5.4. Тушение пожаров силовых установок
Основные причины загорания и пожаров силовых установок - избыток подачи авиатоплива, неисправность системы зажигания, разрыв топливопроводов, отрыв лопаток турбины и ряд других. Развитие загораний и пожаров характеризуется быстрым ростом температуры внутри подкапотного пространства с последующим прогаром противопожарных титановых перегородок и переходом огня по внутренней части крыла к топливным бакам. Разливающееся топливо образует объемный пожар и создает возможность перехода пламени на плоскость крыла и обшивку фюзеляжа по наружной поверхности этих конструктивных элементов. Наиболее интенсивно развиваются пожары при отрыве лопаток турбины силовой установки, так как это зачастую приводит к значительному разрушению топливопроводов и топливных баков. В данной ситуации изливающееся горящее авиатопливо может стекать как под силовую установку, так и под фюзеляж ВС, увеличивая размеры и интенсивность пожара. Затяжные пожары силовых установок приводят к прогарам капотов установок и практически выводят последние из строя. Помимо этого, такие пожары за счет значительного уровня теплопередачи могут вызвать прогрев конструктивных ограждающих и несущих элементов крыла или пилонов, что приведет к потере ими несущей или ограждающей способности с последующим их обрушением и дальнейшим увеличением площади (объема) пожара.
Большое влияние на проведение боевого развертывания пожарно-спасательных подразделений имеют конструктивные особенности различных ВС, в данном случае место расположения их силовых установок. Силовые установки могут монтироваться в гондолах, крепящихся на консольных частях крыла, и отделяться от его внутренней полости противопожарными перегородками из титановых сплавов. В последнее время приняты в эксплуатацию пассажирские самолеты с Т-образной формой стабилизатора и хвостовым расположением силовых установок. Подобное их расположение, особенно в сочетании с вертикальным стабилизатором, представляет определенные трудности при тушении данного вида пожара. Одной из них является исключение возможности полного ввода пожарно-технического вооружения в силовую установку и подачи огнетушащего состава непосредственно в зону горения. Другая проблема возникает из-за высоты расположения силовых установок над уровнем земли. Эта проблема особенно очевидна для силовых установок самолетов Ил-62, Ил-76, Ту-154 и др., так как в данном случае для подачи огнетушащего состава в зону горения требуется применение лестниц, трапов, подъемников, специальных платформ, шестов и т. п.
Для тушения пожаров силовых установок могут применяться твердая и газообразная двуокись углерода, составы БМ, БФ-1, БФ-2, фреоны 114В2 и 13Bi, воздушно-механические пены низкой кратности, огнетушащие порошковые составы. Все эти огнетушащие составы должны подаваться непосредственно в зону горения, для чего используются сопла и воздухозаборники силовых установок, а также прогары в их капотах. В связи со значительными скоростями развития пожаров силовых установок концентрация огнетушащих составов при времени тушения не более 30 с должна быть не менее:
углекислоты, кг/м3................ 0,7
составов БМ, БФ-1 и БФ-2, кг/м3............ 0,45
воздушно-механической пены низкой кратности.. .трехкратное заполнение объема
Минимальные количества огнетушащих составов для тушения силовых установок отдельных ВС приведены в табл. 8.
С целью сохранения конструктивных элементов силовой установки в первую очередь должны применяться твердая и газообразная двуокись углерода, как наносящая наименьший ущерб конструктивным элементам силовой установки, затем галоидированные углеводороды (составы БМ, БФ-1, БФ-2 и фреоны 114В и l3B) и только при отсутствии названных огнетушащих составов или невозможности их применения следует применять воздушно-механическую пену низкой кратности и в случае горения магниевых сплавов - порошковый состав К-30. При использовании воздушно-механической пены низкой кратности ее подачу в зону горения необходимо продолжать после
Таблица 8
Тип ВС
| Число силовых установок | Свободный объем силовых установок, м3 | Общий свободный объем, м3 | Потребное количество огнетушащих составов | |||||
двуокиси углерода, кг | СЖЕ кг | ВМП низкой кратности, м3 | |||||||
на 1 установку | на все установки | на 1 установку | на все установки | на 1 установку | на все установки | ||||
Як-40
Ту-134 Ту-154 Ил-62 | 1 2 2 3 4 | 2,3 0,3 1,65 5,03 4,05 | 2,9 3,3 15,1 16,2 | 1,61 0,21 1,15 3,52 2,83 | 2,03 2,30 10,56 11,32 | 1,03 0,13 0,75 2,26 1,82 | 1,30 X 1,50 6,78 7,28 | 6,9 0,9 4,95 15,10 12,16 | 8,7 9,9 45,3 48,6 |
ликвидации горения еще в течение 2—3 мин, чтобы охладить потушенное авиатопливо и конструктивные элементы силовой установки и предотвратить повторное воспламенение авиатоплива, которое может возникнуть в результате его контакта с прогретыми конструктивными элементами силовой установки (рис. 54).
Одновременно с применением средств объемного тушения, подаваемых внутрь силовой установки, необходимо охлаждать капот этой установки и прилегающие к ней конструктивные элемента ВС (крыло, пилоны) с интенсивностью подачи охлаждающего состава не менее 0,08 л/ (м2- с). Охлаждение можно проводить распыленными струями воды или водного раствора пенообразователя, подаваемыми через ручные стволы РС-Б, РСК-50, РС-А и РС-70, а также компактными и распыленными струями воды или воздушно-механической пены низкой кратности, подаваемыми через лафетные стволы пожарных автомобилей (рис, 55, 56).
При тушении пожаров силовых установок, сопровождающихся истечением горящего авиатоплива, образующего внизу дополнительный очаг пожара, при наличии достаточных сил и средств одновременно тушат топливо, горящее на грунте, истекающие горящие струи топлива (снизу вверх) и зону горения внутри силовой установки. Если одновременное тушение всех зон горения невозможно, то огнетушащий состав первоначально подают на разлитое внизу авиатопливо, затем снизу вверх по струе истекающего горящего авиатоплива и на завершающей стадии тушения - в сопло горящей силовой установки.
Наиболее эффективен при тушении пожара силовой установки с истечением горящего авиатоплива комбинированный способ тушения. При этом способе пламя с авиатоплива, горящего на грунте и истекающего из силовой установки, сбивают струей порошкового огнетушащего состава и сразу же вслед за этим прогретый объем воздуха, окружающий истекающее авиатопливо, охлаждают струями воздушно-механической пены или распыленными струями воды. Для тушения зоны горения внутри силовой установки используют твердую двуокись углерода.
В каждом конкретном случае выбор огнетушащего состава производится руководителем тушения пожара исходя из условий его развития. При этом основной задачей пожарно-спасательных подразделений должна быть быстрая локализация пожара с последующей его ликвидацией в наикратчайший срок с причинением минимально возможного ущерба.
Инертные газы и в меньшей степени СЖБ и фреоны могут обеспечить локализацию и тушение пожара в отсеках, где находится силовая установка, без каких-либо повреждений и загрязнений узлов и вспомогательных систем. Они наиболее эффективны при пожарах, связанных с загоранием авиатоплива и электрооборудования. При соответствующих интенсивности подачи огнетушащего состава и способе подачи, отвечающем создавшейся обстановке, эти огнетушащие составы являются наиболее подходящими веществами для тушения пожаров силовых установок. Если пожар усилился до такой степени, что возникла опасность для соседних конструкций ВС, то могут применяться и другие огнетушащие составы. При этом стремление избежать дополнительного ущерба, наносимого силовой установке примененным огнетушащим составом, должно быть подчинено необходимости ликвидации усиливающегося пожара. В случае применения составов БМ, БФ-1, БФ-2, фреонов 114В2 и 13Bi, воздушно-механической пены низкой кратности и порошковых составов после ликвидации горения необходимо информировать начальствующий состав АТБ о типе примененных огнетушащих составов для принятия мер по защите конструктивных узлов силовой установки аварийного ВС.
При проведении тушения пожаров и загораний силовых установок ВС личный состав пожарно-спасательных подразделений должен соблюдать основные требования техники безопасности. Горящую работающую силовую установку надо немедленно выключить. Если это не удается сделать, то операторы, находящиеся на одном уровне с осью силовой установки, не должны приближаться к ней ближе 10 м со стороны всасывающего отверстия и 50 м со стороны сопла. В любой обстановке подходить к силовой установке при ее горении следует сбоку. Нельзя вставать снизу горящей силовой установки ввиду возможного истечения горящего авиатоплива и расплавленных магниевых и других сплавов, а также возможного обрушения силовой установки или крыла из-за потери несущей способности их конструктивных элементов.
- Глава 1 организация противопожарной защиты на аэродромах га
- 1.1. Создание на аэродромах пожарно-спасательных подразделении и оборудования
- 1.2. Координация взаимодействия пожарно-спасательных подразделений аэродрома с пожарными частями других ведомств
- 1.3. Требования к уровню обеспечиваемой противопожарной защиты аэродромов
- 1.4. Требования к времени развертывания пожарно-спасательного расчета
- 1.5. Требования к пожарным транспортным средствам
- 1.6. Требования к средствам связи и оповещения
- 1.7. Требования к персоналу пожарно-спасательных подразделений
- 1.8. Система мер по обнаружению места авиационного происшествия
- Глава 2 горение и средства тушения пожаров
- 2.1. Понятие о процессе горения
- 2.2. Пожар и его разви1ие
- 1.3. Огнетушащие составы
- 2.4. Основные принципы расчета сил и средств для тушения пожаров
- Глава 3 основные данные о конструкции вс и их пожарная опасность
- 3.1. Типы вс эксплуатируемых в гражданской авиации
- 3.2. Элементы конструкции вс
- 3.3. Материалы. Применяемые в конструкции вс
- 3.4. Силовые установки
- 3.5. Схемы размещения пассажирских салонов, багажных и технических отсеков
- 3.6. Шасси самолета
- 3.7. Технологические системы вс
- Глава 4 пожарная техника и снаряжение
- 4.1. Боевая одежда и снаряжение пожарного
- 4.2. Пожарный инструмент
- 4.3. Пожарные ручные лестницы
- 4.4. Пожарные рукава, рукавное оборудование, стволы и разветвления
- Техническая характеристика турбинных насадок-распылителей
- Техническая характеристика генераторов пены средней кратности
- Техническая характеристика утпс
- 4.5. Огнетушители
- Техническая характеристика охп-10
- 4.6. Средства индивидуальной защиты
- Техническая характеристика асв-2
- 4.7. Пожарные насосы
- Техническая характеристика центробежных насосов
- Техническая характеристика эв-200
- Техническая характеристика г-600
- 4.8. Пожарные автомобили
- Глава 5 развитие пожаров на вс и организация их тушения
- 5.1. Условия развития и опасные факторы пожара
- 5.2. Основные виды боевой работы на пожаре
- 5.3. Тушение пожаров шасси
- 5.4. Тушение пожаров силовых установок
- 5.5. Тушение пожаров внутри пассажирских салонов