Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда
Наименование документа | Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ |
Межотраслевые правила по ОТ (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ) | Минтруда России |
Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО) | Федеральные органы исполнительной власти |
Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) | Госгортехнадзор России Госатомнадзор России |
Государственные стандарты, системы стандартов безопасности труда (ГОСТ, ССБТ) | Госстандарт России |
Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) | Госстрой России |
Государственные санитарно-эпидемиологические пра- Минздрав России вила и нормативы: санитарные правила (СП), гигиени- веские нормативы (ГН), санитарные правила и нормы ' (СэнПиН), санитарные нормы (СН) ] |
Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, подлежат направлению для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы. Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока.
Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов РФ с учетом специфики ведения работ.
Профессиональные союзы, в лице их соответствующих органов, и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда. Работодатель обеспечивает разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников с учетом изложенного в письменном виде мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа или по согласованию с ними (на основании соглашения).
НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА, СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Российское законодательство предусматривает систему надзорных и контрольных органов за охраной труда.
Различают следующие виды надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда: государственный; общественный; внутрихозяйственный, внутренний (работодателя).
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ
В главе 57 ТК РФ рассмотрены органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет Федеральная инспекция труда.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
Федеральная инспекция труда — единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Руководство деятельностью Федеральной инспекции труда осуществляет Главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации. Структурными подразделениями федеральной инспекции труда являются государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации и межрегиональные государственные инспекции труда.
Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право:
беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие
материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В 2004 г. проведено реформирование системы государственного управления и структуры федеральных органов исполнительной власти, в том числе и органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Была создана Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), в которую вошла Федеральная инспекция труда.
Федеральная служба по труду и занятости
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 324 (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.09.2007 г. № 559), утвердившим Положение о Федеральной службе по труду и занятости, Федеральная служба по труду и занятости:
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;
находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная служба по труду и занятости осуществляет следующие полномочия:
— государственный надзор и контроль за соблюдением:
работодателем трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
контроль за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;
осуществляет:
рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях;
принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике;
реализацию федеральных программ в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения;
содействие в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
♦ государственную экспертизу условий труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральную службу по труду и занятости возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Сфера деятельности органа государственного надзора за безопасным ведением работ в промышленности указана в ст. 366 ТК РФ в которой записано: «государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, который вправе следить за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горнорудной, горнохимической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности».
Для выполнения этих функций после реформирования системы государственного управления и структуры федеральных органов исполнительной власти была создана Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Согласно Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. № 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере; является органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности, органом государственного горного надзора, специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности, органом государственного энергетического надзора, специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.
Руководство деятельностью Ростехнадзора осуществляет Правительство Российской Федерации.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Ростехнадзор в установленной сфере деятельности имеет право: ♦ проводить в пределах своей компетенции необходимые расследования, организовывать проведение экспертиз, заказывать проведение исследований, испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;
осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;
применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.
Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
Кроме этих органов государственного надзора и контроля (Рос- труда и Ростехнадзора) были созданы:
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор);
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Рост- ранснадзор);
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) и др.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г №312, утвердившего Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка;
находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:
надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:
государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга;
— организует деятельность системы государственной санитарноэпидемиологической службы Российской Федерации.
Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 323, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития:
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи, предоставление услуг в области курортного дела, организацию судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, оказание протезно-ортопедической помощи, реабилитацию инвалидов, организацию предоставления социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан, социальное обслуживание населения, проведение медико-социальной экспертизы, донорство крови, трансплантацию органов и тканей человека;
находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Росздравнадзор в установленной сфере деятельности имеет право:
беспрепятственно получать доступ на любое предприятие — производится ь лекарственных средств, изымать образцыпроизводимых лекарственных средств в установленном законодательством РФ порядке;
запрещать производство лекарственных средств и продажу уже произведенных лекарственных средств в случаях, перечень которых содержится в правилах организации производства и контроля качества лекарственных средств, в установленном законодательством РФ порядке;
запрещать рекламу лекарственных средств и предупреждать рекламодателя о необходимости изменения рекламы лекарственного средства в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в установленном законодательством РФ порядке;
применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства РФ.
Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра здравоохранения и социального развития РФ.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22.06.2004 г. № 370, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, является:
уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) в установленной сфере деятельности;
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
осуществляет контроль и надзор:
в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства);
в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
за использованием и охраной водных объектов;
за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне;
за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;
за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений;
государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий;
организует и проводит в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу: '
осуществляет ведение Красной книги Российской Федерации;
— осуществляет ведение кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
Согласно Положению о Федеральной службе в сфере транспорта, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта:
обеспечивает организационно-методическое сопровождение и контроль деятельности капитанов портов по осуществлению ими контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту;
осуществляет специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на органы Российской транспортной инспекции, федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства, федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, специально уполномоченный орган в области гражданской авиации (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области гражданской авиации) и государственную речную судоходную инспекцию.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта:
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализированные, рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства;
находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта в установленной сфере деятельности имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную, связанную с транспортным процессом, деятельность.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 г. № 294, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии:
осуществляет лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, а также функции по государственному метрологическому контролю и надзору до внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации;
осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти;
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии;
осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию деятельности в области обеспечения единства измерений, координацию проведения работ по аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия, и координацию деятельности по развитию системы кодирования технико-экономической и социальной информации;
находится в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.
Кроме рассмотренных выше органов государственного надзора и контроля остались прежними функциональные обязанности ГИБДД (ГАИ) и Госпожнадзора.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) разрешает ввод в эксплуатацию новых и вышедших из ремонта автомобилей, следит за техническим состоянием автомобильного транспорта на предприятиях, в хозяйствах и учреждениях, за обеспечением его безопасной эксплуатации, контролирует безопасность дорожного движения, участвует в расследовании аварий и случаев нарушения правил эксплуатации автомобилей, а также осуществляет контроль за подготовкой кадров для автотранспорта.
Государственный пожарный надзор в РФ в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ст. 5) и дополнениями и изменениями согласно Федеральному Закону от 22.08.2004 г № 122 организует и осуществляет государственная противопожарная служба, должностные лица органов государственного пожарного надзора, находящиеся в ведении МЧС России (см. раздел 5).
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА
Запрещается строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники и технологий без заключения государственной экспертизы условий труда о соответствии проектно-технической документации государственным нормативным требованиям охраны труда.
Проведение государственной экспертизы условий труда регламентируется ст. 216.1 ТК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2003 г. № 244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации», постановлениями Минтруда России от
г. № 86 «Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации» и от 02.07.2001 г. № 53 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению государственной экспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности».
Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц);
запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:
составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;
обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.
Органам, осуществляющим государственную экспертизу условий труда в субъектах Российской Федерации, в целях решения возложенных на них задач рекомендуется выполнять следующие функции:
контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
подготовку предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях;
предоставление в учреждения медико-социальной экспертизы (по их запросу или по заявлению застрахованного) заключений государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда застрахованных, которые предшествовали наступлению страхового случая;
проведение государственной экспертизы условий труда на соответствие требованиям охраны труда проектов строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов, другого производственного оборудования и технологических процессов;
проведение государственной экспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности на территории субъекта Российской Федерации;
проведение государственной экспертизы условий труда по запросам органов государственного надзора и контроля, судебных органов, работодателей, работников, профессиональных органов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов;
выдачу заключений по условиям труда для рассмотрения в судебном порядке вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушений требований охраны труда;
участие в организации и проведении сертификации работ по охране труда в организациях;
организацию работы исследовательских (измерительных) лабораторий по оценке условий труда;
проведение консультаций работодателям и работникам по их просьбам (в том числе на договорных условиях) по вопросам оценки условий труда, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, установления правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу во вредных или опасных условиях труда;
информирование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, о деятельности по осуществлению государственной экспертизы условий труда в субъектах Российской Федерации по установленной форме.
Работники государственной экспертизы условий труда вправе предъявлять работодателям или их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений или представления о приостановлении действия принятых в организации решений по вопросам предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда, не соответствующими действующему трудовому законодательству.
- А. В. Фролов, т. Н. Бакаева
- Учебное пособие для вузов
- Рецензенты:
- Предисловие
- Введение
- 1. Классификация условий труда, источники и характеристики негативных факторов среды обитания и производственной деятельности и их воздействие на человека
- Принципы классификации условий труда
- Общая гигиеническая оценка условий труда
- 1.4.1.6. Лазерное излучение
- Вредные и опасные вещества
- Атмосферный воздух
- Комбинированное действие ядов
- Производственная пыль
- Химически активные вещества
- Физическая динамическая нагрузка (динамическая работа)
- Статическая физическая нагрузка (статическая работа)
- Монотонность нагрузок
- Интеллектуально-эмоциональная нагрузка (умственно-эмоциональное напряжение)
- 2. Основы обеспечения безвредных и безопасных условий труда
- Нервная система
- Кожные анализаторы
- 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Восприятие вкуса и обоняние
- Мышечная система
- Психические свойства и состояния человека
- 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Смысловое значение, область применения сигнальных цветов и соответствующие им контрастные цвета
- Явления при отекании тока в землю
- 179 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Анализ опасности прикосновения к токоведущим частям
- Организация работ по безопасному обслуживанию электроустановок
- Электроустановки и принципы их обозначения
- Устройство помещений электроустановок
- Электроустановки в пожароопасных зонах
- Классификация взрывоопасных зон (пуэ-6, пуэ-7}
- 203 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Технические средства защиты от поражения электрическим током
- Применение малых напряжений
- Электрическое разделение сетей
- Контроль и профилактика повреждений изоляции
- Компенсация емкостной составляющей тока замыкания на землю
- Обеспечение недоступности токоведущих частей
- Двойная изоляция
- 211 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Защитное заземление
- Защитное зануление
- 1Защитное отключение
- Электрозащитные средства и предохранительные приспособления
- Первая помощь пострадавшим от электрического тока
- Предельно допустимые уровни звука и эквивалентные уровни звука на рабочих местах для трудовой деятельности разных категорий тяжести и напряженности в дБа
- Классификация сред ств защиты по отношению к источнику возбуждения шума
- Ультразвук
- Предельно допустимые уровни контактного ультразвука для работающих
- Инфразвук
- Предельно допустимые уровни инфразвука на рабочих местах, допустимые уровни инфразвука в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки
- 263 2. Обеспечение безвредных условий труда
- 269 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Пду энергетических экспозиций эмп диапазона частот от 30 кГц
- Предельно допустимые уровни эмп, создаваемых телевизионными
- 277 2. Обеспечение безвредных условий труда
- 283 2. Обеспечение безвредных условий труда
- 2.2.6.1. Гигиеническое нормирование ионизирующих излучений
- 287 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Планируемое повышенное облучение
- Требования к защите от природного облучения в производственных условиях
- Требование к ограничению облучения населения. Общие положения
- Ограничение техногенного и природного облучения в нормальных условиях
- Ограничение медицинского облучения
- Безопасности при работе с источниками ионизирующих излучений
- Допустимые величины показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений
- Значения тнс-индекса, “с, для различных классов условий труда и категорий работ в производственных помещениях и на открытых территориях в теплый период года
- Классы условий труда по показателям температуры воздуха, °с, на открытых территориях в холодный период года (зима)
- Восстановительные мероприятия в зависимости от степени гипотермии
- Расчет освещения
- Напряжением 220 в
- Опасные действия рабочих
- 355 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Профессионально важные качества работника
- Испытания и оценка профессионально важных качеств
- Перечень профессионально важных качеств и «антикачеств» работников
- 3. Правовые и организационные основы охраны труда
- Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда
- Органы медико-социальной экспертизы
- 3.2.3. Экспертиза промышленной безопасности
- Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
- Служба охраны труда
- Функции управления
- 3.2.8.2. Расследование и учет профессиональных заболеваний
- Порядок установления наличия профессионального заболевания
- Порядок оформления акта о случае профессионального заболевания
- 3.2.9. Анализ производственного травматизма
- 4. Основы обеспечения безопасности в производственной среде
- 4. Основы обеспечения безопасности
- 4. Основы обеспечения безопасности
- 4.1.3. Устройство производственных зданий, помещений и рабочих мест
- Форма пульта управления
- 4. Основы обеспечения безопасности
- I I и м1иц I и тщмпмдиш iWw—ши
- 4. Основы обеспечения безопасности
- 5. Основы пожаро-, взрывобезопасности
- Класс конструктивной пожарной опасности зданияСтепени огнестойкости зданий
- Классификация основных составляющих процесса горения по уровням риска
- 6. Чрезвычайные ситуации
- Общая таксономия чрезвычайных ситуаций
- 657 6. Чрезвычайные ситуации
- Сила землетрясения
- Зависимость между сейсмической магнитудой (м), магнитудой цунами (ш) и высотой главной волны (h)
- Зависимость вероятности возникновения цунами от магнитуды подводного землетрясения
- Соотношение максимального расхода воды и глубины воды перед плотиной
- 6. Чрезвычайные ситуации
- Доза внешнего облучения в зависимости от степени загрязнения
- Доза облучения в зависимости от степени загрязнения территории
- 6. Чрезвычайные ситуации
- Рекомендуемая литература
- Содержание
- Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда
- 344082, Г. Ростов н/д, пер. Халтуринский, 80