9.4. Надзор и контроль в области обеспечения пожарной безопасности
Государственный пожарный надзор – специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Основной задачей государственного пожарного надзора является осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверки соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки.
Надзор и контроль в области обеспечения пожарной безопасности осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в систему которого входит Государственная противопожарная служба. В Государственную службу входит Федеральная противопожарная служба и противопожарные службы субъектов Российской Федерации, которые осуществляют функции государственного пожарного надзора.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля урегулированы Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии с этим законом инспектора госпожарнадзора вправе проводить плановые (текущие) или внеплановые проверки. Плановая и внеплановая проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
Предмет плановой проверки – соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в 3 года на основании разрабатываемых ежегодных планов.
В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 обязанности по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок возложены на подразделения органов прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением федерального законодательства.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления следующих видов деятельности:
Предмет внеплановой проверки – соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний органов ГПН, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
поступление в органы ГПН обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
– возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена органами ГПН только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (ч. 5 ст. 10 ФЗ № 294-ФЗ).
О проведении внеплановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом ГПН любым доступным способом не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.
Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов – для микропредприятия в год.
По результатам проверки должностными лицами органа государственного пожарного надзора, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган государственного пожарного надзора в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.
Результаты проверки, проведенной органом государственного пожарного надзора с грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного пожарного надзора или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
- Введение
- Глава 1. Законодательная и нормативно-правовая база в области обеспечения пожарной безопасности
- 1.1 Основные законодательные и нормативные документы,
- Регламентирующие требования пожарной безопасности
- 1.2 Новое в законодательстве Российской Федерации
- Национальные стандарты и своды правил
- Приказы и Постановления Правительства рф
- 1.3. Общие принципы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты
- 1.4. Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности
- 1.5. Федеральная целевая программа «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года»
- 1.6. Структура государственных органов управления и надзора в области пожарной безопасности
- Глава 2. Общие сведения о пожарной безопасности
- 2.1. Общие понятия о пожаре
- 2.2. Общие понятия о взрыве
- 2.3. Классификация пожаров
- 2.4. Характеристика и основные параметры пожара
- Глава 3. Классификация помещений, зданий,
- Методы определения категорий помещений в1–в4
- 3.2 Определение категории наружных установок по пожарной опасности
- 3.3. Пожарно-техническая классификация зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков
- 3.4. Ограничение распространения пожара за пределы очага
- Глава 4. Огнетушащие вещества и составы
- Глава 5. Способы и средства пожаротушения
- 5.1. Первичные средства пожаротушения
- 5.2. Системы автоматического пожаротушения
- Глава 6. Системы обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре
- 6.1. Системы и устройства пожарной сигнализации
- 6.2. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре
- Глава 7. Классификация взрывоопасных и пожароопасных зон и электрооборудования по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности
- 7.1. Классификация взрывоопасных зон
- 7.2. Классификация пожароопасных зон
- 7.3. Классификация электрооборудования по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности
- Глава 8. Системы противопожарной защиты
- 8.1. Проходы, проезды и подъезды к объекту
- 8.2. Источники противопожарного водоснабжения
- 8.3. Внутренний противопожарный водопровод
- 8.4. Противопожарные расстояния
- 8.5. Система противодымной защиты. Отопление, вентиляция, кондиционирование
- 8.6. Пути эвакуации людей при пожаре
- 8.7. Система коллективной защиты и средства индивидуальной защиты
- 8.8. Огнезащита строительных материалов и конструкций
- Глава 9. Оценка пожарной опасности объекта защиты
- 9.1. Декларация пожарной безопасности
- Декларация пожарной безопасности
- 9.2. Независимая оценка пожарного риска
- 9.3. Расчет пожарного риска
- Основные расчетные величины индивидуального пожарного риска. Индивидуальный пожарный риск отвечает требуемому, если:
- 9.4. Надзор и контроль в области обеспечения пожарной безопасности
- Глава 10. Сертификация объектов защиты. Страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта. Лицензирование
- 10.1. Сертификация объектов защиты
- 10.2. Страхование гражданской ответственности
- 10.3. Лицензирование
- Глава 11. Организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
- 11.1. Обучение мерам пожарной безопасности
- 11.2. Подготовка локальной документации по пожарной безопасности
- 11.3. Пожарная охрана
- 11.4. О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию
- Раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» в текстовой части должен содержать:
- Глава 12. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
- Библиографический список
- Оглавление
- Глава 1. Законодательная и нормативно-правовая база в области обеспечения пожарной безопасности