logo search
Шум, исправления - Владислав Нестеренко

6. Факторы, влияющие на ограничение авиационного шума

Одной из главных причин обострения проблемы авиационного шума является взаимное сближение границ аэропортов и жилых строений, поэтому упорядочение и ограничение жилой застройки вблизи аэропортов и трасс полета в приаэродромной зоне - необходимое условие обеспечения нормальной работы аэропорта и условий жизни населения.

Наряду с регламентацией шума вблизи аэропортов в ряде стран разработана и введена в действие система финансовых аэропортовых сборов, учитывающих фактор шума.

Метод расчета сборов за посадку основан на совместном учете массовых и акустических характеристик самолета, причем в качестве критерия акустического совершенства самолета используется средняя разность между имеющимися и нормируемыми уровнями шума. Одно из типичных уравнений для расчета сборов с учетом фактора шума в США имеет вид А = Сmп(1 + αR), где С - сборы за единицу массы самолета; mп - посадочная масса самолета; α - фактор, учитывающий остроту проблемы шума в данном аэропорте (в ночное время, в частности); R - фактор акустического совершенства самолета.

Система сборов, которая применяется в столичных аэропортах Франции "Орли" и "Шарль де Голль", предусматривает взимание налога в виде дополнительного сбора. За счет образуемого целевого фонда производится компенсация и другие платежи, связанные с авиационным шумом для зон, расположенных в непосредственной близости к этим аэропортам. Субсидии выделяются для обеспечения повышенной звукоизоляции жилых домов, учебных заведений и культурно-бытовых учреждений и закупки ряда зданий в зонах с повышенным уровнем шума.

Однако более эффективной системой регулирования проблемы авиационного шума является политика регламентированного уменьшения количества полетов шумных самолетов в ночное время. Эта политика осуществляется в столичных аэропортах Великобритании "Хитроу" и "Хэтвик", начиная с 1978 г. Осуществление такой политики ведет к увеличению интенсивности полетов самолетов с низкими уровнями шума. К самолетам этой категории относятся воздушные суда, создающие в установленных точках контроля уровень шума ниже 95 PN дБ, который считается максимально допустимым для обеспечения сна человека. Эквивалентом этого требования является контур шума 95 PN дБ с площадью, равной 4 и 2,5 кв. милям соответственно при взлете и посадке.