logo search
Пожарная тактика / Terebnyev - Protivipozharnaya zashchita i tusheniye

4.3. Средства связи и оповещения

Связь и, в первую очередь, радиосвязь является важнейшим средством бесперебойной и надёжной работы по управлению и организации борьбы с лесными пожарами. Для обеспечения оперативного обнаружения пожаров и управления силами пожаротушения необходима развитая система связи в органах управления лесным хозяйством, механизированных отрядах, авиабазах и авиаотделениях.

Успешная борьба с лесными пожарами возможна лишь при координации действий авиационных и наземных сил. Здесь главная роль отводится совместным пунктам диспетчерского управления (ПДУ) авиазвеньев, региональных и центральной авиабаз и органов управления лесным хозяйством.

Основными задачами радиосвязи в системе «Авиалесоохраны» являются обеспечение оперативного управления работой подразделений баз авиациооной охраны лесов, лесозащитных предприятий, воздушных судов, используемых авиалесоохраной.

Для обеспечения работы лесопожарных служб «Авиалесоохраны» организуется следующая система радиосвязи:

- непосредственная радиосвязь каждого авиаотделения с авиазвеном и с авиабазой, при которой вызов корреспондента может быть осуществлен немедленно. Такая же радиосвязь должна быть между соседними авиаотде­лениями;

- радиосвязь каждого самолета и вертолета с авиаотделением, при которой вызов корреспондента в обоих направлениях должен быть осуществлен не­медленно, а при отсутствии на борту автономной командной УКВ радио­станции, настроенной на частоту авиаотделения, не позже чем через 10 - 15 минут после возникновения необходимости в таком вызове;

- радиосвязь авиаотделения с руководителями тушения тех пожаров, кото­рые не были локализованы на следующий день после их обнаружения;

- радиосвязь самолетов и вертолетов с группами, занятыми на тушении по­жаров в период нахождения воздушного судна в районе пожара;

- радиосвязь воздушных судов с авиапожарными станциями и обслуживае­мыми лесхозами при выполнении патрульного полета над территорией со­ответствующего лесхоза.

Для радиостанций авиаотделений и авиазвеньев время начала связи с авиа­базой ежедневно устанавливается пунктом диспетчерского управления. Пере­рывы в радиосвязи и окончание связи этих радиостанций с авиабазой произво­дятся с разрешения диспетчера авиабазы.

Оборудование центральной радиостанции авиабазы, выбор количества и типов радиостанций в авиазвеньях, авиаотделениях, рабочие частоты и рас­писание работы определяются с учетом обеспечения своевременной передачи информации о работе авиаотделений и горимости лесов, а также соответствую­щих распоряжений по организации борьбы с лесными пожарами.

При наличии в органе управления лесным хозяйством собственных радио­станций их работа на пожароопасный сезон организуется по расписанию, со­гласованному с авиабазой.

Радиосвязь между радиостанциями авиаотделений, лесхозов, лесничеств и патрульными воздушными судами осуществляется в следующем порядке.

В день вылета в назначенное накануне время радиостанция авиаотделения проводит сеанс циркулярной связи, при котором уточняется время вылета, принимаются заявки лесхозов на осмотр отдельных частей их территории, ре­шаются вопросы взаимодействия по тушению лесных пожаров, а также сооб­щается о случаях отмены полетов и назначается время следующего сеанса цир­кулярной связи.

С момента вылета патрульного воздушного судна все командные радио­станции на охраняемой территории обязаны непрерывно работать в режиме приема. Прекращать связь с воздушным судном наземные радиостанции име­ют право только с разрешения летчика-наблюдателя.

Во время работы летчика-наблюдателя с одной из радиостанций на охраня­емой территории все остальные радиостанции должны прекращать радиообмен на этой частоте и могут возобновить его только после того, как летчик-наблю­датель закончил очередной сеанс связи.

После взлета воздушного судна и набора высоты летчик-наблюдатель уста­навливает связь с лесхозом, над территорией которого в данное время происхо­дит полет. При обнаружении лесного пожара или нарушений правил пожарной безопасности в лесу летчик-наблюдатель передает лесхозу сообщение о них и принятых мерах по их ликвидации и при необходимости согласовывает с лес­хозом свои дальнейшие действия.

За 5 – 10 минут до подхода воздушного судна к границе другого лесхоза лет­чик-наблюдатель устанавливает с ним связь.

Связь с лесхозом, облет территории которого закончен, прекращается толь­ко после пролета его границ, при этом летчик-наблюдатель назначает время следующего сеанса связи.

Летчики-наблюдатели воздушных судов, имеющих на борту радио­станцию, могут при необходимости устанавливать в полете прямую связь с ра­диостанцией авиазвена или авиабазы.

Сообщения об обнаружении или необходимых мерах по тушению лесных пожаров с борта воздушного судна, при отсутствии связи с авиаотделением или лесхозом летчик-наблюдатель может передавать через диспетчера соответству­ющего аэропорта. Получив радиограмму о пожарах, диспетчер аэропорта обя­зан передать ее авиаотделению или лесхозу, находящемуся в этом пункте, либо в авиазвено или авиабазу.

При значительном удалении и отсутствии прямой радиосвязи в УКВ диа­пазоне с авиаотделением передача сообщений может производиться с помо­щью других воздушных судов, с которыми удается установить прямую связь в воздухе.

Порядок и схема установления связи авиаотделений и лесхозов с авиапред­приятиями гражданской авиации для передачи сообщений о лесных пожарах и обеспечения полетов воздушных судов взаимно согласовываются перед нача­лом пожароопасного сезона.

Штатные средства связи и оповещения авиаотделений:

- стационарная радиостанция KB диапазона - 2 шт.;

- стационарная радиостанция УКВ диапазона воздушной подвижной служ­бы - 2 шт.;

- стационарная радиостанция УКВ диапазона наземной подвижной служ­бы - 1 шт.;

- мобильная радиостанция УКВ диапазона наземной подвижной службы (на каждую единицу автотранспорта) - 1 шт.;

- звуковещательная станция для воздушных судов - 1 шт.;

- электромегафон - 1 шт.

В авиабазах, где организовано диспетчерское управление работой авиаотде­лений, летчик-наблюдатель обязан немедленно сообщить по радио с борта воз­душного судна о пожаре и принимаемых мерах по его ликвидации в авиаотде­ление для передачи этих сообщений в пункт диспетчерского управления авиабазы.

При наличии радиосвязи с лесхозом, на территории которого обнаружен пожар, летчик-наблюдатель открытым текстом передает сообщение о пожаре. Донесение в этом случае может не составляться.

Если радиосвязь с лесхозом отсутствует, летчик-наблюдатель обязан сбро­сить донесение о лесном пожаре в ближайший пункт приема донесений, от ко­торого наиболее удобны пути подхода к пожару.

Если дальнейший маршрут полета проходит вблизи конторы лесхоза или лесничества, летчик-наблюдатель в необходимом случае может сбросить туда копию донесения или сообщение с указанием места пожара, его характеристи­ки и мер по его тушению.

При обнаружении нарушений Правил пожарной безопасности в лесах Рос­сийской Федерации летчик-наблюдатель обязан принять меры к их прекраще­нию:

- если нарушение не предопределяет возможность возникновения лесного пожара, летчик-наблюдатель может передать сообщение о нем в соответст­вующий лесхоз после окончания полета;

- если в результате выявленного нарушения может начаться лесной пожар, летчик-наблюдатель обязан сбросить нарушителям письменное предписа­ние о прекращении нарушения или использовать для передачи сообщения звуковещательную станцию, имеющуюся на борту судна.

Связь с руководителем тушения лесного пожара осуществляется в основ­ном по радио, а при отсутствии радиосвязи - при помощи звуковещательной станции или сигнальными ракетами, а также знаков, выложенных на земле из подручных материалов. При необходимости летчик-наблюдатель может в своем сообщении по звуковещательной станции или в записке, сброшенной вымпелом, указать, каким знаком с земли должен быть подан ответ на заданный им вопрос.

Организация связи на базах авиационной охраны и порядок работы изло­жены в Инструкции по авиационной охране лесов. Патрульный самолет исполняет роль разведчика: увидел огонь, определил координаты пожара и сообщил их на землю в лесхоз. Целесообразно иметь на борту патрульного самолета аэронавигаци­онный комплекс, с помощью которого через спутник, в считанные секунды определяются координаты очага возгорания.

Для связи с бортами летательных аппаратов используются радиосредства УКВ диапазона воздушной подвижной службы - как стационарные, так и во­зимые и носимые.

Вариант схемы организации связи органов управления и сил, задействован­ных в борьбе с лесными пожарами на территории субъекта Российской Феде­рации изображен на рис 4.2. Своевременное обнаружение и ликвидация возникающих пожаров в лесах могут быть оперативно обеспечены лишь при наличии в лесхозах достаточного количества средств связи и хорошо организованной их работы.

Рис. 4.2 Схема огрганизации связи органов управления сил, задействованных в борьбе с лесными пожарами на территории субъекта РФ.

Лесхозы должны быть обеспечены связью с лесничествами, пожарными наблюдательными пунктами, пожарно-химическими станциями, авиаотделения­ми авиабаз и с экипажами патрульных самолетов (вертолетов), а также по воз­можности с лесопользователями и другими работающими в лесах предприяти­ями, организациями и учреждениями.

Лесничества должны быть обеспечены связью с расположенными на их территории пожарными наблюдательными пунктами, пунктами приема доне­сений о пожарах от экипажей самолетов (вертолетов), пожарно-химическими станциями, кордонами лесной охраны, с патрулирующими работниками лес­ной охраны и временными пожарными сторожами, с командами и бригадами рабочих занятых на тушении пожаров. Отдаленные лесничества, кроме того, должны иметь непосредственную связь с экипажами патрулирующих самолетов (вертолетов).

Пожарно-химические станции лесхозов должны иметь: устойчивую теле­фонную или радиосвязь с лесхозом, лесничеством, лесопожарными бригадами, расположенными или действующими вне станции, а также с пожарными на­блюдательными пунктами и вышками, лесопользователями, авиаотделениями, патрульными воздушными судами.

В районах где осуществляется авиационное патрулирование, при каждой ПХС организуется пункт приема донесений от летчика-наблюдателя (допол­нительно к радиосвязи), при использовании вертолетов устраивается посадоч­ная площадка.

В каждом лесхозе разрабатывается схема организации связи, определяю­щая (в зависимости от наличия необходимых объектов связи, расстояний меж­ду ними, рельефа местности, обеспеченности средствами общегосударствен­ной связи) потребности в строительстве новых линий связи, типы радиостан­ций по объектам и в обслуживающем связь персонале.

Работа всех направлений радиосвязи проводится по расписанию. В распи­сании указывается время работы радиостанций, используемые частоты и дру­гие необходимые данные. Расписание является обязательным для всех работ­ников, обслуживающих радиосвязь на определенной территории, где центра­льная станция лесхоза, управления, авиазвена, авиабазы, является командной (старшей).

В районах деятельности авиационной охраны лесов расписание работы всех радиостанций на пожароопасный сезон утверждается директором лесхоза совместно с начальником авиаотделения.

Радиостанции лесхозов, лесничеств, над территориями которых проводит­ся патрульный полет, находятся постоянно на дежурном приеме на частоте бортовой радиостанции летательного аппарата.

Связь с пожарными командами или бригадами, работающими на тушении пожара, а также с работниками, осуществляющими наземное патрулирование (при наличии у них средств радиосвязи), поддерживается в течение всего пери­ода работ по тушению пожаров или при патрулировании лесов.

Сообщение о лесном пожаре, поступившее от работников авиационной или наземной охраны лесов на любой пункт связи (лесничество, ПХС, кордон лесной охраны и т. д.), должно быть немедленно передано в контору лесхоза. Основными техническими средствами связи являются телефонная провод­ная связь и радиосвязь, вспомогательными - односторонняя связь экипажа самолета (вертолета) с землей с помощью звуковещательной станции. Отсутствие связи напрямую сказывается на оперативности борьбы с лесными пожарами.

До появления в лесном хозяйстве портативных радиостанций авиация помогала поддерживать связь с руководителем группы тушения, сбрасывая ему донесения со схемой распространения пожара и получая от него (условными знаками) сообщения о том, какая требуется помощь. Сейчас у пожарных на земле имеются 1-2 радиостанции, с помощью которых поддерживается устойчивая, оперативная связь с патрульным самолетом (вертолетом) и лесхозом.

Необходимым условием эффективного использования лесопожарных сил и средств является разработка и внедрение автоматизированной информаци­онно управляющей системы связи, включающей оснащение всех территориа­льных органов федерального органа управления лесным хозяйством персона­льными компьютерами и модемами, применение пакетной радиосвязи в УКВ и KB диапазонах, автоматической ретрансляции, электронной почты.

KB радиосвязь еще продолжительное время будет занимать основное место системах управления и обмена информацией среди организаций лесного хозяйства, которые находятся в отдаленной и труднодоступной местности. Для повышения эффективности использования имеющегося парка KB paдиостанций разработан комплекс технических средств обмена информа­цией по радиоканалу между периферийным оборудованием и ПЭВМ для со­здания мобильной сети сбора, подготовки и передачи алфавитно-цифровых данных с помощью интеллектуальных пультов без прокладки физических линий связи на расстояние до 1000 км.

Повышение эффективности использования даже устаревших KB радио­станций (типа «Ангара-1», РСО-30 и др.) достигается использованием метода пакетной радиосвязи, на основе применения специального пакетного конт­роллера — ВИП-М (выносной интеллектуальный прибор - модернизирован­ный). Прибор представляет собой микропроцессорное устройство, совмещен­ное с модемом, для передачи данных по радиоканалу.

Использование ВИП-М обеспечивает автоматизированный сбор текстовой информации и передачу сигналов от разбросанных на сотни километров друг от друга объектов. Устройство может работать не только от сети переменного тока, но и от бортсети самолета или автомобиля. Таким образом, появилась возможность получать информацию как со стационарных, так и движущихся объектов. Такая система под названием «Поток» разработана и успешно вне­дрена предприятием «Инком». «Поток» обеспечивает централизованную рас­сылку и сбор информации, сбор стандартных форм документов, отображает маршруты движения подвижных объектов на электронной карте, дает возмож­ность ведения журнала всех операций. Удаленные пункты, входящие в общую систему, благодаря ВИП-М могут не только готовить, хранить, передавать и распечатывать на принтере текстовую информацию и стандартные формы документов, но и принимать из центра сигналы и команды оповещения с выда­чей звукового или светового сигнала. Скорость обмена по KB радиоканалу до­стигает до 600 бит/с, по УКВ радиоканалу - до 2400 бит/с. Оборудование, установленное на подвижных объектах, снабженное спутниковыми навигаци­онными приборами, дает им возможность передавать информацию о том, где этот объект находится в конкретное время.

Область применения системы — авиабазы охраны лесов от пожаров, управ­ления лесами, лесхозы. Система уже используется на многих авиабазах охраны ле­сов от пожаров (Западно-Сибирской, Иркутской, Томской, Уральской, Хан­ты-Мансийской, Красноярской и ряда др.).

В настоящее время появилось новое поколение KB радиостанций, имею­щих исключительные возможности по обеспечению надежной связи с выходом в коммутационную телефонную систему общего пользования. Наиболее эф­фективным в этом диапазоне частот является применение однополосной амп­литудной модуляции. Новое поколение КВ обладает следующими достоинствами:

- использование совершенных видов модуляции ОБП (одна боковая поло­са), а также, при необходимости, переключения на любой другой вид моду­ляции;

- возможность увеличения отдаваемой мощности в полезный сигнал;

- значительно улучшенные электрические параметры;

- система автоматического соединения с анализом частот наилучшего про­хождения и минимизации помех по приему;

- использование устройств автоматического согласования с антенной в ши­роком интервале частот (2-30 МГц) для настройки на проволочную антен­ну любой длины;

- использование на автомобилях штыревых антенн, позволяющих иметь связь в движении;

- возможность передачи данных с высокой достоверностью, сравнительно высоким объемом и скоростью.

Несмотря на сохранившиеся недостатки (зашумленность каналов связи, наличие «мертвых» зон в радиусе от 50 до 180 км) использование KB радиосвязи на современном оборудовании является очень эффективным, так как используется на огром­ные расстояния.

УКВ радиостанции играют очень важную роль в обеспечении радиосвязи в структуре лесного хозяйства. Они состоят на оснащении авиабаз и авиаотделений, лесхозов и лесничеств, ими укомплектованы все воздушные суда авиалесоохраны, многие средства наземного пожаротушения. Их выдают практически всем группам тушения на пожаре. И хотя дальность связи на УКВ не превышает 10 - 20 км, а при подъеме антенны на высоту до 40 м – 50 - 60 км, но этого бывает достаточно для обеспечения оперативного и эффективного управления.

Для десантных групп пожарных с лесопатрульной и пожарной авиацией при тушении лесных пожаров могут быть использованы современные радиостанции (табл. 4.4).

В густом лесу дальность радиосвязи уменьшается. Чем чаще лес и короче длина волны (выше частота), тем дальность связи меньше. В лесу радиостанцию целесообразно развертывать на опушке, лесной поляне, просеках, идущих в направлении корреспондента.

Таблица 4.4