logo search
Пожарная тактика / Terebnyev - Protivipozharnaya zashchita i tusheniye

4.1. Организация тушения крупных лесных пожаров

Вопросы организации борьбы с крупными пожарами очень актуальны и недооценка их часто приводит к тяжелым последствиям. На тушение крупных пожаров привлекаются тысячи людей и десятки технических средств, без четкой организации их деятельности невозможно достичь желаемых результатов.

Анализ тушения крупных пожаров пока­зал, что это проблема не столько техническая, сколько организацион­ная. При тушении таких пожаров возникает потребность за несколько часов создать организацию, способную руководить и контролировать деятельность большого числа тушильщиков в условиях, когда на тушение по­жара привлекают людей, которые никогда не работали вместе и не имеют навыка работы в лесу, и тем более на ту­шении пожара. B процессе тушения изменяется объем работ, условия тушения и в зависимости от реальной обстановки сокращаются или на­ращиваются силы и средства пожаротушения. Только на очень крупных пожарах структура организации тушения может стабилизироваться на продолжительный период.

В 2003 году МПР России приступило к созданию на Дальнем Востоке первого в России регионального координационного центра по пре­дупреждению и тушению лесных пожаров. Координационный центр создан на основе Дальневосточной базы авиационной охраны лесов. В его состав входят представители территориальных органов МПР России, представите­ли аппарата полпреда Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, органов исполнительной власти субъектов РФ, входящих в состав ДВФО, а также территориальных органов других федеральных ведомств. На первом этапе центр должен координировать деятельность существующих наземных и авиационных сил МПР России. В функции центра входят оперативный сбор и обработка информации по лесным пожарам, учет лесопожарных ресурсов на территории региона, прогнозирование лесопожарной ситуации, организа­ция неотложных мер по профилактике и предупреждению лесных пожаров. На втором этапе будет создана мобильная группа пожаротушения, координационный центр сосредоточит значительные технические ресурсы, станет разработчиком законопроектов в сфере охраны окружающей среды от пожаров.

В дальнейшем планируется создать аналогичные центры в Сибирском (Новосибирск), Уральском (Екатеринбург) и Централь­ном (Москва) федеральных округах.

Органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации осуществляют контроль за выполнением договорных обязательств авиабазами, а лесхозы - авиаотделениями в части:

- своевременного начала и окончания работ по авиационной охране лесов в соответствии с фактическими метеорологическими условиями текущего года;

- соответствия режима работы авиапожарных сил и средств установленному «Рекомендациями по противопожарной профилактике в лесах и регламен­тации работы лесопожарных служб» в зависимости от классов пожарной опасности в лесу по условиям погоды;

- своевременности и точности определения мест возникновения пожаров, сообщения о них лесхозам в районах наземной охраны лесов, полноты и качества сообщенных сведений;

- своевременности и полноты принимавшихся мер по обнаружению и лик­видации пожаров с использованием авиационных сил и средств в районах авиационной охраны;

- численности авиапожарных сил и средств, установленных договором, и норм оснащения авиаотделений, установленных Инструкцией по авиационной охране лесов.

До начала пожароопасного сезона органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы на местах ежегодно, не позднее февраля, вносят на утверждение соответствующих органов власти оперативные планы борьбы с лесными пожарами.

В соответствии со статьёй 100 лесного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения лесных пожаров и борьбы с ними органы государственной власти субъеков Российской Федерации:

- создают резерв горюче-смазочных материалов на пожароопасный сезон;

- оказывают содействие организациям, на которые возложена охрана и защита лесов, и лесопользователям в строительстве и ремонте дорог про­тивопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для само­летов и вертолетов, используемых для авиационной охраны лесов от пожа­ров, в обеспечении горюче-смазочными материалами лесопожарных формирований, а также выделяют на пожароопасный сезон в распоряже­ние территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством необходимое количество дежурных транспортных средств (автомобилей, катеров и других транспортных средств) с запасом горюче­-смазочных материалов;

- организуют проведение противопожарной пропаганды, регулярное осве­щение в средствах массовой информации вопросов о сбережении лесов, выполнении правил пожарной безопасности в лесах;

- обеспечивают координацию всех работ по борьбе с лесными пожарами на территориях субъектов Российской Федерации с созданием в необходи­мых случаях для этой цели специальных комиссий.

В оперативном плане борьбы с лесными пожарами предусматривается ор­ганизация работ по тушению лесных пожаров:

- в районах авиационной охраны;

- в районах наземной охраны лесов с учетом закрепления участков леса за лесной охраной, ПХС, механизированными отрядами, лесопользовате­лями, предприятиями и организациями;

- привлечение дополнительных сил и средств пожаротушения при возник­новении ситуаций стихийного развития лесных пожаров.

Во всех случаях указываются лица, ответственные за организацию работ, порядок их проведения и обеспечения.

Для реализации оперативного плана борьбы с лесными пожарами, лесхозы представляют на утверждение соответствующим органам власти порядок при­влечения на тушение лесных пожаров: населения, работников коммерческих и некоммерческих организаций; противопожарной техники, транспортных и других средств; формирований гражданской обороны и войсковых частей (в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций). Определяется также поря­док обеспечения привлеченных сил на тушение: средствами передвижения; питанием и медицинской помощью, а также выделения в распоряжение лесхозов в периоды пожарной опасности дежурного транспорта (автомобилей, катеров и др.) с запасом горючего и организации из числа привлекаемых сил и средств мобильных отрядов, обеспечивающих немедленный выезд на тушение лесных пожаров.

Руководитель лесхоза или лесничий, получив сообщение о пожаре, принимает меры к его тушению силами команды пожарно-химической станции или других пожарных формирований лесхоза (лесничества). Если сообщение о пожаре было передано непосредственно на пожарно-химическую станцию, начальник станции обязан срочно принять меры к выезду команды или отдельной бригады на пожар и получить необходимые указания от руководителя лесхоза или лесничего, а при отсутствии связи с лесхозом или лесничеством самостоятельно принять решение о выезде на пожар команды или отдельной бригады.

В случае, когда на территории лесхоза или лесничества одновременно возникло несколько пожаров или когда быстро потушить возникший пожар сила­ми одной пожарно-химической станции невозможно, лесничий немедленно сообщает об этом руководителям лесхоза для направления на тушение дополнительных сил и средств из соседних лесничеств.

При недостаточности имеющихся мобильных сил для быстрого тушения возникших пожаров руководители лесхозов (а при отсутствии связи лесничест­ва с лесхозом - непосредственно лесничие) немедленно привлекают на тушение пожаров резервные команды, необходимую технику и средства транспорта с производства.

При возникновении лесных пожаров в местах работ лесопользователей или вблизи их поселков, местах расположения их дорог, складов, сооружений и иных объектов и непринятии или недостаточности принимаемых ими мер к обеспечению быстрого тушения, лесхозы обязаны потребовать от них немедленной ликвидации действующих пожаров.

В тех случаях, когда имеющихся в лесхозе сил и средств для быстрого подавления действующих пожаров недостаточно и выявляется угроза распространения пожаров на больших площадях, руководители лесхозов сообщают вышестоящему органу управления лесами о необходимости задействовать пожарно-химическую станцию III типа и немедленно принимают меры к привлечению в установленном порядке на тушение населения, пожарной техники и транспортных средств местных предприятий, организаций, учреждений и других юридических лиц. Если же пожары принимают характер стихийного бедствия, руководители лесхозов должны принять соответствующие меры к привлечению на тушение формирований гражданской обороны и воинских подразделений.

При направлении для тушения пожаров необходимых сил и средств руководители лесхозов или лесничеств учитывают возможную силу и скорость распространения пожара и особенно опасность развития его в верховой части. Для обеспечения быстрой ликвидации пожара силами одной бригады (6 - 10 человек) из команды пожарно-химической станции или из резервной команды с приданной ей пожарной техникой эта бригада должна прибыть на место пожара и развернуть работы по тушению на участках (выделах), отнесенных к I классу природной пожарной опасности – не позднее одного часа; II классу- 2 часов, III и IV классам - 3 часов после возникновения пожара.

При ветре более 5 м/с, а также в периоды IV и V классов пожарной onacности по условиям погоды предельное время на доставку к месту пожара и развертывание работ по тушению на участках (выделах) I - III классов природной пожарной опасности леса сокращается не менее чем в 2 раза, а при невозможности такого сокращения времени должны быть увеличены не менее чем в 2 раза численность рабочих и количество средств пожаротушения, направ­ленных на пожар.

Организация тушения лесных пожаров авиационными силами и средства­ми осуществляется авиаотделениями в соответствии с Инструкцией по авиаци­онной охране лесов. В случае, когда авиаотделение не может по какой-либо причине обеспечить ликвидацию пожара в зоне авиационной охраны лесов, начальник авиаотделения немедленно докладывает об этом лесхозу и авиабазе. Руководитель лесхоза незамедлительно принимает дополнительные меры для тушения указанного пожара.

Привлеченные по решению соответствующих органов власти на тушение лесных пожаров рабочие из населенных пунктов, предприятий, организаций и учреждений должны быть по месту жительства или работы организованы в отряды, команды или бригады, возглавляемые назначенными руководителя­ми предприятий, организаций и учреждений начальниками отрядов, команд и бригад.

Привлеченные пожарная техника и средства транспорта, с обслуживаю­щим их персоналом, придаются соответствующим отрядам, командам или бри­гадам.

К каждому отдельному отряду, команде и бригаде на пункте сбора прикреп­ляется назначенный лесхозом работник для сопровождения к месту пожара и помощи в руководстве работами по тушению пожара.

Невоенизированные формирования гражданской обороны и воинские по­дразделения, направленные на тушение лесных пожаров, сохраняют свою ор­ганизационную структуру.

В случае, когда в зоне авиационной охраны лесов, особенно в ее удаленных районах, возникли лесные пожары, охватившие значительные площади, туше­ние которых не может быть обеспечено авиационными и наземными силами и средствами (с учетом возможностей маневрирования), решением органа ис­полнительной власти субъекта Российской Федерации совместно с органом управления лесным хозяйством или специальной комиссией по чрезвычайным ситуациям тушение таких пожаров может осуществляться частично, т. е. оста­новка, локализация и тушение кромки пожара проводится в направлениях, уг­рожающих лесным поселкам, ценным лесным массивам, особо охраняемым природным территориям, народнохозяйственным и другим объектам. В случа­ях, когда такие лесные пожары не представляют угрозы перечисленным выше территориям и объектам, их тушение может быть прекращено.

Общее руководство тушением лесных пожаров на территории лесхоза и от­ветственность за полноту и своевременность принимаемых мер к их ликвида­ции возложены на директора лесхоза; координацию всех мероприятий по борь­бе с лесными пожарами в данном районе, когда на их тушение привлечено население, пожарная техника и транспортные средства предприятий, органи­заций и учреждений, осуществляет соответствующий орган власти, лесхоз или специальная комиссия (штаб) по борьбе с лесными пожарами, а в субъектах Российской Федерации - комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС). Непосредственное руководство работами по тушению каждого лесного по­жара в районах наземной охраны осуществляет работник лесхоза или началь­ник пожарно-химической станции, либо бригадир (если прибыла лишь одна бригада из состава команды станции). Если на тушение пожара прибыла команда пожарно-химической станции II или III типа, руководство работами по тушению переходит к прибывшему начальнику этой станции.

Прибывшее на пожар вышестоящее должностное лицо лесной охраны (лес­ничий, инженер по охране и защите леса и др.) при необходимости (в случае усложнившейся обстановки) должен принять руководство тушением пожара на себя.

В зона и районах авиационной охраны лесов руководство тушением лесных пожаров осуществляется старшими по должности работниками из числа находящихся на пожарах парашютно-пожарных и авиадесантных команд, групп. В местах использования на тушении механизированных отрядов руководство работой по ликвидации пожара осу­ществляет начальник механизированного отряда или другое должностное лицо.

В случаях невозможности ликвидации лесного пожара своими силами авиаотделение обязано немедленно доложить об этом соответствующему лес­хозу. Лесхоз незамедлительно принимает меры к тушению этого пожара и со­вместно с авиаотделением осуществляет руководство мероприятиями по ликвидации пожара.

Для ориентирования в лесу (на местности) руководители тушения исполь­зуют специальные лесопожарные карты масштаба 1:100 000. На эти карты на­носится вся пожарная ситуация в районе работ, уточненные данные, получен­ные в результате воздушной и наземной разведки пожара, прогнозируемые направления его развития, основные намечаемые (планируемые) меры борьбы и др. данные по реализации плана тушения. Лесопатрульные карты использу­ются также для составления общей схемы пожара, прилагаемой к Протоколу о лесном пожаре.

Если пожар уже принял такие размеры и характер, что прибывших сил для быстрой его ликвидации явно недостаточно, руководитель немедленно ставит об этом в известность лесхоз (или лесничество) и приступает к разведке пожара.

Целью разведки является обеспечение руководителя тушения необходимой информацией для разработки оперативного плана тушения и наблюдения за состоянием действующей и локализованной кромок пожаров.

При разведке должны быть выяснены:

- вид и скорость распространения пожара, его контур и примерная площадь;

- тактические части пожара (фронт, фланги и тыл) и основные типы (виды) горючих материалов;

- наиболее опасное направление распространения (чему угрожает пожар);

- наличие естественных и искусственных препятствий для распространения пожара;

- возможное усиление или ослабление пожара вследствие особенностей лес­ных участков и рельефа местности на пути его распространения;

- возможность подъезда к кромке пожара и применения механизированных средств локализации и тушения;

- наличие водных источников и возможность их использования;

- наличие опорных полос для отжига и условия прокладки таких полос;

- безопасные места стоянки транспортных средств и пути отхода, рабочих на случай прорыва огня, места укрытия.

Результаты разведки отражаются в составляемых схемах местности или лесопожарных картах. Кроме этих данных, разведка должна определить направление (предполо­жительно) распространения и развития пожара в ближайшее время, если не бу­дут приняты достаточные меры к его тушению. При этом учитывается возмож­ное усиление и развитие пожара в зависимости от особенностей лесных участков, по которым будут проходить его фронт и фланги, от метеорологиче­ской обстановки и рельефа местности. Для пожаров площадью 5—10 га такой прогноз составляется на ближайшие 2 - 3 часа, а для более крупных пожаров — на более длительные сроки в зависимости от реальных возможностей их лик­видации.

По данным разведки и прогноза распространения и развития пожара руко­водитель тушения разрабатывает план его тушения. В плане определяются:

- технические способы и тактические приемы ликвидации пожара;

- сроки выполнения отдельных стадий тушения;

- распределение наличных сил и средств по периферии пожара;

- организация связи с отрядами, командами и бригадами рабочих;

- привлечение дополнительных сил и средств (количество и сроки);

- мероприятия по непрерывной разведке пожара, ходу его тушения и страху­ющие мероприятия.

Работы по тушению надо планировать так, чтобы ликвидация (или, по крайней мере, локализация) пожара была закончена не позднее 10 ча­сов утра следующего дня, так как наибольшая производительность тушения достигается в вечерние, включая светлые ночи, и ранние утренние часы.

Если пожар распространился на большой площади и принял затяжной ха­рактер, разведка пожара должна производиться ежедневно, а при быстром рас­пространении горения - 2 раза в день. В районах наземной охраны лесов дан­ные разведки летчиков-наблюдателей сбрасываются вымпелом непосредствен­но руководителю тушения. При возможности посадки самолета (вертолета) вблизи пожара разведка пожара на самолете (вертолете) производится с учас­тием руководителя.

Руководитель тушения крупного лесного пожара в районах наземной охра­ны лесов назначается директором лесхоза или замещающим его лицом, а в рай­онах авиационной охраны - начальником авиаотделения.

При необходимости руководители тушения крупных пожаров могут назна­чаться КЧС либо созданным при ней оперативным штабом по руководству ту­шением. Руководителю тушения пожара подчиняются все силы, прибывшие на тушение пожара. Он несет персональную ответственность за правильность проводимых мероприятий по борьбе с пожаром, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности и успешность ликвидации пожара.

Успех локализации пожара зависит в первую очередь от организованности действия бригад тушильщиков и механизированных звеньев, взаи­модействия между тушильщиками, а также способов и методов дейст­вий их на линии огня. При тушении пожаров распространен метод индивидуальных заданий. Каждая задача выполняется отдельной группой с после­дующим переходом на другие позиции по линии тушения.

В последние годы используется метод, где каждая бригада, продвигаясь вперед по линии тушения, сохраняется как устойчивая целостная единица тушения.

Этот метод предусматривает, что каждому тушильщику в бригаде выдается определенный вид ручного инструмента, которым он выполняет определенную работу. Использование инстру­ментов в бригаде определяется зависимости от типа горючих материалов и параметров прокладываемой минерализованной полосы. Другой метод требует, чтобы каждый тушильщик полностью обрабатывал свой участок полосы. Работа закан­чивается тогда, когда участок полосы, сделанный одним тушильщиком, примыкает к участнику впереди работающего. В этом случае первый тушильщик, продвигаясь вперед по обработанному участку, вытесняет переднего, тот вытесняет впереди идущего и т.д.

Первый метод эффективен во всех типах горючих материалов, а второй - только в однородных типах, где одним инструментом можно полностью подготовить участок полосы. Те же принципы применяются в процессе дотушивания. Дотушивание - это длительный, утомительный и довольно опасный процесс.

Усталость членов бригады к концу тушения, упадок моральных и физических сил после тушения основного пожара, формальное наблюдение за выгоревшей площадью - все это приводит к частым травмам. Обычно дотушивание концентрируется вдоль полосы, па­раллельной линии заграждения. Однако в этой зоне полной ликвидации огня можно добиться только в результате применения правильной мето­дики дотушивания и эффективной организации труда.

Этот вид работ наиболее эффективно выпол­няют небольшие группы тушильщиков, так как они более мобильны при выполнении разнообразных заданий. На дотушивании распределение за­даний производится в соответствии со специализацией бригады.

Например, лесопильные бригады распиливают валежник и сучья, другие бригады ликвидируют очаги горения, третьи сме­шивают тлеющие горючие материалы с землей. За небольшими брига­дами на полосе обычно закрепляют определенные секторы, при этом каждая бригада отвечает за полное дотушивание в своем секторе. Ра­бота по дотушиванию очень трудоемкая, и ее необходимо постоянно контролировать, чтобы она была выполнена квалифицированно, в про­тивном случае, дотушивание может продолжаться слишком долго, с перерывами, люди быстро устают и качество работы снижается. Это чревато повторной вспышкой очагов горения и возобновлением пожара.

Механизированные звенья с тракторами или автоцистернами существенно упрощают организацию тушения и осуществление тактического замысла на линии. Бульдозеры и водоподающая техника составляют основные средства тушения крупного пожара.

В состав звена из двух бульдозеров входят направляющий – человек, который прокладывает трассу, корректировщик, который находится в зоне видимости ведущего бульдозер (первого) и корректирует его движения относительно движения кромки пожара. Бульдозеры оснащены поворотными ножами, и первый срезает подрост и подлесок, а также небольшие деревья и сдвигает их в противоположную от пожара сторону.

Крупный лесной пожар, как правило, не имеет замкнутого контура, периметра горящей кромки. Он состоит из участков, где горение наи­более интенсивно (это или фронт пожара, или участок с повышенным запасом горючих материалов), участков с менее интенсивным горени­ем, с тлением и участков, где горение полностью отсутствует или проявляется отдельными очагами. В связи с этим пожар следует разделить на сектора тушения. На крупном пожаре, до 1000 га, следует выделять их не менее 2-3, на пожаре более 1000 га - больше, что зависит от особенностей распространения пожара, объема работ и их слож­ности, а также от численности тушильщиков, вида и эффективности средств пожаротушения и применяемых тактических приемов. Руководители секторов должны быть квалифицированными специалистами из числа лесничих или старших инструкторов парашютно-пожарной и десантной служб. Они полностью отвечают каждый за свой сектор и организуют работу отрядов и бригад. Постоянно поддерживают связь с руководителем тушения пожара и действуют в рамках реализации общего плана тушения.

В каждом секторе обычно действуют 2-3 отряда и каждый отряд состоит из 2-3 бригад. Если в отряде имеются механизированные звенья, то отряд может состоять из 2 бригад тушильщиков и 1-2 ме­ханизированных звеньев. Каждая бригада делится на 3-4 группы, объ­единяющие по 2-3 тушильщика. Отряды должны возглавлять инструк­торы парашютно-пожарной и десантной служб, помощники лесничего или техники. Бригады возглавляют мастера леса, лесники или рабочие пожарно-химических станций, а также бригадиры или мастера других лесных предприятий, мобилизованные на тушение вместе со своей бригадой.

Кроме того, на очень сложных для тушения пожарах должен дей­ствовать оперативный отряд, состоящий из специалистов парашютно-пожарной и десантной служб. Задача отряда - остановка быстро распространяющихся или интенсивно горящих участков кромки пожара. В его состав входит бригада взрывников и две бригады тушильщиков с ручными орудиями и средствами для пуска отжига. Этот отряд подчиняется непосредственно руководителю участка (сектора) пожара и является также его резервом.

На пожаре, охватывающем площадь в сотни гектаров и расчлененном на несколько участков горения, представляющих самостоятельные пожары, необходимо маневрирование силами и средствами. В этом случае в распоряжении руководителя сектора должны быть 1-2 вер­толета, которыми руководит специалист по обслуживанию пожара (это может быть летчик-наблюдатель из резерва авиабазы).

Предлагаемая система может сокращаться или увеличиваться в зависимости от размеров пожара и ско­рости тушения. Например, при площади пожара до 500 га уменьшает­ся число бригад, отрядов, возможно, и зон тушения. В этом случае руководитель тушения пожара сам руководит тушением на линии огня. В штабе снижается численность группы планирования.

В случае увеличения объема работ, вызванного сложностью туше­ния или размерами пожара, при наращивании сил необходимо руковод­ствоваться тем, что число тушильщиков в бригадах и отрядах не долж­но увеличиваться. Увеличивать можно только число бригад и отрядов. Такое ограничение связано с тем, что бригадир может контролировать работу определенного числа тушилыциков так же, как руководитель от­ряда или сектор тушения может руководить определенным числом подчи­ненных.