logo search
КНИГИ БЖД / Безопасность жизнедеятельности Охрана труда

Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

Наименование документа

Федеральный орган исполнительной вла­сти, утверждающий документ

Межотраслевые правила по ОТ (ПОТ РМ), межотрас­левые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ)

Минтруда России

Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типо­вые инструкции по охране труда (ТИ РО)

Федеральные органы исполнительной власти

Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безо­пасности (ИБ)

Госгортехнадзор России Госатомнадзор России

Государственные стандарты, системы стандартов безопасности труда (ГОСТ, ССБТ)

Госстандарт России

Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП)

Госстрой России

Государственные санитарно-эпидемиологические пра- Минздрав России вила и нормативы: санитарные правила (СП), гигиени- веские нормативы (ГН), санитарные правила и нормы ' (СэнПиН), санитарные нормы (СН) ]

Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие го­сударственные требования по охране труда, подлежат направлению для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы. Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и ут­верждают стандарты предприятия (СТП ССБТ), инструкции по ох­ране труда для работников и на отдельные виды работ на основе го­сударственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов РФ с учетом специфики ведения работ.

Профессиональные союзы, в лице их соответствующих органов, и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нор­мативных правовых актов по охране труда. Работодатель обеспечи­вает разработку и утверждение инструкций по охране труда для ра­ботников с учетом изложенного в письменном виде мнения выбор­ного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа или по согласованию с ними (на основании соглашения).

    1. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА, СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Российское законодательство предусматривает систему надзор­ных и контрольных органов за охраной труда.

Различают следующие виды надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда: государственный; обществен­ный; внутрихозяйственный, внутренний (работодателя).

      1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ

В главе 57 ТК РФ рассмотрены органы государственного надзо­ра и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных пра­вовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работода­телями на территории Российской Федерации осуществляет Феде­ральная инспекция труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасно­му ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуще­ствляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в уста­новленной сфере деятельности.

Государственный надзор за точным и единообразным исполне­нием трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генераль­ный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуро­ры в соответствии с федеральным законом.

Федеральная инспекция труда — единая централизованная сис­тема государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Руководство деятельностью Федеральной инспекции труда осу­ществляет Главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от долж­ности Правительством Российской Федерации. Структурными под­разделениями федеральной инспекции труда являются государ­ственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации и межрегиональные государственные инспекции труда.

Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право:

материалы (документы) о привлечении виновных к ответствен­ности в соответствии с федеральными законами и иными нор­мативными правовыми актами Российской Федерации.

В 2004 г. проведено реформирование системы государственного управления и структуры федеральных органов исполнительной вла­сти, в том числе и органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства и иных нормативно-правовых ак­тов, содержащих нормы трудового права. Была создана Федераль­ная служба по труду и занятости (Роструд), в которую вошла Феде­ральная инспекция труда.

Федеральная служба по труду и занятости

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 324 (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.09.2007 г. № 559), утвердившим Положение о Федеральной службе по труду и занятости, Федеральная служба по труду и занятости:

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет следую­щие полномочия:

— государственный надзор и контроль за соблюдением:

♦ государственную экспертизу условий труда в порядке, уста­новленном Правительством Российской Федерации.

Федеральную службу по труду и занятости возглавляет руководи­тель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Пра­вительством Российской Федерации по представлению Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Сфера деятельности органа государственного надзора за безопас­ным ведением работ в промышленности указана в ст. 366 ТК РФ в которой записано: «государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышлен­ности и на некоторых объектах осуществляется федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим функции по контро­лю и надзору в сфере промышленной безопасности, который вправе следить за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горнорудной, горнохимичес­кой, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленнос­ти, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при уст­ройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных устано­вок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности».

Для выполнения этих функций после реформирования системы государственного управления и структуры федеральных органов исполнительной власти была создана Федеральная служба по эколо­гическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Согласно Положению о Федеральной службе по экологическо­му, технологическому и атомному надзору, утвержденному поста­новлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. № 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнитель­ной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе области обращения с отходами производ­ства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопаснос­ти при использовании атомной энергии, безопасности электричес­ких и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и се­тей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах про­мышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопас­ности в указанной сфере; является органом государственного регу­лирования безопасности при использовании атомной энергии, спе­циально уполномоченным органом в области промышленной безо­пасности, органом государственного горного надзора, специально уполномоченным государственным органом в области экологичес­кой экспертизы в установленной сфере деятельности, органом го­сударственного энергетического надзора, специально уполномочен­ным органом в области охраны атмосферного воздуха.

Руководство деятельностью Ростехнадзора осуществляет Прави­тельство Российской Федерации.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредствен­но и через свои территориальные органы во взаимодействии с дру­гими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органа­ми местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Ростехнадзор в установленной сфере деятельности имеет право: ♦ проводить в пределах своей компетенции необходимые рас­следования, организовывать проведение экспертиз, заказы­вать проведение исследований, испытаний, анализов и оце­нок, а также научных исследований по вопросам осуществле­ния контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору возглавляет руководитель, назначаемый на дол­жность и освобождаемый от должности Правительством Россий­ской Федерации.

Кроме этих органов государственного надзора и контроля (Рос- труда и Ростехнадзора) были созданы:

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребите­лей и благополучия человека

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г №312, утвердившего Положение о Федеральной службе по надзо­ру в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребите­лей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

организует деятельность системы государственной санитарно­эпидемиологической службы Российской Федерации.

Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потреби­телей и благополучия человека возглавляет руководитель, назнача­емый на должность и освобождаемый от должности Правитель­ством Российской Федерации по представлению Министра здраво­охранения и социального развития Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Главным го­сударственным санитарным врачом Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социаль­ного развития

Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденному постанов­лением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 323, Федеральная служ­ба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития:

Росздравнадзор в установленной сфере деятельности имеет право:

Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и соци­ального развития возглавляет руководитель, назначаемый на долж­ность и освобождаемый от должности Правительством РФ по пред­ставлению Министра здравоохранения и социального развития РФ.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденному постановлением Правитель­ства РФ от 22.06.2004 г. № 370, Федеральная служба по надзору в сфе­ре природопользования осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых при­родных территорий федерального значения, является:

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет следующие полномочия в установленной сфере де­ятельности:

— осуществляет ведение кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования находится в ведении Министерства природных ресурсов Россий­ской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

Согласно Положению о Федеральной службе в сфере транспорта, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта:

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта:

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта в установ­ленной сфере деятельности имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществля­ющих перевозочную и иную, связанную с транспортным процес­сом, деятельность.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 г. № 294, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии:

Кроме рассмотренных выше органов государственного надзора и контроля остались прежними функциональные обязанности ГИБДД (ГАИ) и Госпожнадзора.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) разрешает ввод в эксплуатацию новых и вышедших из ре­монта автомобилей, следит за техническим состоянием автомобиль­ного транспорта на предприятиях, в хозяйствах и учреждениях, за обеспечением его безопасной эксплуатации, контролирует безопас­ность дорожного движения, участвует в расследовании аварий и случаев нарушения правил эксплуатации автомобилей, а также осу­ществляет контроль за подготовкой кадров для автотранспорта.

Государственный пожарный надзор в РФ в соответствии с Феде­ральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасно­сти» (ст. 5) и дополнениями и изменениями согласно Федерально­му Закону от 22.08.2004 г № 122 организует и осуществляет государ­ственная противопожарная служба, должностные лица органов государственного пожарного надзора, находящиеся в ведении МЧС России (см. раздел 5).

      1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА

Запрещается строительство, реконструкцию, техническое переос­нащение производственных объектов, производство и внедрение но­вой техники и технологий без заключения государственной экспер­тизы условий труда о соответствии проектно-технической докумен­тации государственным нормативным требованиям охраны труда.

Проведение государственной экспертизы условий труда регла­ментируется ст. 216.1 ТК РФ, постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 25.04.2003 г. № 244 «Об утверждении Поло­жения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации», постановлениями Минтруда России от

  1. г. № 86 «Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности органов, осуществляющих государственную эксперти­зу условий труда в Российской Федерации» и от 02.07.2001 г. № 53 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению го­сударственной экспертизы условий труда при лицензировании от­дельных видов деятельности».

Государственная экспертиза условий труда осуществляется феде­ральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в це­лях оценки:

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов ис­полнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:

Органам, осуществляющим государственную экспертизу условий труда в субъектах Российской Федерации, в целях решения возложен­ных на них задач рекомендуется выполнять следующие функции:

  1. контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предо­ставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;

  2. подготовку предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертифи­кации работ по охране труда в организациях;

  3. предоставление в учреждения медико-социальной эксперти­зы (по их запросу или по заявлению застрахованного) заключений государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда застрахованных, которые предшествовали наступлению стра­хового случая;

  4. проведение государственной экспертизы условий труда на со­ответствие требованиям охраны труда проектов строительства и ре­конструкции производственных объектов, а также машин, механиз­мов, другого производственного оборудования и технологических процессов;

  5. проведение государственной экспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности на территории субъекта Российской Федерации;

  6. проведение государственной экспертизы условий труда по за­просам органов государственного надзора и контроля, судебных ор­ганов, работодателей, работников, профессиональных органов, их объединений и иных уполномоченных работниками представитель­ных органов;

  7. выдачу заключений по условиям труда для рассмотрения в су­дебном порядке вопроса о ликвидации организации или ее подраз­деления при выявлении нарушений требований охраны труда;

  8. участие в организации и проведении сертификации работ по охране труда в организациях;

  9. организацию работы исследовательских (измерительных) ла­бораторий по оценке условий труда;

  10. проведение консультаций работодателям и работникам по их просьбам (в том числе на договорных условиях) по вопросам оценки условий труда, проведения аттестации рабочих мест по условиям тру­да, установления правильности предоставления компенсаций за тя­желую работу и работу во вредных или опасных условиях труда;

  11. информирование федерального органа исполнительной вла­сти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регули­рованию в сфере труда, о деятельности по осуществлению государ­ственной экспертизы условий труда в субъектах Российской Феде­рации по установленной форме.

Работники государственной экспертизы условий труда вправе предъявлять работодателям или их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений или пред­ставления о приостановлении действия принятых в организации решений по вопросам предоставления компенсаций за тяжелую ра­боту и работу с вредными и опасными условиями труда, не соответ­ствующими действующему трудовому законодательству.