Предисловие
Под охраной труда на производстве понимается система обеспечения безопасности, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Охрана труда — это наука, изучающая закономерности формирования и проявления вредных и опасных производственных факторов в системе человек — производственная среда, изучающая и разрабатывающая пути, методы и средства предупреждения аварий, производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Курс «Охрана труда» изучается в вузах с 1966 г. Он включает в себя такие разделы, как «Трудовое законодательство», «Промышленная санитария и гигиена труда», «Техника безопасности* и «Противопожарная техника».
В 1990 г. в учебные планы вузов вместо дисциплин «Охрана труда» и «Гражданская оборона» введена новая дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД).
БЖД — это наука о сохранении жизни и здоровья, обеспечении безопасности человека в любой среде обитания, призванная выявлять и идентифицировать опасные и вредные факторы, разрабатывать методы и средства защиты человека путем снижения вредных и опасных факторов до приемлемых значений, вырабатывать меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Дисциплина БЖД представляет собой область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку и живой природе, закономерности их проявления и способы защиты от них.
В отличие от курса «Охрана труда», который изучает опасности и способы защиты от них на производстве, БЖД включает в себя все виды деятельности, защиту от опасностей в любой среде обитания.
Введение бучебные планы вузов БЖД сыграло, несомненно, положительную роль не только в совершенствовании подготовки высококвалифицированных специалистов, но и в развитии теоретических представлений в области безопасности человека.
Учитывая то, что человек постоянно взаимодействует не только с производственной средой, но и с бытовой и природной, в которых существуют аналогичные опасности, а несчастных случаев происходит во много раз больше, целесообразно для подготовки высококвалифицированных специалистов в учебные планы включать оба предмета (БЖД и охрану труда). Однако очень немногие вузы сумели сохранить эти два предмета одновременно. В подавляющем большинстве вузов изучается только курс БЖД при сокращенном количестве часов (как правило, 100 часов общей трудоемкости). Пока есть только рекомендации Всероссийской конференции и решение НМС по безопасности жизнедеятельности о целесообразности включения в образовательные стандарты наряду с курсом БЖД специальной дисциплины «Охрана труда» (производственная безопасность). В этих условиях очень трудно в полном объеме изучать специфику производственной безопасности, т. е. охрану труда. Большая часть этих вопросов отдается на самостоятельную проработку. Но для этого нужны учебники и учебные пособия, которые отражали бы современное состояние теории и практики обеспечения безопасности жизнедеятельности, учитывали отраслевую специфику, требования новых законодательных актов и нормативных правовых документов по охране труда, эффективные системы управления риском на предприятиях и достаточно полно раскрывали вопросы производственной безопасности. Вышедшие в последнее время учебники и учебные пособия быстро «стареют», в части правовой основы и нормативной базы, в связи с реформированием системы государственного управления. В них также недостаточно полно освещены вопросы охраны труда и промышленной безопасности. Обучение по старым учебникам, отражающим содержание утративших силу нормативных правовых актов, может привести к непоправимым последствиям. В настоящем учебном пособии мы попытались ликвидировать эти пробелы. В пособии основное внимание уделено правовым вопросам, новым законодательным актам и нормативным документам по охране труда, вновь созданным органам государственного надзора и контроля, системе управления охраной труда, организационным и техническим мероприятиям по обеспечению безопасности труда на опасных объектах. Вместе с тем мы посчитали целесообразным включить в пособие теоретические аспекты обеспечения безопасности, психологии безопасности труда и вопросы безопасности в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, т. е. все разделы, которые соответствуют содержанию примерной программы курса «Безопасность жизнедеятельности».
Пособие предназначено для студентов вузов всех направлений подготовки бакалавров и специалистов. Оно будет также полезно для инженерно-технических работников и специалистов по охране труда предприятий, организаций и учреждений.
Учебное пособие подготовлено коллективом преподавателей кафедры «Безопасность жизнедеятельности и охрана окружающей среды» Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института) и кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности технологического института Южного Федерального Университета в г. Таганроге.
Предисловие, введение, разделы 1 и 3 написаны профессором А, В. Фроловым, раздел 4 — профессором, к.т.н. Т. Н. Бакаевой, раздел 2 совместно А. В. Фроловым и Т.Н. Бакаевой, раздел 5 — А. В. Фроловым и ст. преп., к.т.н. Н.Н. Чибиневым, раздел 6 — А. В. Фроловым и ст. преп, В. В. фирсовым.
Авторы будут признательны за все замечания, направленные на улучшение учебного пособия.
- А. В. Фролов, т. Н. Бакаева
- Учебное пособие для вузов
- Рецензенты:
- Предисловие
- Введение
- 1. Классификация условий труда, источники и характеристики негативных факторов среды обитания и производственной деятельности и их воздействие на человека
- Принципы классификации условий труда
- Общая гигиеническая оценка условий труда
- 1.4.1.6. Лазерное излучение
- Вредные и опасные вещества
- Атмосферный воздух
- Комбинированное действие ядов
- Производственная пыль
- Химически активные вещества
- Физическая динамическая нагрузка (динамическая работа)
- Статическая физическая нагрузка (статическая работа)
- Монотонность нагрузок
- Интеллектуально-эмоциональная нагрузка (умственно-эмоциональное напряжение)
- 2. Основы обеспечения безвредных и безопасных условий труда
- Нервная система
- Кожные анализаторы
- 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Восприятие вкуса и обоняние
- Мышечная система
- Психические свойства и состояния человека
- 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Смысловое значение, область применения сигнальных цветов и соответствующие им контрастные цвета
- Явления при отекании тока в землю
- 179 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Анализ опасности прикосновения к токоведущим частям
- Организация работ по безопасному обслуживанию электроустановок
- Электроустановки и принципы их обозначения
- Устройство помещений электроустановок
- Электроустановки в пожароопасных зонах
- Классификация взрывоопасных зон (пуэ-6, пуэ-7}
- 203 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Технические средства защиты от поражения электрическим током
- Применение малых напряжений
- Электрическое разделение сетей
- Контроль и профилактика повреждений изоляции
- Компенсация емкостной составляющей тока замыкания на землю
- Обеспечение недоступности токоведущих частей
- Двойная изоляция
- 211 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Защитное заземление
- Защитное зануление
- 1Защитное отключение
- Электрозащитные средства и предохранительные приспособления
- Первая помощь пострадавшим от электрического тока
- Предельно допустимые уровни звука и эквивалентные уровни звука на рабочих местах для трудовой деятельности разных категорий тяжести и напряженности в дБа
- Классификация сред ств защиты по отношению к источнику возбуждения шума
- Ультразвук
- Предельно допустимые уровни контактного ультразвука для работающих
- Инфразвук
- Предельно допустимые уровни инфразвука на рабочих местах, допустимые уровни инфразвука в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки
- 263 2. Обеспечение безвредных условий труда
- 269 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Пду энергетических экспозиций эмп диапазона частот от 30 кГц
- Предельно допустимые уровни эмп, создаваемых телевизионными
- 277 2. Обеспечение безвредных условий труда
- 283 2. Обеспечение безвредных условий труда
- 2.2.6.1. Гигиеническое нормирование ионизирующих излучений
- 287 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Планируемое повышенное облучение
- Требования к защите от природного облучения в производственных условиях
- Требование к ограничению облучения населения. Общие положения
- Ограничение техногенного и природного облучения в нормальных условиях
- Ограничение медицинского облучения
- Безопасности при работе с источниками ионизирующих излучений
- Допустимые величины показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений
- Значения тнс-индекса, “с, для различных классов условий труда и категорий работ в производственных помещениях и на открытых территориях в теплый период года
- Классы условий труда по показателям температуры воздуха, °с, на открытых территориях в холодный период года (зима)
- Восстановительные мероприятия в зависимости от степени гипотермии
- Расчет освещения
- Напряжением 220 в
- Опасные действия рабочих
- 355 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Профессионально важные качества работника
- Испытания и оценка профессионально важных качеств
- Перечень профессионально важных качеств и «антикачеств» работников
- 3. Правовые и организационные основы охраны труда
- Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда
- Органы медико-социальной экспертизы
- 3.2.3. Экспертиза промышленной безопасности
- Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
- Служба охраны труда
- Функции управления
- 3.2.8.2. Расследование и учет профессиональных заболеваний
- Порядок установления наличия профессионального заболевания
- Порядок оформления акта о случае профессионального заболевания
- 3.2.9. Анализ производственного травматизма
- 4. Основы обеспечения безопасности в производственной среде
- 4. Основы обеспечения безопасности
- 4. Основы обеспечения безопасности
- 4.1.3. Устройство производственных зданий, помещений и рабочих мест
- Форма пульта управления
- 4. Основы обеспечения безопасности
- I I и м1иц I и тщмпмдиш iWw—ши
- 4. Основы обеспечения безопасности
- 5. Основы пожаро-, взрывобезопасности
- Класс конструктивной пожарной опасности зданияСтепени огнестойкости зданий
- Классификация основных составляющих процесса горения по уровням риска
- 6. Чрезвычайные ситуации
- Общая таксономия чрезвычайных ситуаций
- 657 6. Чрезвычайные ситуации
- Сила землетрясения
- Зависимость между сейсмической магнитудой (м), магнитудой цунами (ш) и высотой главной волны (h)
- Зависимость вероятности возникновения цунами от магнитуды подводного землетрясения
- Соотношение максимального расхода воды и глубины воды перед плотиной
- 6. Чрезвычайные ситуации
- Доза внешнего облучения в зависимости от степени загрязнения
- Доза облучения в зависимости от степени загрязнения территории
- 6. Чрезвычайные ситуации
- Рекомендуемая литература
- Содержание
- Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда
- 344082, Г. Ростов н/д, пер. Халтуринский, 80