9.2. Независимая оценка пожарного риска
В МЧС разработана концепция создания системы независимой оценки рисков безопасности в Российской Федерации.
В настоящее время проверку противопожарного состояния 4,4 млн предприятий и организаций, в том числе 953 тыс предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляют около 15 тыс сотрудников государственного пожарного надзора, что не позволяет обеспечить необходимый уровень надзора.
Неэффективны и требуют совершенствования существующие системы стимулирования безопасности, не развита система экспертных оценок рисков. Риски и масштабы чрезвычайных ситуаций требуют повышения ответственности владельцев за противопожарное состояние своих объектов.
По мнению экспертов МЧС, повысить эффективность системы безопасности позволит создание института независимых организаций, которые будут осуществлять оценку уровня безопасности объектов наряду с использованием и совершенствованием форм и методов работы надзорных органов МЧС России.
Концепция предполагает создание экономических механизмов, которые будут стимулировать субъекты предпринимательства к повышению уровня безопасности объектов путем развития системы страхования; упрощение административных процедур и достижение их прозрачности; развитие системы экспертизы и оценки рисков, а также сокращение поля для коррупции в обществе.
Система независимой оценки рисков будет представлять собой осуществляемую под контролем государства предпринимательскую деятельность по оценке соответствия объектов обязательным требованиям безопасности. Независимая оценка рисков может быть обязательной и добровольной.
Обязательная оценка рисков должна осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом деятельность надзорных органов в отношении застрахованных организаций может быть ограничена.
Создание системы добровольной оценки рисков будет осуществляться в целях разработки комплекса мероприятий по повышению безопасности объекта и упрощению надзорных процедур.
Система независимой оценки рисков должна стать основой для вовлечения граждан в масштабное добровольное страхование жилья и иного имущества.
Акцент деятельности государственного надзора должен сместиться в область проверки наличия заключения независимой экспертной организации и страхового полиса.
Вместе с тем, за государством сохранятся полномочия по надзору на критически важных для национальной безопасности страны объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, перечень которых утверждается правительством РФ. Эта же функция будет распространяться на объекты силовых министерств и ведомств, а также здания с массовым пребыванием людей.
Для основной массы субъектов среднего и малого бизнеса предлагается установить право самостоятельного выбора формы оценки безопасности: либо через добровольную независимую оценку рисков с последующим декларированием, либо методами государственного надзора.
В рамках создания системы независимой оценки рисков на государственном уровне предлагается установить критерии для идентификации объектов, включаемых в сферу ее функционирования; установить процедуры ее проведения, включая требования к уровню безопасности объектов, обязанности и ответственность сторон; а также содействовать формированию рынка независимой оценки рисков путем совершенствования процедур лицензирования и создания информационных баз данных.
При проведении обязательной оценки рисков должны предусматриваться обязанность экспертной организации и эксперта страховать риск собственной ответственности и его субсидиарная ответственность перед третьими лицами, в том числе за ненадлежащее проведение такой оценки.
Независимая оценка пожарного риска. В соответствии с [3, ст. 144, п. 1] аудит пожарной безопасности является одной из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности.
Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска утверждены [29]. Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска утверждены [30].
Независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска. Независимая оценка пожарного риска (пожарный аудит) объекта защиты осуществляется на основании свидетельства МЧС России об аккредитации. Порядок добровольной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности утвержден [23].
Экспертная организация не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты:
– на котором этой организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности;
– который принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.
Независимая оценка пожарного риска включает следующее:
– анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;
– обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
– в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, – проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, – расчетов по оценке пожарного риска;
– подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.
Расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности.
Определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:
анализа пожарной опасности объекта защиты;
определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;
построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.
При проведении расчета по оценке социального пожарного риска учитывается степень опасности для группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара, ведущих к гибели 10 человек и более.
Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета, в который включаются:
– наименование использованной методики;
– описание объекта защиты, в отношении которого проведен расчет по оценке пожарного риска;
– результаты проведения расчетов по оценке пожарного риска;
– перечень исходных данных и используемых справочных источников информации;
– вывод об условиях соответствия (несоответствия) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска, направляемого (вручаемого) собственнику. Заключение подписывается должностными лицами экспертной организации, проводившими независимую оценку пожарного риска, утверждается руководителем экспертной организации и скрепляется печатью экспертной организации.
В течение 5 рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа МЧС РФ, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения.
Независимая оценка пожарного риска (пожарный аудит) является составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности.
Порядок проведения оценки пожарного риска. Порядок устанавливает требования к проведению оценки пожарного риска на объекте защиты. Оценка пожарного риска проводится в целях определения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности в порядке, установленном Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Объектами защиты являются производственные объекты и объекты непроизводственного назначения, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1.
К производственным объектам относятся объекты промышленного и сельскохозяйственного назначения, в том числе склады, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта), объекты связи.
К объектам непроизводственного назначения относятся объекты общественного назначения, в том числе учреждения образования, здравоохранения, сервисного обслуживания населения, культурно-досуговой деятельности населения, временного пребывания населения (гостиницы, мотели, санатории, пансионаты, дома отдыха, учреждения туризма, лагеря для детей, общежития учебных заведений), жилые здания.
К зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 относятся здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.
Оценка пожарного риска проводится в случаях:
а) составления декларации пожарной безопасности в отношении объектов защиты, для которых предусмотрено проведение расчета риска;
б) обоснования обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности.
Оценка пожарного риска проводится путем определения расчетных величин пожарного риска на объекте защиты и сопоставления их с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Расчетные величины пожарного риска являются количественной мерой возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей.
Количественной мерой возможности реализации пожарной опасности производственных объектов является риск гибели людей при пожарах, в том числе:
а) риск гибели персонала производственного объекта;
б) риск гибели людей, находящихся в селитебной зоне вблизи производственного объекта (населения, проживающего на прилегающей к производственному объекту территории).
Риск гибели людей при пожарах на производственных объектах характеризуется числовыми значениями индивидуального и социального пожарных рисков.
Величина индивидуального риска для работника из числа персонала производственного объекта определяется как частота поражения определенного работника производственного объекта опасными факторами пожара в течение года. Индивидуальный риск для работника производственного объекта определяется как сумма величин индивидуального риска при нахождении работника на территории и зданиях, строениях и сооружениях производственного объекта.
Для производственных объектов социальный риск принимается равным частоте возникновения событий, при реализации которых может пострадать не менее 10 человек.
Количественной мерой возможности реализации пожарной опасности объектов непроизводственного назначения является индивидуальный риск гибели людей, находящихся на объекте.
Величина индивидуального пожарного риска для персонала и посетителей, находящихся в зданиях и сооружениях объектов непроизводственного назначения, определяется как частота воздействия опасных факторов пожара на человека в течение года.
Расчет по оценке пожарного риска на объекте непроизводственного назначения допускается не проводить для:
а) объектов индивидуального жилищного строительства высотой не более трех этажей;
б) хозяйственных построек на дачных, огородных, садовых и приусадебных участках;
в) отдельно стоящих зданий и сооружений высотой не более двух этажей, общей площадью не более 300 м2 и одновременным нахождением не более 50 человек.
Для оценки пожарного риска производственных объектов и объектов непроизводственного назначения используются вероятностные критерии поражения людей и окружающих зданий и оборудования опасными факторами пожара. Детерминированные критерии применяются при невозможности применения вероятностных критериев.
Для объектов защиты, в связи с компенсированием погрешности в определении величины пожарного риска с применением вероятностных критериев, необходимо увеличение индивидуального и социального пожарных рисков на коэффициент безопасности 0,8.
Объект защиты не соответствует требованиям пожарной безопасности, если расчетные величины индивидуальных и социальных пожарных рисков с учетом коэффициента безопасности составляют более нормативных значений пожарных рисков.
Расчетные величины пожарного риска определяются с использованием методик, утвержденных МЧС России.
Методики должны содержать порядок:
а) анализа пожарной опасности объекта защиты;
б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;
в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) вычисления пожарного риска.
В соответствии с [3, ст. 6] пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:
– в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах. Пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений;
– пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных [3].
Пожарный риск – мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей.
При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется. В соответствии с [3, ст. 4] к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
- Введение
- Глава 1. Законодательная и нормативно-правовая база в области обеспечения пожарной безопасности
- 1.1 Основные законодательные и нормативные документы,
- Регламентирующие требования пожарной безопасности
- 1.2 Новое в законодательстве Российской Федерации
- Национальные стандарты и своды правил
- Приказы и Постановления Правительства рф
- 1.3. Общие принципы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты
- 1.4. Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности
- 1.5. Федеральная целевая программа «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года»
- 1.6. Структура государственных органов управления и надзора в области пожарной безопасности
- Глава 2. Общие сведения о пожарной безопасности
- 2.1. Общие понятия о пожаре
- 2.2. Общие понятия о взрыве
- 2.3. Классификация пожаров
- 2.4. Характеристика и основные параметры пожара
- Глава 3. Классификация помещений, зданий,
- Методы определения категорий помещений в1–в4
- 3.2 Определение категории наружных установок по пожарной опасности
- 3.3. Пожарно-техническая классификация зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков
- 3.4. Ограничение распространения пожара за пределы очага
- Глава 4. Огнетушащие вещества и составы
- Глава 5. Способы и средства пожаротушения
- 5.1. Первичные средства пожаротушения
- 5.2. Системы автоматического пожаротушения
- Глава 6. Системы обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре
- 6.1. Системы и устройства пожарной сигнализации
- 6.2. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре
- Глава 7. Классификация взрывоопасных и пожароопасных зон и электрооборудования по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности
- 7.1. Классификация взрывоопасных зон
- 7.2. Классификация пожароопасных зон
- 7.3. Классификация электрооборудования по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности
- Глава 8. Системы противопожарной защиты
- 8.1. Проходы, проезды и подъезды к объекту
- 8.2. Источники противопожарного водоснабжения
- 8.3. Внутренний противопожарный водопровод
- 8.4. Противопожарные расстояния
- 8.5. Система противодымной защиты. Отопление, вентиляция, кондиционирование
- 8.6. Пути эвакуации людей при пожаре
- 8.7. Система коллективной защиты и средства индивидуальной защиты
- 8.8. Огнезащита строительных материалов и конструкций
- Глава 9. Оценка пожарной опасности объекта защиты
- 9.1. Декларация пожарной безопасности
- Декларация пожарной безопасности
- 9.2. Независимая оценка пожарного риска
- 9.3. Расчет пожарного риска
- Основные расчетные величины индивидуального пожарного риска. Индивидуальный пожарный риск отвечает требуемому, если:
- 9.4. Надзор и контроль в области обеспечения пожарной безопасности
- Глава 10. Сертификация объектов защиты. Страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта. Лицензирование
- 10.1. Сертификация объектов защиты
- 10.2. Страхование гражданской ответственности
- 10.3. Лицензирование
- Глава 11. Организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
- 11.1. Обучение мерам пожарной безопасности
- 11.2. Подготовка локальной документации по пожарной безопасности
- 11.3. Пожарная охрана
- 11.4. О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию
- Раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» в текстовой части должен содержать:
- Глава 12. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
- Библиографический список
- Оглавление
- Глава 1. Законодательная и нормативно-правовая база в области обеспечения пожарной безопасности