Безопасности жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности в РФ – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основным субъектом обеспечения безопасности являются законодательные, исполнительные и судебные органы государства. Непосредственная реализация функций в сфере безопасности возлагается на органы, образующиеся в системе исполнительной власти. Также субъектами безопасности являются граждане, общественные и иные организации и объединения, которые совместно с законодательством образуют систему безопасности России.
Основными функциями системы безопасности являются:
выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
создание, поддержание в готовности и управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при ЧС;
осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключёнными или признанными Российской Федерацией.
Деятельность по обеспечению «безопасности жизни» строится на законодательной основе, которую составляют Конституция РФ, закон РФ «О безопасности» 2010 г, законы и другие нормативные акты РФ, республик, краев, областей, округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключённые или признанные РФ.
При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки. Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность.
В соответствии с законодательством безопасность жизнедеятельности достигается проведением единой государственной политики, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для непосредственного решение задач по обеспечению безопасности субъектам делегируются соответствующие полномочия.
Общими для всех федеральных министерств являются задачи:
организация и проведение мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на подведомственных предприятиях и организациях;
координация усилий по ликвидации чрезвычайных ситуаций с другими федеральными министерствами;
руководство созданием и функционированием ведомственной подсистемы РСЧС.
Каждое федеральное министерство имеет специальные задачи в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. В частности:
- Министерство здравоохранения организует работы по оказанию медпомощи в районах ЧС; создаёт запасы медицинского имущества;
- Министерство образования и науки организует, проводит, координирует, оказывает помощь в научных исследованиях в интересах совершенствования и развития РСЧС; организует подготовку кадров специалистов для РСЧС;
- Министерство сельского хозяйства организует контроль за загрязнением сельскохозяйственных угодий, обеспечивает рациональное ведение сельскохозяйственного производства на загрязнённых территориях; организует работы по ликвидации эпизоотий и эпифитотий;
- Министерство экономики и министерство финансов координируют работы по размещению народнохозяйственных объектов на территории РФ с учетом требований промышленной и экологической безопасности; обеспечивают финансирование работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказание помощи пострадавшему населению;
- Министерство транспорта обеспечивает перевозки сил, средств, материально-технических ресурсов, необходимых для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляют эвакуационные мероприятия;
- Министерство природных ресурсов и экологии прогнозирует опасные гидрометеорологические, уфологические и другие природные явления, высокий уровень загрязнения природной среды и масштабов связанных с ним чрезвычайных ситуаций; обеспечивает контроль экологической обстановки; методологически руководит работами по ликвидации экологических чрезвычайных ситуаций; предоставляет гидрометеорологическую информацию, данные об уровнях загрязнения природной среды.
В целях эффективного контроля за ситуациями на территории РФ по возможному предотвращению чрезвычайных ситуаций существует инструкция о порядке обмена в РФ информацией о чрезвычайных ситуациях. Это вызвано необходимостью упорядочения информации между органами государственного управления, а также с международными организациями. Обмен информацией осуществляется по вертикальным и по горизонтальным связям.
Снизу вверх: передается донесение о прогнозах и фактах возникновения чрезвычайных ситуаций, об их масштабах, ходе и итогах их ликвидации, а также за состоянием потенциально-опасных объектов, а также справочные данные.
Сверху вниз: передаются сигналы оповещения и команды управления силами и средствами наблюдения и контроля ликвидации чрезвычайных ситуаций, информация о прогнозе возникновения чрезвычайных ситуаций, включая сейсмические, гелиогеофизические, стихийные, гидрометеорологические и другие природные явления.
По горизонтали: передается информация оповещения территориальных органов государственного управления соседних регионов о прогнозах и фактах чрезвычайных ситуаций, опасных для территории этого региона, а также информация, необходимая для координации действий федеральных министерств, ведомств и центральных органов РФ между собой и территориальными органами управления при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
Информация о чрезвычайных ситуациях передается за подписью лиц, которым в установленном порядке определено право подписи сообщения, и подписавший сообщение несет всю полноту ответственности за переданную информацию.
Организации в области защиты населения и территорий от ЧС обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов от ЧС; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучение работников организаций способам защиты и действиям в ЧС в составе невоенизированных формирований; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о ЧС; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; предоставлять в установленном порядке информацию о ЧС.
Граждане в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обязаны соблюдать законы РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности; изучать способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приёмы оказания первой помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области; выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Граждане в области пожарной безопасности имеют право на охрану их жизни, здоровья и имущества от воздействия опасных факторов, могущих представлять опасность для их жизни и здоровья; на отказ и возмещение ущерба от отказа от выполнения работы, учебы, проживания в случае возникновения непосредственной угрозы безопасности до устранения этой угрозы; на рабочее место, соответствующее их квалификации; на обращение в компетентные органы за защитой их прав в области пожарной безопасности и с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц и граждан, виновных в нарушении требований пожарной безопасности; на обучение пожаро-взрывобезопасным методам и приемам труда за счет средств предприятия; на участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу; на получение информации по вопросам пожарной безопасности от органов управления и подразделений пожарной охраны; на самостоятельное тушение пожара до прибытия пожарных подразделений; обращение с пожароопасными товарами при достижении 14-летнего возраста; на изъятие спичек, зажигалок, пиротехнических изделий, взрывчатых веществ и пожароопасных товаров у малолетних детей; требовать от администрации предприятий внедрения современных средств обеспечения пожарной безопасности; на хранение в квартирах и жилых комнатах до 10 л легко-воспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ) и горючих жидкостей (ГЖ) и не более 12 л горючих газов (ГГ), а в гаражах индивидуального пользования – не свыше 20 л топлива и 5 л масла; на проверку служебного удостоверения у лиц, обладающих правом проверять у граждан документы или использовать транспортные и иные средства для нужд пожаротушения; на получение питания и надлежащих условий для отдыха при продолжительных боевых действиях по тушению пожара.
Граждане в области пожарной безопасности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; принимать меры по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности в принадлежащих им жилищах и на рабочих местах, привлекая для этого в необходимых случаях соответствующих специалистов; предоставлять возможность должностным лицам пожарной охраны проводить обследования и проверки принадлежащих им помещений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности; обучать своих малолетних детей мерам пожарной безопасности; прятать и изымать от них спички, зажигалки, пиротехнические изделия и другие пожароопасные товары; иметь на местах производства огневых и пожароопасных работ, в помещениях, находящиеся в их собственности (пользовании) первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь; не допускать пересылку, сдачу в камеры хранения, провоз легковоспламеняющихся и взрывчатых вещества, за исключением штучных естественных аксессуаров, разрешенных к продаже и используемых в бытовых целях; оснащать свои жилые строения в сельской местности приставной лестницей, достигающей крыши, а кровлю – лестницей, доходящей до конька крыши; при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану, а до её прибытия принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров; соблюдать в ходе тушения пожара технику безопасности, поддерживать в установленном порядке связь, проявлять взаимовыручку и оказывать первую помощь нуждающимся.
Руководитель предприятия в области пожарной безопасности обязан:
- организовать разработку и реализацию мер пожарной безопасности, инструкций для персонала, схем эвакуации; тушение возникающих пожаров на предприятии до прибытия пожарных подразделений; занятия по изучению правил пожарной безопасности и тушению пожара; подготовку отопительных приборов и систем, к открытию сезона; при необходимости круглосуточное дежурство обслуживающего персонала на объектах; приобретение пожарно-технического оборудования в соответствии с нормами оснащенности; взаимодействие и сотрудничество служб предприятия между собой и с государственными органами контроля и надзора по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
- согласовать с государственным пожарным надзором размещение помещений для обогрева рабочих; места хранения баллонов с газом и пожароопасными веществами; с государственной противопожарной службой специальные программы по обучению детей в образовательных учреждениях, градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение, техническое переоснащение предприятия;
- предоставлять необходимые силы и средства, продукты питания и места отдыха для личного состава пожарной охраны участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожаров на территории предприятий; по требованию должностных лиц государственной противопожарной службы сведения и документы пожарной безопасности;
- осуществлять обязательную сертификацию продукции и услуг в соответствии с перечнем, определяемым государственной противопожарной службой; обязательное противопожарное страхование работников предприятий, работ и услуг в области пожарной безопасности, гражданской ответственности за вред, который может быть причинен пожаром третьим лицам;
- обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности; непрерывное несение службы в созданных подразделениях пожарной охраны; доступ работников пожарной охраны при осуществлении или служебных обязанностей на территорию; выдачу специального обмундирования и снаряжения, индивидуальных средств защиты; контроль за соблюдением на объектах предприятия требований пожарной безопасности; приостановку работы предприятия, производств, агрегатов, если это связано с угрозой возникновения пожара и безопасностью людей; проверку знания работниками инструкций по обеспечению пожарной безопасности; информирование работников и посетителей руководимых объектов, о мерах пожарной безопасности; возмещение ущерба, причинённого пожаром; содействие при инспектировании объектов предприятия, при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, выявления виновных лиц;
- сообщать лесхозам о пожарах, о месте и времени проведения работ с взрывчатыми веществами; в пожарную охрану о возникших пожарах, о случаях отключения водопроводной сети и гидрантов, уменьшении давления сети ниже требуемого, о закрытии дорог, препятствующих проезду пожарных машин, о числе больных, находящихся в стационаре лечебного учреждения; работникам предприятия под роспись их функциональные права и обязанности, полагающиеся противопожарные средства индивидуальной защиты, компенсации и льготы;
- отражать в коллективном и индивидуальном договоре вопросы пожарной безопасности; в инструкциях о мерах пожарной безопасности на предприятии вопросы, определяющие: порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе путей эвакуации; порядок содержания и хранения спецодежды; места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму; предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры, газоанализаторы и др.), отклонения в которых могут вызвать пожар или взрыв; мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении технологических процессов, эксплуатации оборудования, производстве огневых и пожароопасных работ; порядок пользования кислородными подушками при отсутствии централизованного снабжения кислородом; места и порядок курения, применения открытого огня и иных источников зажигания; порядок и нормы хранения взрывопожароопасных и пожароопасных веществ и материалов, особенности их хранения и транспортирования; порядок и сроки уборки объектов от пыли и отходов; обязанности и действия при пожаре;
- принимать необходимые меры по защите от пожаров зданий, дополнительные меры по обеспечению безопасности покупателей при продаже товаров повышенного спроса;
- направлять силы и средства на тушение лесных пожаров; членов ДПД предприятия для патрулирования населённых пунктов, лесов, железных дорог по решению органов местного самоуправления;
- заключать договор со специализированной организацией на осуществление работ по установкам пожарной сигнализации и средств пожаротушения; договор со специализированной организацией на содержание электрохозяйство;
- не допускать вмешательство работников предприятия в непосредственную деятельность подразделений пожарной охраны; приём на работу лиц, которые по своим личным и деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья не способны выполнять возложенные на них обязанности;
- назначать лиц, ответственных за пожарную безопасность территорий, сооружений, участков, оборудования, транспорта и т.п.; лиц, ответственных за пожарную безопасность при проведении мероприятий с массовым скоплением людей, при сжигании мусора на территории предприятий и т.п.; лиц, ответственных за оповещения людей о пожаре, за проведение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму; лиц, ответственных за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения, пожарной техники; комиссию по принятию в эксплуатацию установок, связанных с применением взрывопожароопасных веществ;
- при прибытии на пожар продублировать сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и поставить в известность вышестоящее руководство; в случае угрозы жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого имеющиеся силы и средства; при необходимости отключить электроэнергию (за исключением систем противопожарной защиты) прекратить все работы в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара; осуществить общее руководство по тушению пожара до прибытия подразделения пожарной охраны, организовать их встречу и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара; сообщить подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведения о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных, взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах необходимые для обеспечения безопасности личного состава, о конструктивных и технологических особенностях объекта.
Руководитель предприятия в области пожарной безопасности имеет право контролировать соблюдение на объектах предприятия действующих инструкций по вопросам пожарной безопасности; проверять порядок несения службы и боеготовность пожарной охраны; осуществлять противопожарное страхование имущества; привлекать специалистов для проведения экспертиз, связанных с пожарной безопасностью производств, объектов и работ; поощрять работников предприятия за достижения и успехи в деле обеспечения пожарной безопасности; требовать от работников необходимые объяснения по поводу совершенных ими проступков в области пожарной безопасности; отстранять от ведения пожароопасных работ служащих, находящихся в нетрезвом состоянии, не имеющих соответствующего допуска, нарушающих требований пожарной безопасности; изымать на территории предприятия самодельные предметы, использование которых создаёт угрозу пожарной безопасности; выдворять работников из помещений и зданий предприятия, если имеется непосредственная угроза возникновения пожара и безопасности людей; создавать добровольные пожарные дружины.
- Гбоу впо «Ивановская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения рф
- Содержание
- Раздел 1
- Глава 1.1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 1.2. Человек и среда обитания Состояние среды обитания
- Источники экологической опасности
- Воздух как фактор среды обитания
- Вода как фактор среды обитания
- Почва как фактор среды обитания
- Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности
- Самочувствие человека при разных параметрах микроклимата:
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 1.3. Негативные факторы среды обитания
- Классификация негативных факторов среды обитания человека
- Техносфера как зона действия повышенных и высоких уровней энергии
- Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания
- Электрический ток. Допустимые значения токов и напряжений
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 1.4. Правовые, нормативные и организационные основы
- Обеспечения безопасности жизнедеятельности
- Основные обязанности субъектов обеспечения
- Безопасности жизнедеятельности
- Экологическая безопасность
- Чрезвычайные ситуации
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 1.5. Охрана труда Основные положения и термины охраны труда
- Требования охраны труда
- Правила и инструкции по охране труда
- Организация работы с персоналом по охране труда
- Несчастные случаи на производстве
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 1.6. Здоровый образ жизни Общее понятие «здоровье»
- Репродуктивное здоровье
- Факторы, влияющие на здоровье и благополучие
- Здоровый образ жизни и его составляющие
- Факторы, разрушающие здоровье, их профилактика
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 1.7. Первичный реанимационный комплекс Характеристика терминальных состояний
- Стадии и этапы сердечно-легочной реанимации
- Доврачебный этап реанимационного комплекса
- Методы контроля за состоянием больного
- Особенности проведения реанимации у детей
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 1.8. Бытовые травмы и поражения Понятие о травмах. Первая помощь при травмах
- Травматическая болезнь
- Кровотечения. Оказание первой помощи при кровотечении
- Удушье. Утопление
- Бытовые отравления
- Укусы змей. Ботулизм
- Профилактика травматизма
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 1.9. Организация оказания помощи при взрыве и обрушении здания Понятие о взрыве и взрывных травмах
- Оказание медицинской помощи при взрывных травмах
- Оказание помощи при переломах и вывихах
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 1.10. Дорожно-транспортная безопасность Характеристика транспортных и дорожно-транспортных чрезвычайных ситуаций
- Причины и профилактика дорожно-транспортного происшествия
- Железнодорожные происшествия
- Авиационные происшествия
- Происшествия на водном транспорте
- Оказание помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях на транспортных, дорожно-транспортных объектах
- Извлечение пострадавших из объектов и переноска раненых
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 1.11. Пожар и пожарная безопасность Пожар. Его характеристики
- Классификация пожаров по типу:
- Классификация пожаров по плотности застройки:
- Категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности:
- Классификация сооружений по огнестойкости:
- Методы пожарной защиты
- Медико-санитарные последствия пожаров
- Отморожения
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Раздел 2
- Глава 2.1. Основы гражданской обороны.
- Гражданская оборона здравоохранения
- Законы Российской Федерации, регламентирующие вопросы
- Гражданской обороны
- Уровни, цели, задачи системы гражданской обороны
- Организационная структура гражданской обороны
- Гражданская оборона здравоохранения
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 2.2. Медико-тактическая характеристика поражающих факторов современных видов оружия Возможный характер будущей войны
- Понятие о ядерном оруии
- Поражающие факторы ядерного оружия
- Дозиметрия
- Радиационная разведка, радиометрический и дозиметрический контроль
- Медико-тактическая характеристика очагов ядерного поражения
- Понятие о химическом оружии. Классификация отравляющих веществ
- Медико-тактическая характеристика очагов поражения отравляющими веществами
- Бактериологическое (биологическое) оружие
- Характеристика обычных средств нападения
- Характеристика нелетального оружие
- Санитарные потери
- Медико-тактическая характеристика комбинированных очагов поражения
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 2.3. Организация защиты населения в военное время Основные принципы, способы и мероприятия по защите населения в военное время
- Порядок создания защитных сооружений
- Характеристика убежищ
- Характеристика противорадиационных укрытий
- Характеристика простейших укрытий
- Классификация индивидуальных средств защиты
- Фильтрующие противогазы
- Респираторы
- Дополнительные патроны к противогазам
- Изолирующие противогазы
- Простейшие средства защиты органов дыхания
- Индивидуальные средства защиты кожи
- Медицинские средства индивидуальной защиты
- Понятие об эвакуации, рассредоточении и отселении населения
- Организация работы эвакуационных органов
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 2.4. Медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий гражданской обороны Понятие о системах централизованного оповещения
- Понятие об общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения
- Системы централизованного оповещения территориального уровня
- Локальные системы оповещения
- Особые требования к системам оповещения гражданской обороны
- Эвакуация лечебно-профилактических учреждений
- Организация медицинское обеспечение эвакуируемого и рассредоточиваемого населения
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 2.5. Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при ликвидации последствий нападения противника Понятие о лечебно-эвакуационной системе
- Понятие об этапе медицинской эвакуации
- Понятие о виде и объеме медицинской помощи
- Первая помощь
- Доврачебная помощь
- Первая врачебная помощь
- Квалифицированная медицинская помощь
- Специализированная медицинская помощь и медицинская реабилитация
- Медицинская сортировка
- Организация и проведение медицинской эвакуации
- Особенности организации лечебно-эвакуационных мероприятий в очагах химического и бактериологического заражения
- Первичная медицинская карточка форма 100
- Основы управления силами и средствами гражданской обороны здравоохранения
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 2.6. Работа формирований гражданской обороны
- Здравоохранения при ведении спасательных работ в очагах поражения
- Объектовые формирования, предназначенные для оказания
- Первой помощи в очаге поражения
- Организация работы санитарных дружин (постов) в очаге поражения
- Особенности оказания первой помощи в очаге ядерного, химического и комбинированного поражения
- Организация перемещения и развертывания отряда первой врачебной помощи
- Структура отряда первой врачебной помощи, схема его развертывания и организация работы его функциональных подразделений
- Особенности организации работы отряда первой врачебной помощи в очаге ядерного поражения
- Особенности организации работы отряда первой врачебной помощи в очаге химического поражения
- Особенности организации работы отряда первой врачебной помощи в очаге биологического поражения
- Организация управления отрядом первой врачебной помощи
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 2.7. Организация оказания квалифицированной
- И специализированной медицинской помощи населению в военное время
- Место квалифицированной и специализированной медицинской
- Помощи в системе лечебно-эвакуационного обеспечения населения
- Бригады специализированной медицинской помощи
- Хирургический подвижный госпиталь
- Токсико-терапевтический подвижный госпиталь
- Инфекционный подвижный госпиталь
- Понятие о больничной базе
- Управление больничной базы
- Эвакуационный приемник
- Медицинский распределительный пункт, вспомогательный распределительный пост
- Головная больница
- Многопрофильная больница
- Профилированные больницы
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 2.8. Организация санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий среди населения в военное время Характеристика особенностей эпидемических очагов
- Критерии оценки санитарно-эпидемиологического состояния в зонах боевых действий и чрезвычайных ситуаций
- Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в зонах боевых действий и чрезвычайных ситуациях
- Организация санитарной экспертизы и защита продовольствия и пищевой воды
- Организация медицинских мероприятий по локализации и ликвидации очагов массовых инфекционных заболеваний
- Задачи и организационная структура противоэпидемических формирований
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Глава 2.9. Средства и методы специальной обработки Понятие о специальной обработке
- Средства проведения специальной и санитарной обработки
- Способы проведения специальной обработки
- Организация и проведение специальной обработки в очаге поражения и на этапах медицинской эвакуации
- Организация защиты медицинского имущества в чрезвычайных ситуациях
- Вопросы для самоконтроля знаний
- Список литературы