Гражданской обороны
В последнее десятилетие произошел решительный поворот военных теоретиков и историков к разработке новой концепции войны, новых форм и способов вооруженной борьбы. Они исходят из того, что при качественно новых средствах вооруженной борьбы, создаваемых на базе новейших технологий, в том числе высокоточного оружия и оружия, основанного на новых физических принципах, неизбежно изменится характер войны.
В связи с этим в концепции войн нового поколения решающая роль отводится не живой силе, не ядерному, а высокоточному оружию и оружию на новых физических принципах. По данным ученых, эти виды оружия через 10-15 лет, а в некоторых странах, возможно, и раньше, существенно обесценят роль ядерного оружия, разрушат тот условный барьер, которым длительное время разделялось ядерное оружие и обычное оружие.
Концепция современной войны значительно уменьшает вероятность ковровых бомбежек с массовым поражением населения и огромными разрушениями жилого фонда, что требовало эвакуации граждан в пригородную зону. Применение высокоточного оружия нарушает экономику страны при разрушении промышленных и военных объектов, но существенно уменьшает массовую гибель гражданского населения. При этом требуется эвакуация только небольшой части населения, живущей возле потенциально опасных, в плане разрушения, объектов, хотя применение высокоточного оружия все равно приводит к гибели гражданского населения, например в Югославии соотношение погибших военных к гражданскому населению составило 1:15.
Опыт минувших войн убедительно свидетельствует, что равноценной альтернативы хорошо продуманной, обученной и оснащенной системе гражданской обороны не существует. По мере совершенствования оружия и средств его доставки система гражданской обороны, а в ее составе и гражданская оборона здравоохранения, прошла путь от местной противовоздушной обороны, созданной 4 октября 1932 года, в состав которой входила медико-санитарная служба, предназначенная для организации медицинской помощи населению при авиационных налетах, до Гражданской обороны СССР с созданной в ее составе в 1962 году медицинской службой гражданской обороны, предназначенной для организации медицинского обеспечения населения в условиях ракетно-ядерной войны.
Переход России к рыночной экономике, пересмотр военной доктрины страны и ее экономические возможности привели к ослаблению готовности сил и средств медицинской службы гражданской обороны по медицинскому обеспечению населения в очагах поражения, а кое-где к утрате медицинских и санитарно-транспортных формирований.
Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия органов государственной власти РФ, функции органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан России в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.
Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» представляет общие понятия и определения, связанные с гражданской обороной, задачи в области гражданской обороны и защиты населения, правовое регулирование в области гражданской обороны, полномочия органов государственной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области гражданской обороны, права и обязанности граждан. В законе подробно изложены положения организации руководства гражданской обороной, силы и средства, привлекаемые для этих целей.
Указ от Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706 «Военная доктрина Российской Федерации» отмечает, что военная доктрина России представляет совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности РФ. Также подчеркивается, что военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее содержании последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников.
Дальнейшее организационное совершенствование гражданской обороны произошло после изменений, которые внес Федеральный закон № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. (статья 96) «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении и дополнении в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов Государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»».
Данным законом вносятся изменения в основные положения Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»:
отменяются понятия «начальник гражданской обороны», «служба гражданской обороны» и «гражданские организации гражданской обороны» и вводится понятие «нештатное аварийно-спасательное формирование»;
отменяется организация гражданской обороны на территории РФ по территориально-производственному принципу;
разграничены полномочия по ведению гражданской обороны между органами исполнительной власти всех уровней. Определено, что государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ на решение задач в области гражданской обороны;
руководство гражданской обороной в РФ осуществляет Правительство РФ, Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) и на территориях субъектов РФ – их руководители;
управление гражданской обороной осуществляют: в стране – ФОИВ, на территориях субъектов РФ – его территориальные органы; в федеральных органах исполнительной власти – их уполномоченные структурные подразделения; в организациях – их уполномоченные структурные подразделения (работники);
органы исполнительной власти субъектов РФ организуют и планируют проведение мероприятий по ГО, а органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований их проводят;
обеспечение финансирования мероприятий гражданской обороны на различных уровнях является расходным обязательством бюджета соответствующего уровня власти.
Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года №1-ФКЗ «О военном положении» дает четкую формулировку военного положения как особого правового режима, вводимого на территории РФ или в отдельных ее местностях, в соответствии с Конституцией РФ Президентом России в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии.
В законе изложены правила введения военного положения, полномочия органов государственной власти и особенности функционирования в период действия военного положения.
Указ от Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности РФ» сформулировал важнейшие направления государственной политики РФ.
Под концепцией национальной безопасности России подразумевается система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
Под национальной безопасностью России понимается безопасность ее многонационального народа, как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
В указе Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 953 «Вопросы министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) определяется федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.
Основными постановлениями Правительства РФ по вопросам гражданской обороны являются:
Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. № 359 «Об утверждении положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями»;
Постановление Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. № 1396 «О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям»;
Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1998 г. № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне»;
Постановление Правительства РФ от 3 октября 1998 г. № 1149 «О порядке отнесения территории к группам по гражданской обороне»;
Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»;
Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»;
Постановления Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».
На основании федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ в каждом федеральном Министерстве исполняются свои ведомственные документы по вопросам гражданской обороны.
Самым важным документом Министерства здравоохранения РФ был приказ Министра здравоохранения РФ от 3 июля 2000 г. № 242 «Положении о федеральной медицинской службы гражданской обороны». В настоящее время 122-ФЗ от 24.08.2004 г. дезавуирует многие положения этого приказа, однако большинство задач, стоящих перед ФМСГО сохранено для гражданской обороны здравоохранения.
В инструкции от 8.12.2000 №212-05/356 МЗ РФ «О порядке развертывания и использования дополнительных больничных коек здравоохранения в военное время» определено, что дополнительные больничные койки здравоохранения, развертываемые в военное время на территории субъекта РФ, предназначаются для медицинского обеспечения проживающего на данной территории пораженного населения в случае возникновения массовых санитарных потерь при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Постановлением Правительства РФ устанавливается задание на развертывание в военное время дополнительных больничных коек здравоохранения на территории субъекта РФ и содержание в этих целях в мобилизационном резерве определенных запасов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества. Время развертывания дополнительных больничных коек, их дислокация и специализация, порядок и источники комплектования кадрами, материальными и финансовыми средствами определяются решениями органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления с учетом местных условий и имеющихся по этим вопросам нормативных правовых актов и методических рекомендаций МЗ РФ.
Непосредственную ответственность за организацию развертывания дополнительных больничных коек на территории субъекта РФ несет руководитель органа управления здравоохранением субъекта и руководители медицинских учреждений, на которые возложено задание.
Методические указания МЗ от 24.04.2001 №2510/4291-01-27 «О создании гражданских организаций гражданской обороны в учреждениях, организациях и предприятиях, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации» подробно излагают задачи гражданских организаций гражданской обороны (НАСФ в новом названии), расчеты их создания, комплектование личным составом, обеспечение техникой и имуществом, формы учета.
- Гбоу впо «Ивановская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения рф
- Содержание
- Раздел 1
- Глава 1.1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 1.2. Человек и среда обитания Состояние среды обитания
- Источники экологической опасности
- Воздух как фактор среды обитания
- Вода как фактор среды обитания
- Почва как фактор среды обитания
- Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности
- Самочувствие человека при разных параметрах микроклимата:
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 1.3. Негативные факторы среды обитания
- Классификация негативных факторов среды обитания человека
- Техносфера как зона действия повышенных и высоких уровней энергии
- Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания
- Электрический ток. Допустимые значения токов и напряжений
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 1.4. Правовые, нормативные и организационные основы
- Обеспечения безопасности жизнедеятельности
- Основные обязанности субъектов обеспечения
- Безопасности жизнедеятельности
- Экологическая безопасность
- Чрезвычайные ситуации
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 1.5. Охрана труда Основные положения и термины охраны труда
- Требования охраны труда
- Правила и инструкции по охране труда
- Организация работы с персоналом по охране труда
- Несчастные случаи на производстве
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 1.6. Здоровый образ жизни Общее понятие «здоровье»
- Репродуктивное здоровье
- Факторы, влияющие на здоровье и благополучие
- Здоровый образ жизни и его составляющие
- Факторы, разрушающие здоровье, их профилактика
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 1.7. Первичный реанимационный комплекс Характеристика терминальных состояний
- Стадии и этапы сердечно-легочной реанимации
- Доврачебный этап реанимационного комплекса
- Методы контроля за состоянием больного
- Особенности проведения реанимации у детей
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 1.8. Бытовые травмы и поражения Понятие о травмах. Первая помощь при травмах
- Травматическая болезнь
- Кровотечения. Оказание первой помощи при кровотечении
- Удушье. Утопление
- Бытовые отравления
- Укусы змей. Ботулизм
- Профилактика травматизма
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 1.9. Организация оказания помощи при взрыве и обрушении здания Понятие о взрыве и взрывных травмах
- Оказание медицинской помощи при взрывных травмах
- Оказание помощи при переломах и вывихах
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 1.10. Дорожно-транспортная безопасность Характеристика транспортных и дорожно-транспортных чрезвычайных ситуаций
- Причины и профилактика дорожно-транспортного происшествия
- Железнодорожные происшествия
- Авиационные происшествия
- Происшествия на водном транспорте
- Оказание помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях на транспортных, дорожно-транспортных объектах
- Извлечение пострадавших из объектов и переноска раненых
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 1.11. Пожар и пожарная безопасность Пожар. Его характеристики
- Классификация пожаров по типу:
- Классификация пожаров по плотности застройки:
- Категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности:
- Классификация сооружений по огнестойкости:
- Методы пожарной защиты
- Медико-санитарные последствия пожаров
- Отморожения
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Раздел 2
- Глава 2.1. Основы гражданской обороны.
- Гражданская оборона здравоохранения
- Законы Российской Федерации, регламентирующие вопросы
- Гражданской обороны
- Уровни, цели, задачи системы гражданской обороны
- Организационная структура гражданской обороны
- Гражданская оборона здравоохранения
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 2.2. Медико-тактическая характеристика поражающих факторов современных видов оружия Возможный характер будущей войны
- Понятие о ядерном оруии
- Поражающие факторы ядерного оружия
- Дозиметрия
- Радиационная разведка, радиометрический и дозиметрический контроль
- Медико-тактическая характеристика очагов ядерного поражения
- Понятие о химическом оружии. Классификация отравляющих веществ
- Медико-тактическая характеристика очагов поражения отравляющими веществами
- Бактериологическое (биологическое) оружие
- Характеристика обычных средств нападения
- Характеристика нелетального оружие
- Санитарные потери
- Медико-тактическая характеристика комбинированных очагов поражения
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 2.3. Организация защиты населения в военное время Основные принципы, способы и мероприятия по защите населения в военное время
- Порядок создания защитных сооружений
- Характеристика убежищ
- Характеристика противорадиационных укрытий
- Характеристика простейших укрытий
- Классификация индивидуальных средств защиты
- Фильтрующие противогазы
- Респираторы
- Дополнительные патроны к противогазам
- Изолирующие противогазы
- Простейшие средства защиты органов дыхания
- Индивидуальные средства защиты кожи
- Медицинские средства индивидуальной защиты
- Понятие об эвакуации, рассредоточении и отселении населения
- Организация работы эвакуационных органов
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 2.4. Медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий гражданской обороны Понятие о системах централизованного оповещения
- Понятие об общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения
- Системы централизованного оповещения территориального уровня
- Локальные системы оповещения
- Особые требования к системам оповещения гражданской обороны
- Эвакуация лечебно-профилактических учреждений
- Организация медицинское обеспечение эвакуируемого и рассредоточиваемого населения
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 2.5. Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при ликвидации последствий нападения противника Понятие о лечебно-эвакуационной системе
- Понятие об этапе медицинской эвакуации
- Понятие о виде и объеме медицинской помощи
- Первая помощь
- Доврачебная помощь
- Первая врачебная помощь
- Квалифицированная медицинская помощь
- Специализированная медицинская помощь и медицинская реабилитация
- Медицинская сортировка
- Организация и проведение медицинской эвакуации
- Особенности организации лечебно-эвакуационных мероприятий в очагах химического и бактериологического заражения
- Первичная медицинская карточка форма 100
- Основы управления силами и средствами гражданской обороны здравоохранения
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 2.6. Работа формирований гражданской обороны
- Здравоохранения при ведении спасательных работ в очагах поражения
- Объектовые формирования, предназначенные для оказания
- Первой помощи в очаге поражения
- Организация работы санитарных дружин (постов) в очаге поражения
- Особенности оказания первой помощи в очаге ядерного, химического и комбинированного поражения
- Организация перемещения и развертывания отряда первой врачебной помощи
- Структура отряда первой врачебной помощи, схема его развертывания и организация работы его функциональных подразделений
- Особенности организации работы отряда первой врачебной помощи в очаге ядерного поражения
- Особенности организации работы отряда первой врачебной помощи в очаге химического поражения
- Особенности организации работы отряда первой врачебной помощи в очаге биологического поражения
- Организация управления отрядом первой врачебной помощи
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 2.7. Организация оказания квалифицированной
- И специализированной медицинской помощи населению в военное время
- Место квалифицированной и специализированной медицинской
- Помощи в системе лечебно-эвакуационного обеспечения населения
- Бригады специализированной медицинской помощи
- Хирургический подвижный госпиталь
- Токсико-терапевтический подвижный госпиталь
- Инфекционный подвижный госпиталь
- Понятие о больничной базе
- Управление больничной базы
- Эвакуационный приемник
- Медицинский распределительный пункт, вспомогательный распределительный пост
- Головная больница
- Многопрофильная больница
- Профилированные больницы
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 2.8. Организация санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий среди населения в военное время Характеристика особенностей эпидемических очагов
- Критерии оценки санитарно-эпидемиологического состояния в зонах боевых действий и чрезвычайных ситуаций
- Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в зонах боевых действий и чрезвычайных ситуациях
- Организация санитарной экспертизы и защита продовольствия и пищевой воды
- Организация медицинских мероприятий по локализации и ликвидации очагов массовых инфекционных заболеваний
- Задачи и организационная структура противоэпидемических формирований
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 2.9. Средства и методы специальной обработки Понятие о специальной обработке
- Средства проведения специальной и санитарной обработки
- Способы проведения специальной обработки
- Организация и проведение специальной обработки в очаге поражения и на этапах медицинской эвакуации
- Организация защиты медицинского имущества в чрезвычайных ситуациях
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Список литературы