4.3.2. Снижение шума компрессора
Одним из эффективных методов борьбы с шумом компрессора реактивного двигателя является снижение шума в самом источнике. Это может быть достигнуто снижением окружной скорости, изменением осевого зазора между входным направляющим аппаратом (ВНА) и рабочим колесом (РК), изменением геометрии и угла прохождения лопатки, соотношения числа лопаток ротора и статора, ламинаризацией обтекания и другими методами.
Увеличение осевого зазора на величину до одной длины хорды лопаток ВНА приводит к снижению уровня звукового давления составляющей основного тона на 10 дБ.
Лопатки изолированного ротора образуют дискретные тона, обусловленные распространением возмущений поля давлений: при сверхзвуковых скоростях лопаток эти возмущения могут усиливаться, образуя шум в широком диапазоне частот - от роторной до лопаточных частот, включая их гармоники при явном проявлении эффекта биения, который образует звук, напоминающий шум циркулярной пилы. Взаимодействие лопаток ротора с лопатками статора при их близком расположении вызывают циклические пульсации полей давлений и возбуждение дискретных тонов. Этот механизм можно ослабить с помощью увеличения осевого зазора между лопатками ротора и статора. При увеличенных осевых зазорах между лопатками ротора и статора возникают дискретные тона за счет взаимодействия вихревых следов с неподвижными лопатками и циклического изменения подъемной силы профилей лопаток. При дальнейшем увеличении зазоров пульсации давлений снижаются.
Поскольку на уровень дискретных гармоник вентилятора существенное влияние оказывает толщина следа, целесообразно применять лопатки ВНА с малой толщиной профиля. Снижение уровня шума при изменении размера следа в пять раз составляет 3 - 5 дБ. Ослабить вихревые следы, следовательно, тональный шум можно также вдувом воздуха в след через заднюю кромку лопаток ВНА, отсосом пограничного слоя с поверхности лопаток, специальным профилированием задней кромки по высоте лопатки и т.д. Эти способы одновременно приводят к снижению широкополосного шума вентилятора. Регулированием угла наклона лопаток статора относительно лопаток ротора можно достичь уменьшения суммарной силы, действующей на лопатку, что также приводит к уменьшению шума.
На величину до 10 дБ можно снизить уровень дискретной составляющей в результате выбора оптимального соотношения числа лопаток ротора и статора. На основе упрощенной теории разработано правило выбора чисел лопаток соседних венцов, согласно которому число лопаток НА должно более чем в два раза превышать число лопаток РК.
- Проблемы шума
- 1. Физические основы шума и звука
- 1. Физические основы шума и звука
- Понятия о шуме и звуке
- Основные параметры и характеристики
- Действие шума на человека
- Воздействия шума
- Коррекции уровня звукового давления
- Уровень воспринимаемого шума
- 2.4.Эффективный уровень воспринимаемого шума
- 3. Нормы на допустимый уровень шума самолетов на местности и шума наземных гту
- 3.1.Шум самолетов
- 3.2. Шум вертолетов
- 3.3. Шум в салонах
- 3.4. Шум наземных гту
- 4. Источники шума врд
- Общая характеристика источников шума
- Воздушный винт (вв) турбовинтового двигателя (твд)
- 4.2.1. Составляющие шума винта
- 4.2.2. Методы расчета уровня шума винта
- 4.3.2. Снижение шума компрессора
- 4.4. Камера сгорания гтд
- 4.5. Турбина гтд
- 4.6. Реактивное сопло врд
- 4.6.1. Акустическая мощность и уровень силы звука
- Применение шумоглушителей
- 4.7 Звукопоглощающие конструкции и их применение
- 5. Испытания по определению акустических характеристик гтд
- Акустическая характеристика гтд
- 5.2. Измерение шума двигателя
- 5.3. Шумоглушение при испытаниях
- 6. Факторы, влияющие на ограничение авиационного шума
- Акустическое воздействие транспорта, проблемы ослабления шума
- 8. Шум силовых установок наземного транспорта
- Источники шума и их относительная значимость
- Источники шума двигателя внутреннего сгорания
- Методы снижения шума двигателя