4.2. Пожарный инструмент
В условиях пожара пожарно-спасательным расчетам приходится выполнять различные работы по вскрытию и разборке конструкций объектов пожара, коммуникационных сетей и элементов технологических установок. Такие работы необходимы для обнаружения скрытых очагов горения и обеспечения быстрой подачи средств пожаротушения к очагу пожара.
Ручной немеханизированный инструмент. К немеханизированному инструменту относятся пожарные и плотницкие топоры, ломЫ, багры, крюки, продольные и поперечные пилы, совковые и штыковые лопаты, ведра, набор для резки электрических проводов.
Пожарные топоры служат для вскрытия, разборки легких конструкций и страховки при передвижении пожарных по наклонным плоскостям. Специальный тяжелый пожарный топор применяется для вскрытия фюзеляжа ВС.
Стальные пожарные ломы предназначены для вскрытия строительных конструкций при тушении пожаров и входят в комплектацию пожарных автомобилей. Различают три типа пожарных 'ломов: легкий (ЛПЛ), тяжелый (ЛПТ) и универсальный (ЛПУ).
Техническая характеристика ломов
ЛПЛ ЛПТ ЛПУ
Длина, -мм 1100 1200 600
Ширина, мм ........... 145 200 120
Диаметр стержня, мм... 25 28 20
Масса, кг, не более....... 4,8 6,8 1,5
Пожарный легкий лом применяют при расчистке мест пожара, вскрытии кровли, обрешетки, обшивки и других подобных работах. Лом представляет собой круглый стержень, верхний конец которого отогнут под углом 45° и заострен на четыре грани так, что образуется плоское лезвие шириной 10 мм. Длина заточки 80 мм. Нижний конец лома четырехгранный. На расстоянии 200 мм от верхнего конца имеется кольцо диаметром 30 мм для подвески его на карабине.
Пожарный тяжелый лом предназначен для тяжелых рычажных работ по вскрытию конструкций, имеющих плотные соединения (полы, дощатые фермы, перегородки), а также для вскрытия дверей. Лом представляет собой круглый стержень, на верхнем конце которого имеется четырехгранный крюк, а на нижнем — заточка на два канта. В верхней части лома на расстоянии 170 мм имеется кольцо диаметром 30 мм. для подвески его на карабине.
Пожарный универсальный лом предназначен для вскрытия дверей, оконных решеток, а также для выполнения легких рычажных работ в помещениях, ограниченные размеры которых не позволяют применять другие виды ломов при тушении пожара. Универсальный лом представляет собой короткий круглый стержень с двумя отогнутыми фигурными рабочими, частями. Одна рабочая часть выполнена в виде фигурной лопатки, другая — в виде лопатки с опорной пятой.
Ломы изготовляются из стали. Рабочие части ломов имеют заострение на длине не менее 60 мм для загнутых и не менее 150 мм для прямых концов ломов. Поверхность ломов окрашена краской в черный цвет. Трещины, выкрашивание стали и другие дефекты на конце лома указывают на непригодность его к использованию. Кроме того, ломы испытывают на изгиб под нагрузкой до 0,80 кН.
Пожарные багры предназначены для разборки при тушении пожаров кровли, стен, перегородок и других частей горящих зданий, а также для растаскивания горящих материалов. В настоящее время повсеместно применяют цельнометаллические багры длиной 3 м и массой до 6 кг. Их изготовляют из прокатной стали круглого профиля диаметром 20 мм. На одном конце багра имеется крюк с копьем, на другом — рукоятка овальной формы. Багры испытывают на изгиб крюка нагрузкой 2 кН, приложенной вдоль оси в течение 10 мин.
Инструменты для резки электрических проводов (набор) предназначены для обесточивания отдельных участков электрической сети, находящейся под напряжением не более 220 В. Набор состоит из ножниц, резиновых бот, перчаток и коврика. Все предметы закрепляют согласно табелю боевого расчета за одним из пожарных, обученных правилам работы по обесточиванию электросети. Набор хранят в специальном ящике.
Пригодность к работе защитных изолирующих средств определяют внешним осмотром и испытанием. Внешний осмотр производится ежедневно пожарным, за которым закреплены защитные средства. Внешними признаками, определяющими непригодность защитных изолирующих средств, являются: повреждение изоляции на рукоятках (для ножниц) и разрывы, проколы,. наличие отверстий, (для резиновых ковриков, перчаток и диэлектрических галош). Испытания проводят в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
Сроки испытаний защитных средств:
резиновых перчаток . . ......1 раз в 6 мес
галош..... ......то же в 1 год
ножниц и резиновых ковриков..... в 2 года
резиновых бот............ в 3
Ручной механизированный инструмент. К механизированному инструменту, применяемому для выполнения различных работ при тушении пожаров, относятся дисковая и цепная бензиномоторная пила типа «Дружба-4», портативные ранцевые установки для газовой резки металлов, электрические пилы и долбежник, пневматические отбойные молотки и другие устройства.
Наибольшее распространение получил универсальный механизированный комплект УКМ-4, который состоит из мотопривода, дымососа, отбойного молотка, дисковой и цепной пилы. С помощью такого механизированного комплекта можно нагнетать в помещения свежий воздух или откачивать из них дым, пробивать отверстия в стенах, резать различные конструкции, причем все эти работы поочередно может выполнять один пожарный.
Дисковая пила ПДС-400 предназначена для вскрытия фюзеляжа ВС при выполнении аварийно-спасательных работ и входит в комплектацию пожарных аэродромных автомобилей. Пила может быть также использована при работах по вскрытию и разборке металлических конструкций. Пила ПДС-400 создана на базе бен-знномоторной пилы «Урал».
Техническая характеристика бензиномоторной пилы ПДС-400
Управление пилой ................... ручное
Двигатель: тип ................ внутреннего сгорания, одноцилиндровый, двухтактный, карбюраторный
максимальная.мощность, кВт ....... 3,65
частота вращения при максимальной мощности, об/мин .............. 5800+200
Вместимость топливного бака, л ....... 0,78
Пильный аппарат: тип прорезного диска ......... абразивный, армированный сеткой из стекловолокна
размеры диска, мм: диаметр ............. 400
толщина ... ....... . 4
диаметр посадочного отверстия ... 32
максимальная глубина пропила, мм .... 150
привод круга . . - ......... клиноременная
передача передаточное число ......... . 1,47
включение и выключение ....... автоматическое,
центробежной фрикционной муфтой
Производительность пиления алюминиевых сплавов, мм/с .............. 80
Скорость резания на рабочей частоте вращения двигателя, мм/с ........ 75 — 80
Габаритные размеры пилы, мм:
длина ............... 880
ширина ......... ..... 320
высота ............... 420
Масса пилы с полной заправкой, кг, не более . . . 12,6
Дисковая пила (рис. 15) состоит из двигателя внутреннего сгорания, пильного аппарата, прорезного абразивного армированного диска, топливного бака, рукояток и стартера. При резании абразивный круг вводят легким нажимом, постепенно увеличивая частоту вращения двигателя, и следят за соответствием усилия подачи инструмента мощности, не допуская резкого снижения частоты вращения. Резание объемных конструкций должно производиться при максимальной глубине пропила, резание листов и обшивок - при минимальной. При резании надо следить за правильным положением круга относительно пропила, не допуская значительных отклонений от плоскости резания. По окончании реза и при переходе к другому месту следует уменьшать частоту вращения двигателя.
Для остановки двигателя необходимо полностью отпустить рычаг управления газом, нажать на кнопку выключения двигателя, держать ее в нажатом положении до полной остановки двигателя и затем закрыть топливный кран. Запрещается останавливать двигатель снятием колпачка со свечи. При полном израсходовании топлива из бака возможен подсос с топливом паровоздушной смеси, и двигатель может развивать максимальную частоту вращения даже при закрытой дроссельной заслонке карбюратора. В этом случае двигатель должен быть немедленно остановлен, бак заправлен топливом, и произведен повторный запуск.
Правила техники безопасности при работе с бензиномоторной пилой. В процессе эксплуатации инструмента необходимо соблюдать общие правила техники безопасности, рекомендуемые при работах на мотопилах, а также правила обращения с бензином. Разрешается допускать к работе с инструментом только лиц, проинструктированных и обученных обращению с ним. Работать можно, только убедившись в полной исправности инструмента и надежном закреплении круга.
При пуске двигателя пильный круг не должен касаться каких-либо предметов, нельзя наматывать трос на руку. На холостом ходу двигатель во избежание разноса должен работать при отпущенном рычаге управления газом.
Приемы выполнения горизонтальных и вертикальных резов отрабатываются на деревянных щитах толщиной 20—25 мм. Другие приемы резания отрабатываются на различных тематических профилях, закрепляемых в тисках, и листах толщиной до 3,0 мм. Профили, листовой материал и макеты должны закрепляться так, чтобы при резании не происходило заклинивание круга в пропиле в результате деформаций или перекоса испытуемого образца. Резание надо производить с постоянным усилием подачи, не допуская резкого снижения частоты вращения круга. Как начало, так и конец резания, т. е. освобождение круга из пропила, должны совершаться плавно, без рывков.
Переносить инструмент с работающим двигателем допускается при холостых оборотах, двигателя. Не разрешается в качестве топлива использовать этилированный бензин, так как он оказывает вредное влияние на органы дыхания.
- Глава 1 организация противопожарной защиты на аэродромах га
- 1.1. Создание на аэродромах пожарно-спасательных подразделении и оборудования
- 1.2. Координация взаимодействия пожарно-спасательных подразделений аэродрома с пожарными частями других ведомств
- 1.3. Требования к уровню обеспечиваемой противопожарной защиты аэродромов
- 1.4. Требования к времени развертывания пожарно-спасательного расчета
- 1.5. Требования к пожарным транспортным средствам
- 1.6. Требования к средствам связи и оповещения
- 1.7. Требования к персоналу пожарно-спасательных подразделений
- 1.8. Система мер по обнаружению места авиационного происшествия
- Глава 2 горение и средства тушения пожаров
- 2.1. Понятие о процессе горения
- 2.2. Пожар и его разви1ие
- 1.3. Огнетушащие составы
- 2.4. Основные принципы расчета сил и средств для тушения пожаров
- Глава 3 основные данные о конструкции вс и их пожарная опасность
- 3.1. Типы вс эксплуатируемых в гражданской авиации
- 3.2. Элементы конструкции вс
- 3.3. Материалы. Применяемые в конструкции вс
- 3.4. Силовые установки
- 3.5. Схемы размещения пассажирских салонов, багажных и технических отсеков
- 3.6. Шасси самолета
- 3.7. Технологические системы вс
- Глава 4 пожарная техника и снаряжение
- 4.1. Боевая одежда и снаряжение пожарного
- 4.2. Пожарный инструмент
- 4.3. Пожарные ручные лестницы
- 4.4. Пожарные рукава, рукавное оборудование, стволы и разветвления
- Техническая характеристика турбинных насадок-распылителей
- Техническая характеристика генераторов пены средней кратности
- Техническая характеристика утпс
- 4.5. Огнетушители
- Техническая характеристика охп-10
- 4.6. Средства индивидуальной защиты
- Техническая характеристика асв-2
- 4.7. Пожарные насосы
- Техническая характеристика центробежных насосов
- Техническая характеристика эв-200
- Техническая характеристика г-600
- 4.8. Пожарные автомобили
- Глава 5 развитие пожаров на вс и организация их тушения
- 5.1. Условия развития и опасные факторы пожара
- 5.2. Основные виды боевой работы на пожаре
- 5.3. Тушение пожаров шасси
- 5.4. Тушение пожаров силовых установок
- 5.5. Тушение пожаров внутри пассажирских салонов