4.6. Средства индивидуальной защиты
Недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе в горящих и соседних помещениях, повышенное содержание двуокиси и окиси углерода и других токсичных продуктов полного и неполного сгорания могут вызвать отравление работающих на пожаре. Вдыхание воздуха с концентрацией кислорода ниже 16% вызывает кислородное голодание, которое сопровождается учащением дыхания и пульса, потерей сознания. Вдыхание воздуха с содержанием 0,5% окиси углерода в течение 20—30 мин приводит к смерти. Опасной для жизни является концентрация синильной кислоты, равная 0,01%.
Для защиты органов дыхания человека от вредного воздействия различных веществ и обеспечения работы пожарно-спасательных расчетов в непригодной для дыхания среде применяются средства индивидуальной защиты. Правильные выбор и оснащение расчетов средствами индивидуальной защиты, организация и подготовка личного состава обеспечивают выполнение сложных и ответственных задач, возникающих во время тушения пожаров на ВС и других объектах. Своевременное использование индивидуальных средств защиты позволяет: быстро оказать помощь людям, оставшимся в дыму и опасной зоне; быстро обнаружить очаг пожара и пути его распространения; начать тушение пожара до выпуска дыма и тем самым сократить время тушения; сократить время выполнения работ по спасанию людей и ограничить убытки от пожара до минимума.
Для технического оснащения пожарно-спасательных расчетов средствами индивидуальной защиты широко применяют дыхательные аппараты, имеющие определенный запас кислорода или сжатого воздуха. Средства индивидуальной защиты с запасом кислорода предназначены для защиты органов дыхания и зрения пожарного от воздействия вредной внешней среды (дыма, ядовитых газов, паров и пыли в любой концентрации) при тушении пожаров и выполнении других работ в атмосфере, непригодной для дыхания.
Кислородный изолирующий прибор (КИП) состоит из изолирующей маски, корпуса и крышки, в которых размещены дыхательный мешок, регенеративного патрона, кислородного баллона, кислородно-распределительного узла (рис. 41). Схема действия КИП состоит в следующем. При вдохе в подмасочном пространстве создается разрежение, в результате которого закрывается клапан выдоха и открывается клапан вдоха, а дыхательная смесь из мешка через гофрированный шланг вдоха поступает в подмасочное пространство для дыхания. При выдохе в подмасочном пространстве создается определенное избыточное давление, усилием которого открывается клапан выдоха (клапан вдоха закрывается), и выдыхаемая смесь
через клапан, гофрированный шланг выдоха, регенеративный патрон и соединительную коробку заполняет дыхательный мешок. Выделяемая при выдохе двуокись углерода улавливается химическим поглотителем, находящимся в регенеративном патроне, а очищенная дыхательная смесь поступает для повторного цикла дыхания.
В последнее время распространение получили изолирующие аппараты на сжатом воздухе. Их основное преимущество перед кислородными изолирующими аппаратами — простота устройства, эксплуатации и надежность действия. В отличие от аппаратов, работающих на сжатом кислороде, они не имеют замкнутого цикла дыхания, так как выдох осуществляется в окружающую среду. Открытая схема дыхания исключает скопление в аппарате двуокиси углерода, а также кислородное голодание.
Наиболее совершенной моделью противогаза на сжатом воздухе является аппарат АСВ-2 (рис. 42), состоящий из двух баллонов с сжатым воздухом, соединенных в одну емкость с помощью коллектора, запорных вентилей с включателем резерва, водонепроницаемого манометра, редуктора, легочного автомата с воздухоподающим шлангом и маски. В аппарате АСВ-2 могут применяться баллоны вместимостью 3 и 4 л.
- Глава 1 организация противопожарной защиты на аэродромах га
- 1.1. Создание на аэродромах пожарно-спасательных подразделении и оборудования
- 1.2. Координация взаимодействия пожарно-спасательных подразделений аэродрома с пожарными частями других ведомств
- 1.3. Требования к уровню обеспечиваемой противопожарной защиты аэродромов
- 1.4. Требования к времени развертывания пожарно-спасательного расчета
- 1.5. Требования к пожарным транспортным средствам
- 1.6. Требования к средствам связи и оповещения
- 1.7. Требования к персоналу пожарно-спасательных подразделений
- 1.8. Система мер по обнаружению места авиационного происшествия
- Глава 2 горение и средства тушения пожаров
- 2.1. Понятие о процессе горения
- 2.2. Пожар и его разви1ие
- 1.3. Огнетушащие составы
- 2.4. Основные принципы расчета сил и средств для тушения пожаров
- Глава 3 основные данные о конструкции вс и их пожарная опасность
- 3.1. Типы вс эксплуатируемых в гражданской авиации
- 3.2. Элементы конструкции вс
- 3.3. Материалы. Применяемые в конструкции вс
- 3.4. Силовые установки
- 3.5. Схемы размещения пассажирских салонов, багажных и технических отсеков
- 3.6. Шасси самолета
- 3.7. Технологические системы вс
- Глава 4 пожарная техника и снаряжение
- 4.1. Боевая одежда и снаряжение пожарного
- 4.2. Пожарный инструмент
- 4.3. Пожарные ручные лестницы
- 4.4. Пожарные рукава, рукавное оборудование, стволы и разветвления
- Техническая характеристика турбинных насадок-распылителей
- Техническая характеристика генераторов пены средней кратности
- Техническая характеристика утпс
- 4.5. Огнетушители
- Техническая характеристика охп-10
- 4.6. Средства индивидуальной защиты
- Техническая характеристика асв-2
- 4.7. Пожарные насосы
- Техническая характеристика центробежных насосов
- Техническая характеристика эв-200
- Техническая характеристика г-600
- 4.8. Пожарные автомобили
- Глава 5 развитие пожаров на вс и организация их тушения
- 5.1. Условия развития и опасные факторы пожара
- 5.2. Основные виды боевой работы на пожаре
- 5.3. Тушение пожаров шасси
- 5.4. Тушение пожаров силовых установок
- 5.5. Тушение пожаров внутри пассажирских салонов