logo
ПОСОБИЕ (ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ-2010)

1.6. Структура государственных органов управления и надзора в области пожарной безопасности

Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности предусмотрены Федеральным законом № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» обеспечение особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов закрытого административно-территориального образования, включающего обеспечение пожарной безопасности находится в ведении федеральных органов государственной власти.

Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 4 закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

Основными задачами пожарной охраны являются организация предупреждения и тушение пожаров.

В целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности, повышения готовности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединения сил и средств при организации и проведении первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, Указом Президента РФ от 09.11.2001 № 1309 Государственная противопожарная служба МВД России преобразована в Государственную противопожарную службу (ГПС) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Добровольная пожарная охрана на предприятиях организуется в виде добровольных противопожарных формирований: добровольных пожарных дружин (команд) и пожарно-технических комиссий, организационная структура, функции, обязанности и порядок осуществления деятельности которых регламентируются нормативными документами ГПС.

Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и с 1 января 2002 г. входит в состав МЧС России в качестве единой самостоятельной оперативной службы. На этот государственный орган возложены основные функции предупреждения и тушения пожаров в стране. Комплектуется противопожарная служба специалистами, имеющими соответствующую квалификацию и подготовку, из расчета 1 единица личного состава на 650 человек населения. На Государственную противопожарную службу, помимо предупреждения и тушения пожаров возложены задачи организации разработки и осуществления государственных мер, нормативное регулирование в области пожарной безопасности; разработка и осуществление единой научно-технический политики в области пожарной безопасности; подготовка кадров для пожарной охраны; лицензирование различных видов деятельности в области пожарной безопасности, а также согласование других видов деятельности организаций и отдельных граждан на предмет получения лицензий; производит работы по сертифика­ции продукции в области пожарной безопасности.

Организационная структура Государственной противопожарной службы в составе МЧС России приведена на рис. 1.1.

Федеральный орган управлений представлен Главным управле­нием Государственной противопожарной службы (ГУГПС), который осуществляет федеральный надзор в области пожарной безопасности на всей территории России.

Территориальные органы управления Государственной противопожарной службы (ГПС) субъектов Российской Федерации являются самостоятельными структурными подразделениями ГУГПС и руководят деятельностью дислоцированных на соответствующих терри­ториях подразделений ГПС.

С целью тушения пожаров в составе подразделений ГПС функционируют оперативные службы пожаротушения с соответствующей выездной техникой. Дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 мин, а в сельских поселениях – 20 мин. Подразделения пожарной охраны населенных пунктов должны размещаться в зданиях пожарных депо. Порядок и методика определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.

Рис.1.1. Схема организации управления МЧС России

Вызов службы пожаротушения, осуществляется по телефону «01», что установлено ст. 22 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Тушение пожаров осуществляется на безвозмездной основе.

Государственный пожарный надзор (ГПН) осуществляют органы управления и подразделения ГПС. Основной задачей государственного пожарного надзора является осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверки соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки.

Структура Управления государственного пожарного надзора МЧС России включает: отдел организации и осуществления ГПН, отдел надзора за особо важными объектами, отдел административно-правовой деятельности при осуществлении ГПН и дознания по делам о пожарах.

Должностные лица органов управления и подразделений ГПС при осуществлений ГПН имеют право:

На органы ГПС при осуществлении ГПН также возложены обязанности: