logo
Книга БЖД

6.1. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения бжд

Правовой основой законодательства в области обес­печения БЖД является Конституция — основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Гарантом Консти­туции РФ является Президент. Президент РФ изда­ет указы и распоряжения, обязательные для испол­нения на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, рассматриваются Советом Федерации, под­писываются и обнародуются Президентом.

Экологическая безопасность

Обеспечение экологической безопасности на тер­ритории РФ, формирование и укрепление экологи­ческого правопорядка основаны на действии с мар­та 1992 г. федерального закона «Об охране окру­жающей природной среды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и вос­питательного воздействия. Закон содержит свод пра­вил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулируй ее природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объек­ты, охране которых посвящено специальное зако­нодательство.

Задачами природоохранительного законодатель­ства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улуч­шение ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм:

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воз­действия (химического, физического, биологическо­го): ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы ради­ационного воздействия, нормы остаточных химичес­ких веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными орга­нами государства (в частности, Госсанэпиднадзором России) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм соб­ственности и подчиненности, гражданам РФ. Орга­ны охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложе­ния запрета деятельности на всех стадиях — про­ектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов. Закон гаран­тирует право граждан на здоровую и благоприят­ную природную среду, закрепляет полномочия граж­дан и общественных экологических объединений в охране окружающей природной среды: требовать предоставления экологической информации, назна­чения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с ис­ками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

Механизм реализации Закона выражается в соче­тании экономических методов хозяйствования с ад­министративно-правовыми мерами обеспечения ка­чества окружающей природной среды. Экономичес­кий механизм охраны окружающей среды предпо­лагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. Это прямые экологические сти­мулы в охране окружающей природной среды. Вли­яние на экономический интерес осуществляется че­рез изъятие части денежного дохода в качестве пла­ты за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий.

Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресе­чения вредной деятельности, ответственность за эко­логические правонарушения. Финансирование и осу­ществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения эколо­гических требований закон предусматривает при­остановление деятельности и одновременное прекра­щение финансирования со стороны кредитно- фи­нансовых учреждений.

Система экологического контроля состоит из го­сударственной службы наблюдения за состояни­ем окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, обществен­ного контроля. Мониторинг организуется с целью наблюдения за происходящими в окружающей при­родной среде физическими, химическими, биоло­гическими процессами, за уровнем загрязнения ат­мосферы, воздуха, почв, водных объектов, послед­ствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде, пре­дупреждениями и прогнозами ее состояния.

Организационную основу службы экологическо­го контроля составляет Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружа­ющей среды (Роскомгидромет) и ее подразделения на местах. В проведении государственного экологи­ческого мониторинга участвуют: Госсанэпиднадзор России — в части мониторинга неблагоприятных воздействий факторов окружающей среды на здо­ровье человека, Минсельхоз России в части мони­торинга загрязнения почв, растительной продукции, вод и снега тяжелыми металлами, пестицидами, нитратами в агропромышленном комплексе, а также Комитет РФ по земельным ресурсам и землеуст­ройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопаснос­ти. Основная нагрузка ложится на государственную систему мониторинга Росткомгидромета. В ее состав входит сеть пунктов режимных наблюдений за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, поверхности вод, морской среды, лесной раститель­ности, за химическим составом осадков, снежного покрова, уровнем радиации.

Основные положения производственного эколо­гического контроля были введены постановлением правительства СССР 1968 года «О мерах по даль­нейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране». Постановление пре­дусматривало организацию лабораторий в составе заводских лабораторий для постоянного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норма­тивов в цехах, а также за загрязнением атмосфер­ного воздуха, почвы и водоемов промышленными выбросами. В соответствии с федеральным зако­ном «О предприятиях и предпринимательской де­ятельности» (1990) предприятия получили само­стоятельность в определении структуры и финан­сирования своих подразделений. Однако обязанно­стью всех предприятий и предпринимателей явля­ется проведение экологического контроля произ­водства и недопущение загрязнения окружающей среды, выпуск продукции, не приносящей вреда здоровью человека.

Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право налагать запрет на размеще­ние проекта, совместно с органами власти прини­мать меры административно-правового пресечения вредной деятельности, привлекать виновников к от­ветственности за экологические правонарушения.

Система стандартов «Охрана природы» ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмосферы, гид­росферы, почвы) в части защиты их от антропо­генного воздействия. Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требова­ния к конкретным видам природопользования. Государственные стандарты дают признаки и методи­ки определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей.

Система государственных стандартов включает более 200 стандартов, касающихся охраны окружа­ющей среды. Она подразделяется на несколько групп стандартов и обеспечивает применение единых и обя­зательных методов и правил охраны природы. Стан­дарты нулевого комплекса ГОСТ 17.0.0.01 и другие составляют группу организационно-методических стандартов. Так, ГОСТ 17.0.0.04-90 регламентиру­ет основные положения экологического паспорта предприятия.

Стандарты в области охраны вод объединяются в первый комплекс — ГОСТ 17.1.1.01 и другие; а, например, ГОСТ 17.1.3.07 «Правила контроля ка­чества воздуха населенных пунктов» — в третий. К четвертому комплексу относятся стандарты в обла­сти охраны и рационального использования почв, к пятому — использования земли, к шестому — охраны растительности.

Федеральный закон «Об охране окружающей при­родной среды» дополняется законодательными ак­тами, конкретизирующими его положения. В 1992 году принят «Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов заг­рязняющих веществ в окружающую природную сре­ду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов». В 1993 году принят Указ «Об образовании Межведомственной комиссии Совета бе­зопасности РФ по экологической безопасности». В 1994 году «О государственной стратегии РФ по ох­ране окружающей среды и обеспечению устойчиво­го развития».

Проблема охраны окружающей среды имеет гло­бальный характер. В Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей че­ловека среды (1972) сформулированы 26 принци­пов, положенных в основу международного эколо­гического сотрудничества. Декларация провозгла­сила право человека на жизнь в благоприятной окружающей среде. Природные ресурсы Земли дол­жны быть сохранены на благо нынешнего и буду­щих поколений.

Конференция ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро единодушно приняла Декларацию по окружаю­щей среде и развитию, провозгласившую цель — установить новое, справедливое глобальное партнер­ство для сохранения, защиты и восстановления здо­рового состояния и целостности экосистемы Земли.

Российской Федерацией приняты к исполнению, в частности:

Протокол 1985 года о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков, Протокол 1988 года об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков.

Россия — член многосторонних конвенций, таких как конвенция о защите Черного моря от загрязне­ний (1992 г.), об охране морской среды Балтийско­го моря (1992 г.), конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий и Киотского со­глашения (1997) об ограничении выбросов веществ, вызывающих парниковый эффект и др.

Охрана труда

Основы законодательства Российской Федерации об охране труда обеспечивают единый порядок ре­гулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предпри­ятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Ос­новы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направле­ны на создание условий труда, отвечающих требо­ваниям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

Охрана труда — это система обеспечения безопас­ности жизни и здоровья работников в процессе тру­довой деятельности, включающая правовые, соци­ально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, основ за­конодательства РФ об охране труда и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нор­мативных актов.

Основные направления государственной полити­ки в области охраны труда:

— признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий;

Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе:

Государство в лице органов законодательной, ис­полнительной и судебной властей гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудо­вом процессе по трудовому договору (контакту) с ра­ботодателем. Условия трудового договора (контак­та) должны соответствовать требованиям законода­тельных и нормативных актов по охране труда.

В 1994 г. была создана межведомственная комис­сия на уровне заместителей министров и ведомств РФ для координации деятельности министерств и ве­домств РФ, привлечения компетентных организаций, ученых и специалистов в целях реализации Основ законодательства РФ об охране труда.

Основным законом об охране труда на террито­рии Российской Федерации является Федеральный закон от 17.07.99 №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», вступивший в силу 24 июля 1999 года.

Он устанавливает правовые основы регулирова­ния отношений в области охраны труда между ра­ботодателями и работниками, и направлен на со­здание условий труда, соответствующих требовани­ям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Действие нового Закона распространяется на всех работодателей, независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности; работников, состо­ящих с работодателями в трудовых отношениях; студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учрежде­ний начального и среднего профессионального об­разования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику; военнос­лужащих, направляемых на работу в организации; а также на граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.

Законодателем подробно изложены права работ­ников на охрану труда. Каждый из них имеет пра­во на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; обязательное социальное страхова­ние от несчастных случаев на производстве и про­фессиональных заболеваний в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации; обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защи­ты за счет средств работодателя; компенсации, ус­тановленные законодательством Российской Феде­рации и законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором, трудовым договором (контрактом), если работник занят на тяжелых работах и работах с вредными или опас­ными условиями труда, и др.

Кроме того, по сравнению с ранее действовавши­ми Основами законодательства Российской Федера­ции об охране труда, работники вправе проходить внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указан­ного медицинского осмотра.

Работодатель, среди прочего, обязан теперь про­водить аттестацию рабочих мест по условиям тру­да с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.

В целях обеспечения соблюдения требований ох­раны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны тру­да или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В организациях с численностью более 10 работ­ников работодателями создаются комитеты (комис­сии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профес­сиональных союзов или иного уполномоченного ра­ботниками представительного органа.

Государственный надзор и контроль за соблюдени­ем требований охраны труда осуществляются феде­ральной инспекцией труда — единой федеральной централизованной системой государственных органов.

Государственные инспектора труда при исполне­нии своих обязанностей имеют право: беспрепят­ственно в любое время суток при наличии удостове­рений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организа­ционно-правовых форм; запрашивать и безвозмез­дно получать от руководителей и иных должност­ных лиц организаций, органов исполнительной вла­сти, органов местного самоуправления, работода­телей документы, объяснения, информацию, необ­ходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве и др.

Законом предусмотрено проведение государствен­ной экспертизы условий труда, осуществляемой Всероссийской государственной экспертизой усло­вий труда и государственными экспертизами усло­вий труда субъектов Российской Федерации.

Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предостав­ления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда. Поми­мо этого, заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации орга­низации или ее подразделения при выявлении на­рушения требований охраны труда. В заключение следует отметить, что ранее решения о закрытии предприятий или их структурных подразделений принимал соответствующий орган исполнительной власти по труду.

На федеральном уровне установлено, что в РФ дей­ствует система правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами испол­нительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при про­ектировании и эксплуатации объектов, конструи­ровании машин, механизмов и оборудования, раз­работке технологических процессов, организации производства и труда. В нее входят:

— типовые отраслевые инструкции по охране труда ТОИ.

Органы государственной власти субъектов РФ на основе государственных правовых актов, содержа­щих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные право­вые акты по охране труда.

Предприятия, учреждения и организации разра­батывают и утверждают стандарты предприятия системы ССБТ, инструкции по охране труда для ра­ботников и на отдельные виды работ (ИОТ) на ос­нове государственных, правовых актов.

Профессиональные союзы в лице их соответству­ющих органов и иные уполномоченные работника­ми представительные органы имеют право прини­мать участие в разработке и согласовании норма­тивных правовых актов по охране труда.

ССБТ — комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

ССБТ устанавливает требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов:

Система стандартов безопасности труда ССБТ на­считывает несколько сот государственных и отрас­левых стандартов. На основе ССБТ создаются но­вые безопасные техника и технологии, планируют­ся и осуществляются мероприятия по улучшению санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах, осуществляется контроль состояния условий и охраны труда.

Обеспечение безопасности производственного оборудования и технологических процессов должно до­стигаться приведением их в соответствие с требова­нием ССБТ.

Стандарты предприятий по безопасности труда (СТПБТ) являются составной частью ССБТ. Стандарт предприятия регламентирует организацию работы по обеспечению безопасности труда на предприятии.

Инструкция по охране труда (ИОТ) является нормативным документом, устанавливающим требо­вания безопасности при выполнении работ в про­изводственных помещениях и в иных местах, где работающие выполняют порученную им работу или служебные обязанности. Инструкции могут разра­батываться как для работающих отдельных про­фессий, так и для отдельных видов работ. Инструк­ции должны включать только те требования, кото­рые касаются безопасности труда и выполняются самими работающими.

Инструкции разрабатываются на основе типовых инструкций, требований безопасности, изложенных в эксплуатационной документации используемых технических средств, а также с учетом конкретных условий работы.

Требования ИОТ являются обязательными для работающих. Невыполнение их рассматривается как нарушение производственной дисциплины.

Для организации работы по охране труда на пред­приятии создаются в случае необходимости служ­бы охраны труда или привлекаются специалисты по охране труда на договорной основе. Структура и численность работников службы охраны труда предприятия определяется работодателем с учетом ре­комендаций государственного органа управления ох­раной труда.

Ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодате­ля. В обязанности работодателя входит обеспечение безопасности оборудования, технологических процессов и применяемых сырья и материалов, выполнение требований законодательства и норматив­ных актов, в частности, организация медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических осмотров в процессе работы.

Оценка фактического состояния условий труда производится на основании данных аттестации рабочих мест или специальных инструментальных за­меров уровней факторов производственной среды, которые отражаются в карте условий труда на ра­бочем месте.

Превышение ПДК и ПДУ на рабочих местах счи­тается нарушением норм и правил по охране труда.

Государственное управление ОТ, надзор и конт­роль осуществляет государственный орган, полно­мочия которого определяются Президентом РФ и по его поручению Правительством РФ. Нормы и правила ОТ, утверждаемые этим государственным органом управления ОТ, обязательны для исполне­ния на территории РФ предприятиями всех форм собственности.

Чрезвычайные ситуации

Федеральный закон (ФЗ № 68 от 21.12.94) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.) определяет общие для Российской Феде­рации организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Фе­дерации, объектов производственного и социально­го назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и тех­ногенного характера.

Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущер­ба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяется, исходя из принципа необходимой достаточности и макси­мально возможного использования имеющихся сил и средств.

Президент вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решение по вопросу предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления их послед­ствий, вводит при необходимости и в соответствии с Конституцией чрезвычайное положение.

Федеральное собрание Российской Федерации ут­верждает ассигнования на финансирование мероп­риятий, проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территории от чрезвы­чайных ситуаций. Правительство устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации.

Органы местного самоуправления осуществляют подготовку и содержат в готовности необходимые силы и средства для защиты населения и террито­рий от ЧС, проводят обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях.

Для осуществления государственного управления и координации органов исполнительной власти со­здан федеральный орган — Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуа­ций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), который создает подведомственные ему территориальные органы. Эти органы в свою очередь, организуют работу в области защиты на­селения и территории от ЧС в своей сфере деятель­ности и порученных им отраслях экономики.

Федеральные органы исполнительной власти:

обеспечивают разработку и реализацию мероп­риятий по укреплению радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил инженерно-технических мероприятий граж­данской обороны при проектировании, строитель­стве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения;

Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно федеральными органами испол­нительной власти, субъектами РФ, органами мест­ного самоуправления.

Постановлением от 24 июля 1995 года «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» определены основные задачи, формы и методы под­готовки населения Российской Федерации в облас­ти защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

12 февраля 1998 г. был подписан Президентом Российской Федерации принятый Государственной думой Федеральный закон о гражданской обороне. Закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, орга­нов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм соб­ственности, а также силы и средства ГО. Закон со­стоит из шести глав и 20 статей.

Законом определены следующие основные зада­чи ГО:

Указывается, что ГО организуется по территори­ально-производственному принципу, устанавлива­ются полномочия, начиная от Президента РФ до органов местного самоуправления и организаций, а также права и обязанности граждан РФ в области ГО. Граждане РФ проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении во­енных действий или вследствие их, принимают уча­стие и оказывают содействие в проведении мероп­риятий по ГО.

Подготовка населения осуществляется путем проведения занятий по месту работы и самостоятельно правил инженерно-технических мероприятий граж­данской обороны при проектировании, строитель­стве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения;

Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создают­ся заблаговременно федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ, органами мест­ного самоуправления.

Постановлением от 24 июля 1995 года «О поряд­ке подготовки населения в области защиты от ЧС» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения Российской Федерации в облас­ти защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

12 февраля 1998 г. был подписан Президентом Российской Федерации принятый Государственной думой Федеральный закон о гражданской обороне. Закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства ГО. Закон состоит из шести глав и 20 статей.

Законом определены следующие основные задачи ГО:

Указывается, что ГО организуется по территори­ально-производственному принципу, устанавлива­ются полномочия, начиная от Президента РФ до органов местного самоуправления и организаций, а также права и обязанности граждан РФ в области ГО. Граждане РФ проходят обучение способам за­щиты от опасностей, возникающих при ведении во­енных действий или вследствие их, принимают уча­стие и оказывают содействие в проведении мероп­риятий по ГО.

Подготовка населения осуществляется путем про­ведения занятий по месту работы и самостоятельного изучения действий в чрезвычайных ситуациях согласно рекомендуемым программам с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках.

В целях проверки подготовленности населения в области защиты от ЧС регулярно проводятся ко­мандно-штабные, тактико-специальные и комплек­сные учения и тренировки. Командно-штабные уче­ния или штабные тренировки на предприятиях, в учреждениях и организациях проводятся один раз в год продолжительностью до одних суток. Такти­ко-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с формированиями предприятий один раз в три года, с формированиями повышен­ной готовности — один раз в год.

Комплексные учения продолжительностью до двух суток проводятся один раз в три года в орга­нах местного самоуправления, на предприятиях и в учреждениях, имеющих численность работников более 300 человек. В других организациях один раз в три года проводятся тренировки продолжитель­ностью до восьми часов.

Тренировки с учащимися и студентами должны проводиться ежегодно. Подготовка осуществляется в учебное время по общеобразовательным програм­мам в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Подготовка руководителей федеральных органов исполнительной власти субъектов федерации осу­ществляется на ежегодных сборах, учениях и тре­нировках, проводимых начальником гражданской обороны Российской Федерации - Председателем Правительства РФ.

Гражданская оборона организуется по террито­риально-производственному принципу. Непосредственное руководство ГО в городах, поселках, се­лах осуществляется руководителями органов испол­нительной власти. Ответственность за организацию и состояние обороны на объекте экономики несет его руководитель, он является начальником ГО на объек­те. При начальнике ГО объекта создается штаб ГО — орган управления начальника ГО, организатор всей практической деятельности на объекте по воп­росам ГО. Он комплектуется в зависимости от вели­чины и важности объекта штатными работниками ГО и из должностных лиц, не освобожденных от ос­новных обязанностей. Начальник штаба ГО являет­ся первым заместителем начальника ГО объекта. Ему предоставляется право от имени начальника ГО от­давать приказы и распоряжения по вопросам ГО на объекте.

На объектах экономики создаются также служ­бы ГО: оповещения и связи, медицинская, противо­пожарная, аварийно-техническая, противорадиаци­онной и противохимической защиты, убежищ и ук­рытий, энергоснабжения, светомаскировки, охраны общественного порядка, транспортная, материаль­но-технического снабжения. На объектах сельско­хозяйственного производства создаются, кроме того, служба защиты сельскохозяйственных животных и растений.

Предназначение служб — подготовка необходи­мых сил и средств для ведения аварийно-спасатель­ных и других неотложных работ и руководство эти­ми силами при выполнении ими указанных работ. Службы возглавляются руководителями соответствующих отделов, цехов, бригад и других подраз­делений объектов, на базе которых они создаются.

Силами ГО объектов обычно являются невоени­зированные формирования ГО. На большинстве объектов комплектуются спасательные отряды, ко­манды или группы, состоящие соответственно из команд, групп и звеньев, а также санитарных дру­жин. На эти формирования возлагаются розыск по­страдавших, извлечение их из-под завалов, из раз­рушенных зданий и заваленных защитных соору­жений, вынос пораженных и оказание им первой медицинской помощи. Формирования оснащаются необходимой техникой.

Сводные отряды (команды, группы) — наиболее мобильные и хорошо оснащенные формирования предприятий. Они предназначены для решения за­дач как в военное, так и в мирное время и всегда должны находиться в 'готовности к ведению аварий­но-спасательных и других неотложных работ в оча­гах поражения и к ликвидации последствий сти­хийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

Кроме формирований общего назначения на объектах создаются формирования служб: разведы­вательные группы (звенья), посты радиационного и химического наблюдения, группы связи, отряды са­нитарных дружин и санитарные посты, противопо­жарные команды, аварийно-технические команды, команды противорадиационной и противохимичес­кой защиты, звенья по обслуживанию убежищ и укрытий, группы охраны общественного порядка, подразделения общественного питания и торговли.

Силы гражданской обороны могут привлекаться для ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

За последние 20 лет стихийные бедствия на Зем­ле унесли жизни 3 млн. человек, ранено свыше 800 млн. человек, стоимость ущерба по подсчетам за­рубежных специалистов превысила 100 млрд. дол­ларов. Масштабы бедствий вынуждают пострадав­шие страны обращаться за международной помо­щью. В составе ООН выделены подразделения, объединяющие специалистов для ликвидации по­следствий чрезвычайных происшествий.

В 1971 году Генеральной ассамблеей ООН был создан исполнительный комитет ВОЗ по оказанию медицинской помощи при стихийных бедствиях (ЮНДРО). В его составе постоянно функционирует сектор здравоохранения в ЧС и оперативная груп­па по стихийным и другим бедствиям.

В международном Комитете Красного Креста (МККК) объединены 125 национальных обществ Крас­ного Креста. МККК занимается организацией и осу­ществлением экстренной помощи при антропогенных катастрофах, включая вооруженные конфликты.

В 1975 году в Женеве создано Международное общество медицины катастроф (МОМК) в составе около 30 государств. Задачей общества является ко­ординация разработки проблем медицины катаст­роф в международном масштабе.

Руководство России принимает меры по объеди­нению усилий всех министерств и ведомств в пре­дотвращении катастроф и ликвидации их послед­ствий.