Уровень воспринимаемого шума
В результате проведения специальных экспериментов с участием большого количества людей в настоящее время введен новый способ оценки шумности с помощью единицы воспринимаемого шума, обозначаемой N. Одна единица воспринимаемого шума N равна 40 дБ уровня звукового давления производимого шума для октавы ,в которой частота изменяется от 600 до 1200 Гц .На рис. 4 приведены зависимости шумности от уровня звукового давления для разных октав. Чем больше частотность шума, тем выше величина воспринимаемого уровня шума при неизменном уровне звукового давления. Концепция уровня воспринимаемого шума, учитывается системой оценки PNL (дать определение), в которой уровень воспринимаемого шума выражается в специальных единицах - PN дБ
Для каждого интервала времени и для каждой полосы частот с помощью данных, представленных на рис.3, рассчитывается воспринимаемая шумность. Полученные значения шумности суммируются:
N = Nmax + 0,15() , ( 2 )
где Ni - шумность в i-ом диапазоне; Nmax - максимальная шумность в любом диапазоне. Суммарное значение шумности N снова преобразуется в уровень PNL: LPN = 40 + 33,3 lg N.
Дальнейший расчет сводится к введению коррекции для каждого значения PNL, учитывающего интенсивные тональные составляющие шума. Для этого осуществляется анализ спектров в 1/3 - октавных полосах частот с целью выявления относительно больших пиковых составляющих и расчета поправок. В определенных случаях коррекция на тональность может достигать 6,7 дБ. Уровень воспринимаемого шума с поправкой на тональность обозначается PNLT. Для связи уровней, полученные с помощью коррекции А и D, и соответствующим уровнем PNL, можно использовать следующие эмпирические соотношения: LPN LA + 13 и LPN LD + 7.
Существует упрощенный способ определения максимального значения уровня воспринимаемого шума при пролете самолета PNL. В этом случае в каждой полосе октавных частот регистрируется максимальный уровень пролетного шума независимо от того, когда он появляется. Полученная совокупность уровней пересчитывается в шумность по данным рис. 4 и эти значения суммируются:
N = Nmax + 0,3() , ( 3 )
Суммарное значение шумности преобразуется затем снова в уровень PNL ,поправка на тональность при этом не требуется.
Как видно из данных рис. 3 и 4 наиболее чувствительно ухо человека к частотам 3000 … 5000 Гц. Они самые неприятные для человека. Лучше воспринимается звук низких частот. Одинаково, например, воспринимается звуки с f = 100 Гц, L 107 дБ и f = 4000 Гц, L = 90 дБ (см. рис. 3) несмотря на то, что их интенсивности отличаются в десятки раз. Величины PNL численно совпадают с уровнем звукового давления L на кривых равной шумности при f = 1000 Гц. Увеличение уровня воспринимаемого шума на 10 PN дБ физиологически соответствует удвоению его раздражающего действия.
- Проблемы шума
- 1. Физические основы шума и звука
- 1. Физические основы шума и звука
- Понятия о шуме и звуке
- Основные параметры и характеристики
- Действие шума на человека
- Воздействия шума
- Коррекции уровня звукового давления
- Уровень воспринимаемого шума
- 2.4.Эффективный уровень воспринимаемого шума
- 3. Нормы на допустимый уровень шума самолетов на местности и шума наземных гту
- 3.1.Шум самолетов
- 3.2. Шум вертолетов
- 3.3. Шум в салонах
- 3.4. Шум наземных гту
- 4. Источники шума врд
- Общая характеристика источников шума
- Воздушный винт (вв) турбовинтового двигателя (твд)
- 4.2.1. Составляющие шума винта
- 4.2.2. Методы расчета уровня шума винта
- 4.3.2. Снижение шума компрессора
- 4.4. Камера сгорания гтд
- 4.5. Турбина гтд
- 4.6. Реактивное сопло врд
- 4.6.1. Акустическая мощность и уровень силы звука
- Применение шумоглушителей
- 4.7 Звукопоглощающие конструкции и их применение
- 5. Испытания по определению акустических характеристик гтд
- Акустическая характеристика гтд
- 5.2. Измерение шума двигателя
- 5.3. Шумоглушение при испытаниях
- 6. Факторы, влияющие на ограничение авиационного шума
- Акустическое воздействие транспорта, проблемы ослабления шума
- 8. Шум силовых установок наземного транспорта
- Источники шума и их относительная значимость
- Источники шума двигателя внутреннего сгорания
- Методы снижения шума двигателя