logo
Книга БЖД

6.2. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение бжД

В связи с растущим уровнем урбанизации, со­временным состоянием общеэкологической ситуации, ростом глобальных проблем, эскалацией кри­зисных экологических ситуаций и катастроф чрез­вычайно актуальной является проблема оценки эко­номических последствий и материальных затрат общества, обусловленных увеличением риска во всех сферах жизни, загрязнением окружающей среды.

Затраты на охрану труда

Большинство современных технологий предъяв­ляют чрезвычайно высокие требования к качеству труда. Возрастает цена ошибок с возрастанием сложности технологических процессов, потому даже незначительные отклонения самочувствия работни­ка от требуемой нормы могут привести к значи­тельному экономическому и социальному ущербу. Общие размеры ущерба увеличиваются из-за роста стоимости оборудования, роста квалификации и, со­ответственно, роста ценности рабочего времени. При этом повышенная заболеваемость и сокращение пе­риода полноценной трудовой активности, вызывае­мые отрицательным воздействием загрязнений ок­ружающей среды на здоровье человека, могут при­водить к существенному увеличению прямого и косвенного ущерба.

Огромные экономические потери общества свя­заны с заболеваемостью, травматизмом на произ­водстве и в быту, с временной утратой трудоспособ­ности и инвалидностью. Эти экономические потери складываются из ряда компонентов:

— потери трудовых человеко-дней и, следовательно, стоимости невыработанной на производстве продукции;

Производство страны теряет в течение года из-за заболеваемости 650 млн. человеко-дней, а это рав­нозначно тому, что 2,3 млн. условных рабочих не трудятся в течение всего года, при этом наносится ущерб, теоретически равнозначный экономическим потерям при остановке всей промышленности бо­лее, чем на 13 дней.

Социальная эффективность здравоохранения свя­зана с социальными процессами общества, демог­рафическими явлениями. При этом медицинская эф­фективность измеряется результативностью лечеб­но-профилактической деятельности, а экономиче­ская эффективность определяется влиянием сниже­ния заболеваемости, инвалидности, летальности на производительность труда.

Снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности и инвалидности имеет большое экономическое значение. Подсчитано, что сниже­ние средней временной утраты трудоспособности только на 1 день сохраняет народному хозяйству более 44 млн. человеко-дней на производстве и 155 тысяч условно-годовых рабочих.

Создание безопасных условий труда и быта, про­филактика заболеваний обуславливает продление периода трудовой активности людей, сохранение трудового резерва и снижение расходов из средств социального страхования.

Финансирование охраны труда осуществляется за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой республиканском бюджете РФ, в областных, го­родских, районных бюджетах, за счет прибыли (до­ходов) предприятий, а также фондов охраны труда. Работники предприятий не несут каких-либо допол­нительных расходов на эти цели.

Фонды охраны труда формируются на трех уров­нях:

Предприятия, использующие средства фондов охраны труда не по назначению, полностью возме­щают затраченные средства в указанный фонд пред­приятия и уплачивают штраф в федеральный фонд охраны труда в размере 100% средств, затрачен­ных не по назначению.

За невыполнение требований законодательства РФ об охране труда и предписаний органов государ­ственного надзора и контроля за охраной труда по созданию здоровых и безопасных условий труда на

предприятия налагаются штрафы в порядке, опре­деляемом законодательством.

Затраты на чрезвычайные ситуации

Огромные материальные и людские потери об­щества связаны со стихийными бедствиями, авари­ями и катастрофами, сопровождающимися часто разрушениями промышленных объектов и ухудше­нием экологической обстановки.

Конкретно статистические показатели для каж­дого вида катастроф обычно рассматривают в связи с их общей и медико-тактической характеристикой.

Человеческие и экономические потери оценива­ются ретроспективно. Представление о них дают, например, некоторые цифры, которые приводятся по оценке землетрясения в Армении 7 декабря 1988 года. Эпицентр землетрясения (по шкале Рихтера 6—9 баллов, по 12-балльной шкале — 11—12 бал­лов) пришелся на Спитак. Зона его воздействия с разрушающей магнитудой захватывала ряд горо­дов и поселков Армении. Промышленные, культур­ные и жилые строения Ленинакана, Кировокана, Спитака были разрушены соответственно на 66,29 и 69%.

До землетрясения население городов и поселков пострадавшей зоны составляло примерно 500 тысяч человек (20% всего населения республики); число погибших составило 24542 человека, раненых — 72000—94000 человек, все они получили как меха­нические, так и психические травмы. Число остав­шихся без крова определяется в 500 тысяч человек, причем, до сих пор жизнь многих не обустроена.

Затраты на медицинскую помощь могут быть оце­нены по следующим показателям: в ходе ликвида­ции последствий землетрясения были сформирова­ны военно-полевой госпиталь на 200 коек, 3 воен­ные поликлиники на 150—200 посещений каждая, санитарно-эпидемиологический отряд, 2 санитарно-эпидемиологические лаборатории, 2 подвижных сто­матологических кабинета, подвижное отделение медицинского склада с запасом медицинского иму­щества на 12000 человек. Было выдано перевязоч­ных средств на 12000 тысяч раненых, 110 млрд.ед. антибиотиков, 160 литров кровезаменителей, 10000 упаковок психостимуляторов, 8100 санитарных носилок, 84 единицы медицинской техники, 120 тонн дезинфицирующих средств. Было проведено бактериологическое обследование 350 работников питания и водоснабжения, 35510 жителям сдела­ны предохранительные прививки против кишечных инфекций, дезинфекционные мероприятия осуще­ствлены на 13000 кв. метрах площади, дератизационные — на 56 га,

В Спитаке к 15 декабря на поверхности земли было проложено несколько километров водовода, который функционировал при положительных тем­пературах воздуха, но через неделю промерз и был демонтирован. Всего в район землетрясения за 26 дней поступило 3036 единиц специальной техники (кранов, бульдозеров, экскаваторов и др.). Для про­ведения спасительных и других работ в зону земле­трясения прибыли 50000 человек,

В зоне землетрясения погибли 24 тысячи голов крупного рогатого скота, 45 тысяч овец, свыше 8 тысяч свиней, сотни тысяч домашней птицы.

Анализируя все перечисленное, можно сделать в целом вывод о масштабах экономического ущерба, наносимого землетрясениями, который складыва­ется из ущерба, наносимого разрушениями, гибе­лью людей, травматизмом и затрат на восстанови­тельные работы.

Одним из наиболее частых стихийных бедствий на территории России являются наводнения. Ряд наводнений последних лет областного и республи­канского масштаба потребовали напряженной ра­боты гарнизонных и окружных формирований до ликвидации последствий стихийных бедствий. При­мером может служить наводнение в Приморском крае, возникшее в результате действий тайфуна.

По данным штаба ГО РФ, тайфуны — тропичес­кие циклоны, скорость ветра в которых превыша­ет 33 м/сек, на Японском море и в Приморском крае наблюдаются 1—4 раза в год. За последние 30 лет на территорию Приморского, края обрушилось 13 мощных тайфунов, нанесших значительный ущерб народному хозяйству. Средняя продолжитель­ность существования тайфунов 11—18 суток, в сут­ки выпадает 100—400 мм осадков, скорость ветра может достигать 100 м/сек.

В Приморском крае наводнения осложняются слабой пропускной способностью рек и интенсив­ной хозяйственной деятельностью человека, связан­ной с вырубкой лесов, нерациональным строением дорожных насыпей, защитных дамб и т. д.

В период с 24 по 30 июля 1989 года в результа­те активной циклонической деятельности над за­падной частью Тихого океана и Японским морем в Приморском крае выпало большое количество осадков в виде дождя. Положение осложнилось выхо­дом в этот район тайфуна «Джуди», который за­полнился, превратился в малоподвижный циклон и принес на территорию края сильные и продолжи­тельные ливни. Уровень воды в реках поднялся на 3,5—8,5 м. Реки вышли из берегов и наводнение распространилось на весь край, охватив Находку, Партизанск, Лесозаводск, Дальнереченск и 18 сель­ских районов. Наводнение продолжалось около 20 дней, при этом:

— частично повреждено или затоплено 9 водоразборов, 34 насосных станции, более 13 км кана­лизационных, 16 км водопроводных и 45 км тепло­вых сетей, 54 скважины водоснабжения;

В процессе наводнения погибло 8 человек, 3 про­пали без вести, из мест проживания было эвакуи­ровано около 7 тысяч человек. Общий ущерб от наводнения составил около 540 млн. рублей (по це­нам 1989 года).

Ретроспективно работы по борьбе со стихийным бедствием, на примере Приморского края и лик­видации его последствий, можно разделить на 3 этапа:

— третий этап — организация и ведение ремонтно-восстановительных работ; в задачу третьего эта­па входило обеспечение пострадавшего населения жильем, ввод в строй объектов социальной сферы, сетей тепло-, энерго- и водоснабжения до наступле­ния зимних холодов, уборка сохранившегося уро­жая зерна, обеспечение кормами животных; были определены конкретные задачи министерствам и ве­домствам, источники финансирования мероприятий по восстановлению и строительству объектов народ­ного хозяйства в крае.

Приведенные в качестве примера данные о двух типах чрезвычайных ситуаций — землетрясении и наводнении, свидетельствуют о том, что ликвидация последствий всегда требует огромного напряжения соответствующих сил и средств, огромных матери­альных затрат, которые, в основном, должны быть направлены на спасение жизни и обеспечение жиз­недеятельности пострадавших и восстановление раз­рушенных в ходе катастрофы объектов, строитель­ство жилья, коммуникаций и других объектов.

Затраты на обеспечение экологической безопасности

Экономический ущерб от загрязнений атмосферы — это сумма нормативных объективно неизбежных на данном этапе развития и сверхнормативных по­терь общественно полезных результатов труда и дру­гих элементов национального богатства, выраженных в стоимостной форме, либо приведенных затрат на их компенсацию, обусловленных нарушением экологического равновесия в социальных, производ­ственных и природных системах. Элементами этих систем, подвергающимися негативному воздей­ствию загрязнений являются: население, объекты жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), сельс­кохозяйственные угодья, лесные ресурсы, основные промышленно-производственные фонды (ОППФ), трудовые ресурсы, территории особого режима при­родопользования (ТОРИ) — заказники, заповедники, санатории и др.

Общий экономический ущерб для N элементов от загрязнения атмосферы

В общем виде экономический ущерб, причиняе­мый i -тому элементу, определяется по формуле

где — регионально-отраслевой поправочный ко­эффициент. Для региона Ростовской области со­ставляет по элементам: население — 0,71; жилищ­но-коммунальное хозяйство Ростова – на - Доку — 0,7; сельское хозяйство — 0,65; лесное хозяйство — 1,18; — удельный экономический ущерб, при­чиняемый i-тому элементу при выбросе в атмосфе­ру 1т вредных веществ, выраженный в рублях по курсу 1992 года (табл. 30);

— годовая масса выбросов j-той примеси, т/год;

— коэффициент относительной агрессивности j-той примеси для i-того элемента (табл. 31).

Таблица 30

Элементы загрязнения

Уд. ущерб, руб/у.т

население, на 1 тыс. человек

0,68

ЖКХ, на 1 тыс. человек

0,27

сельское хозяйство, на 1 тыс. чел.

5,3

лесное хозяйство, на 1 тыс. га

2,1

ОППФ, на 1 млн. руб. основн. фонд

0,15

трудовые ресурсы, на 1 тыс. чел.

2,5

ТОРП, на 1 тыс. га

200

население, на 1 тыс. человек

0,68

Таблица 31

Вредное вещество

Население

с/х

ЖКХ

Лесное

хоз-во

ОППФ

Трудовые ресурсы

Бенз(а)пирен

92500

35160

0,82

0,67

0,6

57735

Кадмий и его соед.

57,5

22,3

0,82

0,67

1,5

71

Зола

1,85

1,12

0,82

0,67

0,8

1,58

Пыль недиффер.

0,7

0,68

0,82

0,67

0,8

0,58

Свинец и его соед.

308

117

0,82

0,67

1,5

408

Азота окислы

3,1

2,7

3,1

2,4

3,2

2,5

Аммиак

1,5

1,25

1,55

1,1

1,6

0,8

Кислота азотная

0,74

1,75

3,0

2,4

3,2

0,82

Кислота серная

1,05

1,15

1,0

1,22

1,0

2,24

Сероводород

22,7

14,0

7,2

8,4

7,1

2,5

Углеводороды

0,5

0,19

0,05

0,5

0,3

Фенол

33,0

13,0

0,25

0,1

0,8

24,0

Формальдегид

17,7

12,0

1,7

8,7

1,0

18,0

Фтористые соедин.

18,0

11,0

7,0

6,7

7,1

45,0

Щелочь

18,2

6,9

0,06

0,7

10,0

— численность элементов i-того вида в зоне загрязнения атмосферы j-той примесью;

n — количество видов выбрасываемых приме­сей.

Зона активного загрязнения атмосферы при кру­говой розе ветров для j-ro вредного вещества опре­деляется радиусом

где — средняя высота источников выбросов j-ro вредного вещества, м;

— средняя разность температур смеси на вы­ходе из устья источников выброса j-той примеси и окружающего воздуха, °С.

Оценка экономического ущерба Y от сброса заг­рязняющих примесей в к-тый водохозяйственный участок некоторым источником (предприятием, на­селенным пунктом) определяется по формуле:

Y = jkM,

где j — множитель, численное значение которого по курсу 1992 года равно 400 руб/ у.т; k — безраз­мерная константа, имеющая разное значение для различных водохозяйственных участков; М — при­веденная масса годового сброса примесей данным ис­точником в к-тый водохозяйственный участок, у. т/ год.

где i — номер сбрасываемой примеси; N — об­щее число примесей, сбрасываемых оцениваемым источником; Ai — показатель относительной опас­ности сброса i-того вещества в водоемы, у. т/г; mi — общая масса годового сброса i-той примеси оце­ниваемым источником, т/год,

Численное значение А. для каждого загрязняю­щего вещества рекомендуется определять по формуле:

где ПДК Р/хі (г/м3) — предельно допустимая кон­центрация i-того вещества в воде водных объектов, используемых для рыбохозяйственных целей.

Нормативы плат за выбросы и сбросы предприя­тий в пределах лимита определяются на базе суммы капитальных вложений, необходимых для выполне­ния природоохранных мероприятий в соответствии с планами экономического и социального развития.

В соответствии с Порядком определения платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредной деятельности, введенным постановлением Правительства РФ с августа 1992 года устанавливаются два вида базовых нор­мативов платы:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), ввиду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих ве­ществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяются путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полу­ченных произведений по видам загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов опреде­ляется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружа­ющей природной среды определяется путем ум­ножения соответствующих ставок платы за загряз­нение в пределах установленных лимитов на вели­чину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размеще­ния отходов, уровней вредного воздействия над ус­тановленными лимитами, суммирования получен­ных произведений по видам загрязнения и умно­жение этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

В случае отсутствия у природопользователя офор­мленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учиты­вается как сверхлимитная.

Платежи за предельно допустимые выбросы, сбро­сы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их — за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

Предельные размеры платы за загрязнение ок­ружающей природной среды сверх предельно допу­стимых нормативов устанавливаются в процентах от прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, дифференцированно по отдельным от­раслям народного хозяйства с учетом их экономи­ческих особенностей.

Внесение платы за загрязнение окружающей при­родной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окру­жающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в пол­ном объеме вреда, причиненного окружающей при­родной среде, здоровью и имуществу граждан, на­родному хозяйству загрязнением окружающей при­родной среды, в соответствии с действующим "законодательством.

Применение базовых нормативов платы осуще­ствляется на основании порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ и инструктивно-методических документов (список базовых норма­тивов платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ по видам веществ, список базовых норма­тивов платы за сброс в водные объекты загрязняю­щих веществ, базовые нормативы платы за разме­щение отходов по классам токсичности и др.).

Дифференцированные ставки платы за загрязне­ние определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям и бассейнам рек. Ко­эффициенты экологической ситуации и экологичес­кой значимости состояния атмосферного воздуха и почвы рассчитаны по данным оценки лаборатории мониторинга природной среды и климата Госкомгидростата РФ и Академии наук. В их основу поло­жен показатель степени загрязнения и деградации природной среды на территории экономических рай­онов РФ в результате присущих этим районам выб­росов в атмосферу и образующихся и размещаемых на их территории отходов. Коэффициенты экологи­ческой ситуации и экологической значимости состо­яния водных объектов рассчитаны на основании дан­ных о количестве сброшенных загрязненных сточ­ных вод и категории водного объекта.

Плата за нормативные и сверхнормативные (ли­митные и сверхлимитные) выбросы от стационар­ных и передвижных источников, сбросы загрязня­ющих веществ в поверхностные и подземные вод­ные объекты, другие виды загрязнений и размеще­ние отходов перечисляются плательщиками на сче­та экологических фондов и в доход Республиканс­кого бюджета РФ в бесспорном порядке, предусмот­ренном Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

За экологические правонарушения налагаются штрафы органами в области охраны природы, са-нэпиднадзора и другими специально уполномочен­ными государственными органами. Расчет сумм по возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природного объекта с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Поступающие средства аккумулируются на сче­тах экологических фондов и распределяются в сле­дующем порядке:

Перечисление средств производится ежекварталь­но с указанием оплачиваемого вида загрязнения.

Основные природоохранные мероприятия, на ко­торые расходуют средства экологических фондов:

— строительство мусороперерабатывающих и мусоросжигающих заводов, а также полигонов для складирования бытовых и промышленных отходов;

Общая плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников опреде­ляется по формуле:

Патм =Пнатм + Платм + Псл.атм ,

где Пнатм — плата за выбросы загрязняющих ве­ществ в размерах, не превышающих установлен­ные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов;

Платм — плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов;

Псл.атм — плата за выброс 1 тонны одного загрязняющего вещества сверх установленного лимита.

Плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах ус­тановленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов над установленными ли­митами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент. Плата за загрязнение атмосферного воздуха для передвижных источников определяется по формуле:

Птранс =(Пнтранс + Псн транс ) • Кзатм ,

где Пнтранс — плата за допустимые выбросы загрязняющих в-в;

Псн транс — плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ;

Кзатм — коэффициент экологической ситуации и экологической значимости.

В качестве основных нормируемых загрязняющих веществ для передвижных источников рассмат­риваются: оксиды углерода и азота, углеводороды, сажа, соединения свинца, диоксид серы.

Удельная плата для различных видов топлива определяется в руб/т или в руб/тыс. м3. При от­сутствии данных о количестве израсходованного топлива плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по ти­пам транспортных средств, из расчета ожидаемых условий и места их зксплуатации (среднегодовой пробег, расход топлива или количество моточасов работы на уровне 85% обеспеченности, топливо с наиболее экологически неблагоприятными харак­теристиками и т. д.). Годовая плата предусматри­вается за транспортное средство и другие источни­ки передвижения в тыс. руб./год за 1 транспортное средство.

Общая плата за загрязнение поверхностных и под­земных водных объектов определяется по формуле:

Пвод =Пнвод +Плвод +Пслвод ,

где Пнвод — плата за сбросы загрязняющих ве­ществ в размерах, не превышающих предельно до­пустимые нормативы сбросов (руб);

Плвод — плата за сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов (руб);

Пслвод — плата за сверхлимитный сброс загряз­няющих в-в.

Плата за сбросы загрязняющих веществ в раз­мерах, не превышающих установленные природо-пользователю предельно допустимые нормативы сбросов, определяются путем умножения соответ­ствующих ставок платы на величину загрязнения и суммирования полученных произведений по ви­дам загрязняющих веществ.

Плата за сбросы загрязняющих веществ в преде­лах установленных лимитов определяется путем ум­ножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми сброса­ми загрязняющих веществ и суммирования получен­ных произведений по видам загрязняющих веществ.

Плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответству­ющих ставок платы за загрязнение в пределах ус­тановленных лимитов на величину превышения фак­тической массы сбросов над установленными лими­тами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Плата на размещение токсичных и нетоксичных отходов складывается из размера платы за размеще­ние отходов в пределах установленных природопользователю лимитов и размеров платы за сверхлимит­ное размещение токсичных и нетоксичных отходов.

Потх = Плотх + Пслотх ,

где Плотх — плата за размещение отходов в преде­лах установленных природопользователю лимитов;

Пслотх — плата за размещение отходов сверх уста­новленного природопользователю лимита. Размер платы за размещение отходов в пределах установлен­ных природопользователю лимитов определяется пу­тем умножения соответствующих ставок платы с уче­том вида размещаемого отхода (токсичные, нетоксич­ные) на массу размещаемого отхода и суммирования полученных произведений по' видам размещаемых отходов. При этом учитывается базовый норматив платы за 1 тонну в пределах установленных лимитов и коэффициент экологической ситуации и экологи­ческой значимости почв в данном регионе.

Размер платы за сверхлимитное размещение ток­сичных и нетоксичных отходов определяется путем умножения соответствующих ставок платы за раз­мещение отходов в пределах установленных лими­тов на величину повышения фактической массы раз­мещаемых отходов над установленными лимитами и умножения этих сумм на пятикратный повыша­ющий коэффициент и суммирования полученных произведений по видам размещения отходов. Отхо­ды подразделяются на промышленные, бытовые и сельскохозяйственные, токсичные и нетоксичные.

Класс токсичности отходов определяется в соот­ветствии с «Временным классификатором токсич­ных промышленных отходов» и «Методическими рекомендациями по определению класса токсично­сти промышленных отходов», утвержденным Мин­здравом СССР и ГКНТ СССР в 1987 г.

Размещение отходов производства и потребления осуществляется на:

Размер платы за размещение отходов на неотве­денной для этой цели территории (несанкциониро-ваннная свалка) определяется путем умножения со­ответствующих ставок платы за размещение отхо­дов в пределах установленных лимитов на величину размещаемых отходов и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент и коэффициент, учитывающий место размещения отходов. При размещении отходов в границах городов, насе­ленных пунктов, водоемов, рекреационных зон и водоохранных территорий, применяется коэффици­ент 5, на расстоянии менее 3 км от границ вышепе­речисленных объектов коэффициент 3.