4.1. Боевая одежда и снаряжение пожарного
Боевая одежда (рис. 7) предназначена для выполнения работ: по пожаротушению, защищает пожарного от воды, высокой температуры и травматических повреждений. Костюм пожарного изготовляется из водостойкой, хлопчатобумажной ткани. Он состоит из двухбортной брезентовой , куртки и брюк с бретелями, выпускается семи размеров: от 46-го до 58-го. Масса куртки 50-го размера 2,1 кг, а брюк того же размера 1,3 кг. Куртка с отложным воротником имеет пристегивающуюся пелерину. Костюм подбирают по росту с таким расчетом, чтобы он не сковывал движения при" работе с пожарным оборудованием. Брезентовые удлиненные рукавицы, позволяющие плотно вводить в них концы рукавов куртки, считаются самыми надежными в работе.
В снаряжение пожарного входят: специальная одежда для защиты от воды и растворов поверхностно-активных веществ, тепло-отражательный костюм, каска, пожарный спасательный пояс с карабином, рукавицы, топор в кобуре. В зимнее время пожарным дополнительно выдаются утепленные куртки, брюки, теплые рукавицы и подшлемник для защиты от холода.
Специальная одежда предназначена для защиты пожарных от воды и различных растворов при тушении пожаров. Одежда состоит из куртки и брюк. Однобортная куртка с отложным воротником имеет водозащитный нагрудный клапан. Для вентиляции под проймой предусмотрены отверстия. Брюки с бретелями имеют съемную утепляющую подкладку до линии колена. Под курткой проходит плечевой ремень для ношения кобуры с пожарным топором. Куртка и брюки изготовляются девяти" размеров (от 44-го до 60-го) и пяти ростов
Теплоотражательный костюм (рис. 8) предназначен для защиты пожарных от теплового излучения пламени при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Костюм сострит из куртки, полукомбинезона с бахилами, шлема-маски и рукавиц. Костюм изготовляется из теплоотражательной ткани с металлическим покрытием трех размеров: 1-й рост от 46 до 48-го; 2-й рост от 50-го до 52-го и 3-й рост от 54-го до 56-го. Однобортная куртка выполнена на бязевой подкладке, горловина куртки без воротника. Полукомбинезон на подкладке, низки полукомбинезона фигурные со стопой, образующие бахилы для надевания на повседневную обувь пожарного. Шлем-маска изготовлен из металлизированной ткани на бязевой подкладке и состоит из колпака и пелерины по всей окружности колпака. Рукавицы с удлиненными крагами выполнены на подкладке из двухслойной кирзы с одним выпалком и крепятся к рукавам куртки при помощи вшитых хлястиков. Между основной тканью и прокладкой проложен слой асбестовой ткани, предохраняющий руки пожарного от ожогов.
В процессе эксплуатации боевая одежда и теплоотражательный костюм должны храниться в сухом отапливаемом помещении. После работы на пожаре или практических занятиях костюм очищают от грязи и пыли, моют и сушат. Сушка производится при температуре не свыше 35° С с хорошим доступом воздуха ко всем частям одежды. Состояние и пригодность к использованию боевой одежды определяются внешним осмотром ежедневно при смене караулов.
Пожарная каска (рис. 9) предназначена для защиты головы пожарного от ударов случайно падающих предметов, а также от воды и лучистой энергии горящих конструкций при работе на пожаре. Каска представляет собой полусферический корпус с рантом по окружности и двумя козырьками — передним и задним. На корпусе находится гребень, а внутри корпуса прикреплена тулья с ободком и подбородочным регулируемым ремнем. Размер тульи может изменяться стягиванием шнурка, продетого сквозь отверстия. ' Каска обладает значительным сопротивлением смятию при ударе. Этому способствует жесткость стального листа, из которого выполнены корпус и козырьки, а также куполообразная форма каски. Сосредоточенная динамическая нагрузка при ударе передается на тулью, которая благодаря своей эластичности значительно смягчает удар, распределяя его равномерно по окружности головы.
В настоящее время выпускаются пластмассовые каски, представляющие собой корпус овальной формы из поликарбоната, окрашенный от белого до светло-желтого («слоновая кость») цвета. К корпусу на двух шарнирах подвешен защитный козырек. Внутри корпуса смонтирована тулья. Корпус каски выпускается одного размера, однако наличие тульи позволяет регулировать размер от 54-го до 59-го. Температура размягчения поликарбоната 150° С. Поэтому допустимая температура воздействия на каску может быть не более 130° С. Прочность корпуса каски и крепления амортизатора проверяется ударом (по центру корпуса) стальным шаром массой 4 кг, сбрасываемым с высоты 2 м. Каска считается прошедшей испытание на прочность, если на ее поверхности не будет обнаружено сквозных трещин, изломов и вмятин глубиной более 3 мм, а элементы крепления тульи и амортизатора не будут нарушены.
Пожарный спасательный пояс (рис. 10) с карабином предназначен для спасания людей во время пожара и самоспасания пожарных, для закрепления при работе на лестницах с помощью присоединенного к поясу карабина, а также для ношения пожарного топора в кобуре. В зависимости от длины ленты спасательные пояса из хлопчатобумажной ленты делятся на три размера — I, II, III.
Пояс состоит из ленты, пряжки, полукольца для присоединения карабина и хомутика для закладывания конца пояса. Лента пояса, изготовленная из хлопчатобумажного четырехслойного ремня, окрашена водостойкой краской в коричневый или черный цвет. Металлические детали пряжки оцинкованы.
Изготовляются пожарные спасательные пояса из капроновой ленты с разрывным усилием 16 кН. Пояс состоит из ленты, быстросмыкаемой пряжки, полукольца для крепления карабина и хомутика для закладывания конца ленты пояса.
Техническая характеристика пояса из капроновой ленты
Каждый пояс не реже 1 раза в год испытывается на прочность путем приложения к полукольцу нагрузки, равномерно возрастающей в течение 5 мин до 3,50 кН, и выдерживается под этой нагрузкой в течение 5 мин. После этого пояс внимательно осматривают и, если нет надрывов ткани и других дефектов, считают пригодным к дальнейшей эксплуатации.
Пожарный карабин предназначен для торможения спасательной веревки при спасании и самоспасании, а также для закрепления за ступени пожарных лестниц или элементов конструкций зданий при работе в его верхних этажах. Карабин (рис. 11) изготовлен из стали и состоит из крюка, откидного замка-затвора со стопорным устройством, шарнира, сочленяющего затвор с ушком, и пружины. Карабин крепят на спасательном поясе пожарного. Габаритные размеры карабина 160X92X12 мм. Масса карабина не более 0,35 кг.
Пожарный карабин испытывают на прочность вместе со спасательным поясом перед постановкой в боевой расчет и периодически в процессе эксплуатации 1 раз в год. При испытании на крюк карабина с закрытым замком постепенно увеличивают нагрузку от 0 до 3,50 кН и выдерживают ее в течение 5 мин. После снятия нагрузки в карабине не должно быть никаких изменений формы и целостности материала, замок затвора должен плотно войти в вырез под действием пружины карабина.
Пожарный поясной топор (рис. 12) предназначен для перерубания и разборки элементов деревянных конструкций зданий. Кирка топора дает возможность закрепиться пожарному при передвижении по крутым скатам кровли. Топор состоит из полотна и топорища. Полотно имеет заточенное лезвие, проушины и кирку. Топорище изготовлено Из древесины твердых лиственных пород. Древесина не должна иметь сучков, трещин и гнили. Поверхность ее покрывают светлым лаком или олифой. Общая длина топора равна 360 мм, масса не более 1,2 кг. Его носят в специальной кобуре с левой стороны на спасательном поясе пожарного. Кобура изготовлена из технияеской ткани и состоит из корпуса с клапаном и двух подвесных ремней.
' В настоящее время освоен цельнометаллический пожарный топор, который выгодно отличается надежностью соединения топора и рукоятки, а также формой. Топор откован из цельной стальной заготовки. Металлическая рукоятка покрыта слоем резины для амортизации удара и снижения возможности поражения электрическим током_дрилерерубании проводов под напряжением^
Спасательная веревка служит для спасания людей и самоспасания из верхних этажей, а также для подъема на верхние этажи инструмента, пожарных напорных рукавов и других предметов. Веревку изготовляют из высококачественной пеньки или льна. Она состоит из четырех пучков, в ее концы вплетают грушевидные коуши. Один конец веревки у обвязки петли обшивают белой тесьмой (2—5 см ширины) с инвентарным номером. Веревки необходимо хранить в непромокаемых чехлах смотанными в клубок (рис. 13). На чехол прикрепляют бирку из картона с указанием даты последнего испытания и подписью лица, его проводившего.
Веревки осматривают не реже 1 раза в 10 дней, а также перед каждым использованием на занятиях и после каждого применения на пожаре. Перед каждым использованием на пожаре (занятии, учении) веревку проверяют на прочность, подтягивая на ней трех пожарных. Один раз в 6 мес. веревки испытывают статической нагрузкой 350 кН в течение 5 мин. После снятия нагрузки на веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение не должно превышать 5% первоначальной длины.
- Глава 1 организация противопожарной защиты на аэродромах га
- 1.1. Создание на аэродромах пожарно-спасательных подразделении и оборудования
- 1.2. Координация взаимодействия пожарно-спасательных подразделений аэродрома с пожарными частями других ведомств
- 1.3. Требования к уровню обеспечиваемой противопожарной защиты аэродромов
- 1.4. Требования к времени развертывания пожарно-спасательного расчета
- 1.5. Требования к пожарным транспортным средствам
- 1.6. Требования к средствам связи и оповещения
- 1.7. Требования к персоналу пожарно-спасательных подразделений
- 1.8. Система мер по обнаружению места авиационного происшествия
- Глава 2 горение и средства тушения пожаров
- 2.1. Понятие о процессе горения
- 2.2. Пожар и его разви1ие
- 1.3. Огнетушащие составы
- 2.4. Основные принципы расчета сил и средств для тушения пожаров
- Глава 3 основные данные о конструкции вс и их пожарная опасность
- 3.1. Типы вс эксплуатируемых в гражданской авиации
- 3.2. Элементы конструкции вс
- 3.3. Материалы. Применяемые в конструкции вс
- 3.4. Силовые установки
- 3.5. Схемы размещения пассажирских салонов, багажных и технических отсеков
- 3.6. Шасси самолета
- 3.7. Технологические системы вс
- Глава 4 пожарная техника и снаряжение
- 4.1. Боевая одежда и снаряжение пожарного
- 4.2. Пожарный инструмент
- 4.3. Пожарные ручные лестницы
- 4.4. Пожарные рукава, рукавное оборудование, стволы и разветвления
- Техническая характеристика турбинных насадок-распылителей
- Техническая характеристика генераторов пены средней кратности
- Техническая характеристика утпс
- 4.5. Огнетушители
- Техническая характеристика охп-10
- 4.6. Средства индивидуальной защиты
- Техническая характеристика асв-2
- 4.7. Пожарные насосы
- Техническая характеристика центробежных насосов
- Техническая характеристика эв-200
- Техническая характеристика г-600
- 4.8. Пожарные автомобили
- Глава 5 развитие пожаров на вс и организация их тушения
- 5.1. Условия развития и опасные факторы пожара
- 5.2. Основные виды боевой работы на пожаре
- 5.3. Тушение пожаров шасси
- 5.4. Тушение пожаров силовых установок
- 5.5. Тушение пожаров внутри пассажирских салонов