logo
Пожарная тактика / Terebnyev - Protivipozharnaya zashchita i tusheniye

5.4. Оперативно-тактическая характеристика торфопредприятий

Добыча тор­фа осуществляется в основном тремя способами: экска­ваторным, гидравлическим и фрезерным.

При экскаваторном способе добычи торф извлекают из залежи многоковшовыми экскаваторами и передают транспортерами для переработки в пресс, где он измельчается и перемешивается. После стилочные ма­шины формуют переработанную в куски торфяную массу, развозят и расстилают на поле для сушки. Высушенный торф специальные машины складывают в штабеля.

При гидравлическом, способе применяют гидромони­торы, размывающие торфяную залежь мощными струя­ми воды. Полученная масса засасывается торфонасосом, установленным на кране, и по трубам транспортируется в коллекторы, а затем - на поля сушки. По мере высы­хания масса формуется специальной машиной.

Наиболее широкое применение нашел фрезерный способ добычи торфа. Сущность его заключается в измельчении (фрезеровании) верхнего слоя торфяной залежи на 15-20 мм с последующим ворошением для ускорения сушки до влажности 40-45%, сбором в валки и уборкой в штабеля непосредствен­но на торфяном поле. В течение сезона добычи торфа одна и та же про­изводственная площадка подвергается фрезерованию около 20 раз.

При фрезерном способе технологический процесс предполагает еще и уборку торфа. Но сначала торфяное месторождение подготавливают к разработке. Этот процесс включает два основных ком­плекса работ: осушение и подготовку поверхности.

Осушение торфяных месторождений, подготавливае­мых для добычи торфа, ведут с помощью сети магист­ральных и валовых каналов, кортовых канав. Для ограж­дения осушаемых площадей от притока внешних вод в систему включают нагорные и ловчие каналы.

Магистральные каналы предназначаются для отвода воды, понижения ее уровня и создание условий хорошей просушки торфа. Каналы и канавы должны иметь ширину не менее 0,5 метров по их дну.

В зависимости от количества добываемого торфа, поля добычи и сушки могут быть разделены на производственные участки, размером 400 – 500 га.

Противопожарное водоснабжении полей добычи и сушки торфа осуществляется устройством водоподводящей сети от источника водоснабжения до пожарных водоемов на полях. Водоподводящая сеть в большинстве случаев состоит из открытых пожарных каналов, через которые вода поступает в валовые каналы, а затем в пожарные водоемы. Вода подается в водоемы самотеком или принудительно – насосами. Разводка воды по каналам и канавам в водоемы осуществляется с помощью шлюзов. Пожарный водоем должен быть объемом не менее 300м3, радиус его обслуживания 250м. Водоемы чаще всего располагаются вдоль железнодорожных путей, валовых канав. В случае пожара водой могут заполняться осушительные, напорные каналы с помощью временных перемычек, откуда возможен забор воды для пожаротушения. Резервные склады торфа оборудуются кольцевым противопожарным водопроводом высокого давления с расходом 25 – 60 л/с в течение 10 часов.

Торф хранится непосредственно на участках производства торфа, базисных (на местах перегрузки торфа) и аварийных складах, на территории потребителя. Штабели торфа на производственных участках располагаются с учетом существующей технологии и механизации добычи и хранения торфа. При его уборке бункерными и перевалочными машинами между штабелями создаются противопожарные разрывы, однако длина штабеля может быть до 450 м, что затрудняет маневр силами и средствами при тушении пожара. Максимально допустимые размеры штабелей: длина 125 м, ширина у подошвы – 30 м, высота 7 – 7,5 м. Расстояние между подошвами соседних штабелей торфа не менее 5 м и до 12 м. Разрывы между торцами штабелей принимаются 45 м для фрезерного и 20 м кускового торфа. Базисные склады должны быть площадью, если бы на ней одновременно хранилось 5 тыс. тонн фрезерного и 10 тыс. тонн кускового торфа.

Между эксплуатируемыми торфяными полями, где происходит добыча и сушка торфа, и прилегающими к ним лесными массивами создается противопожарная зона шириной 100 м, по внутренней стороне которой роют канаву глубиной до минерализованного грунта или на 0,5 м ниже уровня грунтовой воды и шириной по дну не меньше 1 м.

Из противопожарной зоны удаляется вся древесная растительность и кустарник, а травяная растительность выкашивается и вывозится за пределы зоны.

Поля добычи фрезерного торфа, как основного способа добычи, должны быть от границ населенных пунктов – 300 м, а при кусковом способе добычи – 200 м. Эта противопожарная зона должна быть очищена от дров, пней, хвороста. Вдоль постоянных железнодорожных путей, расположенных на полях добычи и сушки торфа, должна быть зона (с обоих сторон), на которой не должно быть караванов торфа, дров кучевого хранения, пней и других горючих материалов.

Торфопредприятие имеет полевые базы, на которых размещаются гаражи для техники, ремонтно-механические здания.

На территории торфопредриятий и их полей имеются наблюдательные пожарные вышки, которые оборудованы средствами наблюдения и связи.

На торфопредприятии организуется профессиональная пожарная охрана или добровольные пожарные дружины. Вид пожарной охраны зависит от размеров территории торфопредприятия, количества производственных участков, подсобных сооружений, числа и величины населенных пунктов входящих в зону обслуживания этого торфопредприятия, удаленностью крупных населенных пунктов и др.

Личный состав караула пожарной части (команды), в период добычи торфа, несет дежурство на пожароопасных объектах торфопредприятия с первичными средствами пожаротушения или с использованием штатной пожарной техники. (табл. 5.3).

Начальник пожарной охраны предприятия подчиняется ее директору, организует и проводит профилактические мероприятия на охраняемой территории, а также руководит тушением пожаров.

На всех предприятиях и в организациях в зависимости от количества работающих создаются невоенизированные противопожарные формирования. В лесохозяйственных предприятиях организуют лесопожарные команды численностью не менее 40 человек.

Подготовка пожарных подразделений и невоенизированных противопожарных формирований к тушению массовых лесоторфяных пожаров ведется по специальной программе.

Таблица 5.3