logo
Книга БЖД

Вероятность индивидуального смертельного риска в различных сферах деятельности

Вид деятельности

Риск

Автомобильные катастрофы

0,001

Преступления

0,0004

Добыча угля

0,00088

Строительство

0,000092

Сельское хозяйство

0,000087

Молния

0,0000001

Одно из основных понятий теории надежности — отказ. Отказ — это нарушение работоспособного состояния технического устройства из-за прекращения функционирования или из-за резкого изменения его параметров. В теории надежности оценивается ве­роятность отказа, то есть вероятность того, что тех­ническое средство откажет в течение заданного вре­мени работы. Для современных технических сис­тем интенсивность отказов лежит в пределах 10~7—10~81/час. Теория надежности позволяет оце­нить срок службы, по окончании которого техни­ческое средство вырабатывает свой ресурс и долж­но подвергнуться капитальному ремонту, модерни­зации или замене. Техническим ресурсом называ­ется продолжительность непрерывной или суммарной периодической работы от начала эксплуатации до наступления предельного состояния. Количествен­ная информация о надежности накапливается в про­цессе эксплуатации технических систем и исполь­зуется в расчетах надежности. При этом выявля­ются ненадежные элементы и факторы, ускоряющие или вызывающие отказы, слабые места в конструк­ции; вырабатываются рекомендации по улучшению устройств и оптимальным режимам их работы.

Возможности электронно-вычислительной техни­ки позволяют развивать метод моделирования опас­ных ситуаций. Моделирование оперирует формали­зованными понятиями. Формализация — это упо­рядоченное и специальным образом организованное представление исследуемых объектов с помощью различных физических и геометрических знаков. Формализации подвергаются статистические данные о происшествиях, структура и закономерности фун­кционирования технических систем.

Для построения моделей используется ряд графических символов. Символы используются для построения диаграмм с уз­лами и взаимосвязью между ними. В качестве уз­лов подразумеваются события, свойства и состояния элементов системы «человек — машина», логичес­кие условия их реализации и преобразования. Вза­имосвязь между узлами диаграммы изображают ребрами, с помощью которых образуются ветви. Ши­рокое распространение получила диаграмма ветвя­щейся структуры, называемая «дерево событий». Диаграмма включает одно нежелательное событие-происшествие, которое размещается вверху и со­единяется с другими событиями-предпосылками с помощью соответствующих связей и логических ус­ловий. Узлами дерева служат как события, так и условия. Для реализации происшествия необходи­мо одновременное выполнение трех условий: нали­чие источника опасности, присутствие человека в зоне действия источника опасности, отсутствие у человека защитных средств.

Рассмотрим процедуру построения дерева, его качественный и количественный анализ.

Будем считать, что для гибели человека от элек­трического тока необходимо и достаточно включе­ние его тела в цепь, обеспечивающую прохождение смертельного тока. Следовательно, чтобы произо­шел несчастный случай (событие А), необходимо од­новременное выполнение по крайней мере трех ус­ловий: наличие потенциала высокого напряжения на металлическом корпусе электроустановки (собы­тие Б), появление человека на заземленном прово­дящем основании (событие В), касание человека корпуса электроустановки (событие Г).

В свою очередь событие Б может быть следстви­ем любого из событий — предпосылок Д и Е, на­пример, нарушение изоляции или смещение неизо­лированного контакта и касание им корпуса. Собы­тие В может появиться как результат предпосылок Ж и 3, когда человек становится на заземленное проводящее основание или касается телом зазем­ленных элементов помещения. Событие Г может явиться одной из трех предпосылок И, К и Л — ремонт, техобслуживание или работа установки.

Анализ дерева событий состоит в выявлении ус­ловий, минимально необходимых и достаточных для возникновения или невозникновения головного со­бытия. Модель может давать несколько минималь­ных сочетаний исходных событий, приводящих в совокупности к данному происшествию. В данном примере имеются двенадцать минимальных аварий­ных сочетаний: ДЖИ, ДЖК, ДЖЛ, ДЗИ, ДЗК, ДЗЛ, ЕЖИ, ЕЖК, ЕЖЛ, ЕЗИ, ЕЗК, ЕЗЛ и три минималь­ных секущих сочетания, исключающих возможность появления происшествия при одновременном отсут­ствии образующих их событий: ДЕ-, ЖЗ, ИКЛ.

Аналитическое выражение условий появления исследуемого происшествия имеет вид А = (Д + Е) (Ж + 3)(И + К + Л). Подставив вместо буквенных символов вероятности соответствующих предпосы­лок, можно получить оценку риска гибели челове­ка от электрического тока в конкретных условиях.

Например, при равных вероятностях Р(Д) = Р(Е) = ...Р(Л) = 0,1 вероятность гибели человека от элек­трического тока в рассматриваемом случае

Р(А)=(0,1+0,1)(0,1+0,1)(0,1+0,1+0,1)=0,012.

Таким образом может быть рассчитана вероятность несчастного случая или аварии на производстве.

Практический интерес представляет построение дерева причин несчастного случая с подобным про­ведением анализа предшествующих событий, кото­рые привели к нему. При этом выделяются случай­ные предшествующие события, устанавливаются свя­зи между ними, анализируются факторы, носящие постоянный характер. Логическая структура дерева такова, что при отсутствии хотя бы одного из пред­шествующих событий, несчастный случай произой­ти не может. При составлении дерева причин могут быть выявлены потенциально опасные факторы, не проявившие себя. Таким образом можно предотвра­тить повторение аналогичного несчастного случая.

Для сложных систем анализ может производить­ся методом дерева отказов, в котором диаграмма показывает события и условия как логические след­ствия других событий и условий.

Достоинством такого моделирования опасностей являются простота, наглядность и легкость мате­матической алгоритмизации исследуемых производ­ственных процессов и технических систем.

На практике разрабатываются и применяются раз­личные методы моделирования опасных ситуаций.

Оценка вероятности опасных ситуаций в системе «человек — техническая система» на стадии проектирования производства, технологий и технических систем позволяет повысить из безопасность.

Для этой цели разрабатываются программы ис­следований факторов риска, испытания технических средств на соответствие требованиям безопасности.

В случае невозможности надежного теоретичес­кого анализа применяются экспертные оценки. Ме­тоды экспертного оценивания используются при ис­следовании достаточно сложных объектов, когда имеются трудности в создании достоверных моде­лей функционирования больших систем. Эти труд­ности могут возникнуть из-за сложности и трудо­емкости решения задач оптимизации, а также, как это часто бывает, из-за совмещения в технических решениях принципов различных областей науки. Эксперты являются специалистами в конкретных областях знания и могут указать более предпочти­тельные варианты решений. Для обеспечения объек­тивности оценки разработаны способы получения экспертной информации: парные и множественные сравнения, ранжирование, классификации. Экспер­там предъявляются пары или множество объектов и предлагается указать более предпочтительные их них, при ранжировании предлагается упорядочить по предпочтениям множество объектов. Эксперт может дать количественную оценку предпочтения; анализ и обработка экспертной информации прово­дится с помощью математических методов.

Применяя различные методы, можно проводить систематические исследования на стадии проекти­рования и в ходе эксплуатации как целого пред­приятия, так и отдельной технической единицы.

Проверка качества проектируемых технических средств проводится испытанием опытных образцов, а затем, в процессе эксплуатации, периодически­ми испытаниями серийных образцов в условиях, приближенных к реальным условиям максималь­ных негативных воздействий (механических, кли­матических и др.)- Эти условия создаются с помо­щью вибростендов, климатических камер и т. д. Вы­явление, анализ и устранение дефектов повышает надежность технологий и технических систем. Клас­сификации отказов на этапе проектирования и про­изводства позволяют определить факторы, имею­щие преобладающее значение в формировании при­чин опасных ситуаций.