4.1. Организация тушения крупных лесных пожаров
Вопросы организации борьбы с крупными пожарами очень актуальны и недооценка их часто приводит к тяжелым последствиям. На тушение крупных пожаров привлекаются тысячи людей и десятки технических средств, без четкой организации их деятельности невозможно достичь желаемых результатов.
Анализ тушения крупных пожаров показал, что это проблема не столько техническая, сколько организационная. При тушении таких пожаров возникает потребность за несколько часов создать организацию, способную руководить и контролировать деятельность большого числа тушильщиков в условиях, когда на тушение пожара привлекают людей, которые никогда не работали вместе и не имеют навыка работы в лесу, и тем более на тушении пожара. B процессе тушения изменяется объем работ, условия тушения и в зависимости от реальной обстановки сокращаются или наращиваются силы и средства пожаротушения. Только на очень крупных пожарах структура организации тушения может стабилизироваться на продолжительный период.
В 2003 году МПР России приступило к созданию на Дальнем Востоке первого в России регионального координационного центра по предупреждению и тушению лесных пожаров. Координационный центр создан на основе Дальневосточной базы авиационной охраны лесов. В его состав входят представители территориальных органов МПР России, представители аппарата полпреда Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, органов исполнительной власти субъектов РФ, входящих в состав ДВФО, а также территориальных органов других федеральных ведомств. На первом этапе центр должен координировать деятельность существующих наземных и авиационных сил МПР России. В функции центра входят оперативный сбор и обработка информации по лесным пожарам, учет лесопожарных ресурсов на территории региона, прогнозирование лесопожарной ситуации, организация неотложных мер по профилактике и предупреждению лесных пожаров. На втором этапе будет создана мобильная группа пожаротушения, координационный центр сосредоточит значительные технические ресурсы, станет разработчиком законопроектов в сфере охраны окружающей среды от пожаров.
В дальнейшем планируется создать аналогичные центры в Сибирском (Новосибирск), Уральском (Екатеринбург) и Центральном (Москва) федеральных округах.
Органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации осуществляют контроль за выполнением договорных обязательств авиабазами, а лесхозы - авиаотделениями в части:
- своевременного начала и окончания работ по авиационной охране лесов в соответствии с фактическими метеорологическими условиями текущего года;
- соответствия режима работы авиапожарных сил и средств установленному «Рекомендациями по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб» в зависимости от классов пожарной опасности в лесу по условиям погоды;
- своевременности и точности определения мест возникновения пожаров, сообщения о них лесхозам в районах наземной охраны лесов, полноты и качества сообщенных сведений;
- своевременности и полноты принимавшихся мер по обнаружению и ликвидации пожаров с использованием авиационных сил и средств в районах авиационной охраны;
- численности авиапожарных сил и средств, установленных договором, и норм оснащения авиаотделений, установленных Инструкцией по авиационной охране лесов.
До начала пожароопасного сезона органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы на местах ежегодно, не позднее февраля, вносят на утверждение соответствующих органов власти оперативные планы борьбы с лесными пожарами.
В соответствии со статьёй 100 лесного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения лесных пожаров и борьбы с ними органы государственной власти субъеков Российской Федерации:
организуют ежегодно разработку и выполнение планов мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов;
обеспечивают готовность организаций, на которые возложены охрана и защита лесов, а так же лесопользователей к пожароопасному сезону;
утверждают ежегодно, до начала пожароопасного сезона, оперативные планы борьбы с лесными пожарами;
устанавливают порядок привлечения населения, работников коммерческих и некоммерческих организаций, а также противопожарной техники, транспортных и других средств указанных организаций для тушения лесных пожаров, обеспечивают привлекаемых к этой работе граждан средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;
предусматривают на периоды высокой пожарной опасности в лесах создание лесопожарных формирований из числа привлеченных к тушению лесных пожаров граждан и обеспечивают готовность этих формирований к немедленным выездам в случаях возникновения лесных пожаров;
- создают резерв горюче-смазочных материалов на пожароопасный сезон;
- оказывают содействие организациям, на которые возложена охрана и защита лесов, и лесопользователям в строительстве и ремонте дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых для авиационной охраны лесов от пожаров, в обеспечении горюче-смазочными материалами лесопожарных формирований, а также выделяют на пожароопасный сезон в распоряжение территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством необходимое количество дежурных транспортных средств (автомобилей, катеров и других транспортных средств) с запасом горюче-смазочных материалов;
- организуют проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов о сбережении лесов, выполнении правил пожарной безопасности в лесах;
- обеспечивают координацию всех работ по борьбе с лесными пожарами на территориях субъектов Российской Федерации с созданием в необходимых случаях для этой цели специальных комиссий.
В оперативном плане борьбы с лесными пожарами предусматривается организация работ по тушению лесных пожаров:
- в районах авиационной охраны;
- в районах наземной охраны лесов с учетом закрепления участков леса за лесной охраной, ПХС, механизированными отрядами, лесопользователями, предприятиями и организациями;
- привлечение дополнительных сил и средств пожаротушения при возникновении ситуаций стихийного развития лесных пожаров.
Во всех случаях указываются лица, ответственные за организацию работ, порядок их проведения и обеспечения.
Для реализации оперативного плана борьбы с лесными пожарами, лесхозы представляют на утверждение соответствующим органам власти порядок привлечения на тушение лесных пожаров: населения, работников коммерческих и некоммерческих организаций; противопожарной техники, транспортных и других средств; формирований гражданской обороны и войсковых частей (в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций). Определяется также порядок обеспечения привлеченных сил на тушение: средствами передвижения; питанием и медицинской помощью, а также выделения в распоряжение лесхозов в периоды пожарной опасности дежурного транспорта (автомобилей, катеров и др.) с запасом горючего и организации из числа привлекаемых сил и средств мобильных отрядов, обеспечивающих немедленный выезд на тушение лесных пожаров.
Руководитель лесхоза или лесничий, получив сообщение о пожаре, принимает меры к его тушению силами команды пожарно-химической станции или других пожарных формирований лесхоза (лесничества). Если сообщение о пожаре было передано непосредственно на пожарно-химическую станцию, начальник станции обязан срочно принять меры к выезду команды или отдельной бригады на пожар и получить необходимые указания от руководителя лесхоза или лесничего, а при отсутствии связи с лесхозом или лесничеством самостоятельно принять решение о выезде на пожар команды или отдельной бригады.
В случае, когда на территории лесхоза или лесничества одновременно возникло несколько пожаров или когда быстро потушить возникший пожар силами одной пожарно-химической станции невозможно, лесничий немедленно сообщает об этом руководителям лесхоза для направления на тушение дополнительных сил и средств из соседних лесничеств.
При недостаточности имеющихся мобильных сил для быстрого тушения возникших пожаров руководители лесхозов (а при отсутствии связи лесничества с лесхозом - непосредственно лесничие) немедленно привлекают на тушение пожаров резервные команды, необходимую технику и средства транспорта с производства.
При возникновении лесных пожаров в местах работ лесопользователей или вблизи их поселков, местах расположения их дорог, складов, сооружений и иных объектов и непринятии или недостаточности принимаемых ими мер к обеспечению быстрого тушения, лесхозы обязаны потребовать от них немедленной ликвидации действующих пожаров.
В тех случаях, когда имеющихся в лесхозе сил и средств для быстрого подавления действующих пожаров недостаточно и выявляется угроза распространения пожаров на больших площадях, руководители лесхозов сообщают вышестоящему органу управления лесами о необходимости задействовать пожарно-химическую станцию III типа и немедленно принимают меры к привлечению в установленном порядке на тушение населения, пожарной техники и транспортных средств местных предприятий, организаций, учреждений и других юридических лиц. Если же пожары принимают характер стихийного бедствия, руководители лесхозов должны принять соответствующие меры к привлечению на тушение формирований гражданской обороны и воинских подразделений.
При направлении для тушения пожаров необходимых сил и средств руководители лесхозов или лесничеств учитывают возможную силу и скорость распространения пожара и особенно опасность развития его в верховой части. Для обеспечения быстрой ликвидации пожара силами одной бригады (6 - 10 человек) из команды пожарно-химической станции или из резервной команды с приданной ей пожарной техникой эта бригада должна прибыть на место пожара и развернуть работы по тушению на участках (выделах), отнесенных к I классу природной пожарной опасности – не позднее одного часа; II классу- 2 часов, III и IV классам - 3 часов после возникновения пожара.
При ветре более 5 м/с, а также в периоды IV и V классов пожарной onacности по условиям погоды предельное время на доставку к месту пожара и развертывание работ по тушению на участках (выделах) I - III классов природной пожарной опасности леса сокращается не менее чем в 2 раза, а при невозможности такого сокращения времени должны быть увеличены не менее чем в 2 раза численность рабочих и количество средств пожаротушения, направленных на пожар.
Организация тушения лесных пожаров авиационными силами и средствами осуществляется авиаотделениями в соответствии с Инструкцией по авиационной охране лесов. В случае, когда авиаотделение не может по какой-либо причине обеспечить ликвидацию пожара в зоне авиационной охраны лесов, начальник авиаотделения немедленно докладывает об этом лесхозу и авиабазе. Руководитель лесхоза незамедлительно принимает дополнительные меры для тушения указанного пожара.
Привлеченные по решению соответствующих органов власти на тушение лесных пожаров рабочие из населенных пунктов, предприятий, организаций и учреждений должны быть по месту жительства или работы организованы в отряды, команды или бригады, возглавляемые назначенными руководителями предприятий, организаций и учреждений начальниками отрядов, команд и бригад.
Привлеченные пожарная техника и средства транспорта, с обслуживающим их персоналом, придаются соответствующим отрядам, командам или бригадам.
К каждому отдельному отряду, команде и бригаде на пункте сбора прикрепляется назначенный лесхозом работник для сопровождения к месту пожара и помощи в руководстве работами по тушению пожара.
Невоенизированные формирования гражданской обороны и воинские подразделения, направленные на тушение лесных пожаров, сохраняют свою организационную структуру.
В случае, когда в зоне авиационной охраны лесов, особенно в ее удаленных районах, возникли лесные пожары, охватившие значительные площади, тушение которых не может быть обеспечено авиационными и наземными силами и средствами (с учетом возможностей маневрирования), решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации совместно с органом управления лесным хозяйством или специальной комиссией по чрезвычайным ситуациям тушение таких пожаров может осуществляться частично, т. е. остановка, локализация и тушение кромки пожара проводится в направлениях, угрожающих лесным поселкам, ценным лесным массивам, особо охраняемым природным территориям, народнохозяйственным и другим объектам. В случаях, когда такие лесные пожары не представляют угрозы перечисленным выше территориям и объектам, их тушение может быть прекращено.
Общее руководство тушением лесных пожаров на территории лесхоза и ответственность за полноту и своевременность принимаемых мер к их ликвидации возложены на директора лесхоза; координацию всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами в данном районе, когда на их тушение привлечено население, пожарная техника и транспортные средства предприятий, организаций и учреждений, осуществляет соответствующий орган власти, лесхоз или специальная комиссия (штаб) по борьбе с лесными пожарами, а в субъектах Российской Федерации - комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС). Непосредственное руководство работами по тушению каждого лесного пожара в районах наземной охраны осуществляет работник лесхоза или начальник пожарно-химической станции, либо бригадир (если прибыла лишь одна бригада из состава команды станции). Если на тушение пожара прибыла команда пожарно-химической станции II или III типа, руководство работами по тушению переходит к прибывшему начальнику этой станции.
Прибывшее на пожар вышестоящее должностное лицо лесной охраны (лесничий, инженер по охране и защите леса и др.) при необходимости (в случае усложнившейся обстановки) должен принять руководство тушением пожара на себя.
В зона и районах авиационной охраны лесов руководство тушением лесных пожаров осуществляется старшими по должности работниками из числа находящихся на пожарах парашютно-пожарных и авиадесантных команд, групп. В местах использования на тушении механизированных отрядов руководство работой по ликвидации пожара осуществляет начальник механизированного отряда или другое должностное лицо.
В случаях невозможности ликвидации лесного пожара своими силами авиаотделение обязано немедленно доложить об этом соответствующему лесхозу. Лесхоз незамедлительно принимает меры к тушению этого пожара и совместно с авиаотделением осуществляет руководство мероприятиями по ликвидации пожара.
Для ориентирования в лесу (на местности) руководители тушения используют специальные лесопожарные карты масштаба 1:100 000. На эти карты наносится вся пожарная ситуация в районе работ, уточненные данные, полученные в результате воздушной и наземной разведки пожара, прогнозируемые направления его развития, основные намечаемые (планируемые) меры борьбы и др. данные по реализации плана тушения. Лесопатрульные карты используются также для составления общей схемы пожара, прилагаемой к Протоколу о лесном пожаре.
Если пожар уже принял такие размеры и характер, что прибывших сил для быстрой его ликвидации явно недостаточно, руководитель немедленно ставит об этом в известность лесхоз (или лесничество) и приступает к разведке пожара.
Целью разведки является обеспечение руководителя тушения необходимой информацией для разработки оперативного плана тушения и наблюдения за состоянием действующей и локализованной кромок пожаров.
При разведке должны быть выяснены:
- вид и скорость распространения пожара, его контур и примерная площадь;
- тактические части пожара (фронт, фланги и тыл) и основные типы (виды) горючих материалов;
- наиболее опасное направление распространения (чему угрожает пожар);
- наличие естественных и искусственных препятствий для распространения пожара;
- возможное усиление или ослабление пожара вследствие особенностей лесных участков и рельефа местности на пути его распространения;
- возможность подъезда к кромке пожара и применения механизированных средств локализации и тушения;
- наличие водных источников и возможность их использования;
- наличие опорных полос для отжига и условия прокладки таких полос;
- безопасные места стоянки транспортных средств и пути отхода, рабочих на случай прорыва огня, места укрытия.
Результаты разведки отражаются в составляемых схемах местности или лесопожарных картах. Кроме этих данных, разведка должна определить направление (предположительно) распространения и развития пожара в ближайшее время, если не будут приняты достаточные меры к его тушению. При этом учитывается возможное усиление и развитие пожара в зависимости от особенностей лесных участков, по которым будут проходить его фронт и фланги, от метеорологической обстановки и рельефа местности. Для пожаров площадью 5—10 га такой прогноз составляется на ближайшие 2 - 3 часа, а для более крупных пожаров — на более длительные сроки в зависимости от реальных возможностей их ликвидации.
По данным разведки и прогноза распространения и развития пожара руководитель тушения разрабатывает план его тушения. В плане определяются:
- технические способы и тактические приемы ликвидации пожара;
- сроки выполнения отдельных стадий тушения;
- распределение наличных сил и средств по периферии пожара;
- организация связи с отрядами, командами и бригадами рабочих;
- привлечение дополнительных сил и средств (количество и сроки);
- мероприятия по непрерывной разведке пожара, ходу его тушения и страхующие мероприятия.
Работы по тушению надо планировать так, чтобы ликвидация (или, по крайней мере, локализация) пожара была закончена не позднее 10 часов утра следующего дня, так как наибольшая производительность тушения достигается в вечерние, включая светлые ночи, и ранние утренние часы.
Если пожар распространился на большой площади и принял затяжной характер, разведка пожара должна производиться ежедневно, а при быстром распространении горения - 2 раза в день. В районах наземной охраны лесов данные разведки летчиков-наблюдателей сбрасываются вымпелом непосредственно руководителю тушения. При возможности посадки самолета (вертолета) вблизи пожара разведка пожара на самолете (вертолете) производится с участием руководителя.
Руководитель тушения крупного лесного пожара в районах наземной охраны лесов назначается директором лесхоза или замещающим его лицом, а в районах авиационной охраны - начальником авиаотделения.
При необходимости руководители тушения крупных пожаров могут назначаться КЧС либо созданным при ней оперативным штабом по руководству тушением. Руководителю тушения пожара подчиняются все силы, прибывшие на тушение пожара. Он несет персональную ответственность за правильность проводимых мероприятий по борьбе с пожаром, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности и успешность ликвидации пожара.
Успех локализации пожара зависит в первую очередь от организованности действия бригад тушильщиков и механизированных звеньев, взаимодействия между тушильщиками, а также способов и методов действий их на линии огня. При тушении пожаров распространен метод индивидуальных заданий. Каждая задача выполняется отдельной группой с последующим переходом на другие позиции по линии тушения.
В последние годы используется метод, где каждая бригада, продвигаясь вперед по линии тушения, сохраняется как устойчивая целостная единица тушения.
Этот метод предусматривает, что каждому тушильщику в бригаде выдается определенный вид ручного инструмента, которым он выполняет определенную работу. Использование инструментов в бригаде определяется зависимости от типа горючих материалов и параметров прокладываемой минерализованной полосы. Другой метод требует, чтобы каждый тушильщик полностью обрабатывал свой участок полосы. Работа заканчивается тогда, когда участок полосы, сделанный одним тушильщиком, примыкает к участнику впереди работающего. В этом случае первый тушильщик, продвигаясь вперед по обработанному участку, вытесняет переднего, тот вытесняет впереди идущего и т.д.
Первый метод эффективен во всех типах горючих материалов, а второй - только в однородных типах, где одним инструментом можно полностью подготовить участок полосы. Те же принципы применяются в процессе дотушивания. Дотушивание - это длительный, утомительный и довольно опасный процесс.
Усталость членов бригады к концу тушения, упадок моральных и физических сил после тушения основного пожара, формальное наблюдение за выгоревшей площадью - все это приводит к частым травмам. Обычно дотушивание концентрируется вдоль полосы, параллельной линии заграждения. Однако в этой зоне полной ликвидации огня можно добиться только в результате применения правильной методики дотушивания и эффективной организации труда.
Этот вид работ наиболее эффективно выполняют небольшие группы тушильщиков, так как они более мобильны при выполнении разнообразных заданий. На дотушивании распределение заданий производится в соответствии со специализацией бригады.
Например, лесопильные бригады распиливают валежник и сучья, другие бригады ликвидируют очаги горения, третьи смешивают тлеющие горючие материалы с землей. За небольшими бригадами на полосе обычно закрепляют определенные секторы, при этом каждая бригада отвечает за полное дотушивание в своем секторе. Работа по дотушиванию очень трудоемкая, и ее необходимо постоянно контролировать, чтобы она была выполнена квалифицированно, в противном случае, дотушивание может продолжаться слишком долго, с перерывами, люди быстро устают и качество работы снижается. Это чревато повторной вспышкой очагов горения и возобновлением пожара.
Механизированные звенья с тракторами или автоцистернами существенно упрощают организацию тушения и осуществление тактического замысла на линии. Бульдозеры и водоподающая техника составляют основные средства тушения крупного пожара.
В состав звена из двух бульдозеров входят направляющий – человек, который прокладывает трассу, корректировщик, который находится в зоне видимости ведущего бульдозер (первого) и корректирует его движения относительно движения кромки пожара. Бульдозеры оснащены поворотными ножами, и первый срезает подрост и подлесок, а также небольшие деревья и сдвигает их в противоположную от пожара сторону.
Крупный лесной пожар, как правило, не имеет замкнутого контура, периметра горящей кромки. Он состоит из участков, где горение наиболее интенсивно (это или фронт пожара, или участок с повышенным запасом горючих материалов), участков с менее интенсивным горением, с тлением и участков, где горение полностью отсутствует или проявляется отдельными очагами. В связи с этим пожар следует разделить на сектора тушения. На крупном пожаре, до 1000 га, следует выделять их не менее 2-3, на пожаре более 1000 га - больше, что зависит от особенностей распространения пожара, объема работ и их сложности, а также от численности тушильщиков, вида и эффективности средств пожаротушения и применяемых тактических приемов. Руководители секторов должны быть квалифицированными специалистами из числа лесничих или старших инструкторов парашютно-пожарной и десантной служб. Они полностью отвечают каждый за свой сектор и организуют работу отрядов и бригад. Постоянно поддерживают связь с руководителем тушения пожара и действуют в рамках реализации общего плана тушения.
В каждом секторе обычно действуют 2-3 отряда и каждый отряд состоит из 2-3 бригад. Если в отряде имеются механизированные звенья, то отряд может состоять из 2 бригад тушильщиков и 1-2 механизированных звеньев. Каждая бригада делится на 3-4 группы, объединяющие по 2-3 тушильщика. Отряды должны возглавлять инструкторы парашютно-пожарной и десантной служб, помощники лесничего или техники. Бригады возглавляют мастера леса, лесники или рабочие пожарно-химических станций, а также бригадиры или мастера других лесных предприятий, мобилизованные на тушение вместе со своей бригадой.
Кроме того, на очень сложных для тушения пожарах должен действовать оперативный отряд, состоящий из специалистов парашютно-пожарной и десантной служб. Задача отряда - остановка быстро распространяющихся или интенсивно горящих участков кромки пожара. В его состав входит бригада взрывников и две бригады тушильщиков с ручными орудиями и средствами для пуска отжига. Этот отряд подчиняется непосредственно руководителю участка (сектора) пожара и является также его резервом.
На пожаре, охватывающем площадь в сотни гектаров и расчлененном на несколько участков горения, представляющих самостоятельные пожары, необходимо маневрирование силами и средствами. В этом случае в распоряжении руководителя сектора должны быть 1-2 вертолета, которыми руководит специалист по обслуживанию пожара (это может быть летчик-наблюдатель из резерва авиабазы).
Предлагаемая система может сокращаться или увеличиваться в зависимости от размеров пожара и скорости тушения. Например, при площади пожара до 500 га уменьшается число бригад, отрядов, возможно, и зон тушения. В этом случае руководитель тушения пожара сам руководит тушением на линии огня. В штабе снижается численность группы планирования.
В случае увеличения объема работ, вызванного сложностью тушения или размерами пожара, при наращивании сил необходимо руководствоваться тем, что число тушильщиков в бригадах и отрядах не должно увеличиваться. Увеличивать можно только число бригад и отрядов. Такое ограничение связано с тем, что бригадир может контролировать работу определенного числа тушилыциков так же, как руководитель отряда или сектор тушения может руководить определенным числом подчиненных.
- Теребнев в.В., Артемьев н.С., Грачев в.А., Сабинин о.Ю.
- Содержание
- Введение
- Термины и определения
- Лесные пожары и их последствия
- 1.1. Статистика лесных пожаров в России
- Динамика лесных пожаров на территории ссср за период 1972-1991 гг.
- Динамика лесных пожаров России за 1992-2003 гг.
- Сравнительная характеристика пожарной обстановки на территории Российской Федерации в 2001 и 2002 годах.
- Количество пожаров на территории Российской Федерации за 2002 год (по данным мчс России).
- Распределение пожаров по округам
- 1.2 Примеры крупных лесных пожаров Пожары в Подмосковье
- Пожары в Хабаровском крае
- Лесные пожары в Брянской области
- Лесной пожар в Костромской области
- Лесные пожары на Сахалине
- Лесные пожары в Читинской области
- Лесные пожары во Франции
- Лесные пожары в сша
- 1.3. Определение ущерба от лесных пожаров
- 2.Противопожарная профилактика в лесах
- 2.1.Общие требования к профилактике пожаров в лесах
- Регламентация работы лесопожарных служб в зависимости от класса пожарной опасности
- Шкала оценки лесных участков по степени опасности возникновения в них пожаров
- 2.2. Ограничительные противопожарные мероприятия
- Возникновение и обнаружение лесных пожаров
- 3.1. Организация наблюдения и обнаружение лесных пожаров
- Скорость движения патруля
- 3.2. Причины возникновения и экологические последствия лесоторфяных пожаров
- 3.3. Виды лесных пожаров и их распространение
- Шкала пожарной опасности в лесу по условиям погоды
- Классы пожарной опасности лесных участков и цвета закраски.
- Поражающие факторы лесных пожаров
- Основные диагностические признаки для определения вида лесного пожара и его интенсивности
- Примерные показатели развития и распространения лесных пожаров
- Коэффициенты относительного влияния главных факторов на скорость распространения горения при низовых пожарах
- Возрастание площадей и периметров пожаров при разных сроках их действия и условиях внешней среды.
- Периметр лесного пожара в зависимости от погодных условий и времени, прошедшего с момента обнаружения до начала тушения, км
- 3.4.Причины развития лесных пожаров до крупных
- 3.5. Распространение и опасность дыма лесного пожара
- 4. Организация и тактика тушения лесных пожаров
- 4.1. Организация тушения крупных лесных пожаров
- 4.2. Силы и технические средства для тушения лесных пожаров
- Штатное расписание работников пожарно-химических станций
- Оснащение пожарно-химических станций.
- Примерные радиусы обслуживания площадей пожарно – химическими станциями в насаждения разных классов природной пожарной опасности
- 4.3. Средства связи и оповещения
- Применяемые в лесоохране типы радиостанций
- Основные технические характеристики радиостанций
- 4.4. Основы тактики тушения различных видов лесных пожаров
- 4.5. Тактика тушения крупных лесных пожаров
- 4.6. Расчёт сил и средств для тушения лесных пожаров
- Средняя скорость движения различных технических средств в зависимости от дорожных условий, км/ч.
- 5.Противопрожарная защита и тушение торфяных пожаров
- 5.1 Пожарная опасность торфа
- Теплотворная способность растительного органического вещества
- 5.2. Возникновение и статистика пожаров торфа
- 5.3. Противопожарная защита торфопредприятий
- 5.4. Оперативно-тактическая характеристика торфопредприятий
- Вид создаваемой на торфопредприятии пожарной охраны и ее группа (категория)
- Нормы основного пожарного оборудования для охраны различных по площади полей добычи торфа
- Табель пожарного оборудования, шт.
- 5.5. Развитие пожаров на торфопредприятиях
- 5.6 Расчет параметров развития и тушения пожаров торфа
- 5.7. Организация и тактика тушения пожаров торфа
- Заместитель начальника тыла по размещению, питанию и быту личного состава.
- 6. Противопожарная защита и тушение пожаров на складах лесоматериалов
- 6.1 Примеры пожаров на складах лесопиломатериалов
- 6.2 Противопожарная защита складов лесоматериалов
- Минимальные расстояния от открытых складов лесоматериалов до объектов различного назначения
- Расход воды и радиус действия струй из лафетных стволов (при наклоне ствола к горизонтальной плоскости 300)
- 6.3 Примерные правила пожарной безопасности на складах лесоматериалов
- 6.3 Примерные правила пожарной безопасности на складах лесоматериалов
- 6.4 Организация и тактика тушения пожаров на складах лесоматериалов
- Изменение скорости роста площади пожара на лососклада
- Интенсивность подачи огнетушащих веществ на боковую поверхность горящих штабелей и куч лесоматериалов
- Характеристика передвижных пожарных вышек и вездеходов
- Техническая характеристика гидромонитора гмн-2500
- Средние величины расхода воды и времени на тушение пожаров
- Заключение
- Литература
- Технические средства для борьбы с лесными пожарами
- Основные характеристики ручных лесных огнетушителей
- Зажигательные аппараты лесные
- Технические характеристики
- Технические характеристики
- Технические характеристики
- Технические характеристики
- Вертолёты пожарные
- Вертолёты пожарные
- Скорость тушения кромки пожара одним рабочим в зависимости от лесорастительных условий, м/мин
- Производительность при создании заградительных и опорных полос различными средствами пожаротушения (м/ч на одну машину или одного рабочего при ручных работах)
- Перечень и краткая характеристика основных технических средств, применяемых при обнаружении и тушении лесных пожаров