logo
му 15-16 / 3 семестр / 19 Орг-я АСР и ППР++ / Обеспечение пожарной безопасности2

1.4. Требования к времени развертывания пожарно-спасательного расчета

Под временем развертывания понимается интервал времени от момента получения личным составом пожарно-спасательного расчета сигнала «Тревога» до момента начала подачи огнетушащего состава на тушение пожара первым прибывшим пожарным автомобилем.

Время развертывания имеет исключительно важное значение, поскольку эффективность борьбы с авиационным пожаром и спасение людей, находящихся на борту аварийного ВС, зависят от того, насколько быстро пожарно-спасательные расчеты начнут массированную атаку огня. Это обусловлено, прежде всего, скоротечностью развития пожара на ВС и большой температурой в зоне горения. Так, при пожаре разлитого под фюзеляжем авиатоплива уже через 2-3 мин установившегося горения, а в отдельных случаях и раньше, происходят прогар обшивки фюзеляжа и распространение пожа­ра в пассажирские салоны, кабину экипажа и другие помещения са­молета.

Поэтому рекомендации ИКАО, НГЭА СССР, а также ряд норма­тивных документов МГА содержат требование, чтобы время развер­тывания пожарно-спасательного расчета в конце каждой ВПП не превышало 3 мин. Время развертывания определяется эксперимен­тально при оптимальных условиях видимости и состояния дорож­ного покрытия.

В практической деятельности важное значение имеет детальное изучение времени развертывания с целью расчленения его на состав­ляющие элементы и получения наглядной картины П^аТГГЬров и «уз­ких» мест, влияющих на эту величину.

Например, экспериментальная оценка элементов времени развертывания, про­веденная в ряде аэропортов на различных типах пожарных автомобилей, показала, что среднее время, затрачиваемое на исполнение этих элементов, равно:

выезд пожарного автомобиля из аварийно-спасательной станции— 12,6 с;

остановка пожарного автомобиля для посадки экипажа после выезда из стан­ции — 17,6 с;

маневр пожарного автомобиля для выезда на ВПП или на основной маршрут — 18,6 с;

разгон до максимальной скорости на основном маршруте — 44 с;

остановка пожарного автомобиля у места авиационного происшествия—5 с;

включение пожарно-технического оборудования — 6с.

Кроме перечисленных операций, в состав элементов времени развертывания ухо­дит время движения автомобиля по основному маршруту с максимальной скоростью.

В приведенном примере нетрудно подсчитать, что «непроизводительное время, затрачиваемое на исполнение перечисленных элементов, составляет 103,8 с из 180 с, отведенных нормативом на общее время развертывания, а на преодоление расстояния по основному маршруту до места авиапроисшествия остается лишь 76,2 с, что при максимальной скорости АА-60(7310), равной 60 км/ч, позволяет пройти 1270 м. Таким образом, сокращения общего времени развертывания можно достичь: во-первых, снижением затрат «непроизводительного времени» на исполнение таких операций, как выезд, посадка экипажа, маневр и т. п., что достигается усилвда-ши тренировками; во-вторых, наиболее оптимальным размещением на аэродроме аварийно-спасатель­ной станции.

НГЭА СССР и некоторые другие нормативные документы, рег­ламентирующие порядок размещения аварийно-спасательных стан­ций на аэродроме, предусматривают в своих требованиях, чтобы зда­ния аварийно-спасательных станций были максимально приближены к ВПП так, чтобы время развертывания первого пожарного автомо­биля в конце каждой ВПП не превышало 3 мин. Место расположения станции следует выбирать с таким расчетом, чтобы обеспечивался прямой и беспрепятственный выезд пожарных автомобилей на ВПП. Если время развертывания пожарно-спасательной службы с места расположения аварийно-спасательной станции превышает нормативное, то на аэродроме должна быть построена другая вспомога­тельная или так называемая стартовая аварийно-спасательная стан­ция, с помощью которой пожарные автомобили максимально приб­лижаются к ВПП и сокращается время их развертывания.