защита населения Украины от влияния ионизирующих излучений.
- 3.Законодательство Украины о защите окружающей среды.
- 1.Государственные органы управления в области бжд.
- 2.Управление и контроль вопросов охраны труда, здравоохранения.
- 1.Государственные органы управления в области бжд.
- 2.Управление и контроль вопросов охраны труда, здравоохранения
- Кабинет Министров Украины:
- 2.Структура надзорных органов гражданской защиты и защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
- 3.Госконтроль за охраной окружающей природной среды.
- Список литературы
- Учебное издание