6.2. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение бжД
В связи с растущим уровнем урбанизации, современным состоянием общеэкологической ситуации, ростом глобальных проблем, эскалацией кризисных экологических ситуаций и катастроф чрезвычайно актуальной является проблема оценки экономических последствий и материальных затрат общества, обусловленных увеличением риска во всех сферах жизни, загрязнением окружающей среды.
Затраты на охрану труда
Большинство современных технологий предъявляют чрезвычайно высокие требования к качеству труда. Возрастает цена ошибок с возрастанием сложности технологических процессов, потому даже незначительные отклонения самочувствия работника от требуемой нормы могут привести к значительному экономическому и социальному ущербу. Общие размеры ущерба увеличиваются из-за роста стоимости оборудования, роста квалификации и, соответственно, роста ценности рабочего времени. При этом повышенная заболеваемость и сокращение периода полноценной трудовой активности, вызываемые отрицательным воздействием загрязнений окружающей среды на здоровье человека, могут приводить к существенному увеличению прямого и косвенного ущерба.
Огромные экономические потери общества связаны с заболеваемостью, травматизмом на производстве и в быту, с временной утратой трудоспособности и инвалидностью. Эти экономические потери складываются из ряда компонентов:
— потери трудовых человеко-дней и, следовательно, стоимости невыработанной на производстве продукции;
расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности и пенсий по инвалидности;
затраты на стационарную и амбулаторную лечебно-профилактическую помощь.
Производство страны теряет в течение года из-за заболеваемости 650 млн. человеко-дней, а это равнозначно тому, что 2,3 млн. условных рабочих не трудятся в течение всего года, при этом наносится ущерб, теоретически равнозначный экономическим потерям при остановке всей промышленности более, чем на 13 дней.
Социальная эффективность здравоохранения связана с социальными процессами общества, демографическими явлениями. При этом медицинская эффективность измеряется результативностью лечебно-профилактической деятельности, а экономическая эффективность определяется влиянием снижения заболеваемости, инвалидности, летальности на производительность труда.
Снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности и инвалидности имеет большое экономическое значение. Подсчитано, что снижение средней временной утраты трудоспособности только на 1 день сохраняет народному хозяйству более 44 млн. человеко-дней на производстве и 155 тысяч условно-годовых рабочих.
Создание безопасных условий труда и быта, профилактика заболеваний обуславливает продление периода трудовой активности людей, сохранение трудового резерва и снижение расходов из средств социального страхования.
Финансирование охраны труда осуществляется за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой республиканском бюджете РФ, в областных, городских, районных бюджетах, за счет прибыли (доходов) предприятий, а также фондов охраны труда. Работники предприятий не несут каких-либо дополнительных расходов на эти цели.
Фонды охраны труда формируются на трех уровнях:
федеральный фонд охраны труда формируется за счет целевых ассигнований Правительства, суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда, отчислений из фонда государственного (обязательного) социального страхования РФ, добровольных отчислений и поступлений;
территориальные фонды охраны труда формируются за счет ассигнований из бюджетов административно-территориальных образований РФ, части средств фондов охраны труда предприятий, расположенных на соответствующей территории, добровольных отчислений предприятий;
фонды охраны труда предприятий формируются за счет ежегодного выделения на охрану труда необходимых средств в объемах, определенных коллективным договором или соглашениями. ..
Предприятия, использующие средства фондов охраны труда не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в указанный фонд предприятия и уплачивают штраф в федеральный фонд охраны труда в размере 100% средств, затраченных не по назначению.
За невыполнение требований законодательства РФ об охране труда и предписаний органов государственного надзора и контроля за охраной труда по созданию здоровых и безопасных условий труда на
предприятия налагаются штрафы в порядке, определяемом законодательством.
Затраты на чрезвычайные ситуации
Огромные материальные и людские потери общества связаны со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, сопровождающимися часто разрушениями промышленных объектов и ухудшением экологической обстановки.
Конкретно статистические показатели для каждого вида катастроф обычно рассматривают в связи с их общей и медико-тактической характеристикой.
Человеческие и экономические потери оцениваются ретроспективно. Представление о них дают, например, некоторые цифры, которые приводятся по оценке землетрясения в Армении 7 декабря 1988 года. Эпицентр землетрясения (по шкале Рихтера 6—9 баллов, по 12-балльной шкале — 11—12 баллов) пришелся на Спитак. Зона его воздействия с разрушающей магнитудой захватывала ряд городов и поселков Армении. Промышленные, культурные и жилые строения Ленинакана, Кировокана, Спитака были разрушены соответственно на 66,29 и 69%.
До землетрясения население городов и поселков пострадавшей зоны составляло примерно 500 тысяч человек (20% всего населения республики); число погибших составило 24542 человека, раненых — 72000—94000 человек, все они получили как механические, так и психические травмы. Число оставшихся без крова определяется в 500 тысяч человек, причем, до сих пор жизнь многих не обустроена.
Затраты на медицинскую помощь могут быть оценены по следующим показателям: в ходе ликвидации последствий землетрясения были сформированы военно-полевой госпиталь на 200 коек, 3 военные поликлиники на 150—200 посещений каждая, санитарно-эпидемиологический отряд, 2 санитарно-эпидемиологические лаборатории, 2 подвижных стоматологических кабинета, подвижное отделение медицинского склада с запасом медицинского имущества на 12000 человек. Было выдано перевязочных средств на 12000 тысяч раненых, 110 млрд.ед. антибиотиков, 160 литров кровезаменителей, 10000 упаковок психостимуляторов, 8100 санитарных носилок, 84 единицы медицинской техники, 120 тонн дезинфицирующих средств. Было проведено бактериологическое обследование 350 работников питания и водоснабжения, 35510 жителям сделаны предохранительные прививки против кишечных инфекций, дезинфекционные мероприятия осуществлены на 13000 кв. метрах площади, дератизационные — на 56 га,
В Спитаке к 15 декабря на поверхности земли было проложено несколько километров водовода, который функционировал при положительных температурах воздуха, но через неделю промерз и был демонтирован. Всего в район землетрясения за 26 дней поступило 3036 единиц специальной техники (кранов, бульдозеров, экскаваторов и др.). Для проведения спасительных и других работ в зону землетрясения прибыли 50000 человек,
В зоне землетрясения погибли 24 тысячи голов крупного рогатого скота, 45 тысяч овец, свыше 8 тысяч свиней, сотни тысяч домашней птицы.
Анализируя все перечисленное, можно сделать в целом вывод о масштабах экономического ущерба, наносимого землетрясениями, который складывается из ущерба, наносимого разрушениями, гибелью людей, травматизмом и затрат на восстановительные работы.
Одним из наиболее частых стихийных бедствий на территории России являются наводнения. Ряд наводнений последних лет областного и республиканского масштаба потребовали напряженной работы гарнизонных и окружных формирований до ликвидации последствий стихийных бедствий. Примером может служить наводнение в Приморском крае, возникшее в результате действий тайфуна.
По данным штаба ГО РФ, тайфуны — тропические циклоны, скорость ветра в которых превышает 33 м/сек, на Японском море и в Приморском крае наблюдаются 1—4 раза в год. За последние 30 лет на территорию Приморского, края обрушилось 13 мощных тайфунов, нанесших значительный ущерб народному хозяйству. Средняя продолжительность существования тайфунов 11—18 суток, в сутки выпадает 100—400 мм осадков, скорость ветра может достигать 100 м/сек.
В Приморском крае наводнения осложняются слабой пропускной способностью рек и интенсивной хозяйственной деятельностью человека, связанной с вырубкой лесов, нерациональным строением дорожных насыпей, защитных дамб и т. д.
В период с 24 по 30 июля 1989 года в результате активной циклонической деятельности над западной частью Тихого океана и Японским морем в Приморском крае выпало большое количество осадков в виде дождя. Положение осложнилось выходом в этот район тайфуна «Джуди», который заполнился, превратился в малоподвижный циклон и принес на территорию края сильные и продолжительные ливни. Уровень воды в реках поднялся на 3,5—8,5 м. Реки вышли из берегов и наводнение распространилось на весь край, охватив Находку, Партизанск, Лесозаводск, Дальнереченск и 18 сельских районов. Наводнение продолжалось около 20 дней, при этом:
пострадало 140 населенных пунктов; около 14 тысяч жилых домов; более 40 тысяч личных подворий; 32 детских сада; 21 клуб; 25 общеобразовательных школ; более 20 медицинских учреждений; 350 предприятий торговли и другие предприятия бытового и культурного назначения;
без крова осталось 800 семей;
разрушено 267 мостов, повреждено 1600 км автомобильных дорог, выведено из строя более 500 км линий электропередач и 160 трансформаторных подстанций;
затоплены 101 радиотрансляционный узел, 24 АТС, выведены из строя 571 км кабельных и 247 воздушных линий связи; без связи остались 165, без электроснабжения — 98 населенных пунктов;
— частично повреждено или затоплено 9 водоразборов, 34 насосных станции, более 13 км канализационных, 16 км водопроводных и 45 км тепловых сетей, 54 скважины водоснабжения;
в результате повреждения железнодорожного полотна на 4 суток было прервано движение поездов на линии Владивосток—Хабаровск;
было затоплено 363 тысячи га сельхозугодий; потери урожая составили 90% выращенного;
оказались затопленными около 80 тысяч га пастбищ и столько же сенокосов; значительное количество заготовленного сена и силоса;
под водой оказалось 200 летних животноводческих лагерей, 91 ферма крупного рогатого скота; 28 свиноферм; за время наводнения погибло 2156 голов животных, в том числе 825 крупного рогатого скота.
В процессе наводнения погибло 8 человек, 3 пропали без вести, из мест проживания было эвакуировано около 7 тысяч человек. Общий ущерб от наводнения составил около 540 млн. рублей (по ценам 1989 года).
Ретроспективно работы по борьбе со стихийным бедствием, на примере Приморского края и ликвидации его последствий, можно разделить на 3 этапа:
первый этап — прогноз стихийного бедствия после штормового предупреждения и организация работ по снижению возможных последствий чрезвычайной ситуации; были созданы постоянные чрезвычайные комиссии (ПЧК) края, приведены в готовность органы ГО;
второй этап — проведение спасательных и других неотложных работ в ходе наводнения; было введено чрезвычайное положение и началась эвакуация детей и взрослых из мест, находящихся под угрозой затопления; в спасательных работах принимали участие около 5 тысяч человек и около 900 единиц техники, вертолеты МИ-8, плавающие транспортеры с передислокацией от 100 до 400 км. Было перевезено до 1000 т различных грузов, вывезено и спасено 10 тысяч человек, в том числе 800детей. Только за первые двое суток вертолеты ДВО совершили при неблагоприятных условиях около 80 вылетов с налетом около 60 часов.
— третий этап — организация и ведение ремонтно-восстановительных работ; в задачу третьего этапа входило обеспечение пострадавшего населения жильем, ввод в строй объектов социальной сферы, сетей тепло-, энерго- и водоснабжения до наступления зимних холодов, уборка сохранившегося урожая зерна, обеспечение кормами животных; были определены конкретные задачи министерствам и ведомствам, источники финансирования мероприятий по восстановлению и строительству объектов народного хозяйства в крае.
Приведенные в качестве примера данные о двух типах чрезвычайных ситуаций — землетрясении и наводнении, свидетельствуют о том, что ликвидация последствий всегда требует огромного напряжения соответствующих сил и средств, огромных материальных затрат, которые, в основном, должны быть направлены на спасение жизни и обеспечение жизнедеятельности пострадавших и восстановление разрушенных в ходе катастрофы объектов, строительство жилья, коммуникаций и других объектов.
Затраты на обеспечение экологической безопасности
Экономический ущерб от загрязнений атмосферы — это сумма нормативных объективно неизбежных на данном этапе развития и сверхнормативных потерь общественно полезных результатов труда и других элементов национального богатства, выраженных в стоимостной форме, либо приведенных затрат на их компенсацию, обусловленных нарушением экологического равновесия в социальных, производственных и природных системах. Элементами этих систем, подвергающимися негативному воздействию загрязнений являются: население, объекты жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), сельскохозяйственные угодья, лесные ресурсы, основные промышленно-производственные фонды (ОППФ), трудовые ресурсы, территории особого режима природопользования (ТОРИ) — заказники, заповедники, санатории и др.
Общий экономический ущерб для N элементов от загрязнения атмосферы
В общем виде экономический ущерб, причиняемый i -тому элементу, определяется по формуле
где — регионально-отраслевой поправочный коэффициент. Для региона Ростовской области составляет по элементам: население — 0,71; жилищно-коммунальное хозяйство Ростова – на - Доку — 0,7; сельское хозяйство — 0,65; лесное хозяйство — 1,18; — удельный экономический ущерб, причиняемый i-тому элементу при выбросе в атмосферу 1т вредных веществ, выраженный в рублях по курсу 1992 года (табл. 30);
— годовая масса выбросов j-той примеси, т/год;
— коэффициент относительной агрессивности j-той примеси для i-того элемента (табл. 31).
Таблица 30
-
Элементы загрязнения
Уд. ущерб, руб/у.т
население, на 1 тыс. человек
0,68
ЖКХ, на 1 тыс. человек
0,27
сельское хозяйство, на 1 тыс. чел.
5,3
лесное хозяйство, на 1 тыс. га
2,1
ОППФ, на 1 млн. руб. основн. фонд
0,15
трудовые ресурсы, на 1 тыс. чел.
2,5
ТОРП, на 1 тыс. га
200
население, на 1 тыс. человек
0,68
Таблица 31
-
Вредное вещество
Население
с/х
ЖКХ
Лесное
хоз-во
ОППФ
Трудовые ресурсы
Бенз(а)пирен
92500
35160
0,82
0,67
0,6
57735
Кадмий и его соед.
57,5
22,3
0,82
0,67
1,5
71
Зола
1,85
1,12
0,82
0,67
0,8
1,58
Пыль недиффер.
0,7
0,68
0,82
0,67
0,8
0,58
Свинец и его соед.
308
117
0,82
0,67
1,5
408
Азота окислы
3,1
2,7
3,1
2,4
3,2
2,5
Аммиак
1,5
1,25
1,55
1,1
1,6
0,8
Кислота азотная
0,74
1,75
3,0
2,4
3,2
0,82
Кислота серная
1,05
1,15
1,0
1,22
1,0
2,24
Сероводород
22,7
14,0
7,2
8,4
7,1
2,5
Углеводороды
0,5
0,19
0,05
0,5
—
0,3
Фенол
33,0
13,0
0,25
0,1
0,8
24,0
Формальдегид
17,7
12,0
1,7
8,7
1,0
18,0
Фтористые соедин.
18,0
11,0
7,0
6,7
7,1
45,0
Щелочь
18,2
6,9
0,06
0,7
—
10,0
— численность элементов i-того вида в зоне загрязнения атмосферы j-той примесью;
n — количество видов выбрасываемых примесей.
Зона активного загрязнения атмосферы при круговой розе ветров для j-ro вредного вещества определяется радиусом
где — средняя высота источников выбросов j-ro вредного вещества, м;
— средняя разность температур смеси на выходе из устья источников выброса j-той примеси и окружающего воздуха, °С.
Оценка экономического ущерба Y от сброса загрязняющих примесей в к-тый водохозяйственный участок некоторым источником (предприятием, населенным пунктом) определяется по формуле:
Y = jkM,
где j — множитель, численное значение которого по курсу 1992 года равно 400 руб/ у.т; k — безразмерная константа, имеющая разное значение для различных водохозяйственных участков; М — приведенная масса годового сброса примесей данным источником в к-тый водохозяйственный участок, у. т/ год.
где i — номер сбрасываемой примеси; N — общее число примесей, сбрасываемых оцениваемым источником; Ai — показатель относительной опасности сброса i-того вещества в водоемы, у. т/г; mi — общая масса годового сброса i-той примеси оцениваемым источником, т/год,
Численное значение А. для каждого загрязняющего вещества рекомендуется определять по формуле:
где ПДК Р/хі (г/м3) — предельно допустимая концентрация i-того вещества в воде водных объектов, используемых для рыбохозяйственных целей.
Нормативы плат за выбросы и сбросы предприятий в пределах лимита определяются на базе суммы капитальных вложений, необходимых для выполнения природоохранных мероприятий в соответствии с планами экономического и социального развития.
В соответствии с Порядком определения платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредной деятельности, введенным постановлением Правительства РФ с августа 1992 года устанавливаются два вида базовых нормативов платы:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), ввиду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяются путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножение этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их — за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.
Предельные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды сверх предельно допустимых нормативов устанавливаются в процентах от прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, дифференцированно по отдельным отраслям народного хозяйства с учетом их экономических особенностей.
Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, в соответствии с действующим "законодательством.
Применение базовых нормативов платы осуществляется на основании порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ и инструктивно-методических документов (список базовых нормативов платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ по видам веществ, список базовых нормативов платы за сброс в водные объекты загрязняющих веществ, базовые нормативы платы за размещение отходов по классам токсичности и др.).
Дифференцированные ставки платы за загрязнение определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям и бассейнам рек. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и почвы рассчитаны по данным оценки лаборатории мониторинга природной среды и климата Госкомгидростата РФ и Академии наук. В их основу положен показатель степени загрязнения и деградации природной среды на территории экономических районов РФ в результате присущих этим районам выбросов в атмосферу и образующихся и размещаемых на их территории отходов. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов рассчитаны на основании данных о количестве сброшенных загрязненных сточных вод и категории водного объекта.
Плата за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы от стационарных и передвижных источников, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, другие виды загрязнений и размещение отходов перечисляются плательщиками на счета экологических фондов и в доход Республиканского бюджета РФ в бесспорном порядке, предусмотренном Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды».
За экологические правонарушения налагаются штрафы органами в области охраны природы, са-нэпиднадзора и другими специально уполномоченными государственными органами. Расчет сумм по возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природного объекта с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Поступающие средства аккумулируются на счетах экологических фондов и распределяются в следующем порядке:
60% средств направляется на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского, районного) значения с зачислением соответствующих сумм на счета городских, районных экологических фондов;
30% средств остается в распоряжении областного и краевых экологических фондов для финансирования мероприятий соответствующего значения;
10% средств перечисляется в Федеральный экологический фонд РФ на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения.
Перечисление средств производится ежеквартально с указанием оплачиваемого вида загрязнения.
Основные природоохранные мероприятия, на которые расходуют средства экологических фондов:
строительство головных и локальных очистных сооружений для сточных вод предприятий с системой их транспортировки;
внедрение систем оборотного и бессточного водоснабжения всех видов;
реконструкция или ликвидация накопителей отходов;
строительство опытно-промышленных установок и цехов по выработке методов очистки отходящих газов от вредных выбросов в атмосферу;
оснащение двигателей внутреннего сгорания нейтрализатором для обезвреживания отработавших газов, создание станций (служб) регулировки двигателей автомобилей с целью снижения токсичности отработавших газов, систем снижения токсичности отработанных газов, создание и внедрение присадок к топливам, снижающим токсичность и дымность отработавших газов и др.;
— строительство мусороперерабатывающих и мусоросжигающих заводов, а также полигонов для складирования бытовых и промышленных отходов;
разработка экспресс-методов определения вредных примесей в воздухе, воде, почве;
проектно-изыскательские и опытно-конструкторские работы по созданию природоохранного оборудования, установок, сооружений, предприятий и объектов, прогрессивной природоохранной технологии, методов и средств защиты природных объектов от негативного воздействия и др.
Общая плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников определяется по формуле:
Патм =Пнатм + Платм + Псл.атм ,
где Пнатм — плата за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов;
Платм — плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов;
Псл.атм — плата за выброс 1 тонны одного загрязняющего вещества сверх установленного лимита.
Плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент. Плата за загрязнение атмосферного воздуха для передвижных источников определяется по формуле:
Птранс =(Пнтранс + Псн транс ) • Кзатм ,
где Пнтранс — плата за допустимые выбросы загрязняющих в-в;
Псн транс — плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ;
Кзатм — коэффициент экологической ситуации и экологической значимости.
В качестве основных нормируемых загрязняющих веществ для передвижных источников рассматриваются: оксиды углерода и азота, углеводороды, сажа, соединения свинца, диоксид серы.
Удельная плата для различных видов топлива определяется в руб/т или в руб/тыс. м3. При отсутствии данных о количестве израсходованного топлива плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по типам транспортных средств, из расчета ожидаемых условий и места их зксплуатации (среднегодовой пробег, расход топлива или количество моточасов работы на уровне 85% обеспеченности, топливо с наиболее экологически неблагоприятными характеристиками и т. д.). Годовая плата предусматривается за транспортное средство и другие источники передвижения в тыс. руб./год за 1 транспортное средство.
Общая плата за загрязнение поверхностных и подземных водных объектов определяется по формуле:
Пвод =Пнвод +Плвод +Пслвод ,
где Пнвод — плата за сбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы сбросов (руб);
Плвод — плата за сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов (руб);
Пслвод — плата за сверхлимитный сброс загрязняющих в-в.
Плата за сбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные природо-пользователю предельно допустимые нормативы сбросов, определяются путем умножения соответствующих ставок платы на величину загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.
Плата за сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми сбросами загрязняющих веществ и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.
Плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы сбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Плата на размещение токсичных и нетоксичных отходов складывается из размера платы за размещение отходов в пределах установленных природопользователю лимитов и размеров платы за сверхлимитное размещение токсичных и нетоксичных отходов.
Потх = Плотх + Пслотх ,
где Плотх — плата за размещение отходов в пределах установленных природопользователю лимитов;
Пслотх — плата за размещение отходов сверх установленного природопользователю лимита. Размер платы за размещение отходов в пределах установленных природопользователю лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы с учетом вида размещаемого отхода (токсичные, нетоксичные) на массу размещаемого отхода и суммирования полученных произведений по' видам размещаемых отходов. При этом учитывается базовый норматив платы за 1 тонну в пределах установленных лимитов и коэффициент экологической ситуации и экологической значимости почв в данном регионе.
Размер платы за сверхлимитное размещение токсичных и нетоксичных отходов определяется путем умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину повышения фактической массы размещаемых отходов над установленными лимитами и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент и суммирования полученных произведений по видам размещения отходов. Отходы подразделяются на промышленные, бытовые и сельскохозяйственные, токсичные и нетоксичные.
Класс токсичности отходов определяется в соответствии с «Временным классификатором токсичных промышленных отходов» и «Методическими рекомендациями по определению класса токсичности промышленных отходов», утвержденным Минздравом СССР и ГКНТ СССР в 1987 г.
Размещение отходов производства и потребления осуществляется на:
полигонах для захоронения твердых бытовых отходов, на которых по согласованию с учреждениями санитарно-эпидемиологического контроля и коммунальной службы подлежат захоронению некоторые виды твердых инертных промышленных отходов;
полигонах общерегионального назначения по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов;
полигонах, принадлежащих отдельному или группе предприятий для захоронения токсичных и нетоксичных промышленных отходов;
отвалах, хранилищах для складирования (хранения) многотоннажных неиспользуемых промышленных отходов;
свалках (санкционированных, несанкционированных). При размещении токсичных отходов на специализированных по их размещению, обезвреживанию, захоронению и хранению полигонах плата с природопользователей за размещение не взимается, а природопользователи в установленном порядке осуществляют страхование размещаемых отходов в связи с экологическим риском.
Размер платы за размещение отходов на неотведенной для этой цели территории (несанкциониро-ваннная свалка) определяется путем умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину размещаемых отходов и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент и коэффициент, учитывающий место размещения отходов. При размещении отходов в границах городов, населенных пунктов, водоемов, рекреационных зон и водоохранных территорий, применяется коэффициент 5, на расстоянии менее 3 км от границ вышеперечисленных объектов коэффициент 3.
- Т.А. Хван, п.А. Хван
- Введение
- Раздел 1 человек и среда обитания
- 1.1. Анатомно-физиологические механизмы безопасности и защиты человека от негативных воздействий
- Действие симпатической и парасимпатической нервной системы на различные органы
- 1.2. Основы физиологии труда
- 1.3. Микроклимат и комфортные условия жизнедеятельности
- Характеристика отдельных категорий работ
- Оптимальные величины параметров микроклимата в производственных помещениях
- Рекомендуемые величины тнс-индекса для профилактики перегревания
- 1.4. Освещение. Требования к системам освещения
- 1.5. Человек и биосфера
- 1.6. Антропогенное воздействие на природную среду
- 1.7. Региональный комплекс негативных факторов
- Основные предприятия-загрязнители
- Объем выбросов от автотранспорта
- Объем выбросов от предприятий
- 1.8. Стихийные явления — источник естественных негативных факторов
- 1.9. Источники негативных факторов бытовой среды
- Раздел 2 воздействие негативных факторов на человека и срелу обитания
- 2.1. Классификация негативных факторов в системе «человек - среда обитания»
- 2.2. Принципы нормирования опасных и вредных факторов
- 2.3. Вредные химические вещества
- 2.4. Механические колебания, воздействие на человека
- 2.5. Электромагнитные поля. Воздействие на человека статических электрических и постоянных магнитных полей
- 2.6. Электрический ток. Воздействие на человека электрического тока
- 2.7. Ионизирующее излучение и его действие на организм
- Раздел 3 безопасность и экологичность технических систем
- 3.1. Потенциальная опасность и риск. Причины появления опасности
- 3.2 Методы оценки опасных ситуаций
- Вероятность индивидуального смертельного риска в различных сферах деятельности
- 3.3. Нормативные показатели безопасности технических систем
- 3.4. Методы повышения безопасности технических систем и технологических процессов
- Раздел 4 принципы обеспечения безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
- 4.1. Классификация чс мирного времени, терминология, статистика
- Статистические данные о частоте катастроф (%)
- Крупнейшие природные катастрофы XX века
- Характеристика жертв при техногенных катастрофах (средние данные литературы)
- Статистические данные о землетрясениях
- Статистические данные о наводнениях на территории нашей страны
- Статистические данные о снегопадах, селях, лесных пожарах
- 4.2. Радиационно-опасные объекты (роо)
- Выбросы рв, представляющие угрозу для населения
- Прогнозируемые уровни облучения, при которых необходимо срочное вмешательство
- Уровни хронического облучения, при котором необходимы меры защиты
- 4.3. Химически опасные объекты
- 4.4. Особенности аварий и катастроф на пожаро-взрывоопасных объектах
- Способы прекращения горения
- 4.5. Обеспечение безопасности процесса уничтожения запасов химического оружия
- Распределение запасов химического оружия по местам хранения
- 4.6. Основные принципы предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
- 4.7. Краткая характеристика терроризма и некоторые аспекты обеспечения безопасности населения
- 4.8. Чрезвычайные ситуации военного времени
- Характерные особенности современных войн
- Структура людских потерь (%) в очаге ядерного поражения
- 4.9. Основные принципы защиты населения при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время
- Раздел 5 мелицинская характеристика состояний, требующих оказания первой медицинской помощи и методы оказания первой медицинской помощи
- 5.1. Краткая медицинская характеристика ран и первая помощь при ранах
- 5.2. Краткая медицинская характеристика кровотечений и первая помощь при кровотечениях
- 5.3. Краткая медицинская характеристика переломов и первая медицинская помощь при переломах
- 5.4. Краткая медицинская характеристика ожогов и первая помощь при ожогах
- 5.5. Электротравма и первая медицинская помощь при электротравмах
- 5.6. Первая медицинская помощь при шоке
- Раздел 6. Управление безопасностью жизнедеятельности
- 6.1. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения бжд
- 6.2. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение бжД
- Содержание
- Раздел 1. Человек и среда обитания …………………....................................................................5
- Раздел 2. Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания………37
- Раздел 3. Безопасность и экологичность технических систем……………………………51
- Раздел 4. Принципы обеспечения безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени ……………………………………………57
- Раздел 5. Медицинская характеристика состояний, требующих оказания первой медицинской помощи и методы оказания первой медицинской помощи…………….....76
- Раздел 6. Управление безопасностью жизнедеятельности ....................................................... 86