Лесные пожары на Сахалине
Лесные пожары 1998 года на Сахалине отразили все недостатки в организации борьбы с ними. Пожарная обстановка в сезоне 1998 года в лесах Сахалина начала обостряться уже в мае — после прекращения дождей и установления жаркой, сухой погоды на большей части Центрального и Северного Сахалина. Летом 1998 года установилась жаркая, засушливая погода. Количество выпавших осадков в июне при норме 374 мм составило 91 мм, в июле при норме 542 мм - 45 мм, в августе при норме 666 мм - 200 мм, в сентябре при норме 808 мм - 171 мм.
Площадь лесного фонда области составляет 6,9 млн. га, лесистость территории - 78,7 %. Высокая пожароопасность сахалинского леса обусловливается преобладанием хвойных пород, а также наличием кустарников и торфяных болот.
Борьба с лесными пожарами в значительной степени осложнялась из-за сильно пересеченной местности, преобладания горного рельефа, сильных, порывистых, часто меняющих направление ветров и слабой развитости дорог.
Пожароопасный период в Сахалинской области в 1998 году начался в мае. Первое крупное возгорание было зафиксировано в районе реки Чамгу, на участках, недавних сплошных рубок. Этот пожар был одним из самых значительных по площади, который с разной степенью активности действовал на протяжении всего лета и осени, вплоть до ноября. Выгорел практически весь бассейн реки Чамгу; по малым притокам в верховьях реки огонь вышел в высокогорье Набильского хребта. В результате пострадали значительные площади горных лесов. По свидетельствам очевидцев, некогда одна из самых красивейших и богатых лососем рек - Чамгу - в результате огненного бедствия 1998 г. стала мертвой рекой в мертвых берегах.
С конца мая лесные пожары все интенсивнее развивались на Центральном и Северном Сахалине. Отсутствие дождя в этих районах с течением летних месяцев усиливало пожарную опасность и способствовало развитию возгораний, расширению охваченных огнем участков.
В июне на территории 7 районов насчитывалось 67 очагов пожаров на общей площади 8701 га. Наиболее напряженная ситуация складывалась в Ногликском и Смирныховском районах, в других районах отдельные очаги удавалось подавить.
В течение июня чамгинский пожар начал распространяться на прилегающие территории, в бассейны соседних рек. Благодаря усилиям лесной охраны, это движение в южном направлении было остановлено, однако на севере огонь вышел из-под контроля и продолжал занимать все новые участки лесов в Ногликском районе, которые в подавляющем большинстве были в недалеком прошлом пройдены рубками главного пользования. Это значительно облегчало и ускоряло движение огня и развитие пожаров.
В июле добавились еще 59 новых очагов. В середине июля из Иркутска был срочно вызван специальный самолет-амфибия Бе-12П. Однако его применение было крайне неэффективным — во многом, из-за несогласованности действий различных ведомств и неготовности экипажа к специфическим сахалинским условиям.
В это же время пожары начинают возникать и в других районах - сначала в Углегорском, затем в Поронайском и Тымовском районах.
В августе лес горел уже в 12 районах на общей площади 31 061 га. Для их ликвидации требовались значительные силы и средства, но, несмотря на принятые меры, удалось ликвидировать только 113 очагов, с остальными велась борьба по их локализации. Пожары охватили Охинский и Александровск-Сахалинский районы. Во многих местах тушение не велось по причине сильно пересеченного рельефа: техника не могла работать на крутых склонах, во многих местах у лесной охраны уже просто не хватало сил и средств реагировать на сигналы тревоги, часто такие сигналы поступали с большим опозданием. В августе кое-где прошедшие небольшие дожди уже не смогли изменить обстановку.
В начале августа ситуация в лесах северной части острова превысила пятый, наивысший, класс пожарной опасности. Руководство лесного хозяйства острова неоднократно заявляло, что размер поражения огнем и напряженность пожарной обстановки уже превзошли уровень наиболее катастрофических пожаров для лесов Сахалина 50-х годов. В сентябре ситуация резко ухудшилась, когда началось стремительное нарастание площади очагов пожаров. Это в было вызвано резкими шквальными ветрами, которые прокатились по северной части острова при продолжающемся отсутствии осадков и небывалой сухости. Истощенные длительной напряжённой работой силы лесной охраны, местных администраций и лесозаготовительных предприятий уже не в состоянии были ограничивать распространение огненного вала. Жизненно важным стало защитить таежные населенные пункты - леса горели уже на окраинах некоторых из них. Жители большинства поселков, расположенных в Тымь-Поронайской низменности, были вынуждены дышать едким дымом, постоянно висевшим в воздухе. Нормативы качества воздуха по угарному газу были превышены в несколько раз. Солнце с трудом пробивалось через эту завесу, и день был похож на вечерние сумерки.
По данным космической съемки, уже к началу сентября 1998 года лесопокрытая площадь, пройденная огнем на Сахалине, перешла за 24 тыс. га. к 25 сентября — она уже составляла не менее 106 тыс. га.
Итоги года еще более трагичны - свыше 234,8 тыс. га. лесных массивов уничтожены огнем.
20 сентября, в 18 час. 20 мин. фронт пожара подошёл к поселку Горки. Пожарным подразделениям совместно с жителями поселка не удалось локализовать пожар из-за того, что поселок находится в распадке, а ветер со скоростью до 25 м/с переносил горящие ветки стоящего вокруг хвойного леса, швыряя их на несколько сот метров на строения поселка. Поэтому пожар с 18 час. 45 мин. захватил шквальным огнем почти одновременно весь поселок. Лес горел сплошной стеной с южной и западной стороны поселка. Высокая температура и летящие горящие ветки не давали возможности людям без специального снаряжения работать в очаге пожара. К 19 часам горела уже половина жилых домов и объектов, находящихся в западной части поселка.Из поселка было эвакуировано 678 человек. Поселок сгорел полностью, огнем было уничтожено 136 жилых домов, без крова осталось 236 семей (683 человека, из них 245 детей). В этом пожаре погибли 3 человека и 1 пропал без вести.
Несмотря на крайне сухой год и все время возраставшую пожарную опасность, не были своевременно задействованы необходимые людские и технические средства. Одной из причин такого положения являлось занижение площадей пожаров, не позволявшее правильно оценить сложившуюся угрозу и потребности в людской силе и технике. Каждый лесхоз своими силами боролся с пожарами, возникшими на его территории, помощь извне и координация борьбы с пожарами в масштабах области, особенно на начальных этапах, были крайне недостаточными. Привлечение сил и средств лесной службы других регионов началось только в самом конце пожароопасного периода.
Как и в предыдущие годы, имело место несоблюдение гражданами и юридическими лицами запрета на посещение лесов, в том числе в целях отдыха.
Несмотря на все ухудшавшуюся пожарную обстановку, лесозаготовки не прекращались во многих случаях вплоть до выхода фронта огня на лесосеки.
Хотя на тушении пожаров были задействованы люди и техника из ближайших лесхозов, мобилизация сил и средств была явно недостаточной. В то время, когда в одном из лесхозов малочисленные отряды пытались остановить лесные пожары, в соседнем - сотрудники лесхоза, включая лесную охрану, спокойно продолжали заготавливать хвойный лес в порядке рубок промежуточного пользования. Вертолетов для заброски пожарных не хватало.
Особого внимания заслуживает практика применения противопожарной авиации.
В 1998 году на Сахалине применялись «летающая лодка» Бе-12П, способная взять на борт 6 тонн воды, и с конца сентября 1998 года использовались самолеты-танкеры МЧС России на базе ИЛ-76 с емкостью 42 тонны воды и вертолет Ми-8.
Самолет-танкер (Бе-12П), прилетевший из Иркутской области, начал работать в июле. Однако эффективность действий этого аппарата была невысокой - отчасти из-за постоянно ощущавшейся нехватки топлива, отчасти из-за технических параметров, так как сбрасываемая самолетом вода в лучшем случае накрывает участок примерно 100x40 метров. Таким образом, применение Бе-12П наиболее эффективно против оперативно обнаруженных небольших источников возгораний. К тому же определенные сложности создает забор воды с поверхности моря и отсутствие удобных для этого водоемов вблизи очагов пожаров. Оперативность обнаружения пожаров на Сахалине была недостаточно высокой, в итоге самолет-танкер часто применялся для работы по кромкам распространившихся очагов, что не приносило ожидаемого эффекта. В дополнение к этому после инцидента с посадкой на мель при заборе воды в Луньском заливе 13 июля самолет не работал до 24 июля. К этому времени применение Бе-12П против больших очагов пожаров уже не имело смысла.
Самолеты-танкеры на базе ИЛ-76, принадлежащие МЧС России, могут работать против широкого спектра очагов. Однако существуют дополнительные ограничения, связанные с организацией работы этих тяжелых машин (взлетные полосы и связанная с этим дальность перелетов, частота сбросов воды, проблемы с заправкой топливом и водой и, наконец, общая дороговизна работ и др.). В конце сентября - октябре 1998 года применение этих машин на Сахалине было крайне затруднено из-за сильной задымленности и плохой видимости в условиях пересеченного рельефа. В итоге в ряде случаев самолеты приходилось наводить на кромку огня вертолетом лесной охраны.
В тушении лесных пожаров на Сахалине в 1998 году по-прежнему преобладали наземные методы борьбы.
На местах работы по тушению пожаров часто велись недостаточно эффективно. В результате многие пожары обходили немногочисленные пожарные заслоны по крутым склонам и гребням. Сотрудники леспромхозов и лесозаготовительных фирм вплоть до объявления режима чрезвычайной ситуации 23 сентября если и принимали участие в тушении пожаров, то в крайне недостаточных объемах (за редким исключением). Местное население, ранее жившее за счет леспромхозов, в тушении пожаров практически не участвовало. Население, не получая доходов, достаточных для существования, не чувствует необходимости спасать чужие ресурсы. Активная противопожарная пропаганда и агитация среди населения на острове отсутствовала. После введения режима чрезвычайной ситуации 23 сентября и подключения МЧС России на тушение лесных пожаров, в первую очередь в окрестностях поселков, были мобилизованы дополнительные силы и средства.
К концу сентября на тушении лесных пожаров работало до 1200 человек. Были организованы штабы по тушению лесных пожаров, привлечена дополнительная техника, в том числе техника ряда лесозаготовительных фирм. В отдельных видах работ участвовали военнослужащие. К этому времени обстановка была такова, что сил и средств, вовлеченных в процесс, было недостаточно для борьбы с пожарами и речь шла только о защите от пожаров отдельных хозяйственных объектов и эвакуации людей. В связи с возникшей угрозой после объявления чрезвычайной ситуации на некоторое время приостанавливалась работа ОАО «Роснефть-Сахалинморнефтегаз».
Итоги пожарного сезона 1998 года, представленные Департаментом лесопромышленного комплекса администрации Сахалинской области таковы: всего было пройдено огнем 80,8 тыс. га, в том числе лесных угодий 52,4 тыс. га и еще 28,4 тыс. га – болот и торфяников. Огнем было уничтожено 2,4 млн. м3 древесины. Общее число пожаров, зарегистрированных на территории области - 350, из них 223 произошли по вине человека. Ущерб от лесных пожаров превысил 600 млн. рублей.
Анализ космической съемки показал, что на Сахалине в 1998 году пострадало от огня не менее 234,8 тыс. га только лесопокрытых земель, в том числе не менее 43,5 тыс. га пройдено верховыми пожарами. При этом 100-тысячный рубеж пройденных огнем площадей был преодолен еще в начале сентября. Общая площадь лесных земель, пройденных пожарами, составила не менее 270 тыс. га, а вся площадь, пройденная огнем на Сахалине в 1998 году с учетом пожаров на нелесных землях, вплотную подошла к 420 тыс. га.
Существующая система оценки качества работы органов управления лесным хозяйством не стимулирует приведение официальной статистики в соответствие с реальностью. Чтобы успешно тушить лесные пожары, используя ограниченные средства, надо иметь возможность вовремя принимать правильные решения.
Более 90 % пожаров возникло в местах пребывания и деятельности человека. Основными источниками возникновения пожаров явились:
стоянки рыбаков (в т.ч. станы) и места посещения охотниками, туристами и браконьерами. В случаях с браконьерами возгорания очень часто начинаются от костров на нерестовых реках, которые браконьеры бросают при приближении рыбоохраны. Обычно рыбоохрана не видит эти костры, не ищет их и не тушит;
места традиционного отдыха населения и окрестности поселков. В этих местах пожары возникают, как правило, в выходные;
обочины дорог общего пользования, включая железные дороги. По данным наземного обследования, в северной части острова источником возгораний часто являются искры из глушителей вездеходов;
места лесозаготовок, включая дороги, по которым ведется вывозка древесины либо перевозка рабочих вахтовиков.
На северном Сахалине добыча нефти, а точнее, связанная с этим инфраструктура, также является постоянным источником пожарной опасности. В этой части острова практически ежегодно возникает множество лесных пожаров, иногда распространяющихся на значительные площади.
Достаточно четкая привязка очагов возникновения пожаров к местам деятельности человека, а также крайняя неравномерность размещения источников возгораний не может быть объяснена естественными причинами.
Хорошим горючим материалом являются порубочные остатки, невывезенная древесина, обгоревшие стволы и древесные остатки, деревья, усохшие после предыдущих пожаров, а также сухая трава. В результате формируются значительные площади, на которых лес практически не возобновляется.
Засушливое лето 1998 года стало основной причиной тяжелой пожарной обстановки. Однако потери могли быть существенно меньше, если бы не целый комплекс проблем, к которым следует отнести следующие:
недостаток техники, оборудования, ГСМ и т. п. для эффективной борьбы с лесными пожарами;
отсутствие у органов управления лесным хозяйством на Сахалине либо искажение ими информации о масштабах лесных пожаров и текущей ситуации. Это стало одной из причин слишком поздней помощи федерального центра, так как поступавшая туда информация не подтверждала мнение о катастрофическом развитии ситуации;
отсутствие системы, отслеживающей реальную пожарную обстановку и ее развитие;
неэффективность действий по тушению пожаров и недостаточная мобилизация сил и средств в начале пожароопасного сезона, когда эффект от этих работ был бы максимальным. Не были в полной мере задействованы возможности лесной службы, не было реальной помощи от подразделений лесной службы других регионов, где пожарная обстановка была не такая напряженная;
отсутствие профилактики лесных пожаров и реальной подготовки к пожароопасному сезону;
недооценка роли и недостаточное привлечение центральных средств массовой информации к формированию общественного мнения и общественной поддержки мероприятиям по борьбе с лесными пожарами и их последствиями;
организационная неспособность управления лесами наладить и координировать борьбу с лесными пожарами в масштабах области и в условиях чрезвычайной пожарной обстановки. Недостаточная координация работ разных ведомств по тушению лесных пожаров;
опоздание действенной помощи (организационной, технической и финансовой) как со стороны федерального центра, так и со стороны администрации области;
недостаточное внимание администрации области к развитию пожарной обстановки.
1998 год наглядно показал, что нужны реальные и исполнимые планы противопожарных мероприятий, учитывающие различные сценарии развития ситуации и предусматривающие создание финансовых резервов и четкое определение источников пополнения материально-технической базы и привлечения дополнительных людских ресурсов на тушение лесных пожаров. Такой комплекс мероприятий должен предусматривать в качестве одной из составных частей привлечение внимания центральной прессы и телевидения для проведения агитации населения.
- Теребнев в.В., Артемьев н.С., Грачев в.А., Сабинин о.Ю.
- Содержание
- Введение
- Термины и определения
- Лесные пожары и их последствия
- 1.1. Статистика лесных пожаров в России
- Динамика лесных пожаров на территории ссср за период 1972-1991 гг.
- Динамика лесных пожаров России за 1992-2003 гг.
- Сравнительная характеристика пожарной обстановки на территории Российской Федерации в 2001 и 2002 годах.
- Количество пожаров на территории Российской Федерации за 2002 год (по данным мчс России).
- Распределение пожаров по округам
- 1.2 Примеры крупных лесных пожаров Пожары в Подмосковье
- Пожары в Хабаровском крае
- Лесные пожары в Брянской области
- Лесной пожар в Костромской области
- Лесные пожары на Сахалине
- Лесные пожары в Читинской области
- Лесные пожары во Франции
- Лесные пожары в сша
- 1.3. Определение ущерба от лесных пожаров
- 2.Противопожарная профилактика в лесах
- 2.1.Общие требования к профилактике пожаров в лесах
- Регламентация работы лесопожарных служб в зависимости от класса пожарной опасности
- Шкала оценки лесных участков по степени опасности возникновения в них пожаров
- 2.2. Ограничительные противопожарные мероприятия
- Возникновение и обнаружение лесных пожаров
- 3.1. Организация наблюдения и обнаружение лесных пожаров
- Скорость движения патруля
- 3.2. Причины возникновения и экологические последствия лесоторфяных пожаров
- 3.3. Виды лесных пожаров и их распространение
- Шкала пожарной опасности в лесу по условиям погоды
- Классы пожарной опасности лесных участков и цвета закраски.
- Поражающие факторы лесных пожаров
- Основные диагностические признаки для определения вида лесного пожара и его интенсивности
- Примерные показатели развития и распространения лесных пожаров
- Коэффициенты относительного влияния главных факторов на скорость распространения горения при низовых пожарах
- Возрастание площадей и периметров пожаров при разных сроках их действия и условиях внешней среды.
- Периметр лесного пожара в зависимости от погодных условий и времени, прошедшего с момента обнаружения до начала тушения, км
- 3.4.Причины развития лесных пожаров до крупных
- 3.5. Распространение и опасность дыма лесного пожара
- 4. Организация и тактика тушения лесных пожаров
- 4.1. Организация тушения крупных лесных пожаров
- 4.2. Силы и технические средства для тушения лесных пожаров
- Штатное расписание работников пожарно-химических станций
- Оснащение пожарно-химических станций.
- Примерные радиусы обслуживания площадей пожарно – химическими станциями в насаждения разных классов природной пожарной опасности
- 4.3. Средства связи и оповещения
- Применяемые в лесоохране типы радиостанций
- Основные технические характеристики радиостанций
- 4.4. Основы тактики тушения различных видов лесных пожаров
- 4.5. Тактика тушения крупных лесных пожаров
- 4.6. Расчёт сил и средств для тушения лесных пожаров
- Средняя скорость движения различных технических средств в зависимости от дорожных условий, км/ч.
- 5.Противопрожарная защита и тушение торфяных пожаров
- 5.1 Пожарная опасность торфа
- Теплотворная способность растительного органического вещества
- 5.2. Возникновение и статистика пожаров торфа
- 5.3. Противопожарная защита торфопредприятий
- 5.4. Оперативно-тактическая характеристика торфопредприятий
- Вид создаваемой на торфопредприятии пожарной охраны и ее группа (категория)
- Нормы основного пожарного оборудования для охраны различных по площади полей добычи торфа
- Табель пожарного оборудования, шт.
- 5.5. Развитие пожаров на торфопредприятиях
- 5.6 Расчет параметров развития и тушения пожаров торфа
- 5.7. Организация и тактика тушения пожаров торфа
- Заместитель начальника тыла по размещению, питанию и быту личного состава.
- 6. Противопожарная защита и тушение пожаров на складах лесоматериалов
- 6.1 Примеры пожаров на складах лесопиломатериалов
- 6.2 Противопожарная защита складов лесоматериалов
- Минимальные расстояния от открытых складов лесоматериалов до объектов различного назначения
- Расход воды и радиус действия струй из лафетных стволов (при наклоне ствола к горизонтальной плоскости 300)
- 6.3 Примерные правила пожарной безопасности на складах лесоматериалов
- 6.3 Примерные правила пожарной безопасности на складах лесоматериалов
- 6.4 Организация и тактика тушения пожаров на складах лесоматериалов
- Изменение скорости роста площади пожара на лососклада
- Интенсивность подачи огнетушащих веществ на боковую поверхность горящих штабелей и куч лесоматериалов
- Характеристика передвижных пожарных вышек и вездеходов
- Техническая характеристика гидромонитора гмн-2500
- Средние величины расхода воды и времени на тушение пожаров
- Заключение
- Литература
- Технические средства для борьбы с лесными пожарами
- Основные характеристики ручных лесных огнетушителей
- Зажигательные аппараты лесные
- Технические характеристики
- Технические характеристики
- Технические характеристики
- Технические характеристики
- Вертолёты пожарные
- Вертолёты пожарные
- Скорость тушения кромки пожара одним рабочим в зависимости от лесорастительных условий, м/мин
- Производительность при создании заградительных и опорных полос различными средствами пожаротушения (м/ч на одну машину или одного рабочего при ручных работах)
- Перечень и краткая характеристика основных технических средств, применяемых при обнаружении и тушении лесных пожаров