Функции управления
Достижение целей управления безопасностью труда зависит от выполнения функций управления, которые в свою очередь реализуются через конкретные управленческие действия и мероприятия. Если функции определяют стратегические, долговременные, основополагающие цели, то конкретные управленческие действия и мероприятия обеспечивают решение тактических задач. Их полное и последовательное выполнение необходимо для исполнения функций.
Управленческие действия и мероприятия осуществляются во взаимосвязи и взаимовлиянии и обеспечивают целенаправленное воздействие на технические, технологические, организационные, социальные, экономические и психофизиологические процессы и факторы, определяющие состояние условий и охраны труда.
Обобщение практики управления безопасностью труда на предприятиях дает возможность сформулировать следующие основные функции и задачи управления (рис. 3.3), а также конкретные управленческие действия и мероприятия.
Задачи системы управления охраной труда на предприятии
СУОТ на уровне предприятия предусматривает решение следующих задач:
обеспечение соблюдения работающими требований правил безопасности и других нормативных документов по охране труда;
обеспечение профессионального соответствия работающих, в том числе профотбор, профессиональная подготовка, повышение квалификации, обучение безопасным методам ведения работ;
обеспечение безопасности при эксплуатации производственного оборудования, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;
обеспечение безопасности технологических процессов;
обеспечение нормальных санитарно-гигиенических условий труда;
обеспечение нормального санитарно-бытового, лечебно-профилактического и медицинского обслуживания работающих;
обеспечение рациональных режимов труда и отдыха работающих;
обеспечение работающих спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной и коллективной защиты;
расследование и учет несчастных случаев, пожаров, аварий, дорожно-транспортных происшествий и профессиональных заболеваний;
изучение и распространение передового опыта безопасного ведения работ.
Рис. 3.3. Принципиальная схема управления охраной труда в ПО(ПП)
Управление охраной труда обеспечивается выполнением следующих функций:
создание органов управления, разработка программы и структуры СУОТ;
организация и координация работ по охране труда;
планирование работ по охране труда;
контроль состояния охраны труда и функционирование системы управления охраной труда;
учет, анализ и оценка состояния охраны труда и деятельности подразделений и служб СУОТ;
стимулирование работ по повышению безопасности труда.
Способы решения поставленных задач, конкретные мероприятия по обеспечению безопасных условий труда рассматриваются в последующих главах. Здесь мы ограничимся рассмотрением содержания основных функций системы управления охраной труда.
Создание органов управления и разработка программы и структуры СУОТ
Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда, должно обеспечивать разработку, внедре!ше и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с установленными требованиями.
При создании системы управления охраной труда необходимо:
определять перечень законов и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распространяющихся на организацию;
выявлять факторы охраны труда, вытекающие из ее прошлых, настоящих или планируемых видов деятельности, с тем, чтобы определять наиболее существенные воздействия на условия и охрану труда;
определять политику организации в области охраны труда;
определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;
разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач.
Органы управления безопасностью труда организуются на предприятии в соответствии со структурой, состоящей из подразделений: цехов, участков, служб, управлений, отделов и т. д. Структуру нужно формировать так, чтобы она выполняла следующие функции:
обеспечивала сочетание централизованного управления и необходимой самостоятельности предприятия и его подразделений;
отвечала целям, содержанию и внешним условиям деятельности, предметной, технологической специализации и территориальному размещению подразделений производств и служб;
четко определяла место и роль каждого подразделения в общей работе по повышению безопасности труда, не допускала дублирования;
имела оптимальное число звеньев, содержала оптимальную численность специалистов и рабочих;
обладала внутренними резервами и гибкостью.
В каждом подразделении необходимо единство обязанностей, прав и ответственности. Права должны делать реальным выполнение обязанностей. Чем больше прав, тем выше ответственность. Последняя должна увязываться с обязанностями.
Безопасность труда обеспечивается, главным образом, при проектировании предприятий и цехов, конструировании оборудования, а также при выполнении строительных и эксплуатационных технологических процессов, операций и работ. Следовательно, управлять безопасностью труда, в первую очередь, должны те организации и лица, которые конструируют оборудование, проектируют производственные процессы, операции и работы, и те, которые организуют выполнение проектов и работ — линейные и функциональные подразделения (цехи, участки, службы) и их руководители.
Вместе с тем для выполнения некоторых специальных функций управления безопасностью труда (например, подготовки людей к труду, контроля за состоянием безопасности, выполнения разных работ вне основных технологических процессов и т. д.) необходимы специальные органы по охране труда. Наконец, в управлении безопасностью труда участвуют также общественные организации, действующие самостоятельно или в контакте с хозяйственными органами.
Возглавлять управление безопасностью труда на предприятии (в объединении) и нести ответственность за ее состояние (в соответствии с положением или должностной инструкцией) рекомендуется директору (генеральному директору, работодателю), а также руководителям каждого подразделения. Обязанности, права и ответственность остальных специалистов, служащих и рабочих определяются утвержденными в установленном порядке должностными инструкциями, положениями о подразделениях, правилами и инструкциями по охране труда для рабочих по профессиям.
При создании органов управления безопасностью труда необходимо определять для каждого подразделения цели и границы деятельности, функции, управленческие действия и мероприятия, которые должны ими выполняться для обеспечения безопасности труда; устанавливать связи между подразделениями, методы и средства взаимодействия и обмена информацией, а также подчиненность между ними и внутри них. Это позволит избежать путаницы, дублирования и безответственности в работе.
Организация работы по управлению охраной труда
Организация работы по реализации требований СУОТ включает:
распределение обязанностей между руководящими работниками, установление задач и функциональных связей подразделений и служб, включая весь комплекс задач по охране труда. Выполнение задач по охране труда отражается в положениях о службах и подразделениях и конкретизируется в должностных инструкциях руководящих работников, включая руководителей рабочего звена и должностных обязанностях инженерно-технических работников и служащих;
разработку перечней наиболее травмоопасных нарушений для объектов работ, инструкций по охране труда и порядка доступа к работам повышенной опасности;
создание служб охраны труда или введение должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области;
создание на предприятии комитета (комиссии) по охране труда, в состав которого на паритетной основе входят представители работодателя, профессионального союза или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Планирование работ по охране труда
Планирование работ по охране труда — это организационный управленческий процесс, осуществляемый с целью обеспечения безопасных условий труда работников на основе эффективного использования средств, выделяемых на улучшение условий и охраны труда.
Планирование работ по охране труда подразделяется на перспективное, текущее и оперативное.
Составление планов по охране труда представляет собой разработку конкретных мероприятий на определенный срок, с указанием исполнителей и средств, необходимых для реализации мероприятий.
Работы по охране труда выполняются в соответствии с годовым планом на уровне предприятия, организации и текущими планами на уровне служб и подразделений. Каждый пункт плана должен иметь четкую формулировку, сроки, объемы и ответственного исполнителя, позволяющие проконтролировать фактическое исполнение пункта плана.
Основой для разработки планов по охране труда являются «Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда», утвержденные постановлением Министерства труда Российской Федерации от 27.02.1995 г. № 11, «Отраслевые правила безопасности», другие правила по соответствующим видам производственной деятельности, перспективные планы развития производства, планы социального развития коллектива, результаты анализа материалов расследования аварий, пожаров, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, состояния производственно-технологического оборудования, зданий, сооружений, материалов аттестации рабочих мест, требования (заявки) на обеспечение безопасности труда на объектах работ, акты и предписания государственных надзорных и контролирующих органов.
Годовой план включает в себя следующие разделы:
повышение квалификации кадров, проверка знаний по охране труда инженерно-технических работников, рабочих и служащих;
мероприятия по нормализации и улучшению санитарно-гигиенических условий труда;
4 мероприятия по лечебно-профилактическому и санитарнобытовому обслуживанию работающих;
4 механизация и автоматизация тяжелых, опасных и трудоемких работ;
4 мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;
4 аттестация рабочих мест по условиям труда;
4 планы-графики тренировочных занятий по действиям персонала в аварийных и экстремальных ситуациях;
4 комплексные проверки состояния охраны труда в подразделениях и службах.
Текущие планы по охране труда для подразделений и служб составляются руководителем подразделения в соответствии со спецификой работ и решаемых задач по охране труда в данном подразделении и заявками на устранение нарушений требований охраны труда, поступивших от других подразделений предприятия, организации.
Соглашение по охране труда к коллективному договору между работодателем (руководителем) предприятия, организации и работниками составляется с учетом годового плана, состояния охраны труда на предприятии, в организации на момент заключения соглашения и включает в себя следующие вопросы: состояние охраны труда (максимально допустимый уровень риска), режимы труда и отдыха, обучение и подготовка работников, улучшение условий труда, пособия, компенсации и доплаты за вредные и опасные условия труда, продолжительность рабочего дня и отпуска для работников, занятых на тяжелых, вредных и опасных работах, устранение которых невозможно при современном развитии производства, социальное страхование работников, а также порядок контроля за состоянием охраны труда.
Контроль состояния охраны труда и функционирования системы управления
Контроль является важной функцией управления охраной труда. Нельзя воздействовать на управляемый объект, не зная, к каким результатам приводит это воздействие. Контроль, как функция управления, осуществляется или организуется органом управления. Контролю подлежат:
состояние рабочих мест, соответствие их требованиям охраны труда;
соблюдение законодательства о труде, выполнение требований нормативных документов по охране труда;
выполнение работ по реализации задач управления охраной
труда; ^
своевременность и правильность расследования несчастных случаев на производстве;
выполнение приказов, распоряжений и предписаний, мероприятий перспективного, текущего и оперативного планов по охране труда.
Основными видами внутреннего контроля являются:
оперативный контроль руководителя работ и других должностных лиц;
административно-общественный контроль;
контроль, осуществляемый службой охраны труда;
ведомственный контроль вышестоящих органов;
контроль, осуществляемый органами государственного надзора;
общественный контроль.
Контроль состояния охраны труда должен предусматривать определенное метрологическое обеспечение, включающее методы и средства измерений для контроля параметров условий труда, безопасности производственного оборудования и технологических процессов, качества средств защиты работающих.
Исключительно важным в системе контроля является оперативный контроль руководителя работ и других должностных лиц, который предполагает оперативное выявление и оперативное устранение нарушений требований охраны труда на рабочих местах. При проведении оперативного контроля особое внимание необходимо обращать на следующие вопросы:
допуск к работам рабочих и соблюдение ими требований безопасности труда;
правильное ведение технологических процессов;
техническое состояние машин, механизмов и оборудования;
организацию рабочих мест;
наличие и использование средств индивидуальной защиты.
Учет, анализ и оценка состояния охраны труда
Учет, анализ и оценка состояния охраны труда должны быть направлены на поддержку осуществления других функций управления (планирование, регулирование, стимулирование) и принятие управленческих решений.
Учет — это регистрация и систематизация в установленной форме и порядке данных, характеризующих состояние охраны труда.
Соответствующие нормативные документы устанавливают, какие данные необходимо фиксировать документально, а также порядок, периодичность оформления и формы документов, в которых эти данные фиксируются (акт, паспорт, журнал и др.).
Хорошо налаженный учет дает возможность провести тщательный анализ состояния охраны труда.
В качестве аналитических данных, характеризующих состояние охраны труда, должны использоваться:
материалы расследования о несчастных случаях и профессиональных заболеваниях;
акты расследования аварий, дорожно-транспортных происшествий, пожаров, случаев утраты взрывчатых материалов, радиоактивных и ядовитых веществ и источников ионизирующих излучений;
♦ предписания органов надзора и материалы проверок состояния условий труда на объектах работ и в подразделениях;
4 данные аттестации рабочих мест по условиям труда.
При анализе работы по охране труда используются планы работ по охране труда и отчеты об их выполнении, журналы инструктажей по охране труда, протоколы совещаний по охране труда, графики планово-предупредительных ремонтов и испытаний оборудования, заявки на материальное обеспечение охраны труда и другие документы.
Стимулирование работ по повышению безопасности и охране труда
На предприятии должна быть разработана по согласованию с профсоюзами, трудовыми коллективами и доведена до сведения всех работающих система морального и материального стимулирования за полное выполнение всеми работниками структурного подразделения требований охраны труда, процедур и процессов, обеспечивающих безопасность работников (премии, доплаты, надбавки за выполнение плановых показателей и недопущение травматизма, нарушения требований охраны труда и пр.).
Кроме того, четко определяются меры наказания за нарушение требований безопасности (депремирование, штрафы, дисциплинарные взыскания).
Согласно ст. 191 Трудового кодекса РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценными подарками, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка, т. е. неисполнение или ненадлежащее
исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечания, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
Органы государственного надзора имеют право привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ:
«Нарушение законодательства о труде и об охране труда — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридичеких лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток»;
«Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет».
За грубые нарушения правил безопасности, повлекшие несчастные случаи с тяжелыми последствиями, установлена уголовная ответственность. Согласно ст. 143 УК РФ максимальная мера уголовной ответственности за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, — лишение свободы на срок до 3 лет, а нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных работ (ст. 216 УК РФ) или на взрывоопасных объектах (ст. 217 УК РФ) — до десяти лет.
Приоритетом при оценке роли рабочих, мастеров, начальников участков и других руководителей среднего звена должны быть меры поощрения, и надо попытаться исключить меры наказания за происшедшие несчастные случаи, аварии и другие происшествия, если эти должностные лица не имеют к ним прямого отношения. Это позволит создать в организации климат доверия, социального партнерства, локального удовлетворения, ощущения чувства заботы о человеке, в чем особенно нуждаются мастера и рабочие, от которых во многом зависит уровень обеспечения безопасности, соблюдение дисциплины и порядка на рабочем месте, на котором и происходит подавляющее большинство травм и инцидентов.
Распределение обязанностей и прав должностных лиц в области охраны труда в организации производится в соответствии с конкретными условиями их работы. Любому ответственному лицу должны быть предоставлены права, регламентирующие разрешенные ему действия для выполнения своих обязанностей и определяющие используемые им ресурсы (трудовые, материальные, информационные). Первые руководители организаций обеспечивают четкое распределение обязанностей между руководящими работниками, устанавливают задачи и функциональные связи подразделений и служб по управлению производством, включая весь комплекс задач по охране труда, которые отражаются в положениях о службах и подразделениях и конкретизируются в должностных инструкциях. Проекты должностных инструкций составляются руководителем для своих непосредственных подчиненных. В качестве базового материала используется квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служб. При этом необходимо учитывать приведенные выше обязанности работодателя и работников (ст. 212, 214 ТК РФ) и корректировать по мере выхода новых законов и нормативно-правовых актов. Должностные инструкции утверждаются руководителями организации и являются основным юридическим документов, регламентирующим обязанности, права и ответственность. Они должны включать все аспекты должностного лица, в том числе вопросы обеспечения безопасности труда, и быть сбалансированы. Для этого необходимо соблюдать соответствие между:
правами руководителя и обязанностями подчиненного (первые должны подтверждаться вторыми);
правами подчиненного и обязанностями руководителя (реализация прав первого обеспечивается соответствующими обязанностями второго);
ответственностью руководителя и ответственностью подчиненного (первая не должна включать в себя вторую).
Для руководителей служб, подразделений и объектов работ ведение документации по охране труда, в соответствии с кругом обязанностей (разработка должностных инструкций, допуск к работам, приостановка и разрешение на выполнение работ, передача заявок на устранение нарушений и обеспечение безопасности работ и т. п.), является обязательным.
Работодатель несет полную ответственность за обеспечение требований охраны труда. При несоблюдении этих требований могут быть применены следующие меры:
административное наказание руководителя или должностных лиц, виновных в невыполнении требований Трудового кодекса Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране труда и предписаний органов государственного надзора и контроля за охраной труда. Работодатель (руководитель) может быть подвергнут штрафу, размер и порядок которого устанавливается законодательством Российской Федерации;
отказ в предоставлении или пролонгировании лицензии на право проведения лицензионных работ в случае, если заявитель не предоставил доказательств, что обладает необходимыми финансовыми техническими и трудовыми ресурсами для эффективного и безопасного проведения работ;
расторжение контракта с руководителем организации, не обеспечившим безопасные условия труда в соответствии с установленными нормативами;
возмещение в установленном порядке ущерба, причиненного окружающей среде и физическим лицам, в результате работы с нарушениями правил безопасности труда, санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья работников предприятия;
приостановка работ предприятия или его подразделений в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, до устранения допущенных нарушений;
уголовная ответственность в случаях нарушений требований охраны труда, приведших к чрезвычайным происшествиям, в соответствии с действующим законодательством.
Руководители производственных служб (подразделений) обязаны:
осуществлять организацию работы по охране труда на объектах работ;
разрабатывать и утверждать у руководителя предприятия должностные инструкции для руководителей объектов работ и специалистов;
составлять перечни травмоопасных нарушений на объектах работ (совместно с руководителями объектов работ);
производить оценку степени опасности оборудования, технологических процессов и условий труда (наличие вредных факторов, определение опасных зон и т. д.);
обеспечивать безопасность работ при эксплуатации оборудования путем проведения входного контроля на соответствие требованиям стандартов ССБТ, правилам безопасности и другой нормативно-технической документации и организацию правильной эксплуатации оборудования;
контролировать использование работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, спецодежды;
организовывать безопасную эксплуатацию зданий и сооружений;
немедленно сообщать руководству предприятия о любом несчастном случае, происшедшем в ходе работы или в связи с ней, независимо от его тяжести;
делать записи в журнале контроля за состоянием охраны труда и противопожарной безопасности о выявленных нарушениях;
при получении информации из подчиненных подразделений о возникших нарушениях требований правил безопасности и
15. А. В. Фролов, Т Н. Бакаева
заявок на материально-техническое обеспечение безопасности ведения работ, руководители принимают решение о целесообразности продолжения работ до устранения выявленных нарушений.
В свою очередь работник обязан:
соблюдать требования охраны труда;
правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
немедленно извещать своего непосредственного или иного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков профессионального заболевания (отравления);
проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).
Пути повышения эффективности системы управления охраной труда
Как указывалось выше, одной из основных причин высокого уровня травматизма на предприятиях является низкая эффективность, неудовлетворительное функционирование системы управления охраной труда.
Можно назвать следующие основные причины, которые сдерживают внедрение и результативное функционирование СУОТ на предприятии:
отсутствие на многих предприятиях целостной системы управления;
неудовлетворительные уровень и качество нормативной базы предприятий, определяющих механизм функционирования системы;
недостаточная роль служб охраны труда, профессиональная и психологическая неготовность персонала к разработке, восприятию и внедрению систем управления, несмотря на многолетнюю предысторию;
недостаточная информированность персонала и неэффективность пропаганды;
отсутствие механизма мотивации (стимулирования), побуждающего специалистов к разработке и внедрению систем управления;
отсутствие необходимого контроля за функционированием системы управления;
безразличное («никакое») отношение к охране труда со стороны руководителей.
Как свидетельствует практика, на производственном уровне функционируют не целостные системы управления, а только отдельные их составляющие. В качестве нормативной базы служат отдельные стандарты предприятия, регламентирующие организационные процедуры, инструкции для рабочего персонала, определяющие порядок безопасного производства работ, некоторые другие документы.
В действительности же СУОТ — понятие более широкое, которое включает комплекс полномочий, обязанностей, взаимосвязанных, целеориентированных мер и действий, направленных на сохранение жизни и здоровья работников предприятия в процессе трудовой деятельности и реализуемых в информационно-правовом поле. Управление должно осуществляться в соответствии с провозглашенной политикой, исходя из законодательных требований, с помощью соответствующего механизма, включающего в себя порядок реализации всех функций и целевых задач, определяющих трудоохранную деятельность. К ним относятся функции общеорганизационного обеспечения, управления персоналом (профессиональная подготовка, социально-психологическое сопровождение, стимулирование), информационная и нормативно-правовая база, система контроля и т. д.
Наряду с этим важное значение приобретает международная практика управления промышленной безопасностью. Сегодня трудоохранная политика даже в рамках одного предприятия не может строиться без учета международных стандартов, отражающих современные тенденции развития систем управления. Совершенно очевидно, что для эффективного решения трудоохранных проблем нужны транснациональная, внутригосударственная и внутриотраслевая интеграция и координация, при этом в основе должна лежать целостная концепция, в соответствии с которой функции управления охраной труда должны в максимальной степени перейти на производственный уровень (уровень предприятия). Реализация этой концепции потребует создания реальных управленческих, экономических предпосылок и соответствующих нормативно-правовых условий.
Охрана труда в целом и система управления, в частности, регламентируются и регулируются нормативно-правовой документацией, в состав которой входят государственные и другие межотраслевые нормативные акты, нормативные документы, действующие в рамках одной отрасли, а также различные регламенты, действующие только на данном предприятии (СТП, инструкции, положения и др.). С точки зрения значимости важную роль играют так называемые стандарты предприятия, обусловливающие общеорганизационные аспекты трудоохранной деятельности.
Вместе с тем имеющиеся на предприятиях на этот счет отдельные СТП в лучшем случае содержат только обязанности должностных лиц по отношению к охране труда, поэтому не охватывают всей инфраструктуры трудоохранных мер и действий, не формируют таким образом целостную систему управления, организации, исполнения. Более того, имеющиеся стандарты ни по составу, ни по содержанию, ни по уровню их исполнения во многом не соответствуют требованиям системы стандартизации, теории и практике управления; они не учитывают наиболее значимые требования рынка в области управления взаимосвязанными процессами, формирующими качество продукции и услуг, охраны окружающей среды, безопасности.
В этой связи, учитывая вхождение в рыночные отношения и вступление в ВТО, злободневным становится внедрение в стране новых нормативов, гармонизированных с западными нормами.
Методология создания и функционирования системы управления (менеджмента) по ряду направлений определяется общепризнанными международными стандартами ИСО серии 9000 (управление качеством) и ИСО серии 14000 (управление охраной окружающей среды). В основу методологии создания и функционирования системы управления, определяемой этими международными стандартами, положены известные принципы: «планируй — выполняй — контролируй — совершенствуй», реализуемые в рамках политики в рассматриваемом направлении.
Международный стандарт OHSAS 18001-99 (OHSAS — Occupational Health and Safety Assessment Series) «Системы управления охраной здоровья и безопасностью персонала», разработанный на основе британского стандарта BS 8800-96 «Руководство по системам управления охраной здоровья и безопасностью персонала», ориентирован на создание системы управления охраной труда организации, которая в виде подсистемы могла бы быть объединена с другими подсистемами системы управления (менеджмента) в рамках единой интегрированной системы управления организации.
В нашей стране разработан и введен в действие с 1 января 2003 г. государственный стандарт ССБТ ГОСТ Р 0.006-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации», гармонизированный с международным стандартом OHSAS 18001-99. Он устанавливает требования к элементам системы управления охраной труда, приемлемые к организациям всех типов и размеров, независимо от конкретного сектора экономики (отрасли промышленности).
В ГОСТе реализуются новые подходы, в частности, даются рекомендации по оценке и контролю рисков, что позволит более эффективно использовать экономический механизм управления безопасностью труда.
В статьях 4.3.3 и 4.3.2 записано:
«Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации опасностей для здоровья и безопасности персонала, оценки и контроля рисков, связанных с ее деятельностью, продукцией и услугами (включая продукцию и услуги подрядчиков), которые организация может контролировать».
«Организация должна формировать и своевременно корректировать перечень (реестр) факторов, влияющих на охрану труда, которые она может контролировать и на которые она может воздействовать. Организация должна устанавливать приоритеты, выявлять те факторы, которые оказывают или могут оказывать значительные воздействия на условия и охрану труда, и гарантировать принятие во внимание этих факторов при определении целей в области охраны труда. Организация должна постоянно актуализировать эту информацию».
Чтобы определить реальный (возможный) риск реализации опасных факторов, имеющихся на производстве, в нежелательные последствия, надо сначала идентифицировать опасности. В целях идентификации можно использовать результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасное™. Это позволит ввести ограничения на количество опасных факторов, подлежащих детальному анализу за счет тех, которые по результатам аттестации не представляют реальную опасность.
Затем, используя качественный и количественный метод оценки рисков (путем анализа статистических данных желательно за последние 10—15 лет), выделяем наиболее неприемлемые риски, детальный анализ которых надо проводить. Эта процедура довольно сложная, трудоемкая, требующая определенных знаний и умений.
Методы анализа и оценки рисков
В настоящее время идет интенсивная научно-исследовательская работа по разработке методов анализа и оценки рисков в различных сферах деятельности. Опубликовано большое количество результатов и рекомендаций. Однако воспользоваться ими зачастую не представляется возможным из-за отсутствия необходимых данных и необходимости проведения дополнительных исследований. Из официальных нормативно-технических документов, устанавливающих методические принципы, термины и понятия анализа риска, общие требования к процедуре и оформлению результатов, а также представляющих основные методы анализа опасностей и риска аварий на опасных производственных объектах, следует рекомендовать «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов» РД 03-418-01, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 10.07.2001 г. № 30. Это документ рекомендует на стадии идентификации опасностей использовать один или несколько из перечисленных ниже методов анализа риска:
«Что будет, если ...?»;
проверочный лист;
анализ опасности и работоспособности;
анализ видов и последствий отказов;
анализ «дерева отказов»;
анализ «дерева событий». '
После обобщения оценки рисков должны разрабатываться рекомендации по уменьшению рисков. Общая схема процесса управления риском и основные группы методов воздействия на риск представлены на рис. 3.4.
Результаты оценки рисков используются для определения целей и задач в области охраны труда организации и составления программ мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Причем новизна подхода здесь заключается в том, что на основании анализа рисков устанавливаются цели, направленные на решение проблем охраны труда, которые поддерживаются задачами, понятными, реально измененными и ограниченными временем исполнения.
В приложении к РД 03-418-01 представлены краткие сведения о методах анализа риска и рекомендации по их применению.
Для оценки риска технологических систем разработан ГОСТ Р 51901-2002 «Управление надежностью. Анализ риска технологических систем». В качестве основы для оценки профессиональных рисков с позиций медицины труда служат разработанные в ГУ НИИ медицины труда РАМН Руководство по оценке профессионального
Рис. 3.4. Обща» схема оценки и управления ртом
риска для здоровья работающих. Р 2.2.1766-03, а также Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификации условий труда. Р 2.2.2006-05.
В геологоразведке еще в 1988 г. был разработан, включен в «Положение о системе управления охраной труда в организациях и на предприятиях Министерства геологии СССР» и успешно использовался упрощенный метод анализа и оценки опасностей (риска), суть которого заключается в следующем.
На основании анализа многолетних данных о нарушениях требований безопасности, повлекших за собой несчастные случащ и травмирующих факторов для каждого объекта работ составляется перечень травмоопасных нарушений и устанавливаются показатели опасности (уровни риска) для каждого нарушения (в баллах). Разрабатывается и утверждается методика количественной оценки состояния охраны труда и уровня исполнительской дисциплины.
Методика устанавливает порядок количественной оценки состояния охраны труда на объектах работ с целью оперативного управления охраной труда.
При оценке состояния охраны труда учитываются показатели:
показатель опасности («уровень риска») R на объекте работ, характеризующий нарушения требований правил безопасности, поддающиеся контролю в процессе проведения проверки, и пропорциональный вероятности травмирования работника на данном объекте;
количество заявок на устранение нарушений на объекте работ, которые не могут быть устранены на месте;
«уровень исполнительской дисциплины» руководителя работ в вопросах обеспечения безопасности труда.
На каждом объекте работ ведется «Журнал проверки состояния охраны труда», в который включается «Перечень травмоопасных нарушений» для данного объекта; перед началом смены руководитель объекта контролирует состояние объекта на наличие нарушений, устраняет обнаруженные нарушения и передает заявку через диспетчерскую службу на устранение тех нарушений, которые не могут быть устранены силами бригады, с занесением данного нарушения в журнал, указав дату передачи заявки и соответствующий показатель опасности данного нарушения. Суммируя показатели опасности всех не устраненных нарушений на данный момент, на устранение которых поданы заявки, руководитель определяет «уровень риска» /? на объекте работ на данную смену, после чего принимает решение о начале работы:
При комиссионной проверке объекта работ комиссия выявляет все нарушения на объекте, включая и те, на устранение которых поданы заявки, и вычисляет показатель «уровня риска» Rk, суммируя показатели опасности всех выявленных нарушений на объекте на момент проверки:
;
/и
затем по формуле
/= 1 - {Rk- /?)/£/?/
вычисляется показатель «исполнительской дисциплины» руководителя объекта, что характеризует ее уровень в данном подразделении (£/?/ - сумма показателей опасности всех нарушений, включенных в «Перечень травмоопасных нарушений»).
Результаты проверки: выявленные нарушения, значения показателей Rk и /?р, дата проверки заносятся в «Журнал проверки состояния охраны труда». Составляется акт проверки, который передается в службу охраны труда для выработки управляющего решения.
Для подразделений обеспечения объектов работ основного производства (ремонтные и снабженческие службы) уровень исполнительской дисциплины руководителя подразделения рассчитывается как отношение количества полученных заявок за определенный период (месяц, квартал) к исполненным.
Для количественной оценки опасностей (рисков) можно также воспользоваться рекомендациями ЮРГТУ(НПИ) и определять уровень риска по формуле
R= Р- X • У,
где R— уровень риска, балл; Р~ вероятность несчастного случая (берется из анализа травматизма); X — интенсивность проявления опасных факторов (если нет фактических данных, можно воспользоваться среднестатистическими: одному смертельному случаю предшествуют 10—30 тяжелых травм, около 100—300 легких; 1—3 тыс. микротравм или 10-30 тыс. опасностей); У — возможные последствия, ущерб (в баллах).
РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Расследование и учет несчастных случаев на производстве
Тщательное расследование, выяснение обстоятельств и причин всех несчастных случаев (НС) на лроизводстве дает основание для разработки и применения эффективных мер по ликвидации причин, вызывающих несчастные случаи, и профилактики травматизма. Поэтому порядок расследования, оформления и учета НС четко определен законодательными и нормативно-правовыми актами.
Расследование и учет несчастных случаев на производстве осуществляется в соответствии с Трудовым> кодексом (ст. 227-231) и «Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», утвержденным постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 г. № 73, которые устанавливают порядок расследования и учета НС на производстве, обязательный для всех организаций, независимо от их организационно-правовой формы, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и использующих наемный труд (индивидуальные предприниматели).
Расследованию и учету в соответствии с Положением подлежат несчастные случаи, происшедшие на производстве с работниками и другими лицами (далее именуются — работники) при выполнении ими трудовых обязанностей и работ по заданию организации или индивидуального предпринимателя.
Оно распространяется на всех работников, исполняющих свои трудовые обязанности, в том числе на:
работников, выполняющих работу по трудовому договору (контракту);
граждан, выполняющих работу по гражданско-правовому договору;
студентов и учащихся образовательных учреждений соответствующего уровня, проходящих производственную практику в организациях;
лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду администрацией организации;
других лиц, участвующих с ведома работодателя (его представителя) в производственной деятельности организации своим личным трудом, правоотношения которых не предполагают заключение трудовых договоров, в том числе:
членов семей работодателей — физических лиц (глав крестьянских, фермерских хозяйств);
членов кооперативов, участников хозяйственных товариществ или иных обществ, работающих у них (в них) на собственный счет;
граждан, привлекаемых по решению компетентных органов власти к выполнению общественно полезных работ либо мероприятий гражданского характера;
военнослужащих, студентов, учащихся, направленных в организации для выполнения строительных, сельскохозяйственных и иных работ;
работников, проходящих переобучение без отрыва от работы на основе заключенного с работодателем ученического договора.
Расследуются и подлежат учету как несчастные случаи на производстве: травма, в том числе полученная в результате нанесения телесных повреждений другим лицом, острое отравление, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током, молнией, излучением, укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными, повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием на пострадавшего опасных факторов, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо его смерть, если они произошли:
а) при непосредственном исполнении трудовых обязанностей или работ по заданию работодателя (его представителя), в том числе во время служебной командировки, а также при совершении иных правомерных действий в интересах работодателя, в том числе направленных на предотвращение несчастных случаев, аварий, катастроф и иных ситуаций чрезвычайного характера;
б) на территории организации, других объектах и площадях, закрепленных за организацией на правах владения либо аренды (далее — территория организации), либо в ином месте работы в течение рабочего времени (включая установленные перерывы), в том числе во время следования на рабочее место (с рабочего места), а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства, одежды и т. п. перед началом и после окончания работы, либо при выполнении работ за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;
в) при следовании к месту работы или с работы на транспортном средстве работодателя или сторонней организации, представившей его на основании договора с работодателем, а также на личном транспортном средстве в случае использования его в производственных целях в соответствии с документально оформленным соглашением сторон трудового договора или объективно подтвержденным распоряжением работодателя (его представителя) либо с его ведома;
г) во время служебных поездок на общественном транспорте, а также при следовании по заданию работодателя (его представителя) к месту выполнения работ и обратно, в том числе пешком;
д) при следовании к месту служебной командировки и обратно;
е) при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на автотранспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде и др.);
ж) во время междусменного отдыха при работе вахтовым методом, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном и др.) в свободное от вахты и судовых работ время;
з) при привлечении в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварий и других чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, криминогенного и иного характера.
В установленном порядке расследуются также несчастные случаи, происшедшие с работодателями — физическими лицами и их полномочными представителями при непосредственном осуществлении ими трудовой деятельности либо иных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работниками.
Расследуются в установленном порядке, квалифицируются, оформляются и учитываются в соответствии с требованиями ст. 230 Кодекса и «Положения» как связанные с производством несчастные случаи, происшедшие с работниками или другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или работ по заданию работодателя (его представителя), а также осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах (далее — несчастные случаи на производстве).
Положение определяет первоочередные меры, которые необходимо предпринять руководителю работ в связи с несчастным случаем. О каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, пострадавший или очевидец несчастного случая извещает непосредственного руководителя работ, который обязан:
немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в учреждение здравоохранения;
сообщить работодателю или лицу, им уполномоченному, о происшедшем несчастном случае;
принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц;
сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью других людей и не приведет к аварии). В случае невозможности ее сохранения — зафиксировать сложившуюся обстановку (схемы, фотографии и т. п.).
Если с застрахованными произошел НС на производстве, работодатель обязан в течение суток сообщить об этом в исполнительный орган ФСС РФ (по месту регистрации в качестве страхователя).
Работодатель обязан обеспечить своевременное расследование несчастного случая на производстве и его учет.
Для расследования несчастного случая на производстве, в организации работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда (или лицо, назначенное приказом работодателя ответственным за организацию работы по охране труда), представители работодателя, профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа (например, член комитета или комиссии по охране труда из числа представителей работников, уполномоченный по охране труда). Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченное им лицо. Состав комиссии утверждается приказом работодателя. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке, где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается. Здесь имеются в виду мастер, прораб, начальник смены (участка, цеха) и т. п.
В расследовании несчастного случая на производстве, происшедшего у индивидуального предпринимателя, принимают участие индивидуальный предприниматель или его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться и на договорной основе.
Последствия и условия, при которых произошел несчастный случай на производстве, неодинаковы. Положение особо регулирует порядок расследования групповых, тяжелых несчастных случаев, а также несчастных случаев со смертельным исходом.
При групповом несчастном случае на производстве (два и более человек), тяжелом несчастном случае на производстве (по схеме определения тяжести несчастных случаев на производстве, утвержденной Министерством здравоохранения РФ по согласованию с Министерством труда и социального развития), несчастном случае на производстве со смертельным исходом, происшедшим в организации, работодатель или уполномоченное им лицо в течение суток по форме, установленной Министерством труда и социального развития РФ, обязаны сообщить:
♦ в государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации;
в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности;
в организацию, направившую работника, с которым произошел несчастный случай;
в территориальное объединение профсоюзов;
в территориальный орган Госгортехнадзора России, если несчастный случай произошел в организации (на объекте), подконтрольной этому органу.
О несчастных случаях на производстве со смертельным исходом государственная инспекция труда по субъекту РФ направляет сообщение в Федеральную службу по труду и занятости.
Если несчастный случай со смертельным исходом произошел в организации (на объекте), подконтрольной территориальному органу государственного надзора, территориальный орган направляет сообщение в федеральный орган государственного надзора по подчиненности.
Для расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом:
в комиссию, кроме лиц, указанных выше, включаются государственный инспектор по охране труда, представители органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения профсоюзов. Работодатель образует комиссию и утверждает ее состав, возглавляет комиссию государственный инспектор по охране труда;
по требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего — его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. В случае если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или председатель комиссии обязаны по требованию доверенного дина ознакомить его с материалами расследования;
каждый работник имеет право на личное участие в расследовании происшедшего с ним НС на производстве;
если НС явился следствием нарушений в работе, влияющих на обеспечение ядерной, радиационной и технической безопасности, на объектах использования атомной энергии в состав комиссии включается также представитель территориального органа Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности;
при НС, происшедшем в организациях и на объектах, подконтрольных территориальным органам Федерального горного и промышленного надзора России, состав комиссии, определяемый в указанном выше порядке, утверждается руководителем соответствующего территориального органа, и возглавляет комиссию представитель этого органа;
при групповом НС с числом погибших пять и более человек в состав комиссии включаются также представители Федеральной инспекции труда, федерального органа исполнительной власти по ведомственной принадлежности и Общероссийского объединения профсоюзов. Представителем комиссии является Главный государственный инспектор по охране труда по субъекту РФ, а на объектах, подконтрольных территориальному органу Федерального горного и промышленного надзора России, — руководитель этого территориального органа.
При крупных авариях с человеческими жертвами 15 и более человек расследование проводится комиссией, назначаемой Правительством РФ.
Расследование обстоятельств и причин НС на производстве (который не является групповым и не относится к категории тяжелых или со смертельным исходом) проводится комиссией в течение 3 дней.
Расследование группового НС на производстве, тяжелого НС на производстве и НС на производстве со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
Несчастный случай на производстве, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего лица или его доверенного лица в течение месяца со дня поступления указанного заявления.
В каждом случае расследования комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия НС, лиц, допустивших нарушение нормативных требований по охране труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности объяснения от пострадавшего.
В результате расследования группового НС на производстве, тяжелого НС на производстве, НС на производстве со смертельным исходом комиссия формирует следующие документы:
а) приказ о создании комиссии по расследованию НС;
б) планы, схемы, эскизы, а при необходимости — фото- или видеоматериалы места происшествия;
в) документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
г) выписку из журналов регистрации инструктажей и протоколов проверки знаний пострадавших по охране труда;
д) протоколы опросов, объяснения пострадавших, очевидцев несчастного случая и должностных лиц;
е) экспертные материалы заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов;
ж) медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или о причине смерти пострадавшего, а также о нахождении пострадавшего в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
з) копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;
и) выписки из ранее выданных на данном производстве (объекте) предписаний государственных инспекторов по охране труда и должностных лиц территориального органа Госгортехнадзора (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений нормативных требований по охране труда;
к) другие материалы по усмотрению комиссии. ■
На основании собранных данных и материалов комиссия устанавливает обстоятельства и причины НС, определяет, был ли пострадавший в момент НС связан с производственной деятельностью организации или индивидуального предпринимателя, и объяснялось ли его нахождение в месте происшествия исполнением им трудовых обязанностей (работы), и квалифицирует НС, как происшедший на производстве, или НС, не связанный с производством, определяет лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, законодательных и иных нормативных правовых актов, и меры по устранению причин и предупреждению НС на производстве.
Если при расследовании НС на производстве, происшедшего с застрахованным, комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного комитета или иного уполномоченного застрахованным представительного органа комиссия определяет степень вины застрахованного в процентах.
По результатам расследования группового НС на производстве, тяжелого НС на производстве, НС на производстве со смертельным исходом комиссия составляет акт о расследовании по форме Н-1 согласно приложению № 1 к Положению о расследовании.
В акте указываются дата и время, когда и где произошел НС, кто проводил расследование. В обязательном порядке разрабатываются мероприятия по устранению возникновения подобных происшествий, указывается, какие и кем были допущены нарушения законодательных и иных правовых актов. К акту прилагаются материалы расследования.
Результаты расследования каждого НС рассматриваются работодателем с участием профсоюзного либо иного уполномоченного работниками представительного органа для принятия соответствующих решений, направленных на профилактику и предупреждение НС на производстве.
Расследованию подлежит любой НС, но не каждый из них будет взят на учет и оформлен в установленном порядке. Так, расследованию подлежат и квалифицируются как НС, не связанные с производством, не учитываются и оформляются актом произвольной формы:
а) смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке учреждением здравоохранения и следственными органами;
б) смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось (по заключению учреждения здравоохранения) алкогольное или наркотическое опьянение (отравление) работника, не связанное с нарушениями технологического процесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические и другие аналогичные вещества. В данном случае алкогольное опьянение рассматривается не как причина НС на производстве, а как причина отравления организма, приведшая к смерти;
в) НС, происшедший при совершении пострадавшим поступка, действий, квалифицированных правоохранительными органами как уголовное правонарушение (преступление).
Важное значение имеет документальное оформление и учет НС на производстве.
По каждому НС на производстве, вызвавшему необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю трудоспособности работником на срок не менее одного дня либо его смерть, оформляется акт о НС на производстве по форме Н-1 в двух экземплярах на русском языке либо на русском языке и государственном языке субъекта РФ согласно приложению. При НС на производстве с застрахованным составляется дополнительный экземпляр акта по форме Н-1.
При групповом НС на производстве акт по форме Н-1 составляется на каждого пострадавшего отдельно.
Если НС на производстве произошел с работником сторонней организации (индивидуального предпринимателя), то акт по форме Н-1 составляется в трех экземплярах, два из которых вместе с материалами расследования НС и актом расследования направляются работодателю, работником которого является (являлся) пострадавший, 3-й экземпляр акта по форме Н-1 и материалы расследования остаются у работодателя, где произошел НС.
В акте по форме Н-1 должны быть подробно изложены обстоятельства и причины НС на производстве, а также указаны лица, допустившие нарушения требований по охране труда. ‘
Содержание акта по форме Н-1 должно соответствовать выводам комиссии, проводившей расследование НС на производстве.
В организации и у индивидуального предпринимателя акт по форме Н-1 подписывается членами комиссии, утверждается работодателем или лицом, им уполномоченным, и заверяется печатью.
Работодатель в трехдневный срок после утверждения акта по форме Н-1 обязан выдать один экземпляр указанного акта пострадавшему, а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом - родственникам погибшего либо его доверенному лицу (по требованию), 2-й экземпляр акта вместе с материалами расследования НС на производстве хранится в течение 45 лет в организации по основному (кроме совместительства) месту работы (службы, учебы) пострадавшего на момент НС на производстве.
При страховых случаях 3-й экземпляр акта по форме Н-1 с материалами расследования работодатель направляет в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ (по месту регистрации в качестве страхователя).
Акты по форме Н-1 регистрируются работодателем в журнале регистрации НС на производстве по форме, установленной Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Каждый НС на производстве, оформленный актом по форме Н-1, включается в статистический отчет о временной нетрудоспособности и травматизме на производстве.
Акт о расследовании группового НС на производстве, тяжелого НС на производстве со смертельным исходом с документами и материалами расследования и копии актов по форме Н-1 на каждого пострадавшего председатель комиссии в трехдневный срок после их утверждения направляет в прокуратуру, в которую сообщалось о НС на производстве. Копии указанных документов направляются также в государственную инспекцию труда по субъекту РФ и территориальный орган государственного надзора — по НС, происшедшим в подконтрольных им организациях (объектах), а при страховом случае указанные документы и акты по форме Н-1 направляют также в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ (по месту регистрации страхователя).
Важное значение в борьбе с травматизмом имеет обязанность работодателя сообщать как о последствиях НС, так и о мероприятиях, выполненных по их предупреждению. Такие сообщения направляются в государственную инспекцию труда по субъекту РФ, а в соответствующих случаях в территориальный орган государственного надзора по установленной Минтрудом РФ форме. О несчастных случаях на производстве, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых или со смертельным исходом, работодатель сообщает в государственную инспекцию труда по субъекту РФ, в соответствующий профсоюзный орган, а если они произошли на объектах, подконтрольных территориальным органам государственного надзора, — в эти органы, а при страховом случае — в исполнительный орган ФСС РФ.
По результатам расследования государственный инспектор по охране труда составляет заключение по форме согласно приложению к Положению, которое является обязательным для работодателя.
Государственный инспектор по охране труда вправе потребовать от работодателя составления нового акта по форме Н-1, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования НС.
Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета НС на производстве, непризнание работодателем НС, отказ в проведении его расследования и составления акта по форме Н-1, несогласие пострадавшего или его доверенного лица с содержанием этого акта рассматриваются государственными инспекциями труда по субъектам РФ, Федеральной инспекцией труда и социального развития РФ или судом. В этих случаях подача жалобы не является основанием для неисполнения работодателем решений государственного инспектора по охране труда.
- А. В. Фролов, т. Н. Бакаева
- Учебное пособие для вузов
- Рецензенты:
- Предисловие
- Введение
- 1. Классификация условий труда, источники и характеристики негативных факторов среды обитания и производственной деятельности и их воздействие на человека
- Принципы классификации условий труда
- Общая гигиеническая оценка условий труда
- 1.4.1.6. Лазерное излучение
- Вредные и опасные вещества
- Атмосферный воздух
- Комбинированное действие ядов
- Производственная пыль
- Химически активные вещества
- Физическая динамическая нагрузка (динамическая работа)
- Статическая физическая нагрузка (статическая работа)
- Монотонность нагрузок
- Интеллектуально-эмоциональная нагрузка (умственно-эмоциональное напряжение)
- 2. Основы обеспечения безвредных и безопасных условий труда
- Нервная система
- Кожные анализаторы
- 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Восприятие вкуса и обоняние
- Мышечная система
- Психические свойства и состояния человека
- 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Смысловое значение, область применения сигнальных цветов и соответствующие им контрастные цвета
- Явления при отекании тока в землю
- 179 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Анализ опасности прикосновения к токоведущим частям
- Организация работ по безопасному обслуживанию электроустановок
- Электроустановки и принципы их обозначения
- Устройство помещений электроустановок
- Электроустановки в пожароопасных зонах
- Классификация взрывоопасных зон (пуэ-6, пуэ-7}
- 203 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Технические средства защиты от поражения электрическим током
- Применение малых напряжений
- Электрическое разделение сетей
- Контроль и профилактика повреждений изоляции
- Компенсация емкостной составляющей тока замыкания на землю
- Обеспечение недоступности токоведущих частей
- Двойная изоляция
- 211 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Защитное заземление
- Защитное зануление
- 1Защитное отключение
- Электрозащитные средства и предохранительные приспособления
- Первая помощь пострадавшим от электрического тока
- Предельно допустимые уровни звука и эквивалентные уровни звука на рабочих местах для трудовой деятельности разных категорий тяжести и напряженности в дБа
- Классификация сред ств защиты по отношению к источнику возбуждения шума
- Ультразвук
- Предельно допустимые уровни контактного ультразвука для работающих
- Инфразвук
- Предельно допустимые уровни инфразвука на рабочих местах, допустимые уровни инфразвука в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки
- 263 2. Обеспечение безвредных условий труда
- 269 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Пду энергетических экспозиций эмп диапазона частот от 30 кГц
- Предельно допустимые уровни эмп, создаваемых телевизионными
- 277 2. Обеспечение безвредных условий труда
- 283 2. Обеспечение безвредных условий труда
- 2.2.6.1. Гигиеническое нормирование ионизирующих излучений
- 287 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Планируемое повышенное облучение
- Требования к защите от природного облучения в производственных условиях
- Требование к ограничению облучения населения. Общие положения
- Ограничение техногенного и природного облучения в нормальных условиях
- Ограничение медицинского облучения
- Безопасности при работе с источниками ионизирующих излучений
- Допустимые величины показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений
- Значения тнс-индекса, “с, для различных классов условий труда и категорий работ в производственных помещениях и на открытых территориях в теплый период года
- Классы условий труда по показателям температуры воздуха, °с, на открытых территориях в холодный период года (зима)
- Восстановительные мероприятия в зависимости от степени гипотермии
- Расчет освещения
- Напряжением 220 в
- Опасные действия рабочих
- 355 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Профессионально важные качества работника
- Испытания и оценка профессионально важных качеств
- Перечень профессионально важных качеств и «антикачеств» работников
- 3. Правовые и организационные основы охраны труда
- Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда
- Органы медико-социальной экспертизы
- 3.2.3. Экспертиза промышленной безопасности
- Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
- Служба охраны труда
- Функции управления
- 3.2.8.2. Расследование и учет профессиональных заболеваний
- Порядок установления наличия профессионального заболевания
- Порядок оформления акта о случае профессионального заболевания
- 3.2.9. Анализ производственного травматизма
- 4. Основы обеспечения безопасности в производственной среде
- 4. Основы обеспечения безопасности
- 4. Основы обеспечения безопасности
- 4.1.3. Устройство производственных зданий, помещений и рабочих мест
- Форма пульта управления
- 4. Основы обеспечения безопасности
- I I и м1иц I и тщмпмдиш iWw—ши
- 4. Основы обеспечения безопасности
- 5. Основы пожаро-, взрывобезопасности
- Класс конструктивной пожарной опасности зданияСтепени огнестойкости зданий
- Классификация основных составляющих процесса горения по уровням риска
- 6. Чрезвычайные ситуации
- Общая таксономия чрезвычайных ситуаций
- 657 6. Чрезвычайные ситуации
- Сила землетрясения
- Зависимость между сейсмической магнитудой (м), магнитудой цунами (ш) и высотой главной волны (h)
- Зависимость вероятности возникновения цунами от магнитуды подводного землетрясения
- Соотношение максимального расхода воды и глубины воды перед плотиной
- 6. Чрезвычайные ситуации
- Доза внешнего облучения в зависимости от степени загрязнения
- Доза облучения в зависимости от степени загрязнения территории
- 6. Чрезвычайные ситуации
- Рекомендуемая литература
- Содержание
- Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда
- 344082, Г. Ростов н/д, пер. Халтуринский, 80