logo
Шум, исправления - Владислав Нестеренко

Общая характеристика источников шума

Схема излучения шума внутренними источниками шума показана на рис. 9. Излучаемая в окружающее пространство современными ГТД акустическая мощность может составлять около 1 % его общей мощности. При этом уровень шума достигает значительной величины и доходит до 170 дБ над порогом слышимости (предложение нужно построить более четко, сысл не ясен).

Одним из источников сильного авиационного шума является аэродинамический шум обтекания планера самолета. Этот шум вызывается пульсациями аэродинамических сил на крыле, турбулентным пограничным слоем и вихрями, отражающимися при обтекании поверхности крыла, фюзеляжа и хвостового, а также турбулентного следами за плохообтекаемыми выступами.

Экспериментально установлено, что интенсивность шума пропорциональна шестой степени скорости набегающего потока, квадрату геометрических размеров и коэффициенту лобового сопротивления. Эта зависимость относится к источнику шума с непрерывным спектром в широкой полосе частот. В таблице 7 представлены отдельные источники излучения шума ГТД и планера и наиболее характерные величины их уровней шума.

В авиационных ВРД шум порождается следующими главными источниками: воздушным винтом, вентилятором в ТРДД, компрессором, камерой сгорания, реактивной струей (см. рис. 10). Составляющие общего шума двигателя от каждого из этих источников сильно различаются у двигателей разных типов и зависят от положения наблюдателя относительно двигателя, так как излучение шума характеризуется ярко выраженной направленностью. Главным источником шума в одноконтурном ТРД является реактивная струя, а на режимах пониженной тяги - турбина (не ясно, перефразировать). Шум от компрессора играет несущественную роль. У ТРДД с малой степенью двухконтурности (m = 1 - 2) основным источником шума является компрессор низкого давления (вентилятор). Шум от реактивной струи и турбины у них ниже. У ТРДД с большой степенью двухконтурности главные источники - вентилятор (на максимальном режиме) и турбина (на дроссельных режимах). Шум реактивной струи становится незначительным. Общий уровень шума заметно снижается в ТРДД по мере увеличения степени двухконтурности, особенно на режимах максимальной тяги при взлете (см. рис. 11).У форсированных ТРД и ТРДД при включенной форсажной камере основным источником шума является реактивная струя.

Ниже рассмотрены физические причины образования шума в источниках, определяющих максимальный уровень шума ВРД.