logo
Пожарная тактика / Terebnyev - Protivipozharnaya zashchita i tusheniye

6.3 Примерные правила пожарной безопасности на складах лесоматериалов

Весной и летом пожарная опасность круглого леса, пиломатериалов, дров, щепы, осмола, коры, отходов – резко возрастает. В целях обеспечения выполнения правил и норм пожарной безопасности на предприятиях по складированию древесины создается пожарно-техническая комиссия и добровольная пожарная дружина. Комиссию в составе: главного инженера (председатель), начальника пожарной охраны объекта (ДПД), энергетика, технолога, инженера по охране труда и представителей других необходимых служб - назначает руководитель предприятия письменным приказом. Пожарно-техническая комиссия ежеквартально должна осматривать все предприятия, намечать пути и способы устранения выявленных нарушений устранения противопожарной безопасности, устанавливать сроки их выполнения; проводить беседы и осмотры противопожарного состояния цехов, участков, складов; контролировать качество выполнения предложения Госпожнадзора.

На крупных складах лесоматериалов создаются профессиональные пожарные части (команды). В них входят работники (пожарные), которые занимаются профилактической работой на предприятии (лесокомбинате). Одним из важнейших участков их профилактической работы является противопожарная пропаганда среди рабочих, инженерно-технических работников, служащих. Наиболее часто они используют в своей работе такие методы, как беседы, местную печать, радио, плакаты и др.

Основными причинами возникновения пожаров на складах лесопиломатериалов являются: курение в не установленных местах, неосторожное обращение с огнем, короткое замыкание и перегрев в аппаратах управления и соединениях электрических проводов, искры от транспорта работающего на территории лесокомбината (автомобили, трактора, погрузчики, штабелеры и т.п.) поджоги.

Загорание электросетей происходят из-за перегрузок, механических повреждений электропроводов, повреждение изоляции.

Щепа в кучах и опилки способны к самовозгоранию. Кучи щепы и опилок начинают разогреваться изнутри почти сразу после их складирования. Этот процесс происходит вследствие деятельности микроорганизмов при определенной влажности и в течении 15-30 дней температура внутри кучи может достигнуть 70-800С, в результате чего происходит образование полукокса. Это приводит к быстрому поглащению кислорода, саморазогреву и самовозгоранию.

На территории складов лесопиломатериалов запрещается:

- разводить костры, применять открытый огонь при ремонте;

- курить в неотведенных для этого местах;

- загромождать пожарные проезды, подъезды к гидрантам и водоемам, лафетным стволам, а также проходы между штабелями и к средствам пожарной сигнализации;

-засорять дороги и проезды древесными отходами (кора, щепа и т.п.);

-использовать противопожарный водопровод, технику и инвентарь не по их прямому назначению;

- эксплуатировать на территории склада технику (автомобили, тракторы, погрузчики, штабелеры и др.) без искрогасителей;

- прокладывать открытые электропровода в пределах дальности и высоты действия струй из стационарных лафетных стволов;

- работать краном без заземления;

- разбирать кучи различных лесоматериалов с помощью взрывчатых веществ;

- проводить сварочные работы на территории склада без соблюдения специальных мер пожарной безопасности.

Для уменьшения пожарной опасности куч щепы, опилок, дров, осмола, коры – в летнее время, при высокой температуре воздуха, их поверхность целесообразно орошать водой не менее двух раз в день.

В летнее время, на территории складов лесопиломатериалов и древесных отходов кучевого хранения, образуются специальные места с первичными средствами пожаротушения, запасом рукавов и прокладываются сухотрубы с разветвлениями на их концах. В жаркую летнюю погоду необходимо регулярно пополнять пожарные водоемы водой. Пирсы на реках для установки пожарных автомобилей должны иметь размер 12х24 м. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы в месте забора воды пожарными автомобилями, установленными на пирсе, был достаточный уровень воды.

При длительной, засушливой погоде в летнее время целесообразно проводить поливку территории складов лесных материалов водой.

С территории складов лесопиломатериалов и отходов древесины (куч осмола, дров, щепы и т.п.) должна регулярно скашиваться и убираться трава.

На складах лесопиломатериалов емкостью менее 10 тыс. м3 должны быть разработаны и согласованы с органами государственного пожарного надзора планы размещения штабелей с указанием предельного объема хранящихся материалов, противопожарных расстояний и проездов между штабелями, а также между штабелями и соседними объектами.

В противопожарных разрывах между штабелями не допускается складирование лесоматериалов, оборудование и т.п.

Места, отведенные под штабели, должны быть очищены до грунта от травяного покрова, горючего мусора и отходов или покрыты слоем песка, земли или гравия толщиной не менее 15 см.

Для каждого склада должен быть разработан оперативный план пожаротушения с определением мер по разборке штабелей, куч баланса, щепы и т.д., с учетом возможности привлечения работников и техники предприятия. Ежегодно перед началом весенне-летнего пожароопасного периода план должен отрабатываться с привлечением работников всех смен предприятия и соответствующих подразделений пожарной охраны. Кроме первичных средств пожаротушения на складах должны быть оборудованы пункты (посты) с запасом различных видов пожарной техники в количествах, определяемых оперативными планами пожаротушения

На складе не разрешается производить работы, не связанные с хранением лесоматериалов. Помещения для обогрева рабочих на складах лесоматериалов могут устраиваться только в отдельных зданиях с соблюдением противопожарных расстояний по согласованию с органами государственного пожарного надзора. Для отопления этих помещений допускается применять электронагревательные приборы только заводского исполнения.

Лебедки с двигателями внутреннего сгорания следует размещать на расстоянии не менее 15 м от штабелей круглого леса. Площадка вокруг лебедки должна быть свободной от кусковых отходов, коры и других горючих отходов и мусора. Горюче-смазочные материалы для заправки двигателей разрешается хранить в количестве не более одной бочки и на расстоянии не менее 10м от лебедки и 20м от ближайшего штабеля При укладке и разборке штабелей пиломатериалов транспортные пакеты необходимо устанавливать только по одной стороне проезда, при этом ширина оставшейся проезжей части дороги должна быть не менее 4м. Общий объем не уложенных в штабели пиломатериалов не должен превышать суточного поступления их на склад.

Установка транспортных пакетов в пределах противопожарных расстояний, проездов, подъездов к пожарным водоисточникам не разрешается.

Переборка и установка пакетов на случай временного прекращения работы механизмов, хранения инвентарных крыш и прокладочного материала должны производиться на специальных площадках.

Обертка транспортных пакетов водонепроницаемой бумагой (при отсутствии этой операции в едином технологическом процессе) должна производиться на специально отведенных площадках. Использованную водонепроницаемую бумагу, ее обрывки и обрезки необходимо собирать в контейнеры.

В закрытых складах ширина прохода между штабелями и выступающими частями стен здания должна быть не менее 0,8м. напротив дверных проемов склада должны оставаться проходы шириной, равной ширине дверей, но не менее 1м.

В закрытых складах не должно быть перегородок и служебных помещений.

Полы закрытых складов и площадок под навесами должны быть выполнены из негорючих материалов.

Хранить щепу разрешается в закрытых складах, бункерах и на открытых площадках с основанием из негорючего материала.

Будки, в которых размещены электродвигатели конвейеров подачи щепы, должны быть не ниже II степени огнестойкости.

Для контроля температуры нагрева щепы внутри бурта необходимо предусматривать колодцы из негорючих материалов для установки термоэлектрических преобразователей.