logo search
Шум, исправления - Владислав Нестеренко

Акустическое воздействие транспорта, проблемы ослабления шума

Интенсивное развитие транспорта, транспортных систем и всего промышленного производства приводит к тенденции роста шумовой загрязненности окружающей среды. Например, за период от 1973 до 1978 года доля населения (в процентах), которая подвергалась воздействию шума автодорожного транспорта, превышающего 65 дБА, почти удвоилась.

Перевозки автомобильным транспортом в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) за период от1960 до 1980 года выросли в три раза, воздушным - в два раза. Городское население этих стран увеличилось на 50 %, а число городов с количеством жителей более одного миллиона человек удвоилось. За тот же период построено много автодорог, аэродромов и других крупных транспортных сооружений. Введение в последнее время в эксплуатацию высокоскоростных поездов и скоростных городских линий приводит к расширению зон, подверженных воздействию новых источников шума.

Следует указать на то, что в настоящее время благодаря экспериментальным исследованиям, связанным с ограничением шума, создаваемого автомобильным и воздушным транспортом, а также разработкой нового поколения менее шумных самолетов, ограничению применения самолетов старого типа, несоответствующих современным требованиям по шуму, разработке проектов новых малошумных автотранспортных средств, удовлетворяющих, например требованиям уменьшения уровня шума до 80 дБА для тяжелого грузового транспорта и т.д. появились тенденции снижения шума и улучшения соответствующих показателей.

В общем случае методы снижения транспортного шума можно классифицировать по следующим направлениям: уменьшение шума в источнике его возникновения, включая изъятие из эксплуатации транспортных средств и изменение маршрутов их движения; снижение шума на пути его распространения; применение средств звукозащиты при восприятии звука. Использование того или иного метода или их комбинации зависит в значительной мере от степени и характера потребного уменьшения шума с учетом как экономических, так и эксплуатационных ограничений.

Любая попытка регулирования шума должна начинаться с установления источников этого шума. Из трех основных видов транспорта автомобильный оказывает наиболее неблагоприятное акустическое воздействие. Автомобили являются преобладающим источником интенсивного и длительного шума, с которым ни в какое сравнение не идут никакие другие. Шум, создаваемый движущимися автомобилями, является частью шума транспортного потока. В общем случае наибольший шум генерируется большими автомобилями. При малых скоростях движения по автодорогам и больших частотах вращения вала двигателя основным источником шума является обычная силовая установка, в то время как при больших скоростях движения, пониженных частотах вращения и меньшей мощности силовой установки доминирующим может стать шум, обусловленный взаимодействием шин с поверхностью дороги. При наличии неровностей на поверхности дороги преобладающим может стать шум системы рессорной подвески, а также грохот груза и кузова.

В силу того, что общий шум транспортного средства определяется рядом источников, необходимо попытаться получить данные об особенностях излучения каждого из этих источников в отдельности и определить наиболее эффективные методы снижения шума того или иного источника, а также и то, какой из методов снижения общего шума автотранспортного средства окажется наиболее экономичным в данном случае.

Следует отметить большое значение мер по ограничению распространения уже возникшего шума наряду с основным методом снижения шума автомобильного транспорта путем подавления источника его возникновения. К числу указанных мер относится улучшение конструкции дорог и их трассирование, регулирование транспортных потоков, применение экранов и барьеров, пересмотр общих концепций землепользования вблизи основных транспортных магистралей. Дополнительной мерой, которая применима ко всем видам транспорта, является улучшение проектирования и звукоизолирующих характеристик зданий для уменьшения шума внутри них.

Актуальность проблемы шума воздушного транспорта обусловлена главным образом введением в эксплуатацию в конце 50-х годов на гражданских авиалиниях реактивных самолетов. С тех пор число коммерческих и частных реактивных самолетов, находящихся в повседневной эксплуатации, превысило 7 тыс. единиц. Решение рассматриваемой проблемы проводилось по следующим трем основным направлениям. Первое наиболее важное направление сводится к исследованию основных источников шума и разработке, в частности, менее шумных силовых установок. Второе направление связано с упорядочением и введением контроля полетов самолетов в окрестности аэродромов. Третье направление - меры, непосредственно не связанные с изменением условий эксплуатации воздушных судов - рациональное использование земельных участков, как на территории самого аэропорта, так и в его окрестностях с усилением звукоизоляции зданий и сооружений, находящихся под воздействием шума высокого уровня.

Железнодорожный транспорт в противоположность автомобильному и воздушному не развивается такими быстрыми темпами. Однако появились признаки того, что железнодорожные дороги начнут играть новую роль. После внедрения скоростных поездов в Японии и Франции многие страны приняли решение об увеличении скорости движения поездов и объема пассажирских перевозок, обеспечив тем самым повышение конкурентоспособности железных дорог. Расширение сети железных дорог и увеличение скорости поездов вызовут рост шума, возникнут связанные с этим проблемы защиты от него окружающей среды.