Служба охраны труда
Структура служб охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций нормативного документа «Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях», разработанные и утвержденные постановлением Минтруда от 22.01.2001 г. № 10.
Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей. Она выполняет всю организационную и методическую работу. Функции и права службы охраны труда определены постановлением Минтруда от 08.02.2000 г. № 14, утвердившим «Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации*.
В функции службы охраны труда входят:
Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами.
Оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений.
Организация, методическое руководство аттестаций рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением.
Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда.
Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда.
Согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда.
Разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.
Участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий охраны труда, соглашения по охране труда организации.
Составление отчетности по охране труда по формам, установленным Госкомстатом России.
Организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда.
Оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ).
Осуществление контроля за:
соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта РФ, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающихся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда.
Работники Службы охраны труда имеют право:
В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда.
Предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания (рекомендуемая форма — в приложении к Рекомендациям) об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.
Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также требования законодательства об охране труда.
В организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, подконтрольные Ростехнадзору, организуется производственный контроль в соответствии с «Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 г. № 263.
Производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.
Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Производственный контроль в эксплуатирующей организации осуществляют назначенный решением руководителя организации работник или служба производственного контроля.
Функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, рекомендуется возлагать:
на одного из заместителей эксплуатирующей организации — если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет менее 150 человек;
на специально назначенного работника — если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет от 150 до 500 человек;
на руководителя службы производственного контроля — если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет более 500 человек.
Обязанности и права работника, ответственного за осуществление производственного контроля, определяются в положении о производственном контроле, утверждаемом руководителем эксплуатирующей организации, а также в должностной инструкции и заключаемом с этим работником договоре (контракте).
Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обязан:
а) обеспечивать проведение контроля за соблюдением работниками опасных производственных объектов требований промышленной безопасности;
б) разрабатывать план работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации;
в) проводить комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности, выявлять опасные факторы на рабочих местах;
г) ежегодно разрабатывать план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и аттестации рабочих мест;
д) организовывать разработку планов мероприятий по локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий;
е) организовывать работу по подготовке проведения экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов;
ж) участвовать в техническом расследовании причин аварий, инцидентов и несчастных случаев;
з) проводить анализ причин возникновения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и осуществлять хранение документации по их учету;
и) организовывать подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности;
к) вносить руководителю организации предложения:
о проведении мероприятий по обеспечению промышленной безопасности;
об устранении нарушений требований промышленной безопасности;
о приостановлении работ, осуществляемых на опасном производственном объекте с нарушением требований промышленной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью работников, или работ, которые могут привести к аварии или нанести ущерб окружающей природной среде.
Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обеспечивает контроль за:
а) выполнением условий лицензий на виды деятельности в области промышленной безопасности;
б) своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;
в) наличием сертификатов соответствия требованиям промышленной безопасности на применяемые технические устройства;
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА
Управление охраной труда — это регламентированная нормативными и методическими документами деятельность по осуществлению социально-экономических, технических, гигиенических и лечебнопрофилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Законодательство Российской Федерации предусматривает государственное управление охраной труда (ст. 216 ТК РФ).
Основными целями государства в области охраны труда являются:
создание безопасных условий труда на всех предприятиях, независимо от форм собственности;
защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания;
обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов охраны труда: работодателей, объединений работодателей, государственных органов, органов местного самоуправления, работников и их объединений, в том числе профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда (Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации) и другими федеральными органами исполнительной власти.
Федеральные органы исполнительной власти, которым, в соответствии с законодательством РФ, предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда.
Государственное управление охраной труда на территории субъекта Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Структура государственного управления охраной труда представлена на схеме (рис. 3.1).
«Сначала безопасность — потом работа» — таким образом можно сформулировать основной принцип государственной политики в области охраны труда.
В соответствии со ст. 210 ТК РФ основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
государственное управление охраной труда;
государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей, на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми
Рис, 3,1, Структура государственного управления охраной труда в РФ
при современном техническом уровне производства и организации труда;
координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
международное сотрудничество в области охраны труда;
проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарнобытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ И НА ПРЕДПРИЯТИИ
Основные понятия. Цели, принципы построения, функции и задачи системы управления охраной труда
Одной из основных причин высокого уровня аварийности и травматизма на производстве является низкая эффективность, несовершенство системы управления безопасностью труда.
Под управлением безопасностью труда принято понимать действия руководящих работников организаций, объединений (работодатель, административно-управленческий аппарат), направленных на создание и сохранение безопасных и безвредных условий труда. Управлять безопасностью труда - значит поддерживать состояние организации работ, условий труда, орудий труда, технологических процессов, машин и оборудования такими, чтобы исключить (или свести до минимума) воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов. Основная цель - предупреждение аварий, чрезвычайных ситуаций, производственного травматизма и профзаболеваний.
Система управления охраной труда (СУОТ) — это комплекс взаимосвязанных правовых, организационных, технических, социально-экономических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мер, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда.
Субъектом управления (органом управления) является руководство предприятия и структурных подразделений (работодатель, должностные лица), имеющее четкое распределение функциональных обязанностей. Объектом управления является деятельность функциональных служб и структурных подразделений по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, цехах и предприятиях в целом.
Всякое управление предусматривает сбор информации о существующем состоянии дела, ее обработку, анализ, прогнозирование развития условий и событий, планирование работ и состояний, организацию выполнения планов, координацию деятельности управляемых объектов или коллективов и групп людей, контроль выполнения, учет его результатов, оценку достигнутого и деятельности управляемых лиц, а также их стимулирование.
Это управление осуществляется по составляющим его элементам, взаимодействующим между собой. Условная схема выполнения элементов управления представлена на рис. 3.2.
Рис. 3.2. Схема еыпоянения мероприятий или управляющих действий
Система управления безопасностью труда является составной частью (подсистемой) управления производством в целом, поэтому общие положения, определяющие управление производством, его функции и методы, управленческие действия и средства их реализации находят применение и для управления безопасностью труда.
Главная цель управления производством — обеспечение работы и развитие производства в соответствии с планируемыми результатами и технико-экономическими показателями. При этом наряду с выполнением планируемых показателей, обеспечением качества продукции, повышения производительности труда и пр. выделяется подсистема создания и поддержания безопасных условий труда.
Цели управления достигаются выполнением функций, мероприятий и управленческих действий. Функции управления реализуются через воздействия управляющих (руководителей) на действия и поступки людей.
Способы воздействия бывают:
организационно-распорядительные;
социально-психологические;
экономические;
мотивационные.
Организационно-распорядительный способ воздействия имеет формы устного или письменного приказа (распоряжения, указания, задания) и опирается на установленные правовыми документами права руководителя, а также на дисциплинарный порядок и виды ответственности. Важно, чтобы приказы были законны и отдавались четко и ясно, чтобы они мотивировались и разъяснялись.
Руководитель должен: разъяснять, что достигается выполнением приказа; определять показатели выполнения; наделять исполнителей необходимыми полномочиями и ресурсами; устанавливать ответственность; инструктировать исполнителей об основных направлениях действий по выполнению приказа (в том числе по обеспечению требований и норм по охране труда); контролировать ход исполнения и координировать деятельность исполнителей.
Социально-психологические способы воздействия предусматривают использование моральных стимулов и выражаются, в основном, в устной или письменной похвале или критике.
Экономические способы включают в себя материальное стимулирование положительных действий и поступков людей по обеспечению безопасных условий труда (при тесной увязке всех видов вознаграждения с конечными результатами труда), а также материальную ответственность за приносящие ущерб неправильные действия.
Мотивационные способы основаны на разъяснениях, убеждениях и внушениях, цель которых — побудить у трудящихся внутренние мотивы к хорошей работе, желание трудиться производительно и безопасно.
Все способы воздействия желательно применять комплексно. Наиболее эффективны экономические и социально-психологические методы, поэтому их следует применять шире. В управлении безопасностью труда необходим решительный переход от преимущественно административных методов к преимущественно экономическим. С этой целью следует добиваться, чтобы оценка результатов деятельности коллективов и объединений, их подразделений и структурных единиц, каждого руководителя и трудящегося была тесно увязана с эффективностью их работы по обеспечению безопасности труда.
Наряду с премированием за достижения, следует накладывать взыскания на виновных за упущения, нарушения и ошибки, шире использовать права на предъявление виновным исков по возмещению материального ущерба от аварий и несчастных случаев, а также принимать другие законные меры, направленные на заинтересованность каждого трудового коллектива и каждого трудящегося в соблюдении норм и требований охраны труда.
В практической работе по управлению безопасностью труда следует применять методы и управляющие действия, отвечающие особенностям предприятия. Однако для обеспечения эффективности функционирования СУОТ и достижения поставленных целей необходимо, чтобы она была построена на основе общепризнанных научно обоснованных принципов в соответствии с объективными законами науки управления.
Рассмотрим основные принципы построения и функционирования системы управления охраной труда.
Системный подход. Управлять безопасностью труда следует на основе научных методов комплексного и системного подходов.
Комплексный подход требует учета всех факторов, влияющих на состояние безопасности труда: физиологические и психологические свойства человека, его подготовленность (обученность) к труду, социально-психологический климат в коллективе, методы, стиль и уровень руководства, моральное стимулирование, форма организации труда, трудовые приемы, предметы и орудия труда, технология, средства защиты, окружающая среда, оплата труда, формы материального стимулирования, меры ответственности.
Системный подход позволяет рассматривать безопасность труда как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, которая позволяет определить объективные связи этих элементов, выяснить их взаимовлияние и взаимозависимости, установить функциональную роль каждого элемента и системы в целом.
Система имеет дополнительные качества, которых нету элементов, ее образующих. Это важнейшее свойство системы, именуемое эмерджентностью, определяет основу и преимущества системного подхода. Зачастую на практике СУОТ называется набор отдельных функциональных обязанностей, не обладающих признаками системы. Как правило, это общие положения с указанием цели и общих (без учета специфики предприятия) задач, и должностные инструкции руководителей и других должностных лиц. Такой подход значительно снижает эффективность функционирования СУОТ.
Системный подход — метод решения проблем с помощью системотехники. В свою очередь системотехника определяется как дисциплина, имеющая следующие задачи:
изучение и оценка всех частей заданной системы с помощью науки и математических способов оптимизации;
анализ системы с целью изучения влияния одних частей на действия других и влияния одних частей на работу всей системы;
синтез изученных и оптимизированных частей для выяснения их влияния на рассматриваемую систему; .
оптимизация всей системы в целом за счет корректировки отклонений ее частей.
Системность предусматривает: органическое единство кадров, структуры, методов (экономических, организационно-распорядительских, социально-психологических) и техники управления при решающей роли кадров; тесную взаимосвязь субъекта и объекта управления; единство и взаимообусловленность производственно-технических, экономических, социально-психологических, правовых и кибернетических аспектов управления.
Плановость и непрерывность. Работа по улучшению безопасности труда может быть эффективна, если ее вести планомерно и непрерывно. При отсутствии плановости в работе будут преобладать элементы случайности и беспорядка, многие важные вопросы могут быть упущены.
Профилактическая направленность. Действия и вся работа по повышению безопасности труда должны, в основном, иметь профилактическую направленность. Это значит, что главные усилия следует направлять на выявление и устранение причин, условий и мотивов, порождающих неправильные действия людей, проявление опасностей и вредностей.
Эффективный метод профилактики — прогнозирование опасностей и условий, при которых люди подпадают под их воздействие, а также порождающих их причин, условий и мотивов на этапах проектирования, конструирования и испытания новой техники, технологии и форм организации труда. Большое профилактическое значение имеют улучшение подготовки людей к труду, строгое выполнение [рафиков профилактических осмотров и ремонтов оборудования, хорошая организация материально-технического обеспечения работ предметами, необходимыми для создания безопасных условий труда, распространение передового опыта работы без травм и аварий.
Законность. Управлять безопасностью труда необходимо, строго соблюдая законность. Применять незаконные действия, даже если они направлены на повышение безопасности труда (например, наказывать нарушителей правил безопасности, применяя незаконные методы и средства), недопустимо. Незаконное действие все равно будет отменено, лицо, его допустившее, будет наказано, а вера людей в правовые документы подорвана.
Создание и внедрение новой, более безопасной и безвредной техники и технологии. Главное направление улучшения безопасности труда — создание и внедрение новой, более безопасной и безвредной техники и технологии, устраняющих тяжелый и монотонный труд, а также рациональной организации труда. При этом важное значение имеет система управления и защита.
Контроль за выполнением мероприятий, планов и задач. Контроль за выполнением планов, мероприятий и всей работы по повышению безопасности труда, как и состоянием безопасности на рабочих местах, должен быть систематическим, глубоким и принципиальным. В процессе контроля надо добиваться устранения обнаруженных недостатков, шире использовать современные средства контроля и привлекать к контролю и самоконтролю не только всех руководителей, специалистов, мастеров и бригадиров, но и передовых рабочих.
Четкое распределение обязанностей, привлечение к участию всех членов трудовых коллективов в работе по созданию безопасных условий труда.
Открытость информации о состоянии охраны труда и конечных результатах функционирования системы.
Включение экономического механизма управления. Необходимо шире применять экономические рычаги для повышения безопасности труда. Аварии и несчастные случаи, как и профессиональные заболевания, наносят немалый экономический ущерб предприятию, фонду социального страхования и др. Следовательно, сокращение числа производственного травматизма и заболеваний улучшает экономику предприятия, сберегает фонд социального страхования и снижает расходы многих других государственных организаций.
Для уменьшения числа аварий и случаев производственного травматизма полезно применять не только технические и организационные, но и экономические методы и мероприятия. С этой целью рекомендуется:
♦ убеждать каждого члена коллектива в том, что соблюдение норм и требований по технике безопасности и производственной санитарии для коллектива и государства, в конечном счете, более выгодно, чем их нарушение;
подсчитывать экономический ущерб, который приносят предприятию и государству аварии, несчастные случаи и заболевания, происшедшие на предприятии;
поощрять материально и морально коллективные и индивидуальные успехи в деле улучшения охраны труда, особенно в тех случаях, когда трудящиеся по своей инициативе вскрывают и устраняют нарушения правил безопасности и предотвращают аварии или несчастные случаи;
предъявлять к лицам, чьи действия вызвали аварию или травмирование людей, иски в компенсации (в соответствии с законом) ущерба, вызванного этими событиями.
Экономический механизм управления рисками положен в основу Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профзаболеваний» № 125-ФЗ, согласно которому предприятия ежемесячно отчисляют в фонд социального страхования страховые взносы, размер которых пропорционален классу профессионального риска. Причем эти суммы берутся из фонда оплаты труда. Закон предусматривает скидки (уменьшение страховых тарифов до 40 %) в случае работы без травм и выполнения установленных требований и обязательств, надбавки (до 40 %) в противном случае.
- А. В. Фролов, т. Н. Бакаева
- Учебное пособие для вузов
- Рецензенты:
- Предисловие
- Введение
- 1. Классификация условий труда, источники и характеристики негативных факторов среды обитания и производственной деятельности и их воздействие на человека
- Принципы классификации условий труда
- Общая гигиеническая оценка условий труда
- 1.4.1.6. Лазерное излучение
- Вредные и опасные вещества
- Атмосферный воздух
- Комбинированное действие ядов
- Производственная пыль
- Химически активные вещества
- Физическая динамическая нагрузка (динамическая работа)
- Статическая физическая нагрузка (статическая работа)
- Монотонность нагрузок
- Интеллектуально-эмоциональная нагрузка (умственно-эмоциональное напряжение)
- 2. Основы обеспечения безвредных и безопасных условий труда
- Нервная система
- Кожные анализаторы
- 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Восприятие вкуса и обоняние
- Мышечная система
- Психические свойства и состояния человека
- 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Смысловое значение, область применения сигнальных цветов и соответствующие им контрастные цвета
- Явления при отекании тока в землю
- 179 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Анализ опасности прикосновения к токоведущим частям
- Организация работ по безопасному обслуживанию электроустановок
- Электроустановки и принципы их обозначения
- Устройство помещений электроустановок
- Электроустановки в пожароопасных зонах
- Классификация взрывоопасных зон (пуэ-6, пуэ-7}
- 203 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Технические средства защиты от поражения электрическим током
- Применение малых напряжений
- Электрическое разделение сетей
- Контроль и профилактика повреждений изоляции
- Компенсация емкостной составляющей тока замыкания на землю
- Обеспечение недоступности токоведущих частей
- Двойная изоляция
- 211 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Защитное заземление
- Защитное зануление
- 1Защитное отключение
- Электрозащитные средства и предохранительные приспособления
- Первая помощь пострадавшим от электрического тока
- Предельно допустимые уровни звука и эквивалентные уровни звука на рабочих местах для трудовой деятельности разных категорий тяжести и напряженности в дБа
- Классификация сред ств защиты по отношению к источнику возбуждения шума
- Ультразвук
- Предельно допустимые уровни контактного ультразвука для работающих
- Инфразвук
- Предельно допустимые уровни инфразвука на рабочих местах, допустимые уровни инфразвука в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки
- 263 2. Обеспечение безвредных условий труда
- 269 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Пду энергетических экспозиций эмп диапазона частот от 30 кГц
- Предельно допустимые уровни эмп, создаваемых телевизионными
- 277 2. Обеспечение безвредных условий труда
- 283 2. Обеспечение безвредных условий труда
- 2.2.6.1. Гигиеническое нормирование ионизирующих излучений
- 287 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Планируемое повышенное облучение
- Требования к защите от природного облучения в производственных условиях
- Требование к ограничению облучения населения. Общие положения
- Ограничение техногенного и природного облучения в нормальных условиях
- Ограничение медицинского облучения
- Безопасности при работе с источниками ионизирующих излучений
- Допустимые величины показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений
- Значения тнс-индекса, “с, для различных классов условий труда и категорий работ в производственных помещениях и на открытых территориях в теплый период года
- Классы условий труда по показателям температуры воздуха, °с, на открытых территориях в холодный период года (зима)
- Восстановительные мероприятия в зависимости от степени гипотермии
- Расчет освещения
- Напряжением 220 в
- Опасные действия рабочих
- 355 2. Обеспечение безвредных условий труда
- Профессионально важные качества работника
- Испытания и оценка профессионально важных качеств
- Перечень профессионально важных качеств и «антикачеств» работников
- 3. Правовые и организационные основы охраны труда
- Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда
- Органы медико-социальной экспертизы
- 3.2.3. Экспертиза промышленной безопасности
- Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
- Служба охраны труда
- Функции управления
- 3.2.8.2. Расследование и учет профессиональных заболеваний
- Порядок установления наличия профессионального заболевания
- Порядок оформления акта о случае профессионального заболевания
- 3.2.9. Анализ производственного травматизма
- 4. Основы обеспечения безопасности в производственной среде
- 4. Основы обеспечения безопасности
- 4. Основы обеспечения безопасности
- 4.1.3. Устройство производственных зданий, помещений и рабочих мест
- Форма пульта управления
- 4. Основы обеспечения безопасности
- I I и м1иц I и тщмпмдиш iWw—ши
- 4. Основы обеспечения безопасности
- 5. Основы пожаро-, взрывобезопасности
- Класс конструктивной пожарной опасности зданияСтепени огнестойкости зданий
- Классификация основных составляющих процесса горения по уровням риска
- 6. Чрезвычайные ситуации
- Общая таксономия чрезвычайных ситуаций
- 657 6. Чрезвычайные ситуации
- Сила землетрясения
- Зависимость между сейсмической магнитудой (м), магнитудой цунами (ш) и высотой главной волны (h)
- Зависимость вероятности возникновения цунами от магнитуды подводного землетрясения
- Соотношение максимального расхода воды и глубины воды перед плотиной
- 6. Чрезвычайные ситуации
- Доза внешнего облучения в зависимости от степени загрязнения
- Доза облучения в зависимости от степени загрязнения территории
- 6. Чрезвычайные ситуации
- Рекомендуемая литература
- Содержание
- Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда
- 344082, Г. Ростов н/д, пер. Халтуринский, 80