logo
му 15-16 / 3 семестр / 19 Орг-я АСР и ППР++ / Обеспечение пожарной безопасности2

Техническая характеристика генераторов пены средней кратности

ГПС-200 ГПС-600 ГПС-2000

Давление перед распылителем, МПа . 0,4 — 0,6 0,4 — 0,6 0,4 — 0,6

Расход 4 — 6%-ного раствора пенооб­разователя, л/с ....... . 1,6—2 5—6 16—20

Кратность получаемой пены .... 80—100 80—100 80—100

Диаметр соединительной напорной головки, мм ........ 50 70 80

Масса генератора, кг, не более ... 2,5 4,5 28

Генераторы ГПС (рис. 27) по конструкции и принципу работы идентичны и отличаются только геометрическими размерами распы­лителя и корпуса. Генератор состоит из корпуса с направля­ющим устройством, распылителя, пакета сеток и напорной соеди­нительной головки. Сетка имеет ячейки 0,8—1 мм, которые изготов­лены из проволоки толщиной 0,3—0,4 мм. Для получения пены используют раствор пенообразователя. Работает генератор следую­щим образом: водный раствор пенообразователя через распыли­тель выбрасывается под давлением на пакет сеток, создавая в кор­пусе разрежение. Воздух через заднюю открытую часть корпуса устремляется в зону пониженного давления. В корпусе водный раст­вор пенообразователя интенсивно перемешивается с воздухом, об­разуя пузырьки примерно одинакового размера воздушно-механи­ческой пены.

Телескопический подъемник-пенослив предназначен для подачи воздушно-механической пены в резервуары с горящими нефтепро­дуктами высотой от 6 до 12,5 м при передвижной системе пожаро­тушения. Подъемник-пенослив оснащен двумя генераторами ГПС-600, которые поднимают на требуемую высоту вручную при помощи телескопического выдвижного механизма. Подъемник обслуживают от 2 до 5 чел. Он состоит из лафетного стола, телескопического механизма выдвигания, удлинителя, гребенки, двух генераторов и двух шестов для подъема и опускания.

К наруж­ной трубе в нижней части приварены под углом два патрубка с соединительными головками для присоединения рукавных напорных линий (рис. 28).

Стволы-пробойники предназначены для пробивания обшивки фюзеляжа ВС и подачи огнегасительных составов для тушения внутрифюзеляжных пожаров.

Универсальный ствол-пробойник (рис. 29, а) включает в себя двухполостной профилированный ударник с отверстиями и ствол, который состоит из двух труб, установленных соосно с зазором и закрепленных с ударником резьбовыми соединениями. Свободный конец каждой трубы снабжен соединительной головкой для при­соединения напорных рукавов. Универсальный ствол-пробойник снабжен рукоятками и ограничителем хода. Ствол-пробойник при­водится в действие вручную и обеспечивает сквозное пробива­ние обшивки фюзеляжа за время 2—10 с. Через основной канал ствола можно подавать воздух, углекислый газ, а также произ­водить отсос дыма. Универсальный ствол-пробойник при давлении напорных рукавах 0,6 МПа обеспечивает расход воды (вод­ного раствора) через основной и дополнительные каналы одно­временно 16 л/с. К универсальному стволу-пробойнику рекоменду­ется иметь один-два запасных ударника на случай замены повреж­денных.

Ручной ствол-пробойник (рис. 29,6) состоит, из профилирован­ного ударника с отверстиями и ствола, свободный конец которого снабжен соединительной головкой для присоединения напорного рукава. Ствол-пробойник приводится в действие вручную (рис. 30). При давлении в напорном рукаве 0,6 МП§ через ствол-пробой­ник обеспечивается расход воды (водного раствора) около 5,5 л/с при дальности и ширине струи соответственно 6 и 13 м.

Устройство для тушения пожаров. В последнее время на воору­жении пожарно-спасательных расчетов находит применение устрой­ство под условным наименованием УТПС, предназначенное для тушения пожаров легковоспламеняющихся жидкостей и горючих веществ в разливе на площадях до 1500 м2 или в емкостях, а также для тушения пожаров транспортных средств, имеющих большие количества горючих жидкостей.

Устройство может быть использовано для ликвидации пожара разлитого топлива на месте авиационного происшествия, на скла­дах горюче-смазочных материалов и других объектах, обладаю­щих повышенной пожарной опасностью. УТПС может устанав­ливаться на серийных пожарных автомобилях или других подвиж­ных средствах, оборудованных системой подачи водного раствора пенообразователя с давлением 0,4—0,6 МПа. Серийно выпускаемый пожарный аэродромный автомобиль на шасси КамАЗ оборудует­ся таким устройством. УТПС представляет собой один или несколько блоков, состоящих из генераторов пены средней кратности (ГСП-600) и расположенных над ними стволов с турбин­ными насадками-распылителями (НРТ-10) для получения распы­ленной струи раствора.

Дальность подачи воздушно-механической пены обеспечивается эжектированием ее струей распыленного раствора пенообразо­вателя.