logo
КНИГИ БЖД / Безопасность жизнедеятельности Охрана труда

Предисловие

Под охраной труда на производстве понимается система обеспечения безопасности, сохранения жизни и здоровья работника в процессе тру­довой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профи­лактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Охрана труда — это наука, изучающая закономерности формирова­ния и проявления вредных и опасных производственных факторов в си­стеме человек — производственная среда, изучающая и разрабатываю­щая пути, методы и средства предупреждения аварий, производственно­го травматизма и профессиональных заболеваний.

Курс «Охрана труда» изучается в вузах с 1966 г. Он включает в себя такие разделы, как «Трудовое законодательство», «Промышленная са­нитария и гигиена труда», «Техника безопасности* и «Противопожарная техника».

В 1990 г. в учебные планы вузов вместо дисциплин «Охрана труда» и «Гражданская оборона» введена новая дисциплина «Безопасность жиз­недеятельности» (БЖД).

БЖД — это наука о сохранении жизни и здоровья, обеспечении бе­зопасности человека в любой среде обитания, призванная выявлять и идентифицировать опасные и вредные факторы, разрабатывать методы и средства защиты человека путем снижения вредных и опасных факто­ров до приемлемых значений, вырабатывать меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Дисциплина БЖД представляет собой область знаний, в которой изу­чаются опасности, угрожающие человеку и живой природе, закономер­ности их проявления и способы защиты от них.

В отличие от курса «Охрана труда», который изучает опасности и спо­собы защиты от них на производстве, БЖД включает в себя все виды деятельности, защиту от опасностей в любой среде обитания.

Введение бучебные планы вузов БЖД сыграло, несомненно, положи­тельную роль не только в совершенствовании подготовки высококвали­фицированных специалистов, но и в развитии теоретических представ­лений в области безопасности человека.

Учитывая то, что человек постоянно взаимодействует не только с про­изводственной средой, но и с бытовой и природной, в которых существу­ют аналогичные опасности, а несчастных случаев происходит во много раз больше, целесообразно для подготовки высококвалифицированных специалистов в учебные планы включать оба предмета (БЖД и охрану труда). Однако очень немногие вузы сумели сохранить эти два предме­та одновременно. В подавляющем большинстве вузов изучается только курс БЖД при сокращенном количестве часов (как правило, 100 часов общей трудоемкости). Пока есть только рекомендации Всероссийской конференции и решение НМС по безопасности жизнедеятельности о це­лесообразности включения в образовательные стандарты наряду с кур­сом БЖД специальной дисциплины «Охрана труда» (производственная безопасность). В этих условиях очень трудно в полном объеме изучать специфику производственной безопасности, т. е. охрану труда. Большая часть этих вопросов отдается на самостоятельную проработку. Но для этого нужны учебники и учебные пособия, которые отражали бы совре­менное состояние теории и практики обеспечения безопасности жизне­деятельности, учитывали отраслевую специфику, требования новых за­конодательных актов и нормативных правовых документов по охране труда, эффективные системы управления риском на предприятиях и до­статочно полно раскрывали вопросы производственной безопасности. Вышедшие в последнее время учебники и учебные пособия быстро «ста­реют», в части правовой основы и нормативной базы, в связи с рефор­мированием системы государственного управления. В них также недо­статочно полно освещены вопросы охраны труда и промышленной безо­пасности. Обучение по старым учебникам, отражающим содержание утративших силу нормативных правовых актов, может привести к непо­правимым последствиям. В настоящем учебном пособии мы попытались ликвидировать эти пробелы. В пособии основное внимание уделено пра­вовым вопросам, новым законодательным актам и нормативным доку­ментам по охране труда, вновь созданным органам государственного надзора и контроля, системе управления охраной труда, организацион­ным и техническим мероприятиям по обеспечению безопасности труда на опасных объектах. Вместе с тем мы посчитали целесообразным вклю­чить в пособие теоретические аспекты обеспечения безопасности, психо­логии безопасности труда и вопросы безопасности в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, т. е. все разделы, которые соответствуют содер­жанию примерной программы курса «Безопасность жизнедеятельности».

Пособие предназначено для студентов вузов всех направлений под­готовки бакалавров и специалистов. Оно будет также полезно для инже­нерно-технических работников и специалистов по охране труда предпри­ятий, организаций и учреждений.

Учебное пособие подготовлено коллективом преподавателей кафед­ры «Безопасность жизнедеятельности и охрана окружающей среды» Южно-Российского государственного технического университета (Ново­черкасского политехнического института) и кафедры психологии и безо­пасности жизнедеятельности технологического института Южного Феде­рального Университета в г. Таганроге.

Предисловие, введение, разделы 1 и 3 написаны профессором А, В. Фроловым, раздел 4 — профессором, к.т.н. Т. Н. Бакаевой, раз­дел 2 совместно А. В. Фроловым и Т.Н. Бакаевой, раздел 5 — А. В. Ф­роловым и ст. преп., к.т.н. Н.Н. Чибиневым, раздел 6 — А. В. Фроловым и ст. преп, В. В. фирсовым.

Авторы будут признательны за все замечания, направленные на улуч­шение учебного пособия.