logo
Шум, исправления - Владислав Нестеренко

2.4.Эффективный уровень воспринимаемого шума

Продолжительность воздействия и дискретные составляющие шума совместно с частотным составом шума учитывается системой оценки эффективного уровня воспринимаемого шума (EPNL), в которой уровень воспринимаемого шума выражается в EPN дБ. Система EPNL используется для нормирования максимально допустимых уровней шума на местности. Эффективный уровень воспринимаемого шума EPNL вычисляется путем интегрирования акустической энергии за период времени, в течение которого скорректированный по тону уровень воспринимаемого шума отличается не более чем 10 PN дБ от максимального значения, приведенного к исходному времени, равному 10 с. На рис. 5 показано изменение уровня PNLT за время типичного пролета самолета для периода интегрирования от t1 до t2. Идея приведения к исходному времени, равному 10 с, связана с необходимостью принятия мер к тем самолетам, которые создают шум в течение более длительного времени. Выбор значения 10 с представляется разумным временным интервалом для типичного пролета самолета. Эффективный уровень EPNL определяется:

LEPN = 10 lg (0,1) , ( 4 )

где LPNT - уровень воспринимаемого шума с учетом поправки, учитывающий дискретные составляющие.

Если измерения PNLT выполнены через каждые 0,5 с, тогда процесс интегрирования выражения (4) можно осуществить путем суммирования:

LEPN = 10 lg(0,05) = 10 lg () – 13 , ( 5 )

Выделим на рис. 5 период Т = t2 - t1, где величина уровня воспринимаемого шума не отличается от максимального более чем на 10 дБ, тогда выражение (4) можно преобразовать:

LEPN = 10 lg [(T/10)·] = + 10 lg (T/10) , ( 6 )

В настоящее время в странах Европы и Америки применяются и другие показатели, характеризующие особенности оценки воздействия уровня шума на человека: эквивалентный уровень непрерывного звука Leq, определенный на относительно большом отрезке времени (1, 8, 12 или 24 ч.); уровень единичного воздействия шума LAX, приведенный к периоду в 1 с; индекс раздражающего воздействия шума; эквивалентный суточный уровень звука LDN; эквивалентный уровень шума в районах жилой застройки LCNE; общая шумовая нагрузка, оцениваемая индексом В; индекс ожидаемого воздействия шума NEF; сконцентрированный эквивалентный непрерывный уровень воспринимаемого шума LWECPN; индекс шума и его повторяемости NNI и др.; изопсофический индекс шума I. Все это указывает на сложность проблемы оценки уровня транспортного шума, который в значительной мере определяется типом силовых установок (см. рис 6).

Воздействию авиационного шума (90 PN дБ и выше) при взлете и посадке подвергаются значительные районы (до ста квадратных километров) в окрестности взлетно-посадочной полосы аэродрома. Обычный уровень городского шума в промышленном районе с интенсивным движением равен 85 PN дБ, а в жилом районе днем - 65 PN дБ. Размеры зоны воздействия авиационного шума в основном зависят от типа двигателей, их тяги, расположения (компоновки) на самолете, траекторий набора высоты или посадка, режимов использования двигателей. Основной источник авиационного шума - двигатель, однако иногда аэродинамический шум планера может быть соизмерим с шумом двигателя вследствие большой механизации крыла (смысл не ясен) или интенсивных эволюций в полете. Максимально допустимые уровни авиационного шума самолета являются его характеристикой. Эти уровни не должны превышаться, если самолет получил сертификат летной годности. Максимально допустимые уровни шума реактивных самолетов на местности устанавливаются требованиями стандарта ICAO по шуму, которые отражены в национальных стандартах.