logo
Книга БЖД

4.4. Особенности аварий и катастроф на пожаро-взрывоопасных объектах

Усложнение технологических процессов, увели­чение площадей застройки объектов народного хо­зяйства повышает их пожарную опасность.

По взрывной, взрыво-пожарной и пожарной опас­ности объекты подразделяются на категории А, Б, В, Г, Д, Е, К. К первой категории относятся нефте­перерабатывающие заводы, химические предприя­тия, трубопроводы, склады нефтепродуктов; ко вто­рой — цехи приготовления и транспортировки угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры, мукомольные мельницы; к третьей — лесопильные, деревообрабатывающие, столярные, мебельные, лесотарные производства. Объекты остальных кате­горий менее опасны.

Последствия пожаров и взрывов определяются поражающими факторами.

Опасными факторами пожара (ОФП) или по­ражающими факторами являются:

Поражающими факторами взрыва являются:

Пожары, взрывы с последующими пожарами яв­ляются традиционно-опасными для территории Рос­сии. В наше время пожары зданий и сооружений производственного, жилого, социально-бытового и культурного назначения остаются самым распрос­траненным бедствием.

В 1961 г. в результате пожара в школе в деревне Эльбарусово (Чувашия) погибло 105 детей. В1977 г. пожар в Московской гостинице «Россия» охватил 3 тыс. м2 площади, где жертвами стали 42 чел. В 1998 г. в результате пожара длившегося неделю был пол­ностью выведен из строя моторный завод КамАЗа. В 1999 г. в результате пожара в Самарском областном управлении внутренних дел погибло более 60 чел.

В 1998 г. в г. Арзамасе в результате взрыва трех вагонов с промышленными взрывчатыми вещества­ми на железнодорожной станции городу был нанесен тяжелый материальный ущерб, погиб 91 человек, пострадало 750 чел, 700 семей остались без крова.

В 1989 г. из-за разрыва продуктопровода вблизи железнодорожного полотна (Башкирия) скопилось большое количество углеводородной воздушной сме­си. При прохождении в этом месте двух встречных пассажирских поездов произошел сильнейший взрыв. В результате 11 вагонов были сброшены с полотна, 7 из них сгорели полностью; остальные 26 вагонов сильно обгорели; в этой катастрофе по­гибли, пропали без вести, умерли затем в больни­цах почти 800 человек.

При пожарах и взрывах люди получают терми­ческие (ожоги тела, верхних дыхательных путей, глаз) и механические повреждения (переломы, уши­бы, черепно-мозговые травмы, осколочные ранения, комбинированные поражения).

Принципы прекращения горения основаны на понимании основных путей прекращения горения: снижение скорости тепловыделения или увеличении скорости теплоотвода от зоны реакции горения. Основным условием при этом является снижение температуры горения ниже температуры потухания. Достигается это соблюдением'четырех известных принципов прекращения горения:

— химическое торможение реакции горения.

Для этих целей применяются различные огнетушащие вещества, которые подробно описываются, классифицируются в специальных руководствах (Повзик Я.С. и соавт., 1990 г.; Бахтин А.К., 1984 г.; Иванников В.П., 1987 г.). Основные способы прекращения горения представлены в таблице 26.

Таблица 26