logo
му 15-16 / 3 семестр / 19 Орг-я АСР и ППР++ / Обеспечение пожарной безопасности2

1.1. Создание на аэродромах пожарно-спасательных подразделении и оборудования

Противопожарная защита на аэродромах ГА по характеру задач и способам их выполнения подразделяется на два самостоятельных направления: а) обеспечение пожарной безопасности полетов; б) пожарная защита авиационной техники и объектов. Это положение находит закрепление в ряде нормативных документов МГА.

Обеспечение пожарной безопасности полетов — это комплекс мероприятий, направленных на тушение пожаров воздушных судов, возникших при авиационных или чрезвычайных происшествиях на территории аэродромов гражданской авиации, с целью создания условий для спасания людей, находящихся на борту.

Система противопожарной защиты авиационной техники и объектов включает в себя комплекс мероприятий, направленных на предотвращение пожаров и загораний на авиационной технике и объектах, а в случае возникновения пожаров на своевременное их обнаружение и успешное тушение, на безопасную эвакуацию людей и материальных ценностей, а также на оснащение зданий, сооружений, складов и мест стоянок воздушных судов средствами пожарной защиты.

Различны и способы выполнения задач, стоящих перед этими двумя видами противопожарной защиты. Если обеспечение пожарной безопасности полетов достигается главным образом благодаря оснащению предприятий новой, более мощной пожарно-спасательной техникой, огнетушащими составами, организации пожарно-спасательных расчетов, своевременному применению пожарно-спасательных сил и средств, высокой профессиональной подготовке личного состава и совершенствованию тактики тушения пожаров и способов спасания пассажиров на ВС, то пожарная защита авиационной тех­ники и объектов достигается в первую очередь путем постоянного проведения пожарно-профилактической работы, направленной на своевременное выявление и устранение причин, порождающих по­жары и загорания.

В последнее время организации обеспечения пожарной безопас­ности полетов на аэродромах уделяется довольно серьезное внима­ние практически во всех странах, где широко развита гражданская авиация, и особенно, со стороны международной организации граж­данской авиации — ИКАО.

Вопросы аварийно-спасательного и противопожарного обеспе­чения полетов в аэропортах государств — членов ИКАО регламен­тированы в Приложении 14 к Конвенции о международной граждан­ской авиации и Руководстве по аэропортовым службам ч. 1 «Спасение и борьба с пожаром». В соответствии с этими документами государ­ствам — членам ИКАО надлежит обеспечить в аэропортах создание аварийно-спасательного и пожарного оборудования и служб, основ­ной задачей которых является спасение жизни людей. Целью пла­нирования мероприятий на случай аварийной обстановки на аэродро­ме является сведение к минимуму последствий аварийных ситуаций, прежде всего ради спасения жизни людей. Из этого в основном и исходят требования руководящих документов МГА к обеспечению пожарной безопасности полетов.

Их содержание можно свести к следующим основным направ­лениям:

создание на аэродромах пожарно-спасательных подразделений и оборудования;

координация взаимодействия пожарно-спасательных подразделе­ний аэродрома с пожарными частями других ведомств;

требования к уровню обеспечиваемой противопожарной защиты аэродрома;

требования к времени развертывания пожарно-спасательной службы;

требования к пожарным транспортным средствам;

требования к средствам связи и оповещения;

требования к персоналу пожарно-спасательных подразделений.

Рассмотрим более подробно, как реализуются перечисленные требования.

Необходимость их создания диктуется прежде всего требования­ми НГЭА СССР. Нормы годности — это минимальные государствен­ные требования к гражданским аэродромам, имеющие целью обес­печение безопасности полетов ВС. Требования НГЭА СССР являют­ся обязательными для выполнения всеми министерствами, госкоми­тетами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организация­ми, участвующими в проектировании, оборудовании, приеме, серти­фикации, эксплуатации и реконструкции аэродромов.

В соответствии с нормами на аэродроме в целях проведения ава­рийно-спасательных работ при авиационных происшествиях на ВС должны быть аварийно-спасательные средства, включающие пожар­ную технику и личный состав пожарно-спасательных расчетов. На­ставление по пожарной охране гражданской авиации, конкретизи­руя это положение, уточняет, что для выполнения пожарно-спаса­тельных работ на воздушных судах и объектах на предприятиях гражданской авиации создаются штатные пожарно-спасательные расчеты военизированной охраны, которые входят в состав аварий­но-спасательных команд аэропортов. Пожарно-спасательные расчеты оснащаются пожарной техникой, огнетушащими составами, специ­альным аварийно-спасательным снаряжением и всегда должны быть готовы к немедленным действиям по выполнению возложенных на них задач. Кроме того, для усиления пожарно-спасательных расче­тов и подразделениях военизированной охраны организуются пожарно-стрелковые расчеты, а для выполнения вспомогательных функций в состав пожарно-спасательных расчетов привлекаются члены добровольных пожарных дружин.

На практике это выглядит следующим образом. В штаты подраз­делений военизированной охраны вводятся должности пожарных работников, основное назначение которых состоит в дежурстве в пожарно-спасательных расчетах, содержании в исправном состоянии и постоянной боевой готовности пожарной техники и оборудования, осуществлении наблюдения за взлетом и посадкой ВС на ВПП, готовности к немедленному выезду по тревоге в случае авиационного про­исшествия.

В зависимости от класса аэропорта и категории аэродрома по уровню требуемой противопожарной защиты пожарно-спасательный расчет может состоять из одного или нескольких экипажей на пожарных автомобилях. Во главе стоит начальник стартового пожарно-спасательного расчета, он же является начальником головного экипажа. В состав экипажа включаются водитель и оператор пожарного автомобиля. Таким образом, численность одного экипажа на пожарном автомобиле установлена из трех, а на головном авто­мобиле тяжелого типа из четырех человек.

Пожарно-спасательный расчет включается в состав аварийно-спасательной команды аэропорта и является основным штатным фор­мированием при проведении аварийно-спасательных работ. Главен­ствующая роль этого формирования подтверждается таким факто­ром, как время развертывания (вступления в борьбу с огнем). Оно составляет 2,5-3 мин после объявления тревоги и определяется целями, стоящими перед расчетом в аварийной ситуации - туше­нием пожара и созданием условий для спасения людей, находящих­ся на борту ВС.

Вместе с тем соображения экономической целесообразности не позволяют в отдельных случаях содержать в аэропортах большую численность личного состава в стартовых пожарно-спасательных расчетах, поэтому она устанавливается как минимально необходи­мая для выезда в первом эшелоне стартовых пожарно-спасатель­ных автомобилей. Другая часть пожарных работников, необходимая для производства аварийно-спасательных работ, комплектует­ся из стрелков-пожарных основного караула военизированной ох­раны, свободных от несения службы. Кроме того, нормативными до­кументами МГА предусмотрено привлечение членов добровольных пожарных дружин (ДПД) на дежурство в составе пожарно-спаса­тельных расчетов. Для этой цели в аэропортах в каждой работающей смене организуются по одному-два отделения ДПД численностью по 2-3 чел. каждое. В состав этих отделений могут включаться и во­дители для работы на пожарных автомобиля. Члены ДПД, привле­каемые на дежурство в пожарно-спасательные расчеты, должны быть хорошо обучены тактике и методам тушения пожаров, иметь специ­альную одежду для работы на пожаре. Должен быть установлен четкий порядок оповещения и сбора на случай объявления внезапной тревоги.

Таким образом, в состав аэродромных пожарно-спасательных подразделений включаются: а) штатный стартовый пожарно-спасательный расчет; б) пожарно-стрелковый расчет, сформированный из стрелков-пожарных, свободных от несения службы на постах; в) специально сформированные и обученные отделения доброволь­ной пожарной дружины.